Иверский свет над Поволжьем

Самарская Иверская женская обитель

В 2014 году исполнилось 20 лет, как Самарская Иверская женская обитель, упраздненная и разрушенная при советской власти, вновь обрела официальный статус монастыря. В августе 1994 года Указом Святейшего Патриарха Алексия II настоятельницей монастыря была назначена игумения Иоанна (Капитанцева). Сейчас Иверский монастырь является истинной жемчужиной Самарского края, одним из важных духовных центров епархии. Сестры обители бережно хранят память о прошлом своей обители, ведут летопись ее возрождения и сегодняшних благочестивых трудов, совершающихся здесь во славу Божию.

Возникновение обители

В Самаре известно предание о том, как святитель Алексий митрополит Московский предрек возникновение города. В 1357 году, возвращаясь в Москву из Золотой Орды, где исцелил ханскую жену от слепоты, у слияния рек Волги и Самары святитель произнес: «На этом месте будет город великий, в котором просияет благочестие, и этот город никогда и никем разорен не будет».

В 1568 году здесь построили крепость, ставшую спустя столетие городом, и в нем был открыт Спасо-Преображенский монастырь, сначала мужской, а потом женский. По прошествии еще одного века, в царствование Екатерины II, этот монастырь, как и многие другие, упразднили.

01К середине XIX столетия уездная Самара не отличалась большим количеством храмов, но дух благочестия в ней пребывал. Люди хранили благодарную память о существовавшей в прошлом обители. Возродить монастырь на благословенной самарской земле было желанием многих горожан, а некоторые готовы были пожертвовать для этого свои загородные земельные участки. Посвятить себя высоконравственной духовной жизни решили несколько девиц из православных семей.

В 1850 году горожане разных сословий во главе с духовенством отправили Симбирскому епископу Феодотию прошение об учреждении в Самаре женской общины. Ответ на прошение был положительный.

Иверская икона Божией МатериОсенью этого же года, в день празднования Воздвижения Честнаго и Животворящего креста Господня, Преосвященный Феодотий на предполагаемом месте обители «...водрузил крест и заложил первый камень в основание молитвенной храмины. Владыка благословил будущих насельниц святой иконой Иерусалимской Божией Матери, поручив таким образом возникающую обитель охране и покровительству Небесной Царицы». Общину назвали Иверской, выполняя условие благотворительницы, передавшей сестрам семейную икону Иверской Божией Матери, украшенную золотой ризой, алмазами и изумрудами. Первой была построена часовня во имя Казанской иконы Божией Матери с восемью келиями под ней и вокруг нее. В них поселились 38 подвижниц. Старшей сестрой избрали девицу мещанского сословия Марию Янову.

03В 1860 году община была преобразована в монастырь со своим уставом, состоящим из 66 параграфов, определяющих порядок, образ жизни, взаимные отношения инокинь. Мария Янова с пострижением ее в монашество и наречением имени Маргариты стала первой игуменией.

Монастырь был общежительный нештатный и не получал денежных субсидий от казны на свое содержание. В нем действовала целая сеть всевозможных мастерских, на доходы от которых, а также на частные пожертвования он жил и развивался.

04

 

С расширением монастыря и увеличением числа насельниц в 1858 году был заложен каменный трехпрестольный пятиглавый храм во имя Сретения Господня с двумя приделами – преподобного Сергия Радонежского и первоверховных апостолов Петра и Павла. Сретенский храм до построения в 1894 году нового Кафедрального собора был самым большим и благолепным из всех церквей Самары. В склепе храма была погребена первая игумения Маргарита (Янова), прослужившая в сане четверть века и почившая в 1883 году в возрасте 78 лет.

В 1874 году возвели в сан вторую игумению – монахиню Антонину (Розалиеву). При ней была построена величественная 65 метровая колокольня с восьмитонным колоколом и надвратной церковью во имя Чудотворца Николая. Силуэт колокольни, увенчанный грушевидной главкой, напоминал свечу и считался символом дореволюционной Самары.

«Самарское знамя»

05При игумении Антонине в 1876 году, в период русско-турецкой войны, иверскими монахинями было изготовлено знаменитое «Самарское знамя», ставшее символом единства славянских народов, света и торжества Православия. На обеих сторонах шелкового полотнища изображен крест, в нем расположены Иверский образ Божией Матери и – с другой стороны – образ святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. На красной полосе золотошвейки монастыря вышили: «Самара болгарскому народу в 1876 году», на синей – «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его».

06Знамя было вручено болгарскому ополчению. Спасенное несколькими знаменосцами в боях и пропитанное кровью их смертельных ран, оно хранится в военно-историческом музее Софии и почитается болгарами как национальная святыня. В 2008 году делегация депутатов Народного Собрания Болгарии передала его копию возрожденному Иверскому монастырю. Иверские монахини, разделяя патриотический подъем русского народа, еще в позапрошлом веке протянули крепкую нить, связывающую два братских народа: Стара-Загора и Самара – города-побратимы.

Игумения Антонина скончалась в 1892 году, прослужив 16 с половиной лет, и была захоронена напротив придела во имя Архистратига Михаила в устроенном ею Иверском храме.

Накануне испытаний

07Протоиерей Павел Третьяков в книге, изданной в 1905 году, сравнивает монастырь со светильником «...вверху горы стоящим и указывающим путь всем труждающимся и обремененным». «Обитель Иверская, – продолжает он, – для всех открытая и видимая, увеселяет град, служа ему украшением и являясь перед взорами всех отдельным благоустроенным городком в великом г. Самаре, и своим благообразием и величием храмов Божиих и колокольни в частности поучает и укрепляет в истине и превосходстве исповедуемой нами веры Христовой». Монастырь в Самаре стал духовным центром губернии благодаря «доброму иноческому духу и аскетическому настрою», который отмечали в нем правящие архиереи.

08Известный пастырь и молитвенник, широко почитаемый православным русским народом, Иоанн Кронштадтский трижды посещал Самару по приглашению граждан: в 1892, 1897 и в 1902 годах. В каждый из приездов он совершал в Иверском монастыре водосвятные молебны и наставлял сестер.

В первое десятилетие ХХ века, при игумении Феофании (Немерцаловой) шло большое строительство, возводился каменный двухэтажный храм во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. В его нижнем этаже размещались пекарня и квасная, а в верхнем – Трапезный храм с престолом во имя Иерусалимской иконы.

Последняя игумения – Серафима (Миловидова) управляла обителью в 1908–1917 годах. В предреволюционный период это был крупный общежительный монастырь: в 1917 году в нем проживало около 400 насельниц в возрасте от 10 до 100 лет; имелись благотворительные учреждения – школа, странноприимный дом, больница. Во время Первой мировой войны открыли лазарет для раненых, разместили по указанию епархиального комитета 50 беженцев, а в швейной мастерской шили одежду для воинов. По благословению правящего архиерея организовали приют для девочек-сирот. Монастырь имел свыше 500 десятин монастырской земли. При этих угодьях были устроены 4 хутора с жилыми помещениями, пчельником и мельницей.

«…Будут гнать и вас»

В 1919 году монастырь закрыли, имущество национализировали. Представители новой безбожной власти изъяли и самые чтимые святыни – Иерусалимскую, Иверскую иконы Божией Матери, написанную на Афоне икону Богоматери с вложенными в нее частицами святых угодников Божиих. Воспоминания очевидцев разгрома монастыря донесли нам свидетельство о последнем дне обители и знамении от Царицы Небесной – Заступницы земли Русской: когда красноармейцы стали снимать надвратную Иверскую икону, толпа людей, собравшаяся перед монастырем, услышала стон. Исполнители бросились в необъяснимом страхе прочь, а люди приняли это чудо как знак скорой беды и испытаний. Вскоре началась гражданская война, репрессии. Слова Спасителя Господа нашего Иисуса Христа: Меня гнали, будут гнать и вас(Ин. 15:20) сбылись воочию.

Священнослужителей монастыря арестовали, Павла Третьякова и Петра Архангельского расстреляли, Александра Бечина репрессировали, дата и обстоятельства его смерти неизвестны. Монахинь насильно выселили, дальнейшая судьба их неведома, сохранилось лишь предание о гибели последних сестер: старожилы рассказывали, что по ложному объявлению о якобы открытии монастыря их собрали, посадили в баржу, вывезли в один из многочисленных затонов на Волге и утопили вместе с баржей.

Возрождение

Новая жизнь обители началась с регистрации общины 6 декабря 1991 года.

0913 февраля 1992 года епархиальному управлению РПЦ передали бывшее здание Трапезного храма, а вскоре, в канун праздника Иверской иконы состоялось первое со времени закрытия монастыря торжественное богослужение. Старинная икона Иверской Богоматери из алтаря Самарского кафедрального Покровского собора стала главной святыней возрождающейся обители. Ее подарил правящий в то время архиерей владыка Евсевий.

В 1994 году община получила официальный статус монастыря. В августе этого года по Указу Святейшего Патриарха Алексия II монастырь возглавила игумения Иоанна (Капитанцева), переведенная в Самару из Красногорского женского монастыря города Золотоноши Черкасской области.

15В сложный период становления монастырь поддержали церковные и светские власти. Правительство Самарской области утвердило план комплексного возрождения с финансовым обеспечением работ. Управляющий Самарской епархией владыка Сергий, продолжая традиции самарских архипастырей, проявил отеческую заботу и внимание к возрождающейся обители.

Игуменство матушки Иоанны началось с восстановления не только зданий, но и самого уклада монашеской жизни. Первые монашеские обеты были принесены здесь на Благовещение 1998 года. С тех пор каждый Великий пост совершаются иноческие и монашеские постриги. Сейчас в обители подвизаются 70 сестер в основном из Самары и Самарской области, но есть насельницы из Ульяновской, Саратовской, Псковской областей, из Молдавии и Краснодарского края.

16В восстановленном Иверском храме 26 октября 2008 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, было совершено первое богослужение. Архиепископ Сергий (ныне Митрополит Самарский и Сызранский) в сослужении епископа Нежинского и Прилукского Иринея совершил чин Великого освящения главного храма Иверской обители – ровно через 120 лет после первого освящения.

При реставрации Иверского храма был обнаружен склеп с захоронением второй игумении монастыря Антонины, ее честные останки были перезахоронены в обновленном склепе Иверского храма.

Праведники во веки живут

14В Иверском храме монастыря почивают мощи св. прав. Александра Чагринского (1821–1900), обретение их состоялось 22 июня 2000 года. Будучи современником святого Иоанна Кронштадтского, отец Александр в своей жизни явил подобный ему образ святости. Живя в миру, имея семью, подвижник стяжал великие плоды молитвы и чудотворения. Праведный Иоанн Кронштадтский, когда к нему приезжали люди из Поволжья, восклицал: «Что вы ко мне едете? У вас есть свой старец!»

По словам игумении Иоанны, обретение мощей Александра Чагринского наполнило жизнь монастыря особым смыслом: в обители явился новый заступник и молитвенник. Сестры, как и весь православный самарский народ, прикладываясь к святым мощам угодника Божия, испрашивают помощи, находят утешение и радость.

Святой праведный отче Александре, моли Бога о нас!

10В прошлом на территории монастыря был обширный некрополь. До наших дней сохранился памятник П.В. Алабину – действительному статскому советнику, воину и летописцу четырех войн. Петр Владимирович был умным, образованным и талантливым человеком, любящим Родину, именно он возглавил делегацию для доставки Самарского знамени в Болгарию. Семейство Алабиных было постоянным и крупным благотворителем монастыря. В 1874 году супруги Алабины устроили придельный храм во имя равноапостольной царицы Елены и великомученицы Варвары над склепом с могилой дочери Елены, с южной стороны Иверского храма. Позднее на этом месте были похоронены Петр Васильевич с женой, его сын и дочь.

Рядом с могилой Алабина находится могила известного пастыря Самарской епархии митрофорного протоиерея Иоанна Букоткина, почившего 8 мая 2000 года. Это первое захоронение в послереволюционное время.

Отец Иоанн был духовником Самарской епархии, клириком Петропавловской церкви. Фронтовик. Кавалер Ордена Славы, двух орденов Великой Отечественной войны – протоиерей Иоанн был известен как подвижник, старец, имеющий особый дар утешения. Сотни людей обращались к нему за помощью в трудные минуты, и его молитва творила чудеса. «Праведники во веки живут» – начертано на его памятнике.

Молитвою …

Священномученик Иоанн Восторгов сравнивал монастыри с «запасными водоёмами живой воды религиозного воодушевления», которые «дают живительную влагу душам жаждущих». Сестры Иверской обители черпают силы из чистого родника Православия – церковного богослужения и келейной молитвы.

Жизнь в обители предопределена уставом. В монастыре ежедневно совершается полный круг суточного богослужения. В пять утра мерный стук деревянного била сестры-будильщицы возвещает о начале нового дня, призывает к молитве.

В 5.30 в Иверском храме начинается сестринский молебен перед ракой с мощами праведного Александра Чагринского. В 6.00 – полунощница. Читаются три канона, акафист Спасителю или Божией Матери. Затем совершается Божественная литургия. После Литургии – молебен св. прав. Александру Чагринскому и ежедневная лития по усопшим. По субботам – панихида. Многие жители губернии предпочитают заказывать поминальные обеды в монастырской трапезной. Такая традиция была установлена в дореволюционный период и оказалась востребованной в наши дни.

Вечернее богослужение начинается в 16.40, после него читается повечерие.

По средам после вечерни нараспев поется акафист перед Иверской иконой Божией Матери афонского письма – главной святыней монастыря.

В воскресные дни перед иконой Божией Матери Иверская поется Параклис, а во время вечернего богослужения служится акафист святому праведному Александру Чагринскому.

Ежедневно в любую погоду сестры идут крестным ходом с Иверской иконой вокруг монастыря, вверяя его надежному покрову Царицы Небесной.

В обители читается неусыпаемая Псалтирь.

Службы в монастыре неспешные, продолжительные – строго по уставу. Пение партесное по образцу Красногорского, где певческие традиции складывались в течение нескольких веков. Напевы заимствованы в Киево-Печерской и Почаевской Лаврах.

В праздничные дни певчие поют на два клироса. Игумения Иоанна, будучи знатоком церковного пения, участвуя в богослужении, поет и читает на клиросе. Послушать дивное пение монастырского хора приезжают из отдаленных районов.

…и трудами

В монастыре построены новый игуменский дом и четырехэтажный сестринский корпус, гармонично дополнившие архитектурный ансамбль обители. В бывшем ремесленном корпусе расположилась просфорная, в бывших настоятельских покоях – трапезная, швейная и золотошвейная мастерские, иконописная – в новом сестринском корпусе.

11Сестры обители восстановили традиции дореволюционного Иверского монастыря – овладели техникой лицевого шитья. Выполняя послушания, они создают настоящие произведения искусства. Уникальная плащаница Божией Матери, вышитые ими Иверская и Иерусалимская иконы стали украшением главного храма. Филигранная, тонкая, кропотливая работа, требующая, кроме умения и мастерства, много терпения.

Талантливые иконописцы подготовили малый иконостас для скитского храма, пишут иконы для храма в честь святителя Николая, который находится на втором ярусе колокольни.

Сестры также несут послушания в храме, поют на клиросе, шьют облачения; в просфорне выпекают просфоры и для других храмов епархии; трудятся в трапезе, в церковных лавках, в бухгалтерии, в монастырской библиотеке – в ней имеется более 12000 экземпляров книг духовно-нравственного содержания.

12

 

По благословению Высокопреосвященного Сергия, Митрополита Самарского и Сызранского, второй год монастырь издает ежемесячную газету «Иверский свет».

Большая монастырская территория постоянно благоустраивается, ее цветущий вид поддерживается руками насельниц.

В 2012 году была построена часовня в честь святых Царственных страстотерпцев. В ближайшее время в часовне будет открыт музей монастыря. Построен и четырехэтажный гостиничный блок, в котором размещена пошивочная мастерская. Расширяется гостиничный комплекс: заканчивается строительство второго корпуса.

 

13Монастырю принадлежит 70 гектаров земли в Волжском районе, где в 1996 году был основан Свято-Духовский скит – хозяйственное подворье монастыря. В нем имеется свой парк сельхозтехники, дойное стадо, птичник, выращивают овощи. В скиту возведен двухэтажный каменный храм в честь Святого Духа и Киево-Печерских святых.

Иверский жив

Когда в октябре 1999 года Святейший Патриарх Алексий II посетил монастырь, он выразил впечатления о пребывании в Самаре в двух фразах: «Самарская епархия – оплот Православия России» и «Иверский монастырь – жемчужина Самарского края». Ныне Самарский Иверский монастырь внесен в Реестр памятников культурного наследия федерального значения.

…Встала стройной белой красавицей на высоком волжском берегу 57-метровая колокольня. Над ней плывут облака, как и над ее предшественницей в прошлом веке. Звон пятнадцати колоколов возвещает о начале богослужения, разносится по окрестностям, умолкая в отлогах древних Жигулевских гор. Радостно православным горожанам и всем, кто в этот час проплывает по Волге. Иверский жив. Дух благочестия вернулся в него. Монастырь в своем ежедневном молитвенном труде во имя Господа стал надежным щитом городу.

…Монашество в Православии – самая высокая, совершенная жизнь. Полвека матушка Иоанна на монашеской стезе. Два десятилетия несет игуменский крест на Самарской земле. Сфера деятельности игумении не ограничивается вверенной ей обителью. Она принимает участие в духовно просветительных, образовательных и социальных программах регионального и федерального уровня.

Под Покровом Богородицы, благодатию Ее Божественного Сына, трудами игумении и насельниц Иверский монастырь укрепляется, благоустраивается. Для всего православного Поволжья его возрождение – великая милость Божия.


Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Покровский женский монастырь г. Верхотурье
Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь Луганской епархии
Подворье Покрова Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского мужского монастыря
Антониево-Дымский мужской монастырь
Костомаровский Спасский женский монастырь
Свято-Покровский женский монастырь г. Верхотурье
Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь Луганской епархии
Подворье Покрова Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского мужского монастыря
Антониево-Дымский мужской монастырь
Костомаровский Спасский женский монастырь