Свято-Казанский женский монастырь г.Троицка

Свято-Казанский женский монастырь города Троицка Челябинской области был утвержден указом Синода в 1865 году. К 1916 году обитель являлась одной из самых благополучных в Оренбургской епархии и в устроении иноческой жизни, и в хозяйственном отношении. За пятьдесят лет ее существования численность сестер увеличилась с восьмидесяти пяти до двухсот семидесяти трех. Хлебопашество, животноводство, скотоводство и огородничество, наряду с рукоделиями насельниц, определяли главные средства содержания общины. Монастырь славился своей иконописной мастерской. Иконами, написанными в Троицке, Царский кабинет награждал отличившихся по службе казаков. В обители действовали церковно-приходская школа и приюты для престарелых женщин и девочек-сирот.

В 1922 году монастырь закрыли. Сестры вынужденно расселились по частным квартирам, были лишены многих прав как «служители религиозного культа». В 1927 году по распоряжению правительства все монастырские здания были отданы под «культурно-просветительные нужды». С тех пор у них поменялось много хозяев. Долгое время архитектурный комплекс монастыря находился в распоряжении авиационно-технического училища, пока здания не пришли в окончательную негодность.


Возрождение обители началось с обращения руководства авиационно-технического училища в Церковный совет храма во имя Димитрия Солунского с просьбой взять на баланс единственный уцелевший монастырский храм Преображения Господня. В 1991 году храм был передан Церкви, начались работы по его восстановлению. 11 июля 1993 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение об открытии Свято-Казанского женского монастыря для возрождения в нем монашеской жизни и утверждении монахини Ксении (в миру Нины Кадомцевой) настоятельницей обители с возложением наперсного креста. Нина Дмитриевна Кадомцева выросла в религиозной семье, с детства пела на клиросе. Частыми гостями в родительском доме были монахини разоренного Казанского монастыря. С 1971 года, в сложные для православия времена советской власти, Нина Дмитриевна была старостой Димитриевской церкви. Она пользовалась особенной любовью прихожан, ее авторитет в церковных кругах того времени был безусловным и непререкаемым. Она не только занималась благоукрашением Димитриевского храма, но и принимала активное участие в восстановлении церкви во имя Александра Невского. Уже в то время к будущей настоятельнице как к старице ехали за советом и наставлением со всех концов Южного Урала.


Около двадцати лет матушка Ксения управляла обителью. На её плечи легла нелегкая ноша по восстановлению полуразрушенных монастырских зданий. За это время удалось отремонтировать старый келейный корпус, гостиницу. Полностью был восстановлен храм во имя Преображения Господня. Началось строительство нового жилого здания для насельниц монастыря.

Для многих людей матушка Ксения стала духовной матерью. К ней обращались за советом и молитвой, и для всех она находила слова утешения. У матушки Ксении множество наград от духовной и светской власти. Незадолго до кончины она приняла великую схиму и ушла с поста настоятельницы.

Схиигумения Ксения почила о Господе 2 декабря 2015 года. Обстановка кельи, в которой она жила и молилась, остается в неприкосновенности в память о первой настоятельнице - возобновительнице монастыря. Здесь всегда можно помолиться и вспомнить о дорогой нашему сердцу матушке.

В настоящее время настоятельницей обители является игумения Анания, прибывшая на Южный Урал вместе с казначей монастыря монахиней Варсонофией из Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря, где они подвизались несколько десятков лет.


В монастыре сейчас тридцать насельниц, среди которых одна схимонахиня, семь мантийных монахинь, инокини и послушницы. Есть также несколько трудниц, из тех, что пока присматриваются к монашеской жизни. Большинство сестер пожилого и среднего возраста.

Правит обителью матушка Игумения. Она организовывает жизнь сестер, распределяет обязанности и следит за их выполнением. К матушке сестры идут со всеми проблемами, духовными и житейскими. И хотя ежедневное откровение помыслов не практикуется, в монастыре каждая сестра очень тесно общается с игуменией и находится под ее руководством. Кроме сестер, матушка принимает богомольцев, просящих духовного совета и молитвенной помощи.

Общее молитвенное правило в храме начинается в 6:30 утра пением акафиста перед Казанской иконой Божией Матери, затем читаются утренние молитвы и полунощница. Далее идут часы и служится Божественная Литургия. Посещение утреннего правила и Литургии обязательно для всех, кто не занят на послушаниях. В 9:30 бывает завтрак, после которого сестры расходятся по послушаниям. В 15:00 – обед, обязательный для всех насельниц монастыря. После него предусмотрено время для чтения духовной литературы. В 17:00 – вечерня и утреня в храме. Если служба простая, после первого часа все вместе выполняют пятисотенное правило Иисусовой молитвы, если праздничная – насельницы читают пятисотницу по кельям.

Сестры, не попадающие по различным причинам на богослужение в храме, вычитывают келейно три канона и два акафиста, главу Евангелия и Апостола, кафизму Псалтири и пятисотницу. Кроме этого, всем заповедано творить молитву Иисусову постоянно или перемежая иными молитвословиями.

Монахини живут в монастыре по отдельным кельям, а инокини и послушницы – по двое или трое, стараясь научиться на деле любви и послушанию друг другу.

В основном в монастырь поступают сестры в возрасте около пятидесяти лет, жительницы Южного Урала. Монашеская жизнь в этих местах только-только начинает возрождаться. Уж очень глубоко здесь перевернул понятия о христианском благочестии безжалостный плуг красного террора. Кроме того, Троицк – город пограничный, где мирно соседствуют православные храмы и мусульманские мечети.

Желающие поступить в монастырь живут в гостинице, участвуют в общих работах, испытывают свои силы и желание монашеской жизни. Тем временем матушка Игумения к ним присматривается. Бывает, что кандидатки получают отказ, так как в понятие «монастырь» вкладывают смысл, не имеющий ничего общего с монашеской жизнью.

Основные занятия сестер – молитва и труд. Казначея занимается экономикой и  делопроизводством монастыря, следит за строительством, заботится о монастырской иконной лавке. Сестры убираются в храме, обслуживают гостиницу, пекут просфоры и хлеб, трудятся в иконной лавке, на кухне, в трапезной, в огороде, в саду. Несколько насельниц обучаются на Богословских курсах в Институте дистанционного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Монахини старшего возраста читают Псалтирь, поминают всех, просящих молитв нашей обители, принимают участие в посильных послушаниях.

Монастырь находится в черте города. Из-за малого числа трудоспособных сестер почти все насельницы так или иначе вступают в общение с мирянами. Гостиничные сестры принимают паломников, кормят рабочих строительной артели. Церковницы смотрят за порядком в храме. Несущие послушание в иконной лавке разъясняют посетителям монастыря возникающие недоумения по тем или иным вопросам.

Поскольку в обители нет способных к пению сестер, по будням на клиросе поют преподаватели соседней музыкальной школы. В выходные дни в богослужении также принимают участие два хора из прихожан: взрослый и детский, которыми руководит монастырский регент. Так в воскресение бывает пение на три хора. В монастырской гостинице занимается воскресная художественная студия. Закон Божий детям преподает священник монастыря. Обитель издает «Монастырский листок», в котором рассказывается о вере и Церкви, о праздниках, печатаются слова известных проповедников и пастырей; также в нем освещаются текущие проблемы прихожан и даются пояснения на часто задаваемые в храме или иконной лавке вопросы.

Главным деланием в монастыре является исполнение заповедей Божиих. Вокруг этого делания и построена монастырская жизнь: в обуздании языка, в молчаливой трезвенности, в уступчивости друг другу, во взаимном уважении и любви, в тщательном исполнении послушания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Александро-Ошевенский мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь