«Святость Владимирской земли ощущается в каждом камне»

Игумения Руфина (Солоницкая)

Древний Боголюбский женский монастырь в селе Боголюбово Владимирской области входит в туристический маршрут «Золотое кольцо России» и в первую очередь известен тем, что именно здесь святому князю Андрею Боголюбскому явилась Сама Матерь Божия и повелела основать монастырь. Как маяк у берегов бушующего моря светит кораблям, указуя путь в гавань, так и Боголюбов монастырь, издалека виднеясь на оживленной дороге, призывает людей ко Христу. И в наши дни все, приходящие в святую обитель, по молитвам к Богородице получают благодатную помощь. Настоятельница монастыря игумения Руфина в интервью журналу «Монастырский вестник» рассказала об уникальных святынях обители, ночных литургиях, древнем крестном ходе в честь почитаемой Боголюбской иконы, монашеском чине о Панагии, молитвенном «затворе», монашеских ризах, Иисусовой молитве, а также о том, почему в монастыре много молодых насельниц и чем их так привлекает старинная обитель.  

Матушка, в сентябре будет три года, как Вы являетесь игуменией Боголюбского монастыря. До этого Вы пятнадцать лет подвизались в Спасо-Преображенской обителисела Спас-Купалище, где тоже были настоятельницей. Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как Вы оказались в монастыре?

В обитель я пришла в 2006 году, мне было пятьдесят лет. С годами мне становилось все более неинтересно в миру, круг общения был уже только с верующими людьми, появились мысли о монашестве. Моя знакомая устроила мне встречу со старцем. Когда я пришла, старец буквально с порога сказал мне: «Благословляю в монастырь!» Я уволилась с работы и поехала служить Господу в Спасо-Преображенскую обитель, которая на тот момент была подворьем Боголюбского монастыря.

Матушка Руфина, у Вас редкое для православной монашеской традиции имя. В честь какой святой Вас назвали в постриге?

Святая мученица Руфина Кесарийская (Каппадокийская) – это мама мученика Маманта († ок. 275 г.). Она пострадала за веру вместе с супругом, мучеником Феодотом: открыто исповедовала христианство и, бывши непраздной, еще до рождения сына была схвачена язычниками и заключена в темницу. Святой Мамант родился в тюрьме, а затем попал в семью знатной женщины. Имя мне дал приснопамятный владыка Евлогий по святцам. Память святых мучеников Феодота, Руфины и их сына Маманта совершается в один день – 15 сентября. 

На Владимирской земле очень много святынь, буквально каждый храм, улица связаны с историей России и Русской Церкви. Вы ощущаете уникальность, намоленность этих мест на себе? 

Вы знаете, сразу чувствуется, что Владимирская земля особенная. Наверное, ни в одной епархии нет такого количества монастырей. В целом во Владимирской митрополии около сорока обителей. А сколько храмов! Святость Владимирской земли отражается и на людях, которые здесь живут. Местные жители в основном воцерковленные, доброжелательно относятся к монашествующим. 

В свое время я приехала в эти края из Башкирии, где тогда жила, и сразу поняла, какое это святое место, а Боголюбский монастырь – в особенности. Очень мало на земле таких мест, где Матерь Божия Сама избирает Себе удел. Из истории Православной Церкви нам известны четыре удела: Иверия (Грузия), Святая гора Афон (Греция), Киево-Печерская лавра (Украина) и Серафимо-Дивеевский монастырь (Россия), а про нашу обитель умалчивается, хотя мы знаем, что именно Богородица указала князю Андрею Боголюбскому на это место и просила построить обитель для иноков.

Бесспорно, это святая земля, которая находится под Ее особым покровительством. Здесь пролил свою кровь святой князь Андрей Боголюбский, приняв мученическую кончину. В башне из белого камня XII века, где убили князя Андрея, и которая находится рядом с монастырским храмом Рождества Пресвятой Богородицы, по сей день периодически проявляются следы его крови.

Каждое утро в 7:00 мы с сестрами пред иконами нараспев читаем поочередно акафист Боголюбской Богоматери или святому князю Андрею Боголюбскому. Этим мы оказываем почтение основателям и небесным покровителям нашей обители. К тому же чтение акафистов духовно укрепляет сестер и прихожан, дарит им духовную радость.

Какие еще в монастыре есть особые уставные службы, молебны, акафисты, характерные именно для вашей обители?

В нашей обители непрерывно идет молитва. Ежедневно совершается богослужение, круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтирь. К тому же есть так называемый «затвор», когда в течение суток сестры по очереди читают Евангелие, Псалтирь, каноны, акафисты, вставляя при этом прошения о спасении нашего Отечества, обители, родных и близких.

Считается, что ночная молитва – самая сильная, поэтому в монастыре два раза в неделю, за исключением постового периода, служатся ночные Литургии. Эту традицию ввел еще духовник обители приснопамятный схиархимандрит Петр (Кучер), который восстановил монастырь и возродил в нем монашеский дух, направив на путь иноческого жития множество человеческих душ. После его светлой кончины духовником обители был соборно выбран митрополит Владимирский и Суздальский Тихон.

В нашем монастыре совершается монашеский чин о Панагии – особое почитание Божией Матери. После Литургии Богородичная просфора торжественно переносится в трапезную, разрезается на кусочки, которые с благоговением вкушают насельницы. Затем сестры возвращаются в собор, где я провожу с ними духовные и назидательные беседы. По воскресным дням после Литургии поочередно служатся молебны: Господу «Об умножении любви» и Богородице «Неупиваемая Чаша». 

В обители есть ящичек для записок на имя игумении, как в Дивееве, например?

Ящичка нет, но я всегда доступна для сестер. Каждый день я на службе, на трапезе, после которых каждая насельница может лично задать вопрос.

Вот уже более 25 лет в Боголюбском монастыре возрождена древняя традиция крестных ходов с почитаемой Боголюбской иконой Божией Матери из Боголюбова во Владимир и обратно. Расскажите об этом подробнее, пожалуйста. 

В 1995 году из Владимирской епархии в обитель была передана для крестных ходов Боголюбская икона Богоматери, написанная в конце XVIII – начале XIX века. Накануне праздника Владимирской иконы Богородицы 3 июня перед Боголюбским образом, с любовью украшенным цветами, служится молебен, и под колокольный звон крестным ходом его уносят во Владимир. Прихожане приносят множество различных цветов из своих палисадников для украшения иконы и дорожки от храма до центрального входа в монастырь. В этот день у сестер есть возможность пройти пешим ходом и соборно помолиться. Последние несколько лет Боголюбивая икона перевозится на красиво украшенном автомобиле.

День памяти Боголюбской иконы (1 июля) – это главный праздник обители. Накануне в монастырь стекается множество людей из разных уголков России, чтобы почтить своим присутствием праздник и пройти крестным ходом из Владимира в Боголюбово, когда икона возвращается в обитель. Это показывает, насколько православные особо почитают Боголюбский образ Божией Матери.

В проведении торжества и его организации принимают участие не только сестры монастыря, но и епархиальное управление, духовенство Владимирской епархии, администрация города, прихожане, благодетели. Мы с любовью и трепетом готовимся к этому дню. 

Икона устанавливается на Боголюбской площади для поклонения. Игумения и духовник монастыря обращаются ко всем с приветственным словом. Правящий архиерей в сослужении сонма духовенства служит молебен перед святым образом. Священнослужители, насельницы и все присутствующие единодушно прославляют Заступницу рода христианского и молятся о спасении России, православного народа и помощи в благих делах. До позднего вечера перед иконой читают и поют акафист.

После Божественной литургии все приглашаются на праздничную трапезу. Несмотря на то, что ежегодно крестный ход выпадает на Петров пост, из обители никто не уходит «тощ и неутешен». Всем участникам предлагают монастырский квас и булочки. Также каждый может получить на память Боголюбский образ Пресвятой Богородицы.

В обители есть гостиница для паломников, трапезная, чайная?

Монастырская гостиница примерно на сто мест. Есть платные и бесплатные трапезные для паломников и неимущих. Сестры готовят обеды для паломников, выпекают хлеб, пирожки, кондитерские изделия, монастырские пряники, которые сами расписывают. Поэтому каждый здесь может вкусно поесть и увезти с собой подарок на память об обители.

Сколько сейчас в монастыре сестер? Какие основные послушания они выполняют?

Около 160 насельниц. Сестры в основном молодые: от 20 до 45 лет. Они трудятся на различных послушаниях: в трапезной, просфорной, пекарне, медпункте, в молочном и кондитерском цехах, иконописной, золотошвейной и швейной мастерских, сами шьют церковную одежду священнослужителям, себе и на заказ.

Монастырь полностью обеспечивает себя трудами сестер. Мы арендуем землю, где выращиваем картофель, свеклу, капусту, морковь, лук, чеснок и прочие овощи и фрукты. Заготавливаем сено для коров. Сестры с радостью ездят в монастырские скиты, чтобы потрудиться и побыть на природе. 

Большое количество молодых сестер в обители – редкость в наше время. Явно Матерь Божия Сама собирает сестричество в Свою обитель.

