Монастырь в Уимборне, его святые и святыни

Юг Англии является самым теплым и солнечным регионом страны. Он состоит в основном из низинной местности, хотя кое-где встречаются и холмы. Среди его природных достопримечательностей выделяются береговая линия протяженностью в сотни километров (граничащая с проливом Ла-Манш, отделяющим Британию от северной Франции), знаменитые красивые белые скалы Кента, Суссекса и Дорсета (особенно группа меловых утесов Семь сестер), живописные Чилтернские холмы, национальный парк Нью-Форест, гряды меловых холмов Норт-Даунс и Саут-Даунс, идиллическая долина Темзы, не считая многочисленных замков, дворцов, поместий и исторических садов. В этом регионе расположен и всемирно известный Оксфордский университет. В «эпоху святых» Кент населяло племя ютов, на месте Восточного и Западного Суссекса располагалось королевство Суссекс («Королевство южных саксов»), а остальная часть принадлежала Уэссексу («Королевство западных саксов»), которое с IX века стало доминировать. Первые христиане появились на юге Англии в I веке нашей эры вместе с римлянами и купцами. Православное христианство начало развиваться в регионе с прибытием в Кент святителя Августина (Augustine) и других миссионеров, отправленных в Англию папой Григорием Двоесловом в 597-м году. Юг Англии находился под влиянием как римских, так и в некоторой степени ирландских православных традиций. Здесь просиял целый сонм святых, о наследии которых красноречиво свидетельствуют многочисленные величественные кафедральные соборы и аббатства, скромные 1000-летние саксонские церквушки и печальные руины. Вспомним о святых, просиявших в Уимборне, графство Дорсет, и оставивших значительный след в истории.


Преподобные Кутбурга и Квенбурга, игуменьи Уимборнские

Память совершается 31 августа / 13 сентября

Преподобная Кутбурга (Cuthburgh, Cuthburga), преставившаяся около 725 года (по другой версии, в 718-м году), почитается как основательница знаменитого двойного монастыря[1] Уимборн (Wimborne Minster) на территории нынешнего графства Дорсет в юго-западной Англии, входившего тогда в состав королевства Уэссекс. Этот монастырь был очень значимым духовным центром, воспитавшим многих миссионеров, которые впоследствии отправились в германские земли просвещать местных жителей и строить монастыри. Примечательно, что большинство этих героических миссионеров были святыми женами, с высоким уровнем культуры и образования и необычайной силой духа, которые не боялись язычников в Германии, а сами рубили деревья, строили церкви и целые монастырские комплексы, общались с местным населением, просвещая, наставляя его в вере и обучая различным навыкам. Некоторые из них создавали рукописи, преуспевали в ремеслах и переписывались с великими просветителями того времени, такими как священномученик Вонифатий Фульдский (Boniface of Fulda), апостол Германии.

Жизнеописание преподобной Кутбурги содержится в двух рукописях XII и XIV веков. Кутбурга, будущая первая настоятельница Уимборнского монастыря, была дочерью Кенреда (Cenred), соправителя Уэссекса, и сестрой святого короля Ины (Ине; Ina, Ine) Уэссекского (годы правления: 688–726) – благочестивого правителя, который переучредил знаменитый монастырь Гластонбери, издал Свод законов, а к концу жизни отрекся от престола и закончил свои дни в Риме. Святая Кутбурга была замужем за Альдфритом (Aldfrith), королем Нортумбрии (годы правления: 685–704), известным своей ученостью, любовью к Церкви и мирным правлением. Династические браки играли важную роль в распространении христианского благочестия и были обычным явлением в тот период английской истории. По преданию, после нескольких лет брака преподобная Кутбурга, всегда стремившаяся к монашеской жизни, по обоюдному согласию рассталась со своим мужем Альдфритом и стала монахиней двойного монастыря Баркинг (Barking) в Эссексе, основанного святителем Эрконвальдом (Erconwald) лондонским для своей сестры преподобной Этельбурги (Ethelburgh), его первой игуменьи.

В настоящее время Баркинг является районом Восточного Лондона. Святую Кутбургу обучала и наставляла в Баркинге его вторая настоятельница – преподобная Хильделита (Hildelith), которая около 40 лет управляла обеими общинами в Баркинге и снискала всеобщее уважение за свою мудрость и обширные знания. Святая сестра Кутбурги по имени Квенбурга (Cwenburga, Quenburgh, Coenburga), о жизни которой сохранилось мало сведений, подвизалась вместе с ней в Баркинге.

Набравшись духовного опыта, после 705 года святая Кутбурга покинула Баркинг вместе с сестрой и основала в Уимборне двойной монастырь в честь Пресвятой Богородицы, став его первой настоятельницей. Этой обителью (как и почти всеми двойными монастырями того времени) преимущественно управляли игуменьи, а не игумены. Биографы преподобной Кутбурги писали, что она была очень строгой и требовательной к себе, но доброй и сострадательной по отношению к другим, а также усердной в посте, молитве и духовной жизни.

Мы можем судить о жизни монастыря Уимборн в те времена по его невероятным достижениям, ибо он породил целый сонм святых жен – как игумений, так и миссионерок, уехавших проповедовать Христа в другие земли. Незадолго до своей кончины преподобная Кутбурга тяжело заболела. Сестры принялись было усердно молиться о ее выздоровлении, но святая открыла им, что по воле Божией ей вскоре предстояло перейти в мир иной. Ее святые мощи были сначала захоронены в северной части алтаря монастырского храма Уимборна, а позже перенесены к главному престолу. У раки с мощами угодницы Божией совершалось много чудес: хромые обретали способность ходить, слепым возвращалось зрение, а глухим – слух. Имя преподобной Кутбурги встречается в одной позднесаксонской литании.

Святитель Альдхельм Шерборнский (Aldhelm of Sherborne), выдающийся интеллектуал, духовный писатель и поэт, музыкант, миссионер, игумен и иерарх того времени, адресовал свое знаменитое «Поучение о девстве» (De Laude Virginitatis; ок. 705 г.) на латинском языке монахиням Баркинга, среди которых была святая Кутбурга. Почитание преподобной Кутбурги не ограничивалось Уимборнским монастырем: в период позднего Средневековья ее почитали в Телсфордском приорате (Thelsford Priory) в Уорикшире, в центральной Англии, где один из уполномоченных короля Генриха VIII (годы правления: в 1509–1547) во время Реформации наткнулся на изображение «блаженной Кутбурги» в 1538-м году. Неизвестно, были ли у святой Кутбурги и Альдфрита дети. Некоторые историки предполагают, что король Нортумбрии Осред (Osred; годы правления: 705–716), сын Альдфрита, был сыном и святой Кутбурги, хотя матерью Осреда могла быть вторая жена Альдфрита. По крайней мере Кутбурга не стала регентом после смерти Альдфрита, когда его сыну было 8 лет. У преподобной также был брат по имени Ингильд (Ingild), который был предком святого благоверного короля Альфреда Великого (Alfred the Great). Рака святой Кутбурги была уничтожена во время Реформации, и та же участь постигла серебряный ковчег с ее честной главой.

Преподобная Квенбурга, преставившаяся около 735 года, была сестрой святой Кутбурги. Она сначала подвизалась в монастыре Баркинг с Кутбургой, а позже вместе с нею основала монастырь Уимборн. После кончины преподобной Кутбурги святая Квенбурга сменила ее на посту игуменьи. Агиографы IX века писали, что в то время в монастыре Уимборн подвизалось 500 монахинь, и монашеская жизнь процветала. Имя преподобной Квенбурги встречается в двух позднесаксонских литаниях. Имена обеих святых сестер можно найти в «Англо-саксонской хронике» за 718 год.


Другие святые Уимборна

Одной из преемниц святых Кутбурги и Квенбурги была преподобная Тетта, прославленная настоятельница Уимборна (Tetta; † ок. 772; память: 28 сентября / 11 октября). По просьбе священномученика Вонифатия Фульдского святая Тетта помогала ему в его равноапостольных трудах в германских землях, отправляя прекрасно образованных опытных монахинь в качестве помощниц и будущих игумений в континентальную Европу. То, что святой Вонифатий обратился за помощью в трудах по укреплению Церкви в Центральной Европе к игуменье, а не к епископу, говорит об очень многом!

Среди этих самоотверженных, отважных святых жен-миссионерок упомянем:

  • святую Агафию / Агату (Agatha; † ок. 790; память: 12/25 декабря), ученицу преподобной Лиобы, помогавшую святому Вонифатию в Германии;

  • преподобную Вальбургу (Walburgh, Walburga; † ок. 779; память: 25 февраля / 10 марта), сестру двух великих святых миссионеров Виллибальда (Willibald) и Винебальда (Winebald) и дочь святого Ричарда (Richard) Уэссекского; она служила игуменьей монастыря Хайденхайм (Heidenheim) в Германии (единственный известный там двойной монастырь); ее почитали и уважали за добрый и мирный нрав, рассудительность, мягкость, познания в медицине и высокий уровень культуры; она является автором жития святого Винебальда и повествования о его путешествиях по Святой Земле (на латыни); ее мощи были перенесены в Айхштетт (Eichstätt), где они до сих пор источают миро – есть много случаев исцеления; часть ее мощей была перенесена в Рейнскую область, Фландрию и различные места Франции; с именем этой святой связан ряд народных обычаев, и художники изображали ее на протяжении многих веков;

  • преподобную Гунтильду (Gunthildis; † ок. 748; память: 8/21 декабря), ставшую настоятельницей одного монастыря в Тюрингии в Германии;

  • преподобную Лиобу / Лиобгиту (Lioba, Liobgytha; † ок. 781; память: 28 сентября / 11 октября), написанное в IX веке житие которой сохранилось; будучи родственницей и любимой ученицей священномученика Вонифатия, с 30-ю другими монахинями она переселилась в немецкие земли, где стала игуменьей Таубербишофсхаймской (Tauberbischofsheim) и руководила прочими монастырями, где обучались миссионеры; все почитали Лиобу за ее любовь, мудрость и другие исключительные качества, а ее деятельность сыграла значительную роль в христианизации Германии; к ней за советом обращались как церковные, так и государственные деятели; перед смертью святая удалилась в Шорнсхайм (Schornsheim); ее основные мощи находятся в Фульде;

  • преподобную Феклу (Thecla; † ок. 790; память: 15/28 октября), переехавшую со своей родственницей святой Лиобой в Германию, где стала первой настоятельницей монастыря в Оксенфурте (Ochsenfurt; название этого баварского городка, как и Оксфорда в Англии, означает «бычий брод»), а затем в Китцингене (Kitzingen) в Баварии; ее воспоминания легли в основу написанного монахом Рудольфом из Фульды жития святой Лиобы; ее мощи в Китцингене были объектом благоговейного почитания, но во время Крестьянской войны в Германии 1524–1526 годов ее раку осквернили, а мощи, вероятнее всего, уничтожили.

История Уимборнского монастыря

В Житии святой Лиобы Бишофсхаймской, написанном около 836 года, имеется следующее описание Уимборнского монастыря:

«На острове Британия, населяемом английским народом, есть местечко Уимборн. Это древнее название переводится как ‟Винный ручей”. Место это получило свое название благодаря чистоте и сладости его воды. Короли англов построили в Уимборне два монастыря: один для монахов, другой для монахинь. Они оградили их высокими и укрепленными стенами и по своей осмотрительности обеспечили всем необходимым. Со дня основания обителей в них было положено строгое правило: чтобы ни один из насельников не заходил в обитель, в которой спасаются насельницы, и наоборот. Ни одной монахине не разрешалось входить в мужской монастырь, и ни одному монаху – в женский, за исключением священников, чьей обязанностью является совершать богослужения в монастырских церквях. Каждая женщина, желавшая отказаться от благ этого мира и поступить в обитель, понимала, что назад уже дороги нет. Покидать монастырь разрешалось лишь по крайней необходимости или ради нужд монастыря. Когда требовалось дать какое-то распоряжение по управлению монастырем или послать за чем-то необходимым, настоятельница говорила только через окно. Лишь таким образом она принимала решения и делала распоряжения. После игуменства нескольких настоятельниц и истинных духовных наставниц управление этим монастырем перешло к святой деве по имени Тетта. Она происходила из благородной семьи (ибо была сестрой короля), но еще более благородной она была благодаря своим делам благочестия. Тетта управляла обеими общинами с великим благоразумием и рассудительностью. Наставляла, скорее, своими делами, чем словами, а если говорила, что то или иное действие вредно для спасения души, то своим поведением показывала, что этого нужно остерегаться. Она поддерживала дисциплину с такой предусмотрительностью, что никогда не разрешала своим монахиням приближаться к клирикам. Настоятельница так заботилась о том, чтобы ее сестры, в сопровождении которых она всегда была, избегали общения с мужчинами, что запретила вхождение в ее монастырь не только мирянам и священникам, но даже епископам. Есть много примеров добродетельной жизни этой игуменьи, о чем с немалым удовольствием впоследствии любила вспоминать ее духовная дочь святая Лиоба» [2].

Рудольф из Фульды рассказал о двух чудесах, совершившихся по молитвам преподобной Тетты. В первом случае, после смерти одной неосторожной и неблагоразумной помощницы настоятельницы, навлекшей на себя негодование некоторых сестер, земля над ее гробом опустилась, образовав небольшое углубление, и все поняли, что она была наказана Богом. Некоторые насельницы начали было злорадствовать, но святая Тетта велела им простить ее, держать строгий пост и 3 дня молиться об упокоении ее души. На третий день, пока все они молились в храме, углубление в могиле стало наполняться землей, и святая Тетта увидела в духе, что помощница настоятельницы была прощена Богом. В другом случае монахиня, присматривавшая за монастырской церковью, потеряла в темноте связку ключей от храма и не могла их найти. Святая Тетта поняла, что это дело рук диавола. Собравшись в другом помещении на утреню, игуменья призвала монахинь всем вместе усердно помолиться – и вскоре у входа в храм увидели мертвую лису, державшую в зубах связку ключей.

Монастырь Уимборн был не только центром, где обучали будущих миссионеров, но и местом захоронения членов королевской семьи. Вскоре после смерти преподобной Квенбурги, в середине VIII столетия, в Уимборне действовало целых 3 монашеских общины. Монастырь просуществовал до 1013 года, когда был разрушен язычниками- датчанами. В 1043-м году король Эдуард Исповедник (Edward the Confessor) учредил на месте монастыря общину секулярных каноников, и бывшая монастырская церковь стала коллегиальной. В 1318-м году по указу короля Эдуарда II церковь в Уимборне вышла из-под юрисдикции епархии и стала находиться в прямом подчинении английскому монарху (этот престижный статус она сохраняла до 1846 года, и все это время ее хористы носили сутаны алого цвета). Сейчас церковь принадлежит англиканской епархии Солсбери.

Этельред I, король Уэссекса (Ethelred I; † 871) и старший брат святого короля Альфреда Великого, был похоронен в церкви Уимборнского монастыря после своей смерти в возрасте 26 лет.

Церковь Уимборн-Минстер и ее святыни

В живописном городке Уимборн-Минстер графства Дорсет проживает чуть более 15 000 человек. Он стоит у слияния рек Стоур и Аллен и имеет множество зданий, построенных с XV по XVII век. Его гордостью является большой старинный англиканский храм, преемник первоначального монастыря. Он известен как «церковь Уимборн-Минстер» и освящен в честь Святой Кутбурги. Это одна из самых великолепных церквей в южной Англии: она построена из натурального цветного камня, и в ней сохранились некоторые саксонские элементы. Большая часть нынешнего здания была возведена норманнами между 1120 и 1180 годами и восстановлена в Викторианскую эпоху. Церковь имеет две колокольни: старую центральную и более позднюю – в западной части. Каждый год храм принимает тысячи паломников и посетителей. Среди его достопримечательностей упомянем следующие:

а. Позднесаксонский реликварий, вырезанный из цельного куска дуба. Сейчас он пуст, но некогда в нем хранились святые мощи. При Генрихе VIII все реликвии беспощадно уничтожались реформаторами. До этого в церкви Уимборн-Минстер хранилась даже частица Животворящего Креста, а также частички яслей Христа и кусочки Плащаницы.


б. «Камень святой Феклы» в крипте храма. Он был подарен церкви, когда представители Уимборна посетили немецкий город Оксенфурт для подписания соглашения о побратимстве (между двумя городами) в ноябре 1988 года. Он был вырезан каменщиком из Оксенфурта. Под камнем имеется табличка с надписью и фотографией, на которой изображена статуя святой Феклы в винограднике в Оксенфурте (где находился ее монастырь), вырезанная тем же каменщиком.



Надпись гласит:

«О преподобная Фекла, покровительница нашего края, проповедница веры отцов наших, научившая нас возделывать хлебные злаки и виноград! Сохрани нас в вере. Простри руку твою и защити всякие город, деревню, поле и виноградник»

в. Медное надгробие короля Этельреда I слева от главного престола.


г. Знаменитые астрономические часы XIV века, на которых Земля изображена в центре Солнечной системы. Созданные монахом Питером Лайтфутом из Гластонбери, они расположены на стене в баптистерии храма и в 1979-м году были отреставрированы. Подобные часы также можно найти в кафедральных соборах Эксетера, Солсбери и Уэллса.


д. Фигурка «гренадера» по имени «Quarter Jack», установленная на внешней стене более поздней башни. Он отбивает четверти на часах, ударяя в два маленьких колокольчика. Первоначальная фигурка монаха была заменена на гренадера во время Наполеоновских войн.


е. Одна из четырех сохранившихся в мире средневековых цепных библиотек. Расположена над ризницей хора. В ней хранится более 400 книг, а также собрание нот церковной музыки. Это вторая по величине цепная библиотека в стране (крупнейшая находится в кафедральном соборе города Херефорд).


ж. Витраж викторианского периода с изображением преподобной Кутбурги в сувенирном магазине храма – бывшем помещении епископского консисторского суда. Эта часть здания имела большое значение, поэтому не была снесена.


з. Средневековые настенные росписи в северном трансепте, старейшие из которых относятся к XIII веку.

и. Фигура-консоль XII века справа от главного престола, изображающая пророка Моисея.

Верующие считают, что мощи (или какая-то их часть) преподобной принцессы, королевы, монахини и игуменьи Кутбурги уцелели во время Реформации и ныне покоятся где-то в неизвестном месте под полом церкви Уимборн-Минстер.

Ежегодно в конце сентября жители города Уимборн-Минстер отмечают память преподобной Лиобы: службы попеременно проводятся в англиканской церкви Святой Кутбурги и католической церкви Святой Екатерины.

Романист и поэт Томас Харди (1840–1928) прожил в Уимборн-Минстере два года и написал там свои романы «Двое на башне» и «Взор синих глаз».

***

Скажем несколько слов об обители Баркинг, в которой подвизались прп. Кутбурга и Квенбурга до перехода в Уимборн. Ее основателем был святитель Эрконвальд, «светоч Лондона», а первой игуменьей – прп. Этельбурга († ок. 675; память: 11/24 октября). Благодаря ей и другим святым инокиням Баркинг стал одним из известнейших и самых больших монашеских центров в Англии. Возглавив обитель, Этельбурга показала себя во всем достойной своего великого брата. Она отличалась как святой жизнью, так и неустанной заботой о вверенных ее попечению сестрах.

Этельбурга еще при жизни совершила многочисленные чудеса. В должности настоятельницы ее сменила прп. Хильделита († ок. 712; память: 24 марта/6 апреля), которая управляла монастырем много лет. Она перенесла находившиеся в монастыре мощи святых в церковь Пресвятой Богородицы, и с тех пор в той церкви верующие неоднократно становились свидетелями небесного сияния, чудесного благоухания и иных знамений. Прп. Беда Досточтимый в «Церковной истории народа англов» описал еще несколько чудес, произошедших в обители Баркинг, например, об исцелении слабовидящей женщины от мощей. Во святых также прославлена подвизавшаяся в Баркинге монахиня по имени Тортгита (Thorgyth; † ок. 700; память: 25 января/7 февраля), умершая после длительной тяжелой болезни и нескольких лет паралича – все страдания подвижница переносила с величайшим терпением. Конец VII столетия был отмечен страшными эпидемиями чумы: чудесный свет многократно появлялся над кладбищем монастыря, в утешение страждущим, а также предупреждал о скорой кончине тех или иных насельников. В X веке, в период возрождения духовной жизни и монашества в Англии, в Баркингском монастыре просияла еще одна святая – прп. игуменья Вульфхильда (Wulfhild; память: 9/22 сентября), преставившаяся около 1000 года.

Сегодня от древнего православного монастыря Баркинг сохранились руины, а также церковь Св. Маргариты XIII века и древние ворота. Эту милую церковь обитель построила специально для горожан – она пережила Реформацию и до сих пор является приходским храмом. Главной из сохранившихся святынь этого места является средневековый крест. Некогда это каменное резное распятие привлекало паломников. Крест был высечен в XII веке: с обеих сторон от распятого Христа изображены Богородица и Иоанн Богослов. Распятие хранится в часовне Святого Креста над бывшим сторожевым домом монастыря, который сегодня называют «curfew tower». В Баркинг совершаются регулярные паломничества, в том числе русскоязычных православных христиан.

Преподобная Кутбурга и все святые Уимборна, молите Бога о нас!

Дмитрий Лапа



[1] Двойные, или смешанные монастыри, с отдельными сообществами монахов и монахинь, которые молились в общей церкви, были распространенным явлением в Англии в VII–VIII вв.

[2] https://pravoslavie.ru/32222.html

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара