Служение и труды игумении Александры

Анастасия Титова

23 февраля исполнилось 160 лет со дня кончины игумении Александры (Неустроевой), настоятельницы Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге. За время ее управления монастырь вырос в крупный духовный центр Урала, в обители построили самый большой храм дореволюционного Екатеринбурга, открыли рукодельные мастерские, обеспечивавшие благосостояние обители. Обученные матушкой золотошвеи славились   далеко за пределами монастыря…

Годы перед настоятельством

Июльским днем 1827 года в Пермском кафедральном соборе совершалось особо торжественное богослужение: на Литургии за малым входом епископ Дионисий возвел в сан игумении новую настоятельницу Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга. Ею стала монахиня Александра.

Игумения Александра происходила из небогатой крестьянской семьи, из села Стриганского, Ирбитского уезда. Анастасия Ивановна Неустроева (так звали матушку Александру в миру) жила очень скромно, отличалась кротким нравом, строгим поведением и трудолюбием. Она славилась в селе как первая мастерица, умевшая ткать тонкие узорчатые полотна. Родители желали отдать ее замуж и приготовили приданое, да и многие сватались к ней – кто из сельчан не хотел бы женить своего сына на такой искусной рукодельнице и рачительной хозяйке! Но Анастасия всем отказывала. Так и жила она, ожидая, в чем откроется ей воля Божия о ее жизненном пути.

Однажды, когда Анастасии было девятнадцать лет, в Стриганское пришел крестный ход из Екатеринбурга, носивший по епархии святыни – Тихвинскую икону Богородицы и ковчег с частицами святых мощей. От сестер, принимавших участие в крестном ходе, Анастасия узнала, что в Екатеринбурге открыт монастырь. В одном из исторических описаний повествуется об этом так (вероятно, со слов самой матушки Александры): «Когда монахини и певчие белицы находились со святынями в Стриганском селе, тогда Настасья Ивановна, узнав по рассказам сестер монастырскую жизнь в Екатеринбургской обители, возымела решительное желание поступить в оную, потому что и раньше, дома привыкла вести уединенную, скромную жизнь труженицы-тканицы и крестьянки-работницы. Отец не отпускал свою дочь в монастырь. Тогда Настасья Ивановна стала просить местного писаря о выдаче ей билета на проживание в монастыре. Писарь принял участие в затруднительном положении просительницы, приготовил для нея билет и сумел убедить ея отца отпустить дочь в Екатеринбургскую обитель».

Так в 1811 году Анастасия поступила в монастырь. У новой послушницы были, как говорят, «золотые руки», поэтому вскоре после поступления в обитель матушка Таисия, основательница монастыря, назначила ее старшей в ткацкой мастерской. Послушница Анастасия руководила мастерской одиннадцать лет, затем около года была благочинной монастыря. В монашество ее постригли в 1824 году. А затем, после кончины игумении Таисии, именно монахиню Александру избрали новой настоятельницей Ново-Тихвинской обители.

Труды и молитвы

Игумения Александра, деятельная, ревностная, умело решала любые трудности монастырской жизни, во всем уповая на Господа. Так, по ее благословению сестры научились изготовлению собственного кирпича, чтобы возводить из него здания; вблизи от обители выкопали большой пруд. Когда выяснилось, что Александро-Невский собор, который строился уже около двадцати лет, из-за ошибок строителей может обрушиться, матушка Александра приняла дерзновенное решение – разобрать храм до основания и строить заново.

В то время, когда игумения Александра стала настоятельницей, в монастыре было уже более двухсот насельниц. Чтобы обеспечить своих сестер всем необходимым, матушка открывала новые рукодельные мастерские: свечной завод, год спустя – иконописную мастерскую. Особенно же заботилась игумения Александра о золотошвейном послушании. И благодаря ее трудам и молитвам уже вскоре монастырские золотошвеи славились на всю епархию и могли выполнять самые сложные работы. Так, в 1841 году «от усердия к святому угоднику Симеону Праведному» матушка Александра преподнесла архимандриту Афанасию, настоятелю Верхотурского Николаевского монастыря, митру, изготовленную сестрами.

Радости обители


В 1832 году в обители произошло радостное событие, которого ждали почти десять лет, – был достроен и освящен храм во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». К этой однопрестольной церкви прилегал больничный корпус для сестер, и «во время служения, при открытии дверей, все болящие и даже на одрах лежащие имели возможность слушать священнослужение...»

В 1837 году монастырь посетил Наследник престола Великий князь Александр Николаевич, будущий Император Александр II. Наследник путешествовал по Сибири и Уралу со своим наставником Василием Жуковским и не преминул посетить обитель, которой некогда благодетельствовал его дед, Император Александр Благословенный. Принимали высоких гостей в пятницу, постный день. Конечно, Наследнику и его свите была предложена трапеза, и, по монастырскому преданию, Великий князь сказал: «Нигде так вкусно не ел – а все потому, что это монастырь, и еда готовится с молитвой».

В 1854 году произошло еще одно радостное для матушки Александры и сестер событие – через сорок лет после закладки был наконец-то полностью освящен обширный Александро-Невский собор, вмещавший до пяти тысяч человек. Труды игумении Александры, благословившей перестроить храм, принесли свой плод: теперь все сестры обители и многочисленные богомольцы могли молиться в просторном соборе. Это было последним, что успела сделать игумения Александра. В начале ноября 1857 года она заболела бронхитом. Несмотря на лечение, болезнь прогрессировала, и 10 (23 по н. ст.) февраля 1858 года, в шестьдесят шесть лет, матушка Александра тихо отошла ко Господу.

Более 30 лет несла игумения Александра крест настоятельского служения. За это время Ново-Тихвинский монастырь стал духовным центром Екатеринбурга и всего горнозаводского Урала, надежным пристанищем для многих душ, желавших посвятить себя Богу. И сейчас в возрожденной обители чтут память игумении Александры, и многие люди приходят на ее могилу у алтаря построенного ею храма в честь святого Александра Невского.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

О схимонахине Сарре (Потемкиной)
Свято-Покровский женский монастырь г. Верхотурье
Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь Луганской епархии
Подворье Покрова Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского мужского монастыря
Антониево-Дымский мужской монастырь
О схимонахине Сарре (Потемкиной)
Свято-Покровский женский монастырь г. Верхотурье
Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь Луганской епархии
Подворье Покрова Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского мужского монастыря
Антониево-Дымский мужской монастырь