Да, это правда (улыбается). У молодых сестер горячие сердца, они молятся пламенной молитвой, спешат в храм на службы, на ночные молитвы, у них много сил, они не ленятся, им хочется трудиться ради Христа. Сестры всё впитывают, как губки, им хочется учиться, узнавать свою веру, монастырскую жизнь. Также они с большой радостью посещают учебные занятия для монашествующих, которые сейчас обязательны в монастырях. Они ответственно готовятся к занятиям, активно задают вопросы преподавателям и хорошо отвечают на экзаменах. Дважды в год для сестер организуются паломнические поездки по святым местам.

Как Вы думаете, чем еще так привлекает молодых девушек Боголюбский монастырь?

Сестры очень любят Боголюбивую обитель. Они чувствуют, что место святое, и уходить отсюда не хотят несмотря на то, что жизнь в монастыре непростая. Это древняя, святая земля. Когда я сюда приехала, в первое время стояла на службах, смотрела на величественный Боголюбский собор и не могла вместить всю эту красоту, благолепие, намоленность. Это невозможно описать словами. Приезжайте к нам и сами все поймете. 

Спаси Господи, матушка, Бог даст, доедем до вас когда-нибудь! Пока же в силу обстоятельств интервью записываем по телефону. А есть ли у сестер возможность заниматься творчеством в монастыре? Какие творческие послушания несут сестры Боголюбской обители?

По молитвам и благословению схиархимандрита Петра в монастыре возрождено монашеское делание – иконопись. Сразу же после возрождения обители была открыта иконописная мастерская. Сестры принимали активное участие в восстановлении храмовой росписи Боголюбского собора, реставрации и написании икон для храма и алтаря. В 2015 году сестры своими силами отреставрировали купольную часть собора, а через три года – центральный притвор. В настоящее время реставрируется алтарная часть. 

Иконописцы монастыря работают в традициях и по технологии старых мастеров: на залевкашенных досках из липы натуральными пигментами на яичной эмульсии пишутся иконы, фон золотится сусальным золотом, нередко с чеканкой. За основу берутся образцы древних почитаемых иконописцев и известных мастеров. Сестры освоили все этапы иконописи, обучаясь у специалистов разных школ и мастерских, обмениваясь опытом, и с годами, оттачивая мастерство, стали профессионалами своего дела.

Но главное, к чему стремятся иконописцы в своих работах, – чтобы икона стала молитвенным образом, благообразным и духовным по содержанию. А для этого каждая сестра, по завету духовного отца, выполняя работу с любовью, вкладывает в нее молитву и частичку своей души.

Работы наших сестер-иконописцев можно увидеть во многих монастырях и храмах разных городов России и заграницы: в селе Спас-Купалище, Нижегородской области, Беларуси, Украине, Молдавии, Италии, Нидерландах, Швейцарии, Греции и на Афоне. Сестры расписали Благовещенский и Успенский храмы нашей обители. Сейчас дописывают иконостас храма святого князя Андрея Боголюбского. Помимо этого поступают заказы от частных лиц и храмов на написание иконостасов, храмовых образов, венчальных пар, мерных икон, семейных покровителей и почитаемых святых.

Матушка, чем для Вас является монастырь? 

Монастырь – это дом Божий. Мы приходим сюда, чтобы уйти от мира и его страстей, чтобы в молитвенной обстановке исправляться, становиться лучше, служить Господу, а также выполнять миссионерскую деятельность, так как монастырь – это маяк в миру. Люди приходят в обитель, чтобы получить душевное успокоение. Поэтому те, кто на практике вкусил, узнал силу молитвы к Богу, тянется к храму, монастырю. У монаха главное желание – душу свою спасти и послужить Богу. Господь, Матерь Божия призвали нас, чтобы мы им здесь, на земле, послужили.

Монашествующие нередко прячутся от людских глаз, особенно в больших монастырях, где много паломников. Но есть и такие насельники, кто регулярно проводит экскурсии по обители, часто взаимодействует с мирскими людьми. Другими словами, у монашества множество ликов, монахи бывают разного устроения и духовной крепости, и паломники должны это понимать, верно?

В том, что сестры уходят от общения с прихожанами и паломниками, нет ничего плохого. Просто у них зачастую нет благословения на общение с мирянами, ведь в монастыре все делается по благословению. Есть сестры, которые прожили в обители много лет, духовно окрепли и им не повредит общение с миром. Поэтому таким насельницам благословляется проводить экскурсии, вести духовные беседы с паломниками, отвечать на вопросы. А новоначальные сестры еще духовно слабы и могут повредиться от общения с миром. 

С какими испытаниями, проблемами в наше время сталкиваются монашествующие на пороге монастыря, когда только приходят в обитель? Наверное, новоначальным сложнее всего отказаться от телефона, интернета? 

Непросто в первое время, конечно. Боремся с этой зависимостью, как можем (улыбается). Сестрам не благословляется иметь телефоны, потому что это все-таки связь с миром, который уводит монаха от главного – молитвы, мыслях о Господе, спасении души. А у монаха должна быть постоянная мысленная беседа с Богом, Иисусова молитва хотя бы на устах, поскольку молитва в сердце – это уже подвиг для современного человека. 

Мы берем новоначальных под свою опеку, делимся духовным опытом, объясняем, что такое гордыня, смирение, послушание, терпение. К тому же враг не дремлет, внушает, что в монастыре плохо, гонит из обители. Подобные помыслы надо учиться отсекать.

В Православной Церкви монашеские обеты, принимаемые человеком, влекут за собой пожизненную обязанность исполнения их перед Богом и не могут быть даны легкомысленно. Поэтому от степени к степени они возрастают от простого к сложному. Расскажите, пожалуйста, об этом и о важности упомянутой Вами Иисусовой молитвы.

В Уставе для монашествующих прописаны степени духовного возрастания от послушницы до великой схимы. При поступлении в монастырь сестра одевается в послушническую одежду: подрясник (платье Богородицы), платочек и четки. Затем промежуточная стадия – рясофор, когда выдаются ряса, апостольник и скуфья. Следом за рясофором – иноческий постриг, где сестра получает новое имя и ей благословляется ношение клобука (шлема духовного). Следующий этап – постриг в мантию с монашескими обетами, повторным изменением имени, выдачей мантии и парамана. Высшей ступенью в ходе духовного возрастания является великая схима (ангельский образ), когда сестра полностью отрекается от мира (вступает в ряды ангельских чинов), облачается в схимнические одежды, меняет имя и становится молитвенницей за весь род человеческий. 

Согласно ступеням духовного возрастания, у сестер меняется и монашеское правило. У новоначальных оно поменьше, у монахинь побольше, но все обязательно читают Евангелие, Апостол, Псалтирь, каноны, акафисты. 

Иисусова молитва – важнейшая часть монашеского делания, которая также разделяется по возрастанию. Новоначальные сестры читают сто Иисусовых молитв в день, рясофорные и в иноческом постриге – триста, монахини и схимницы – от пятисот и больше. Молитвенное правило сестры стараются выполнять с поклонами. Я постоянно напоминаю им, что послушание – не место для разговоров, в это время лучше творить Иисусову молитву.

Матушка, а ленты на монашеских апостольниках в вашей обители снаружи или изнутри пришиваются? У дивеевских сестер, к примеру, нетрадиционный способ ношения лент – под апостольником. 

Да, я тоже сталкивалась с таким. В Боголюбово мы пришиваем ленты традиционно – поверх апостольника. Ленточки символизируют пост и молитву. Монах – это постник и молитвенник, без этого спастись он не может. Придя в обитель, мясное мы уже не вкушаем, только рыбу. Сестры усердно трудятся и молятся, испрашивая помощи Божией в несении монашеского креста.

Апостольник на голове носят только инокини и монахини, он бывает богослужебным (черный) и повседневным (более легкий, светлых оттенков) – это так называемое «покрывало послушания», верно?

Безусловно. Пост, молитва, послушание – три крыла монаха. Устав разрешает ношение апостольника из более легкой цветной ткани в келейном корпусе, на кухне, летом на огороде, ночью во время сна.

Женский коллектив – это особое сообщество, со своими нюансами, искушениями, испытаниями. При этом сегодня женские монастыри, к сожалению, нередко превращаются в колхозы, где упор сделан на физический труд. Поделитесь, пожалуйста, своим опытом, что Вы могли бы посоветовать сестрам в этом вопросе?

Согласна, коллектив женский сложный. Я считаю, что надо проявлять к сестрам любовь и внимание – так, чтобы они это чувствовали. В то же время должна быть строгость, дисциплина, соблюдение устава. Очень важны личный пример игумении и беседы, разговоры с насельницами. Необходимо все проговаривать, объяснять, вразумлять.

Игумения должна чувствовать состояние души каждой сестры, замечать, когда она борется с искушением или ее одолевают навязчивые помыслы. Первым делом я, конечно, отправляю на исповедь к священнику, после которой всегда становится легче на душе. Ну и обязательно Причастие Святых Христовых Таин. Иногда хорошо и епитимью понести, чтобы избавиться от греха, чтобы душа не коснела в нем, а очищалась. При таких условиях будет легче возрастать духовно. Тогда и трудиться будешь без ропота, и на службу спешить, и на ночную молитву легко вставать.

Беседовала Христина Полякова
Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Монастыри

Боголюбский женский монастырь в поселке Боголюбово
Владимирская область, Суздальский район, посёлок Боголюбово, улица Ленина, 51В
Боголюбский женский монастырь в поселке Боголюбово
Владимирская область, Суздальский район, посёлок Боголюбово, улица Ленина, 51В

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк