Архиепископ Феодор (Поздееевский). «Значение искушений Господа от диавола для пастырей Церкви»

Татьяна Петрова

21 марта/2 апреля исполняется 145 лет со дня рождения архиепископа Феодора (Поздеевского)

О смысле и трудностях пастырского служения

Архиепископ Феодор (Поздеевский), последний до закрытия Данилова настоятель монастыря, расстрелянный 23 октября 1937 года, в 1909 – 1917 годы был ректором Московской духовной академии. В это время им был прочитан на кафедре Пастырского богословия курс лекций по Аскетике, в которых он изложил основы православной Аскетики как современной богословской дисциплины, опираясь на аскетическую систему преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, дополненную духовным наследием и других святых отцов. Лекции курса Аскетики владыки Феодора были изданы книгой  «Из чтений по Пастырскому богословию (Аскетика)», выпущенной в 1911 году в типографии Свято-Троицкой Сегиевой Лавры. По сути, эта книга является введением в курс Аскетики.

Владыка Феодор неоднократно писал о недостатках в изучении и  преподавании богословия в современной ему духовной школе. По его мнению, в духовной академии вся научная работа сводилась «только к критике текста Писания, к исследованию внешней стороны памятников, к разбору и сочинению разных теорий, как это делается на Западе». В результате это привело к тому, что была парализована выработка православного богословского мировоззрения и «дух жизни, дышащий со страниц Откровения и творений святых отцов и вводящий душу в светлую атмосферу истинного богословия, минует… изучающего, и он питается только суррогатом богословия». Такое положение дел владыка пытался исправить своей деятельностью и преподавателя, и  ректора академии. 

Ранее Пастырское богословие, по мнению владыки Феодора, сводилось к изучению «формальной стороны пастырства, не касаясь его внутренней идейно-психологической стороны, и потому было абстрактно, мертво». И только при «раскрытии существа внутренней психологии пастырства» рассматриваемые вопросы пастырства сразу получили «особенный, глубокий, жизненный смысл».


Владыка отметил, что в современном обществе слова о значении аскетики вызывают улыбку и даже говорить серьезно об этом не принято. И причина этого в том, что современный человек «постоянно колеблется между бытием новым во Христе и бытием ветхим по миру и греху», а для «обычной мирской мудрости» и само христианство всегда было и останется непонятным – «юродством и неразумием». 

Владыка считал, что главная задача Пастырского богословия – это уяснение, «как при помощи благодати Божией пастырь может быть отцом, родителем и воспитателем пасомых». И в этом «деле духовного руководства верующих ко спасению для пастыря и имеет громадное значение Аскетика, так же, как для его собственного духовно-нравственного совершенствования необходим и ему подвиг – аскеза».

По глубокому убеждению епископа Феодора, деятельность пастыря – это «главным образом внутренняя духовная работа: спасать себя и других, возрождая и руководя их к новой благодатной жизни». А чтобы правильно руководить другими, пастырь сам должен «опытно переживать истину спасения о Христе в личной жизни – отсюда необходимость личного аскетизма»

В одной из глав книги – «Значение искушений Господа от диавола для пастыря Церкви» – владыка Феодор обращается к евангельскому повествованию об искушениях Господа от диавола и рассматривает значение этих искушений для пастыря Церкви: «Если Господь Иисус Христос, по слову Апостола, был искушен по-всячески, чтобы искушаемым помощи, то, конечно, и пастырю Церкви Христовой, как продолжателю дела Христова, надлежит то же самое и, разумеется, с тем же концом искушений, какой имели искушения Господа, т. е. с победой их». 

Владыка призывает каждого пастыря помнить и быть готовым к тому, что он будет искушаем диаволом по образу искушений в пустыне Господа Иисуса Христа, так как, ни больше – ни меньше,«является продолжателем дела Христова по устроению его Царства на земле».

Владыка Феодор отметил, что удобной почвой для действия греха и диавольских искушений является обычно  характерный для молодых пастырей юношеский идеализм, порождающий множество пастырских ошибок, а на этой почве «ошибок, неудач и огорчений легче всего зарождается разочарование, упадок энергии, чувство оскорбленного самолюбия, роптание на непризнание якобы своих добрых начинаний, а отсюда и грубое падение пастыря, в смысле полной опошленности своего пастырского дела, и сведение его к чиновничьему требоисполнению и заботе о собственной семье и себе самом и собирании в избытке волны со своих словесных овец». 

Не одобрял владыка Феодор и перенос пастырями центра тяжести своего служения на внешнюю деятельность: школьное просвещение, церковно-административная деятельность, различные общества и попечительства, улучшение сельского хозяйства – «в широком смысле это значит оставить служение слову и перейти на служение трапезам»… Владыка пишет, что «лучше иметь живую спасающуюся о Господе душу, нежели образцового порядка учреждения»  и что «эта живая душа может родиться не в обществах трезвости и попечительствах, а в тайне молитвенного пастырского подвига, в благодатном соприкосновении его души с душою пасомого». 

Перенос деятельности в эту «общественную» область чреват другими искушениями – например, компромиссом с теми, от кого зависит успех внешних предприятий. «Работая в указанном направлении по преимуществу, пастырь неизбежно и незаметно для себя самого впадает и в другие искушения по образу искушенийХриста: для успеха дела и задуманных им предприятий пастырю приходится задумываться и над тем, как бы удачнее и без затруднений провести свои предприятия и намерения к исполнению; отсюда, очень часто ставится задача пастырем – «поладить» со всеми… с кем ему приходится по вступлении в приход иметь дело и от кого особенно может зависеть осуществление задуманных им предприятий и добрых намерений. Отсюда, конечно, и оценка личностей, кои должны быть объектом пастырского воздействия, совершается уже по иному критерию, нежели каким должен руководствоваться пастырь в своей деятельности, и самая приспособляемость пастыря к пасомым, как один из мудрых приемов для уловления душ и приведения их ко Христу, получает совершенно превратный характер».


Предостерегал владыка и от бывающего у некоторых неопытных пастырей и мирян духовного ригоризма, «происходящего от сознания своего сравнительного превосходства, что он (этот ригоризм) отъединяет душу ото всех и вселяет чувство опасения, как бы от соприкосновения с неверующим или полуверующим не утерять и своей высоты. Не допускается как бы и мысли, что могут и имеют право на существование и низшие типы духовного состояния (Фил. 3:16), и задача высших служить низшим и возводить их высшему. Вот почему, напр., истинно духоносные и святые пастыри и старцы так ласковы, так снисходительны, так добры и любящи к грешникам, и, кажется, чем грешнее приходящие к ним, тем они ласковее и добрее». Это происходит потому, что они стремятся найти в человеке то доброе, «что есть непременно в каждом человеке, нужно духом святой любви согреть это доброе, пробудить чувство, разбить стену гордой отъединенности и уже вести его по пути Христова добра. А тот ригоризм духовный, который не знает снисхождения к немощам духовным, не хочет извинять и прощать грехопадения и замыкается только в сознании своей праведности, требуя и от других только по своей собственной мерке, никогда не найдет пути к душе ближнего, никогда не в состоянии ободрить ее и поддержать в ней, быть может, слабо тлеющее и курящееся дыхание жизни, а может только убить и погубить»

Владыка обращал внимание будущих священников и на то, что если пастырь желает «поладить» со всеми не ради  того, чтобы «всяко некия спасти», а ради того, чтобы, «напр., устроить попечительство, общество трезвости, дом и т. п.», то это приводит к «двойному человекоугодничеству», а для пасомых здесь кроется опасность «делать доброе и хорошее дело не ради его самого, а ради пастыря». Это тоже своего рода прелесть – «связывать свое спасение и свое доброе дело непременно с какою-нибудь определенной личностью пастыря ли или старца». 

Особенно часто это бывает у женщин – «когда спасительный путь как бы упирается исключительно в личность определенного духовного отца, который якобы и может один только спасти: тут как-то затушевывается сознание самой Церкви, пастырства вообще, силы таинств независимо от того или иного совершителя их (особенно исповеди), даже и Самого Господа Бога». И вообще в деле духовного руководства и взаимоотношений пастыря и пасомых «может быть множество таких тонких извращений и искажений, что поистине эта духовная наука руководства есть “наука из наук”».

Критиковал владыка попытку некоторых пастырей в целях влияния на общество приспособиться в своей жизни, взглядах и даже внешнем облике к этому обществу. Владыка считал, что таким путем пастырю недостойно да и невозможно обрести у                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       общества авторитет: «Уважение там, где видна верность своей идее, своему долгу, даже до мелочей, где полная последовательность и согласование жизни и взглядов (носитель определенной идеи и последовательный в своих принципах человек даже в мирской жизни пользуется всегда уважением, даже у противников: политических и других, а человек колеблющийся, куда ветер подует и всем друг, никогда не пользуется почетом). Пастырь все равно есть носитель определенной идеи, определенного мировоззрения, пастырь есть определенный жизненный тип и должен не хромать на оба колена, а являть величие и красоту этого именно духовного типа».

У пастыря, по мнению владыки Феодора, может быть только один авторитет – «высота его личной нравственной жизни, как бы живое воплощение того начала жизни, которое определяет собою живого члена Царства Божия в отличие его от члена царства мира сего. Короче – он должен быть носителем благодати Св. Духа – духовным человеком, дабы каждый прикасающийся к нему и сообщающийся чувствовал как бы исходящую из него силу духовную, и сам он, подобно Апостолу, мог говорить: “подобни мне бывайте, якоже и аз Христу”».

Владыка обращает особое внимание будущих пастырей на необходимость того, чтобы «власть над душой верующих истекала из акта свободного предания ими самих себя истине Христовой и делу Христову». В любом общем деле гарантией успеха  служит любовь и свобода участия в нем, а в деле «жизни по Христу и созидании Царства Христова» тем более «нужны не рабы, а сыны свободы». И  сынами свободы становятся лишь в результате «внутреннего преобразования своей духовной жизни». 

«Смысл искушения Господа диаволом, когда он предлагал Христу броситься с кровли храма, в том и состоял, – продолжает владыка, – чтобы этим ненужным никому по существу и по настроению греховно-тщеславным чудом сразу ослепить очи видевших Его и, поразив их, привлечь к себе на чувстве чистого духовного ослепления… на чувстве рабства пред величием Чудотворца. И это слепое стадо, пораженное чудесным знамением – спасением Христа, бросившегося с кровли храма, – конечно, пошло бы за Христом, слепо воспело бы ему осанна, как это и было потом, но никогда не создало бы живого Царства в духе мира, радости, любви, кротости и смирения». 

На чуде вера строиться не может –  блаженны не видевшие и веровавшие. Вера, основанная на чуде, не ценна и не прочна. «Кричавшие Господу “осанна” после воскрешения Лазаря…  потом кричали также “распни”. Это, – пишет владыка,  – общая психология рабства и рабского чувства, всегда изменчивого под силой непосредственного впечатления, когда развенчивается в их глазах предмет величия (знаете, как люди ненавидят своего кумира, которому они прежде покланялись, если он на чем-либо преткнется и не оправдает, их вожделений и ожиданий), всегда неустойчивого, всегда узко-эгоистического и крайне самолюбивого… Посему-то Христос и отверг искушение диавола, отверг этот легкий способ приобретения себе последователей-рабов…» 

По мнению епископа Феодора, современные пастыри часто это искушение не в состоянии распознать и преодолеть. Пастырь нередко начинает «в себе самом, в наличности своих сил духовных искать чего-либо такого, что бы могло сразу же произвести впечатление на паству и что могло бы привлечь их к нему». Владыка ссылается на слова архиепископа Антония (Храповицкого), что «большим и всегдашним, прибавим, искушением для пастыря является желание производить на своих пасомых впечатление своей личностью».

«У пастыря должно бы всегда как можно меньше ощущаться чувство значения своей личности в деле веры и нравственного совершенства пасомых, – наставляет далее владыка Феодор. – Все делает Бог и Господь И. Христос, и пастырь должен не только говорить с Апостолом: “живу не к тому аз, но живет во мне Христос” (Гал. 2:20), но должен переживать внутренно ощутимо, что он без Христа не может творить ничесоже». 

«Пастырство, как дело рождения духовного, исполнено скорбей… и без Христовой любви несение этих болезней и креста невозможно для пастыря, – продолжает владыка, – и это мужество и величие Христовой любви в пастыре должно… передаваться пасомым в их нравственном подвиге спасения, который тоже преисполнен болезней и скорбей…»


Предупреждает владыка Феодор и об опасностях, которые подстерегают каждого пастыря, когда в нем  охладевает Христова духовная любовь – «а она непременно оскудевает в нем при указанном уклонении от истинного пути пастырства, когда искусственные и внешние чисто приемы к влиянию на паству и все его мечтания о скором возрождении прихода и пасомых окажутся тщетными». Тогда «служение пастырское обращается в форму обычной житейской профессии со всеми теми неприглядными явлениями, какие известны всем нам, и особенность самой природы этого служения уничтожается». Пастыря охватывает «разочарование и упадок ревности», и он начинает «творить дело Божие с небрежением и холодностью». В худшем случае в священнике может развиться «презрение к пастве в ошибочном мнении о ее грубости, бесчувственности, неблагодарности и тупости», а  в результате «естественно и неизбежно холодная горделивая самозамкнутость, черствость, суровость к пастве, как к чему-то грубому, и… использование власти над паствой даже в материальном отношении». Пастырство становится тяжелым крестом, что ведет к унынию, отчаянию и разочарованию в своем деле. И это происходит потому, что вовремя не было сказано: «Не искушай меня, сатано! Не искушай быстрым успехом влияния на паству и властью над ней; не искушай миражом внешнего преуспеяния приходской жизни и своей деятельности!».

Владыка вновь напоминает, что в пастырском служении совершенно необходим путь подвига и борьбы со грехом, то есть путь аскетизма: «Это служение состоит в руководстве душ, в борьбе со грехом, в созидании их по образу первозданного человека, по образу Христову. Отсюда понятно, что пастырское руководство должно сосредоточиваться главным образом на изучении внутренней духовной жизни – ее законов, ее движения в том сложном процессе, который называется процессом нравственного возрождения и борьбы со грехом».

Татьяна Викторовна Петрова,
заместитель главного редактора
издательства Данилова монастыря

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк