Под Покровом Божией Матери, молитвами святителя Николая…

Арзамасский Николаевский женский монастырь

В центре России, в Арзамасе, находится древнейшая святыня Нижегородской земли – Николаевский женский монастырь, основанный в конце XVI века в честь святителя и чудотворца Мир Ликийских. Предлагаем читателям рассказ о его  истории и о том, чем живет ныне возрожденная обитель. 

Около 1580 года один из жителей Арзамаса Феофилакт Яковлев по своему усердию и на собственный счет построил деревянную церковь во имя Николая Чудотворца. Вскоре, по совету игумена соседнего Спасского монастыря, он поставил рядом теплую церковь во имя Богоявления и тридцать келий для устройства девичьего монастыря. В первое время число монахинь не превышало тридцати человек. С годами монастырь рос, росло и число его насельниц. Обитель была украшением города.


Святитель Николай заботился о процветании своего монастыря: хор сестер славился пением во всей округе, на высочайшем уровне было поставлено золотошвейное мастерство. В XIX веке долгое время наставником сестер был старец протоиерей Авраамий Некрасов, духовное чадо преподобного Серафима Саровского. В то же время, в пору  существования обители сестры претерпели немало бед и искушений от врагов видимых и невидимых: опустошительные пожары, нестроения, смуты и, наконец, эпоха гонений на Православную Церковь…

В 1926 году монастырь был закрыт,  переименован в «Комсомольский городок» и частично разрушен,  сестры разогнаны. Многие подверглись репрессиям, погибли в тюрьмах, на этапах, в концлагерях. Сегодняшние насельницы Николаевского монастыря собрали исторические и архивные материалы о судьбах последних  монахинь. Особенное внимание уделялось поиску сведений о сестрах-исповедницах, о замученных в застенках, расстрелянных. Составлен список для представления в Комиссию по канонизации святых Русской Православной Церкви. В 2014 году монастырь предоставил экспонаты и материалы для проведения в Арзамасе выставки «Арзамас в житиях святых», где особое место было отведено времени гонений и репрессий. Важной находкой оказался синодик Николаевского женского общежительного монастыря, писанный в 1902 году «тщанием игумении Евфросинии» (Бельской, †06.06.1931 г.). Он осуществил связь времен.Сестры каждый день поминают своих почивших предшественниц и молитвенниц, а также жертв репрессий, расстрелянных на Бутовском полигоне (по синодику «Бутово, Русская Голгофа» 2005 г.).

Насельницы Арзамасской Николаевской обители с большим благоговением относятся к памяти новомучеников. Матушка и сестры уверены, что именно благодаря молитвам и предстательству новомучеников и исповедников Церкви Русской возродилась православная вера в России, восстанавливается и укрепляется и их монастырь. В памятные дни священники в конце богослужений произносят проповеди о подвиге новомучеников. На сестринской трапезе читаются «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века», книги о священномучениках Серафиме (Звездинском), Петре (Звереве), Иларионе (Троицком), священноисповеднике Луке (Войно-Ясенецком), труды о молитве Иисусовой митрополита Антония (Голынского), о прошедших лагеря старцах архимандрите Таврионе (Батозском), протоиерее Михаиле Труханове и других.


Арзамасский Николаевский женский монастырь начал возрождаться с конца ХХ века, после многолетнего забвения и разрушения в годы советской власти. В 1994 году обители были возвращены первые здания. Приехавшие сестры увидели руины Никольского храма и принялись за восстановление обители. Не перечесть, сколько тяжелых трудов понесли хрупкие женские руки!.. К первым насельницам присоединялись трудники, прихожане, сочувствующие люди. Возрождение происходило Божией милостью, молитвами Пречистой Богородицы и святителя Николая; попечением митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая, а затем митрополита Георгия.

С 1997 по 2014 год монастырем управляла игумения Георгия (Федотова). Матушка Георгия (в миру Татьяна Егоровна Федотова) родилась 22 декабря 1929 года в селе Криуша Нижегородской области. В 1958 году по благословению своего духовного отца Иоанна (Крестьянкина) поступила в скит Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря – Спасо-Преображенскую пустынь под городом Елгавой – и с этого времени полностью посвятила себя Богу. 21 декабря 1977 года архимандритом Таврионом (Батозским) она была пострижена в рясофор с именем Евгения, а 26 декабря 1982 года митрополит Леонид (Поляков) постриг ее в мантию с именем Георгия. В январе 1997 года монахиня Георгия была назначена на должность старшей сестры Арзамасского Николаевского женского монастыря, 23 мая 1999 года возведена в сан игумении.

Уповая на помощь Божию и молитвы святителя Николая, игумения Георгия принялась за восстановление лежавшей в развалинах обители, и вера ее не была посрамлена. Видимым знаком Божьего благоволения явилось обновление иконы Божией Матери «Избавление от бед страждущих», к которой сегодня едут паломники из разных городов и весей. За годы игуменства матушки Георгии была благоустроена и освящена Богоявленская церковь с нижним храмом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), выстроены Никольский храм и колокольня, обустроен скит в деревне Новая Слобода. Был дополнен и дважды переиздан (в 2005 и 2013 гг.) синодик игумении Евфросинии. Но самое главное, чему Матушка уделяла особое внимание, – это созидание человеческих сердец.

Игумения Георгия, являясь образцом кротости, смирения и любви, воспитывала сестер собственным примером. Насельницы обители могли раскрывать свою душу Матушке, никто не отходил от нее не утешенным, она старалась не налагать неудобоносимых бремен, сострадая не только окружающим ее людям, но и всякой Божией твари. В последние годы жизни Матушка воспитывала сестер, неся подвиг юродства. Внимательные могли очень многому у нее научиться. 9 марта 2014 года игумения Георгия была пострижена в великую схиму и на следующий день отошла ко Господу, Которого так любила и к Которому стремилась всей душой.

10 марта 2014 года исполняющей обязанности настоятельницы была назначена игумения Сергия (Конкова). 17 мая 2015 года настоятельницей стала монахиня Филарета (Шевченко), 18 декабря того же года она была возведена в сан игумении.

На сегодняшний день в Арзамасском Николаевском монастыре отреставрированы, отремонтированы и освящены три храма. На выстроенную колокольню подняты новые колокола. Их звон радостно возвещает о том, что русское монашество живо и по-прежнему несет свой молитвенный подвиг. Отстроена монастырская трапезная, ремонтируется трехэтажный сестринский корпус, реставрируется и расписывается теплый Богоявленский храм.


Налаживается жизнь в монастырском скиту. 19 сентября 2016 года был освящен скитской храм в честь Рождества святого пророка Иоанна Предтечи. Теперь в нем регулярно один-два раза в неделю проходят богослужения. Благоустраивается источник святого Иоанна Предтечи в Марьевке.

18 декабря 2015 года в Арзамасском монастыре был освящен Никольский собор, в котором теперь ежедневно приносится Бескровная Жертва. В свой родной храм вернулся резной образ святителя Николая «Можайский», подаренный еще при основании Николаевской обители игуменом Спасского монастыря Сергием. Вскоре после возобновления монастыря в нем появилась и другая святыня – чудотворная икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих»,­ и с тех пор Царица Небесная не оставляет насельниц Своей помощью. Тысячи паломников ежегодно стекаются в Николаевскую обитель к этому образу и укрепляются в вере, получают от Пресвятой Богородицы исцеления, избавления от семейных и прочих бед.

Сегодня в Арзамасском Николаевском монастыре сорок семь сестер, из них две схимонахини, восемнадцать монахинь, девять инокинь, тринадцать рясофорных послушниц, одна послушница, три кандидатки. Восемь сестер подвизаются в скиту. Основные помощницы игумении – благочинная и старшие на послушаниях сестры. «Порой удивляешься, – делятся насельницы, – каких разных нас собрали Матерь Божия и святитель Николай в свою обитель. У многих сестер сложные характеры, они в миру были начальницами, старшими. Придя в обитель, все делали первые шаги в послушании, смирении, несении тягот друг друга. Задевали друг друга своими “острыми углами” и, как камушки в волнующемся море, постепенно сглаживались, смягчались».

День сестер строится по определенному уставом распорядку:

5.30 – подъем.

6.00 – утреннее молитвенное правило с полунощницей и чтением трехканонника с акафистами Иисусу Сладчайшему, Божией Матери и святителю Николаю.

8.00 – Божественная литургия. По ее окончании – небольшой перерыв, во время которого сестры могут заниматься молитвенным правилом либо находиться на послушаниях.

11.00 – 11.45 – общая трапеза, сопровождающаяся чтением творений святых отцов, житий святых, жизнеописаний и трудов новомучеников и исповедников Российских и современных подвижников благочестия.

16.00 – 17.00 – чай для желающих.

16.00 – по вторникам молебен с акафистом Божией Матери пред чудотворною иконой «Избавление от бед страждущих» с участием сестер; по средам молебен с акафистом святителю Николаю с участием сестер.

17.00 – вечернее богослужение. По окончании богослужения (примерно 20.00 – 20.30) ежедневный крестный ход вокруг обители, общая вечерняя трапеза с чтением житий святых или поучений, общее вечернее правило.

По воскресным дням, на Святках и в двунадесятые праздники правило начинается в 7.00. По воскресным дням в 8.00 служится Параклис Божией Матери, затем Литургия и чин о Панагии.

Сестры ежедневно бывают на богослужениях, читают в свою череду. Матушка игумения призывает всех насельниц к ежедневному участию в Божественной литургии. Исключение составляют немощные и больные, а также несущие неотложные послушания: эконом, трапезники, повара, просфорницы, врач, старшая хоздвора, архитектор и другие порой вынуждены пропускать богослужения с благословения Матушки. Чередные сестры круглосуточно читают  Неусыпаемую Псалтирь. Правило, полученное при постриге, сестры стараются читать вместе после полунощницы, кроме тех, кто вынужден молиться в кельях по болезни или по немощи. Есть у сестер и индивидуальные правила, выполняемые ими келейно.

По словам самих сестер, все они разные по своему устроению: кто-то проявляет особую ревность в общей церковной молитве, кто-то – в других добродетелях. Но все пришли сюда ради Христа, ради любви Христовой. И стараются все – кто как может – смиряться, отсекать свою волю, предав ее в руки настоятельницы; учиться любить, чтобы принести себя в бескровную жертву Христу и своим ближним. По словам преподобных Оптинских старцев, «без любви к ближнему трудно спастись».

Сестры в кельях живут по одному-два человека. В обители еще существуют проблемы с жильем, но постепенно, с Божией помощью, они разрешаются.

Матушка игумения Филарета настоятельствует второй год. Она доступна – все сестры могут подходить к ней и разрешать возникающие вопросы. В монастыре нет обязательного откровения помыслов и нет общего духовника, принимающего помыслы у всех сестер. Требный священник исповедует сестер раз в неделю. Желающие откровения могут исповедоваться ему более глубоко, открывая свои помыслы, или же обратиться к Матушке.

Время, отведенное сестрам на послушание, очень индивидуально – сестры все разные, много немощных и больных, в преклонных годах. Также оно связано с особенностью послушаний и срочностью их исполнения. В среднем сестры трудятся около пяти часов. У старших сестер, как правило, труды не ограничены по времени. Послушания меняются редко, в случае необходимости. Чаще это касается послушниц и общемонастырских послушаний.

Николаевский монастырь достаточно большой, сестринских рук на все работы не хватает. Многие насельницы совмещают по нескольку послушаний. В обители с благодарностью принимают помощников-мирян – на кухне, при  уборке храма и подсобных помещений, на свечных ящиках. По долгу выполнения некоторых послушаний насельницам довольно часто приходится общаться со светскими людьми. Особенно это относится к старшим сестрам, экскурсоводам, к окормляющим колонию, занимающимся закупками и снабжением, контактирующим с городской администрацией и различными учреждениями. Эти сестры особенно просят Господа о том, чтобы стяжать всегда трезвенный ум и молитвенное сердце, наипаче при вынужденных выходах за стены монастыря.

Обитель святителя Николая старается помогать нуждающимся продуктами, одеждой (особенно многодетным семьям), медикаментами. Сестры духовно подкрепляют подопечных добрым словом, беседами о спасении и Таинствах, о милости Божией Матери и святителя Николая и, конечно, молитвой.


Особым социальным служением для монастыря уже почти десять лет является окормление Арзамасской воспитательной детской колонии на Высокой горе, расположенной на окраине Арзамаса, на месте основанного в XVIII веке мужского монастыря. За это время сложились  добрые отношения: администрация колонии заинтересована в духовной помощи, которую оказывает монастырь,  и ребята чувствуют неподдельную любовь и сострадание тех, кто принимает участие в их судьбах. Сестры ведут беседы с воспитанниками о вере, Крещении, исповеди и других церковных Таинствах, смотрят вместе с ними фильмы  духовного содержания… В 2014–2016 годах состоялись три паломнические поездки в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. В праздники Пасхи и Рождества Христова монастырь организует для заключенных ребят концерты детей из воскресной школы. Тех, кто по достижении восемнадцати лет переводится во взрослые тюрьмы,  сестры продолжают окормлять и там. Ведется активная переписка – около восьмисот человек пишут в обитель о своих искалеченных судьбах, и о первых шагах в православии.

           

Главным в жизни монаха остаются молитва и послушание. Матушка постоянно напоминает сестрам о необходимости непрестанной Иисусовой молитвы. Все послушания она призывает выполнять пред лицом Самого Господа и Божией Матери, и подчеркивает, что от этого неотделимы стяжание мирного духа, исполнение заповеди о любви и милосердии к ближним, постоянное трезвение. «Проходят годы. Всё глубже мы познаем свои немощи, – говорят сестры, – всё больше понимаем милость и долготерпение Божие к нам, грешным. Господи, сподоби нас жить как, чтобы ангелы были светом для нас, а мы своей жизнью могли бы стать светом мирянам, по слову преподобного Иоанна Лествичника! Слава Богу за всё!» Свою благодарность Царице Небесной за Ее покровительство обители сестры выразили в поэтических строках:

 


О Господи, какое это чудо!

Какая милость послана с Небес:

Ведь люди на земле живут повсюду,

А Матерь Божья собрала нас здесь…

 

Здесь каждая травинка, каждый камень

Освящены присутствием Ее,

Очищены Пречистыми стопами, –

Цените же пристанище свое!

 

Она сюда избранников приводит,

И ежедневно с самых древних пор

Святая Дева кротко с Неба сходит,

Благословляя Николаевских сестер.

 

Материалы по теме

Публикации

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий
Инокиня Иулиания (Игонина)
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий
Инокиня Иулиания (Игонина)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
7 апреля - преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925)
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
7 апреля - преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925)
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы