«Ищите всеусильно и требуйте от себя любви и соболезнования к человекам»

Блаженная старица Евдокия (Пляханова)

В 2019 году исполнилось 200 лет Михайловскому Покровскому женскому монастырю на Черной горе (Рязанской епархии) и 20 лет со дня его возрождения. Первоначально (по письменным источникам – с XVI века) обитель стояла в четырнадцати километрах от Переяславля Рязанского (современной Рязани) и именовалась Рязанским Пустынским Покровским девичьим монастырем. После секуляризации монастырских земель, к началу XIX столетия пришла в упадок, а в 1819 году была перенесена на Черную гору близ Михайлова. Через 100 лет, в 1919 году, монастырь закрыли, и только осенью 1999 года здесь возродилась монашеская жизнь. Однако иноческая традиция не была утеряна: сохранились жизнеописания ревнителей благочестия, подвизавшихся на этом святом месте, сохранилась молитвенная память о них, ее бережно восприняло новое поколение монашествующих. Один из примеров тому – повествование о блаженной Евдокии (Пляхановой), предлагаемое вниманию читателей.

Со дня преставления старицы Евдокии прошло уже более ста лет – матушка почила о Господе 6 ноября 1890 года; место, где она подвизалась, после революции превратилось в пустырь; захоронения игумений и сестер обители были разрушены местными жителями, останки смешаны с землей… Но пример жизни и подвига старицы, ее наставления и сейчас укрепляют в вере насельниц возродившегося Покровского монастыря.

Старица Евдокия поступила в Покровский монастырь города Михайлова в 20 лет и семь лет прожила в избранной ею обители, являя с первых дней пример послушания, удивительный даже для опытных насельниц. По прошествии этого срока Евдокия ради любви к Богу вступила на путь юродства, стремясь к совершенству жизни во Христе. Вся ее жизнь прошла в бескорыстном служением ближним, безропотном терпении скорбей и тяжелой болезни и стала истинным христианским подвигом.

Будущая подвижница родилась в 1830 году в Туле, в семье мещан Пляхановых. Известно, что ее отец служил на оружейном заводе, и у него было еще два сына. Девочка с ранних лет любила уединение и молитву. Несмотря на расцветавшую красоту, на то, что не было недостатка в поклонниках и женихах, Евдокия все больше укреплялась в желании посвятить жизнь Богу.

Когда ей исполнилось двадцать лет и нужно было принимать решение о дальнейшем пути, Евдокия открыла родителям свое сердце и попросила благословения на монашество. Первоначально девушка хотела поступить в Тульский женский монастырь, однако, во всем ища воли Божией, спросила совета у почитаемого в Туле юродивого, который указал ей местом ее подвига Михайловский женский монастырь, куда она и была в дальнейшем принята игуменией Елпидифорой (Афанасовой).

Она исполняла келейное служение у одной из самых строгих монахинь монастыря, а в свободное от несения послушания время помогала другим пожилым сестрам – колола дрова, стирала белье, носила воду из колодца.

Через семь лет она к удивлению многих изменилась. Евдокия – несомненно, с благословения – приняла на себя один из самых тяжелых подвигов – юродство во Христе. Первое время ее считали помешанной, относились с пренебрежением, гнали. Но со временем, по ставшим заметными духовным плодам, все осознали суть ее подвига.

Евдокия усердно посещала богослужения, а после старалась как можно быстрее возвратиться в свою келью, где все время посвящала молитве. Она по-прежнему всеми силами старалась служить ближним – стирала сестрам белье, шила башмаки, порой вязала шапочки из болотной травы.

Летом блаженная одевалась в теплую одежду, а зимой ходила босая. Держала очень строгий пост. Если замечала почитание со стороны сестер обители, то становилась резка, всячески стараясь оттолкнуть их от себя.

Иногда Евдокия посещала в Туле родных, ходила на богомолье в Киев. Она любила странствовать, получая таким образом возможность быть в полном молитвенном уединении.

Первоначально она жила на холодном чердаке кельи одной из монахинь монастыря и провела там семнадцать лет, затем вынуждена была переселиться в подвал, расположенный под другой кельей, где прожила пять лет, а когда помещение потребовалось хозяйке кельи, перебралась в сарай.

По благословению игумении старице пришлось наконец обрести собственную каменную келью, но и там она постаралась по возможности устроить суровые условия для жизни: не топила печь, в самый сильный мороз оставляла двери полуоткрытыми. Завела в своем жилище кур, голубей, стараясь всем этим отгородиться от людей. В ее келье были только иконы, столик, скамейка, ветхая одежда и немного посуды, а также стоял гроб.

Игумения покровительствовала ей, а Евдокия оказывала матушке полное послушание, почитала ее. Но когда игумения дарила ей что-то из одежды, то блаженная старалась под тем или иным предлогом отказаться от подарка, либо отдавала его нуждающимся. Для себя она принимала только немного крупы.

Обращающихся к ней за духовным советом она прежде всего учила милосердию к ближним, учила творить милостыню, быть бескорыстными и во всем полагаться на волю Божию.

Видя духовное преуспеяние старицы, к ней стали обращаться не только сестры обители, но и приезжающие монашествующие и миряне. Своими советами старица укрепляла людей на пути спасения, в несении скорбей и искушений, призывала к покаянию и исправлению своей жизни.

Неся без ропота не только лишения, но нередко обиды и укоризны со стороны людей, она старалась проявлять к оскорбляющим еще большую любовь.

С возрастом от холода и долгого стояния на молитве у Евдокии стали сильно болеть ноги, потом началась гангрена. Тяжелую предсмертную болезнь она терпела все с тем же смирением, ничем не выдавая своих страданий. И до последней минуты сама сострадала страждущим.

Приобщившись Святых Христовых Таин и простившись с сестрами, блаженная старица Евдокия тихо почила о Господе 6 ноября 1890 года на 61 году жизни, проведя в обители 40 лет, из которых 33 года она несла один из тяжелейших христианских подвигов – юродство ради Христа. Погребена она была недалеко от алтаря Покровского храма.

До самого закрытия монастыря на месте погребения старицы служили панихиды, а сестры приходили на ее могилу со своими скорбями и недоумениями, как к своей духовной матери. Из уст в уста передавались в обители жизнеописание и советы старицы, во всем следующие святоотеческой мудрости и заветам учителей монашества: «Не ищите и не ожидайте любви от человеков! Ищите всеусильно и требуйте от себя любви и соболезнования к человекам» (святитель Игнатий (Брянчанинов)) [1].



[1] См. Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству, гл. 41 «Значение слова “мир”».

Подготовила Анна Фейгина

Материалы по теме

Монастыри

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Петропавловский мужской монастырь
Макарьева пустынь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь