«Он был словно озарен, пропитан Фаворским светом»

Нина Ставицкая

25 октября в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына прошла Международная научно-богословская конференция «Духовное наследие архимандрита Софрония (Сахарова) и его значение в современном мире (к 120-летию со дня рождения)». 

Тон мероприятию задало поступившее в адрес участников конференции приветственное слово Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона. В нем подчеркивалось, что этот выдающийся пастырь Православной Церкви XX века был наделен многими дарованиями Святого Духа и все их направил на служение Богу и людям. В России архимандрит Софроний стал известен прежде всего благодаря своей книге «Старец Силуан», посвященной его учителю, – преподобному Силуану Афонскому. В 80-е годы прошлого века ее «самиздатовский» вариант ходил в нашей стране по рукам и пользовался большой популярностью, вот тогда будущий архипастырь и прочитал его. Особенно интересны были участникам конференции воспоминания владыки Илариона о его личных встречах с отцом Софронием, о знакомстве и сближении с батюшкой в последние годы жизни старца, как все называли архимандрита Софрония в основанном им монастыре святого Иоанна Предтечи в графстве Эссекс (Англия). Высоко ценил российский священнослужитель духовные беседы, которые старец проводил в обители, относясь к ним, как к продолжению литургического богослужения, – как к Литургии после Литургии. Однажды отец Софроний благословил его, монаха в священном сане, совершить Божественную литургию в монастырском храме и после сказал: «Я был за Вашей Литургией, а Вы приходите на мою», имея в виду беседу, которую традиционно проводил в монастырской церкви в послеобеденное время. В лице отца Софрония, по признанию архипастыря, он увидел человека, достигшего того, что на святоотеческом языке называется обожением. «Одно дело – читать об обожении у древних отцов, другое – видеть его своими глазами на примере живого человека, твоего современника, – сказано в проникновенном приветственном слове Владыки. – Глядя на него, понимаешь, что человек обоженный – это не какой-то небожитель, это такой же человек, как все мы, из той же плоти и крови, но каждое его слово, взгляд, движение, дыхание – все пронизано присутствием Божиим».

Готовя эту конференцию, ее организаторы старались найти людей, которым посчастливилось лично знать отца Софрония – беседовать с ним, слушать его необыкновенно интересные истории из собственной жизни и воспоминания о своем духовном руководителе – преподобном Силуане Афонском. И, конечно, они обратились к известному православному философу, публицисту, миссионеру, как известно, попавшему под большую «чистку» перед Олимпиадой-80, иными словами, выдворению из СССР – Татьяне Михайловне Горичевой. Теперь у нее два местожительства – Париж и Санкт-Петербург. Воспоминания Татьяны Михайловны были даны в записи. Она обращалась к нам с большого экрана на сцене конференц-зала, и, слушая ее, мы как бы увидели ее глазами яркую неординарную личность отца Софрония, который, по словам Татьяны Михайловны, имел невероятную внутреннюю свободу, сильное творческое начало, даже дерзновение, но при этом он был монахом, священнослужителем, живущим в совершенном послушании Богу. Много интересных моментов содержит пространная запись встречи с нашей соотечественницей, и один из них – раздумья о просветлении человеческого сердца Святым Духом. По словам Т.М. Горичевой, отец Софроний говорил, что, живя в кошмаре, отмеченном высочайшим трагизмом своего времени, он был бы как Гоголь, и дни свои закончил бы, как Гоголь, если бы не Святой Дух, не Церковь, не монашество... 

Действительно, в книге монахини Гаврилы (Брилиот) «В поисках совершенства в мире искусства (Творческий путь отца Софрония)» – фактически первом исследовании, дающим точный исторический контекст событий, что привели, молодого многообещающего русского художника Сергея Сахарова к решению оставить искусство ради духовной жизни,– этот аспект изменения сердца и жизни четко прослеживается. Художественное образование Сергей Сахаров получает в первые годы советской власти и уезжает из СССР. Его карьера художника развивается во Франции, а духовная зрелость наступает на Афоне. (А ушел он в монахи не от творческого кризиса или беспомощности – как раз его творческий путь художника в Париже был успешным, однако в борьбе между двумя формами жизни – искусством и молитвой, молитва, по признанию старца, «душила» его день и ночь). Пробыв чуть более двух десятилетий на благословенном Афоне, он снова возвращается в Париж, чтобы написать книгу о почившем старце Силуане, и, живя в невероятной нищете и тесноте, в большом напряжении организма, серьезно заболевает. После операции становится инвалидом, о чем пишет родным в Россию. Но Господь дарует Своему подвижнику, призванному Промыслом Божиим создать в Англии православный монастырь со строгим уставом, силы и долголетие. И храм в той многонациональной обители, где основные лики на стенах писал отец Софроний в возрасте 87 лет, руководя еще процессом работ по внутреннему убранству, был назван в честь прославленного в 1988 году в лике святых его наставника – старца Силуана Афонского. Вот как Господь судил! (Для нас же в нынешнем году соединились две важные даты – 1000-летие присутствия русских на Афоне и 300-летие основания Русской Православной Церкви и русского Православия в Великобритании, которую недавно с Предстоятельским визитом посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл). Изначально адресованная англоязычным читателям, книга монахини Гавриилы была переведена на русский язык и выпущена издательством «ДАРЪ». Ее презентация состоялась в заключительной части научно-богословской конференции, посвященной 120-летию со дня рождения отца Софрония, и многие ее участники смогли приобрести столь ценную новинку духовной литературы. 

Не меньший интерес, чем рассказы о личных встречах с удивительным пастырем, вызвали выступления, посвященные его богословскому наследию. Прозвучали содержательные, хорошо структурированные доклады доцента кафедры систематического богословия и патрологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета диакона Павла Сержантова «Ступени лествицы и три этапа духовной жизни у старца Софрония» и преподавателя ПСТГУ кандидата богословия, кандидата философских наук Сергея Чурсанова «Богословское служение архимандрита Софрония (Сахарова)». Доклад гостя из Лондона иеромонаха Серафима (Альди) «Несколько соображений относительно софийной тематики в богословии архимандрита Софрония», скорее, можно назвать исследованием, посвященным теме поиска старцем ответа на вопросы: что значит «быть человеком»? Как мы выстраиваем свои взаимоотношения с Богом и с другими людьми?»

Поскольку личность архимандрита Софрония была многогранна, то неудивительно, что данная конференция отличалась многоплановостью. Серьезное место в ней заняло рассмотрение проблемы творчества в православной традиции. Художник, куратор выставки «Цвет Адама», открывшейся в день форума, Анна Алексеевна Кузнецова рассказала о том, как замысел воплощался в жизнь. На выставке представлены письма и автографы монахини Иоанны (Рейтлингер), композитора Арво Пярта, работы современных иконописцев, художников, фотографов. А начинается ее обзор с писем и автографов архимандрита Софрония к выдающемуся патрологу – архиепископу Бельгийскому и Брюссельскому Василию (Кривошеину), который тоже, как и старец Софроний, в 1925 году пришел на Афон. Рассказывая архипастырю о создании монастыря в Эссексе, об издании своих трудов, архимандрит Софроний просит Владыку умножить молитвы о нем и братии обители. «Ничто не проходит, ничто не дается без несоразмерно больших усилий и трудностей», – читаем мы и чувствуем, что от этих писем, напечатанных на старенькой пишущей машинке, с некоторыми западающими буквами, словно веет дыханием той эпохи, когда рассказы о компьютерах могли бы показаться чем-то из области фантастики. А.А. Кузнецова заметила, что Брюссельско-Бельгийская архиепископия, готова была даже предоставить подлинники писем, но из-за того, что организовывающая сторона не могла гарантировать их надежную защиту, по благословению правящего архиерея архиепископа Симона (Ишунина), были сняты копии с писем (к слову сказать, нигде еще не публиковавшихся), и переданы в дар в Россию. 

     Особую эмоциональную окраску придало научно-богословской конференции выступление руководителя сектора коммуникаций Санкт- Петербургской митрополии Натальи Родомановой, поведавшей об истории создания фильма «Письма в Россию», который она продюссировала (режиссер – Антон Алексеев). Посвященный отцу Софронию и судьбе его трудов в России, этот фильм, снятый в Петербургской студии «Образ», уже демонстрировался в Доме русского зарубежья – на Международном фестивале «Философский пароход» – и получил Гран-при фестиваля. Сейчас же участники конференции смогли увидеть его фрагменты, но с теми наиважнейшими кадрами, где келейник старца Софрония отец Серафим (Барадель-Покровский) неторопливо, просто и безыскусно рассказывает о своей жизни бок о бок с подвижником на протяжении десяти лет и замечает, что батюшка очень часто говорил о необходимости быть вдохновенными, иметь в себе Божественное вдохновение. Пламенное вдохновение! «Это как раз то, чего нам так не хватает в нашей жизни», – произносит отец Серафим. Вспоминая историю создания фильма, Наталья Олеговна обратилась к одному примечательному событию. Почти параллельно студия снимала другой фильм – о митрополите Никодиме (Ротове). И во время записи интервью с людьми, рассказывающими о Владыке не только как о выдающемся дипломате и церковном деятеле, но и как о человеке, журналистке и ее коллегам довелось не раз услышать свидетельство того, что митрополит Никодим, пользуясь дипломатической неприкосновенностью, привозил для Ленинградской духовной академии из-за границы – чемоданами! – «контрабанду». Библии, крестики, духовную литературу. Так вот многие, по словам Н.О. Родомановой, вспоминали, что именно из его рук они получили книгу «Старец Силуан». «То есть митрополит Никодим был тем проводником, благодаря которому сюда приходило известие о, казалось бы, несколько ином духовном опыте, который собой олицетворяет старец Софроний и Силуановская традиция», – заключила Н.О. Родоманова.

В силу разных причин не смогли приехать в Москву два гостя, которых приглашали и очень ждали, – насельник Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в Эссексе иеромонах Николай (Сахаров), внучатый племянник старца Софрония, и бывший келейник аввы, а теперь настоятель скита во имя Всех святых на Валааме схиигумен Серафим (Барадель–Покровский). Оба пастыря передали свое благословение организаторам и участникам конференции и пожелание, чтобы она прошла плодотворно. Остается добавить, что обо всех выступлениях на этом форуме рассказать невозможно. Но следует отметить главное: буквально каждый доклад, каждое выступление и заинтересованные вопросы из зала приблизили нас к человеку, который, по словам митрополита Илариона (Алфеева), был словно озарен, пропитан Фаворским светом. 

Фото: В. Ходаков

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь