Связь времен не прерывается

Орловский Свято-Введенский женский монастырь

22 декабря 1994 года, в праздник иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость»,  возродилась богослужебная жизнь в закрытом при советской власти Орловском Свято-Введенском женском монастыре. Предлагаем краткий рассказ об истории и  сегодняшних буднях обители.

Свято-Введенский женский монастырь в городе Орле был основан в 1686 году. Одну из первых славных страниц в его историю вписала игумения Серафима (Соковнина), управлявшая обителью с 1821 по 1845 год и преобразовавшая ее духовный строй для ведения сосредоточенной, истинно монашеской жизни.

В 1843 году страшный пожар практически уничтожил монастырь, однако сестры сохранили общину; претерпев скорби и нужду, они дождались решения властей о возобновлении обители на новом месте, и в 1848 году возрожденный Свято-Введенский монастырь был торжественно открыт. В 1860-е годы он продолжал достраиваться, число частных монашеских келий достигло 75. В этот период монастырь стал общежительным – с молитвенной помощью Оптинских старцев, к которым игумения и сестры обращались за советом. В 1870-е годы в обители открылась Свято-Ольгинская школа для девочек, которая содержалась исключительно на монастырские средства и считалась одной из самых благоустроенных в городе.


К началу ХХ века Введенский монастырь стал лучшей обителью Орловской епархии. В ведомости 1901 года сообщалось, что в монастыре 583 насельницы: 80 мантийных монахинь, 277 рясофорных, 224 живущих на испытании.

Как и большинство российских монастырей, обитель упразднили после революции, в 1923 году. На тот момент в ней было около шестисот сестер.

После закрытия монастыря часть насельниц разъехались к родственникам по деревням, но более половины остались в Орле. Они поселились на частных квартирах небольшими группками по трое-четверо, совместно посещали богослужения в приходских храмах, сохраняли монашеский устав и послушание бывшей настоятельнице игумении Алексии (Тимашевой-Беринг). В то время сестер духовно окормлял архиепископ Орловский Серафим (Остроумов), будущий священномученик. Со Свято-Введенским монастырем были связаны выдающиеся орловские пастыри, многие из них боролись с обновленческим расколом и были репрессированы. В частности, один из последних клириков обители, священник Всеволод Ковригин, был в 1924 году выслан из Орла.


В 1932 году игумения Алексия была сослана в Казахстан. Впоследствии она переехала в Вологду, где приняла схиму с именем Евгения. На новом месте жительства матушка по-прежнему подвергалась преследованиям со стороны безбожных властей. В 1940 году схиигумения Евгения была арестована и спустя год скончалась в тюрьме. В 1937 году была арестована монахиня Кира (Нарышкина), заменившая сестрам игумению, а также более ста монахинь и последний духовник сестер протоиерей Павел Святитский. Отец Павел и монахиня Кира были расстреляны. Остальные отправлены в тюрьмы и лагеря.

Возрождение Свято-Введенского Орловского монастыря началось в 1993 году, ровно через 70 лет после его закрытия. Первым был отремонтирован надвратный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. 22 декабря 1994 года храм был освящен, и в нем стали совершаться регулярные богослужения. 22 декабря, праздник иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость», является началом богослужебной жизни обители.


В мае 1995 года схиигумен (ныне схиархимандрит) Илий (Ноздрин), являющийся  духовником насельниц, совершил в этом храме первый монашеский постриг, 13 июля того же года в монастырь возвратилась его святыня – Балыкинская икона Пресвятой Богородицы, а 16 июля решением Священного Синода обитель получила официальный статус монастыря.

Сегодня в Орловском монастыре отремонтированы и действуют три храма: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, Воскресения Словущего и Введения во храм Пресвятой Богородицы. Кроме главной святыни – Балыкинской иконы – в монастыре имеются четыре ковчега и множество икон с частицами святых мощей угодников Божиих. В поклонном кресте помещена частица Животворящего Древа Креста Господня. На подсобном хозяйстве недавно начато строительство храма в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской, заканчивается строительство хозяйственных построек. На главной территории построены воскресная школа, келейный корпус. Отремонтированы просфорня, трапезная, кухня и другие помещения.

Под началом митрополита Орловского и Болховского Антония, правящего архипастыря Орловской митрополии, обитель возглавляет игумения  Олимпиада (Рожновская). Ее ближайшие помощницы – благочинная, казначея, келарь, скитоначальница. На каждом послушании, где трудится несколько сестер, одна из них является старшей (старшая алтарница, церковница, просфорница, свечница, огородница и т. д.). В монастыре сейчас тридцать пять насельниц: игумения, пять схимниц, двадцать две монахини, семь послушниц.

День в Свято-Введенском монастыре начинается с утреннего молитвенного правила. В 5:20 – начало утренних молитв, затем полунощница и два или три акафиста. По субботам, воскресным и праздничным дням утреннее правило совершается сестрами келейно.

В 7:30 – часы и Литургия до 9:00 – 9:30. Затем – время послушаний. В 11.00 общая трапеза – обед, на котором читаются жития святых и душеполезные поучения.

С 11:30 до 16:00 – время несения послушаний. Из него полтора-два часа выделяется на отдых и келейное правило (на разных послушаниях эти часы выделяются в разное время). В 16:00 общая трапеза – ужин с чтением душеполезных поучений.

В 16:45 начинается вечернее богослужение. После него – молитвенное правило (малое повечерие, три канона, молитвы на сон грядущим; перед Причастием добавляется Последование ко Причащению). Правило заканчивается обычно в 21:00 – 21:30. После этого сестры пьют чай и располагают свободным временем до отбоя в 23:00. В свободное время сестры молятся, читают духовные книги, рукодельничают, занимаются бытовыми делами. Конечно, есть дни, когда этот распорядок меняется: бывают срочные неотложные работы, праздники и время подготовки к ним, приезды гостей и паломников.

Суточный круг богослужения в монастыре совершается ежедневно: часть на общественных службах, часть на монашеском правиле – общем и келейном. Обычно все сестры, живущие в монастыре, имеют возможность молиться на Литургии и на монашеском правиле (утреннем и вечернем). Присутствие на вечерней службе варьируется. На всенощной положено быть всем. На простых службах присутствие желательно, но при необходимости неотложных работ сестры могут прийти не к началу или стоять не до конца. Большинство сестер участвует также в чтении и пении на службе. На подворье суточный круг богослужений сестры читают мирским чином. По воскресным и праздничным дням они посещают ближайший (в двух километрах) приходской храм.

Монашеское правило насельниц состоит из двух частей. Общее прочитывается совместно в храме. Это утренние молитвы, полунощница, акафисты, повечерие, трехканонник, молитвы на сон грядущим. Частное включает в себя ежедневное чтение пятисотницы и полунощницу по субботам и воскресеньям. У схимниц четочное правило значительно больше, количество индивидуально. Послушницам духовник определил количество молитв «по усердию». Кроме того, большинство сестер читают келейно Псалтирь в те дни, когда не участвуют в чтении общей Псалтири. Количество глав Евангелия и Апостола, читаемых ежедневно, чтение житий святых и поучений святых отцов также индивидуально.

Сестры в Свято-Введенской обители живут, в основном, по две в келье, некоторые – по одной. Новопоступившие трудницы первоначально поселяются в здании паломнической гостиницы. Там располагается восьмиместная келья, но в ней, как правило, одновременно живут две-три сестры. Затем они переезжают в другие помещения.

Матушка игумения регулярно проводит как индивидуальные беседы с сестрами, так и общие собрания и поучения. Матушка лично распределяет сестер по послушаниям, согласуясь с пользой для монастыря и для души насельницы. Откровение помыслов в монастыре не практикуется. Сестры еженедельно причащаются Святых Христовых Таин, перед этим приступив к Таинству Исповеди.

Главным в монастыре считается молитва, богослужения, а на втором месте – послушания. Жизнь монастыря, безусловно, определяется ежедневными богослужениями, поэтому многие послушания связаны с храмом: алтарницы, ризничие, церковницы, певчие, чтецы, звонари, просфорницы, свечницы. Бытовая сторона жизни также требует внимания, ее обеспечивают келарь, трапезницы и другие сотрудницы трапезной, уборщицы, цветовод, огородницы. Обитель принимает паломников и трудниц, устройством которых занимается гостиничная.

На таких послушаниях, как благочинная, келарь, скитоначальница сестры меняются крайне редко – для них незаменим опыт монастырской жизни, важно внимание к насельницам и умение организовать работу, знание всех послушаний и их взаимодействия. То же можно сказать и о послушаниях, требующих специальных знаний, образования, таких как бухгалтерия, канцелярия, издательство, воскресная школа. Труды в алтаре, ризнице, швейной, просфорне, на цветниках, а также на подворье (пасека, скотная, птичник, огороды) требуют наличия навыков и опыта. Поэтому старшие сестры там меняются редко. Для вновь обученных насельниц эти послушания также становятся постоянными (ежедневными или в череде).

До тех пор, пока вновь пришедшей сестре не будет определено постоянное послушание, труды для нее могут меняться очень часто, поскольку люди «на подхвате» требуются в разных местах. Трудница таким образом получает представление о разных сторонах монастырской жизни, а старшие на разных послушаниях могут лучше присмотреться к новенькой.


В монастыре есть наемные работники: строители, водители, повар, бухгалтер, свечницы, певчие, сотрудницы воскресной школы. Есть и постоянные добровольные помощники, которые трудятся во славу Божию. Тех и других немного, но их постоянная поддержка очень помогает. В период полевых работ иногда бывает необходимость в большом количестве рабочих на подворье (например, срочно убрать заготовленное сено, быстро собрать урожай), и тогда сестры обращаются к прихожанам, которые всегда отзываются на просьбу и на день или два выезжают помочь.

Постоянного общения со светскими, невоцерковленными людьми требуют, в основном, послушания, связанные со строительством, проектными работами. Эти вопросы берет на себя настоятельница и ее помощница по строительству, монахиня преклонных лет. Контактировать с мирянами приходится и свечницам, и келарю при поездках за покупками, и сотрудницам канцелярии и бухгалтерии, но вряд ли это можно считать именно личным общением. Эти послушания назначаются по благословению матушки игумении. Также по благословению матушки или благочинной совершаются все выходы сестер с территории монастыря.

Вне зависимости от основных послушаний, в Свято-Введенской обители все способные читать по-церковнославянски участвуют в чтении на службах, правиле, Псалтири (она читается с 6 утра до полуночи), а также в чтении душеполезных поучений на трапезе. Вновь пришедших насельниц также обучают церковному чтению, хотя бы в минимальном объеме, достаточном для молитвенного правила.


Новые сестры в монастырь поступают примерно пять-шесть человек за год, остаются из них обычно одна-две. Некоторые приезжают по благословению схиархимандрита Илия (Ноздрина): уроженец Орловщины, батюшка очень почитает монастырскую святыню – чудотворную Балыкинскую икону Пресвятой Богородицы – и часто бывает в обители. Иногда он благословляет в монастырь новых насельниц, на срок (пожить полгода, год, присмотреться к монашеской жизни) или на постоянное пребывание, при этом подчеркивая, что он только дает благословение приехать в обитель, а решение, оставлять ли сестру в качестве насельницы, принимает игумения по результату собеседования и послушнического искуса. Срок искуса в Свято-Введенском монастыре индивидуален и может длиться от двух недель до трех лет. Окончательное решение принадлежит епархиальному архиерею митрополиту Антонию, который благословляет принятие в число насельниц.

Пополняют число насельниц и постоянные прихожанки монастыря. Женщины участвуют в богослужениях, трудятся в обители на послушаниях, общаются с сестрами – и некоторые из них принимают решение о монашестве. Для них, как уже давно знакомых с монастырской жизнью, нередко сокращается срок послушнического испытания перед пострижением.

Монастырь оказывает социальную помощь многодетным и малоимущим семьям. Им выделяются посильные для обители средства, по личному обращению их к матушке игумении. Келарь выдает продукты и горячие обеды приходящим за помощью бездомным (от четырех до десяти человек в день). Сестра-почтальон высылает людям, находящимся в местах заключения, небольшие денежные переводы и посылки (духовная литература, крестики, бытовые мелочи). Насельницы монастыря постоянно ухаживают на дому за пожилыми женщинами-инвалидами. Сестры готовят для них обед, убирают, моют комнату, стирают, делают перевязки. Одна сестра ходит на послушание в больницу. Она беседует с больными о вере, подготавливает их к Святому Причащению и помогает священнику причащать.

В советское время, несмотря на репрессии, один из бывших монастырских храмов – Воскресенская церковь на Афанасьевском кладбище – продолжал действовать. Закрытый в 1923 году вместе с другими монастырскими храмами, в 1926 году он вновь был открыт. Туда перешли на служение остававшиеся на свободе священники обители, там молились и несли послушания сестры. В этом храме во многом сохранялся прежний монастырский устав. На клиросе даже до начала 1990-х годов пели бывшие насельницы Свято-Введенской обители. С 1956 года в Воскресенской церкви находилась главная святыня монастыря – чудотворная Балыкинская икона Божией Матери, подаренная обители в 1712 году святителем Иоанном Тобольским. В июле 1995 года Балыкинская икона была возвращена в восстанавливающийся монастырь. Чудотворный образ Пречистой Богородицы связал времена, предшествовавшие гонениям, с нынешним временем возрождения святой обители.


Фото: Свято-Введенский женский монастырь г. Орла

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сергей Григорьев
Подворье Новоспасского монастыря в Милюково
Успенский Второ-Афонский Бештаугорский мужской монастырь
Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь
Сергей Григорьев
Подворье Новоспасского монастыря в Милюково
Успенский Второ-Афонский Бештаугорский мужской монастырь
Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь