К особенностям русского монашества можно отнести его многонациональность. Примеров тому множество. Один из них, углубляясь в древность, мы находим в Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре. Его основателем был внук татарина-баскака, собиравшего с русичей подати для Золотой Орды. По милости Божией дед принял Православие, а внук стал великим русским святым. Преподобный Пафнутий – Небесный покровитель города Боровска с его древними храмами. И верится, что это по молитвам святого Пафнутьева обитель, сожженная в 1812 году французами, затем оскверненная в XX веке богоборцами снова укрепляет свои позиции на духовном фронте.
Радостно быть рядом со старцем
Имя духовника монастыря, схиархимандрита Власия (Перегонцева), у многих верующих, что называется, на слуху. Братия говорит, что к нему чуть ли не полмира приезжает. Понятно, что людям нужна духовная помощь – особенно в наше лукавое время, когда, например, в России исповедовать православную веру можно открыто, однако бесовские нападки настолько сильны, что у многих почва из-под ног уходит. Но каково самому отцу Власию в 84 года принимать огромный людской поток с пяти утра до девяти вечера? (Накануне церковных праздников прием бывает до пяти вечера, а в праздничный день приема не бывает, потому что на всенощной и на праздничной Литургии батюшка служит). И второй существенный вопрос: а каково братии обители, для которой духовное окормление так же насущно, как воздух и вода? Удается ли им «прорваться» к отцу Власию? Отвечая на первый вопрос, исполняющий обязанности наместника монастыря иеромонах Пафнутий (Архипов) поведал об одном памятном разговоре со старцем: «Видя, насколько ему трудно – все-таки онкология у человека, периодически химиотерапию приходится проходить и ноги больные – ступать трудно, я однажды сказал: "А может, вы не будете принимать людей? Просто станете отвечать на их письма, записочки?" – "Я пень замшелый, – с улыбкой произнес отец Власий. – Меня Господь здесь посадил, я не могу это оставить"». И Священноархимандрит монастыря митрополит Калужский и Боровский Климент, и отец Пафнутий, и братия – все, кто является свидетелями самоотверженного служения старца (а крест духовничества он несет более сорока лет), понимают, что человеческих сил бы на это не хватило. Господь на их глазах творит чудо…
Братия чаще всего видится с отцом Власием перед службой в храме, где всегда к нему можно подойти со своей проблемой. Или с каким-то насущным вопросом подходят в алтаре. Братии в обители порядка 30 человек. 12 – в священном сане, 2 иеродиакона, 4 инока (монахов на данный момент нет) и послушники. Некоторые исповедуются у игуменов Марка и Силуана. У иеромонаха Макария и благочинного монастыря иеромонаха Саввы часть послушников исповедуется. Но раз в месяц – обязательная для всех исповедь у духовника обители. Духовные чада старца из монашествующих попадают к нему на исповедь в любое время. Послушникам, имеющим тот или иной вопрос, иногда приходится и в людской очереди постоять. Помощник эконома, послушник Владимир Бровичев стал вспоминать, что когда он нес послушание старшего на подсобном хозяйстве, то случавшиеся там неурядицы время от времени так его угнетали, что он чувствовал себя, будто разбитое корыто. В таких случаях Владимир спешил к отцу Власию. Попав к нему, эмоционально говорил: «Батюшка! Настроение у меня упадочное!» Батюшка находил нужные слова, молился за него. Ощущая силу батюшкиной молитвы, Владимир возвращался к своим проблемам в совершенно ином состоянии духа. По его признанию, обратно он словно на крыльях летел.
Благодатная сила молитвы отца Власия помогла и отцу Пафнутию справиться с серьезным (особенно для монаха) грехом – ропотом. Осенью 2009 года его, насельника Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, назначили настоятелем Калужского Свято-Лаврентьевского монастыря, имевшего статус Архиерейского подворья. Удивление в том 2009 году, разумеется, было (монашество-то он принял недавно, так что в этом плане, можно сказать, младенец, а по возрасту – человек в летах, приближающийся к своему 70-летию). Однако ропота тогда не было. Появилось чувство, что это Господь ставит его на святое место, которое надо возрождать. Значит, придется мобилизовать весь свой опыт и знания, полученные в миру, а затем углубленные при возрождении с игуменией Иулианией (Каледой) Зачатьевского монастыря в Москве. Что ж, на то воля Божия! Но когда весной 2016 года к этому послушанию прибавилось новое – и.о. наместника Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, тут уж такой ропот возник! Там стройка, здесь большое монастырское хозяйство – какая нагрузка! Ропот жил в его душе целых полгода, пока отец Власий не сказал что-то такое простое и мудрое, что ропот бесследно исчез. Отец Пафнутий поблагодарил своего духовного руководителя за избавление от греха, столько времени терзавшего душу. Старец удивленно произнес: «Да я тут ни при чем!»
Братия знает, что батюшка в ответ на слова людской благодарности всякий раз говорит, что он здесь ни при чем. Что Господа надо благодарить, если произошли изменения в сердце и в жизни. Но все вокруг понимают: это благодать Божия действует через него, стяжавшего духовные дары, вот и происходят спасительные перемены. «Отец Власий нас вдохновляет – мы постоянно видим его в приподнятом состоянии духа. Он тянет наш монастырь, как коренная лошадь и, думаю, здорово страдает от нашей жизни, в которой есть место страстям и недобрым поступкам», – заключил иеромонах Пафнутий.
…Божественная литургия, которую совершал схиархимандрит Власий, вошла в сердце как праздник. Возгласы, произносимые его сильным бодрым голосом, отсекали все земные попечения и словно бы приподнимали над землей. По окончании службы произошла приятная встреча. Из алтаря вышел наместник Курской Коренной Рождества Богородичной пустыни отец Серафим (Котельников) – молодой игумен, с 13 лет ездивший из родного Курска в Курскую Коренную пустынь на школьные каникулы, потому что душа его тянулась к святыне и духовно опытным людям. Но как он оказался нынче в калужском монастыре? Вот что ответил отец Серафим: «Я приезжал к отцу Власию еще семинаристом, и он помог мне определиться в моем жизненном пути. Для нас, для молодых монахов батюшка является примером. Он первым приходит на полунощницу, и этим показывает, что главная цель монашеской жизни – богослужение. Батюшка покрывает все наши немощи большой любовью. И, конечно, его большая духовная практика является бесценным сокровищем, которым он делится с нами». Отец Серафим добавил, что также бывает у отца Илия в Переделкине.
Батюшка привел
Во многом современная монашеская община в Пафнутьевой обители сформировалась благодаря отцу Власию. Многие к нему ездили-ездили, искали смысл жизни и по его молитвам нашли. Остались здесь, приняли монашество. Разными путями, из разных мест необъятной России Господь привел этих людей на Калужскую землю, в древнюю обитель, откуда вышли прославленные ученики преподобного Пафнутия Боровского – преподобный Иосиф Волоцкий, преподобный Давид Серпуховской и другие. Воспитанником обители был святитель Макарий, митрополит Московский. Один из моих собеседников иеромонах Аникита (Жуков), эконом монастыря, родившийся в Тобольске Тюменской области, хорошо помнит, как богобоязненная мама водила его еще ребенком в Покровский собор в Тобольске, где с 1972 по 1979 год отец Власий служил настоятелем. Мальчик исповедовался батюшке – то была первая в его жизни исповедь. Прошло время. По воспоминаниям отца Аникиты, в 24 года духовная нужда заставила его снова прийти в Покровский собор. Вспомнил про отца Власия, а монахини, духовные чада старца, сообщили, что тот уже служит в Калужской епархии. Трижды молодой человек ездил к старцу за советом. На четвертый раз, взяв материнское благословение на монашество, остался с батюшкой в монастыре. В прошении молодой сибиряк написал: «Хочу послужить Богу в иноческом чине». Стремился к монашеству. Но Господь так устроил, что стал монашествующим священнослужителем, и это отец Аникита воспринимает как великую награду. Правда, в послушниках он проходил около 18 лет. «Наверное, больше всех своих собратьев», – улыбается батюшка и говорит, что относился к этому вполне спокойно. Считал, что коль Господь послал такое испытание, надо его вытерпеть. Терпел – со смиренной мыслью, что каждому дается по его внутреннему устроению. А семь лет назад он был рукоположен в иеродиакона, чуть менее пяти лет назад – в иеромонаха. На протяжении семи лет отец Аникита несет послушание эконома монастыря: на его плечах хозяйственное обеспечение монастыря. Гараж с десятью машинами и тракторами, столярный цех, пекарня, подсобное хозяйство с теплицами и скотным двором, комфортная гостиница для паломников – тут о многом можно рассказывать, столько аспектов затрагивает эта область.
В этой связи хочется особо отметить один момент: помощь из монастыря идет большая. Обитель помогает продуктами епархии, духовной семинарии, духовному училищу. А многодетные семьи, которые живут поблизости и имеют хозяйство, чаще всего просят сено для своей живности, так что сено заготавливается и в расчете на них. На подсобном хозяйстве самого монастыря какой только живности не увидишь: коровы, поросята, куры, гуси! В больших искусственных прудах, вырытых более пяти столетий назад – только представьте, вручную! Глубиной в 11 метров! – выращивают карпа зеркального, карпа обычного, белого амура, карася, толстолобика. Еще зашла в пруды, сообщил отец-эконом, речная рыба: окунь, плотва, налим, лещ. Так что рыбное хозяйство требует специальных знаний и навыков. Батюшка вспомнил, что преподобный Пафнутий во время голода распорядился кормить в монастырской трапезной ежедневно до тысячи человек. И Господь помогал ему. Сейчас много паломников прибывает в выходные дни – их здесь кормят бесплатно. И православных туристов, совершающих путешествие по Золотому кольцу и заезжающих в монастырь. Нижняя трапезная открыта для богомольцев с самого утра до девяти вечера. Немало людей приезжает в дни постов, особенно Великого поста – пожить здесь какое-то время и помолиться. О них тоже заботу немалую проявляют. А уж на престольные праздники народу бывает! Братии одной не справиться, и тут подключаются сестры двух монастырей, которых направляют сюда настоятельницы – игумения Николая (Ильина) из Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря в Малоярославце и игумения Анастасия (Мордмилович), настоятельница Казанского женского монастыря в Калуге и Спасо-Преображенского Воротынского женского монастыря. Кстати, продолжая тему помощи, исполняющий обязанности наместника монастыря иеромонах Пафнутий добавил к рассказу отца Аникиты такой факт: обитель никогда не отказывает в материальной помощи погорельцам и другим людям, оказавшимся в бедственном положении. «Это дело Божие, – сказал он. – Монастыри всегда помогали народу».
На еще одном аспекте, являющем собой пример катехизаторской работы (и одновременно – помощи местным жителям), сакцентировал внимание отец Пафнутий. В начале 2000-х годов, при прежнем наместнике обители отце Серафиме (Савостьянове), который сейчас епископ Тарусский, викарий Калужской епархии, была создана воскресная школа. Учатся в ней и деревенские дети. Поэтому монастырский микроавтобус объезжает деревни по всей округе (а округа большая!), собирая ребят на занятия. После занятий развозит их по домам. И так из месяца в месяц, из года в год.
Отец Иосиф, журнал «Кораблик» и монастырское подворье в Высоком
Детская тема также звучала в монастырском издательстве, где мы познакомились с его главным редактором – иеромонахом Иосифом (Королевым). Надо сказать, что у отца Иосифа очень много послушаний, начиная с келейничества у схиархимандрита Власия и заканчивая настоятельством на Покровском подворье в Высоком. Одно из его детищ – детский журнал «Кораблик», издаваемый по благословению владыки Климента монастырскими силами. В журнале много статей, авторами которых являются сами дети. Например, десятилетний Илья Дубовицкий ведет научную колонку. В одной статье он размышляет, как связаны между собой космос, Христос и Циолковский. В рубрике «Учеба» десятиклассница Евангелина Грибкова делится важным для многих школьников опытом, как она справилась с боязнью экзаменов. (Привлекает и бодрый заголовок – «Элементарно, Ватсон!»). Житийный материал о святом (рубрика «Вера») тоже имеет заголовок, мимо которого не пройдешь: «Босой владыка (Знакомимся с Иоанном Шанхайским)». Какой номер ни возьми, чувствуется, что сделан он с большой любовью к детям и их родителям. Причем многие материалы содержат такие интересные мысли, что, пожалуй, способны заинтересовать разновозрастную аудиторию. А в ближайшее время, как сообщил отец Пафнутий, по просьбам родителей монастырь будет издавать и «Лодочку» – журнал для маленьких.Воскресная школа для детей и взрослых есть не только в самом монастыре, но и на его Покровском подворье в Высоком, которое во многих отношениях можно назвать уникальным. Высокое – название села на берегу реки Протвы, и сюда, в обитель Покрова Божией Матери в 1410 году пришел будущий преподобный Пафнутий Боровский. Здесь он принял монашеский постриг, здесь был избран братией и Боровским князем в игумены и прожил в обители 33 года. Учитывая эту историческую связь со Свято-Пафнутьевым монастырем, Покровский храм в Высоком (теперь это микрорайон Боровска) получил статус подворья. Сам же храм является одним из старейших памятников русского деревянного зодчества, возведенным мастерами-древоделами из сосновых бревен без единого гвоздя – раньше, чем знаменитые Кижи. В наше время храм был отреставрирован, вокруг него сложился приход, теперь там духовная жизнь развивается. Настоятель иеромонах Иосиф крестит людей, венчает: до 300 крещений в год бывает и до 90 венчаний. А по праздничным дням в этом маленьком храме до 90 человек причащается. Через дорогу построен (очень привлекательный в архитектурном плане) православный центр «Покров». В сентябре здесь открывается православная гимназия. «Гимназия, может, громкое слово, – заметил отец Иосиф. – Мы какой ход придумали: 10 человек написали заявление в районо о поступлении их детей в первый класс, где указали, что избирается семейная форма обучения. А учиться дети будут у нас. Нас прикрепили к общеобразовательной школе, и раз в год гимназисты будут сдавать в ней экзамены». Это только начало. В будущем, батюшка надеется, в гимназии появятся все классы… Наша беседа с отцом Иосифом в монастырском издательстве состоялась накануне его поездки в Москву, куда он собирался по приглашению Правительства Москвы на III Международный православный молодежный форум на ВДНХ. Причем, как выяснилось, не в качестве редактора. Вместе с послушником и женщиной-сыроделом, специалистом по сыроварению, ему предстояло представлять фермерское хозяйство Покровского подворья, где есть куры, гуси, цесарки, индоутки и 10 дойных коз. (Как прошла эта поездка с помощниками и живностью в столицу, об этом уже появился небольшой рассказ отца Иосифа на сайте СОММ в материале «Монастырские проекты – для молодежи»).
***
Многообразна и многопопечительна жизнь российских монастырей в третьем тысячелетии. Но с какой печалью отозвался схиархимандрит Власий о болезни, поразившей современное монашество! Обмирщение. Сколько монашествующих без рассуждения пользуется смартфонами и компьютерами! Отслужил монах в священном сане службу и вместо того, чтобы заняться Иисусовой молитвой, он садится за компьютер, заходит в Интернет. Единицы, по словам старца, занимаются сейчас внутренним монашеским деланием. Но, может, эти единицы и «вытягивают», укрепляют духовную жизнь обителей? Потому что процесс возрождения в них идет. Говоря о своем родном монастыре, отец Власий уже другим – спокойным и радостным тоном сказал: «Люди идут сюда за советом, за молитвой. Идут, чтобы приложиться к мощам святых подвижников, к чудотворным иконам. Службы у нас совершаются в трех монастырских храмах: в соборе Рождества Богородицы, в древнем намоленном храме святого Пророка Илии, в храме Митрофана, Патриарха Константинопольского. И братия, и миряне идут на исповедь…». Значит, душа не хочет себя отсекать от Неба?
Автор: Нина Ставицкая
Фотограф: Владимир Ходаков
Также представлены снимки из архива монастыря