Животворящий дух Афона на Северном Кавказе

Успенский Второ-Афонский Бештаугорский мужской монастырь

28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, Успенский Второ-Афонский Бештаугорский мужской монастырь Пятигорской епархии отмечает свой престольный праздник. Это один из четырех монастырей, основанных на Северном Кавказе русскими монахами-афонитами в XIX – начале XX века. А в постсоветский период он стал первой обителью, возрожденной на этой древней христианской земле, крещенной за полвека до Руси. Возрождение этой обители знаменует собой возрождение кавказского монашества.

У подножия горы Бештау: благословение Всероссийского батюшки


История возникновения обители связана и с именем святого праведного Иоанна Кронштадтского. Дважды встречался в Кронштадте с великим молитвенником иеромонах Иоанн со Святой Горы Афон, направленный вместе с собратом, монахом Сергием, в Россию для поиска места и средств на строительство подворья Иоанно-Богословской келии Русского Пантелеимонова монастыря.  Заболевший в пути монах Сергий отправился на водолечение в Пятигорск, иеромонах Иоанн – в Петербург, для встречи с церковными иерархами. Заехал он и в Кронштадт. В первую встречу отец Иоанн Кронштадтский благословил устроение новой обители на Кавказе. Во время второй –монах Иоанн показал Кронштадтскому пастырю фотографию местности. И дерзновенный подвижник крестом указал на карте место, где следует построить первый монастырский храм. Место было не просто живописным. Здесь, по преданию, во времена древней Алании (IX век) существовала византийская обитель. Так что, спустя века, отмеченные кровопролитными войнами, скорбями, болезнями, укреплением, а затем упадком истинной веры, это было второе рождение монастыря. В праздник Успения Пресвятой Богородицы в 1904 году состоялось его освящение. Третье рождение – полнокровную жизнь с монашеской молитвой, устремленной в небо, – дотла разрушенный монастырь получил уже в нашем веке. И снова его освящение совершилось в день престольного торжества, 28 августа. Это был 2001 год, и снова монастырь стал стражем Православия на Северном Кавказе.


Несколько имён наших современников, уже ушедших в вечность, прочно ассоциируются в сознании братии с начальным этапом возрождения монастыря. Один был инициатором этого великого дела – митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон (Докукин). Второй, его постриженик, много трудов и сил вложил в то, чтобы монастырь поднялся, что называется, с нуля. Господь вел этого человека к монашеству долго. Он закалял его на трудных путях, укреплял прочность духа, когда тот, закончив аспирантуру в Ростовском государственном педагогическом институте, стал преподавать в родном вузе старославянский язык. Но ни глубокий интеллект, ни высокая культура, ни серьезная база знаний – ничто это вузовским руководством не бралось в расчет, все перечеркивала «крамольная» вера в Бога. Пришлось оставить преподавание и уехать в Сибирь. В Сибири владыка Гедеон рукоположил его во священника, а после своего перевода на Ставропольскую кафедру совершил монашеский постриг протоиерея Леонида Хараима с наречением имени Силуан (в честь преподобного Силуана Афонского). Владыка стал настойчиво предлагать отцу Силуану возглавить монастырь, от которого осталась только память в народе, да еще некоторые архивные материалы. Иеромонах Михаил (Гичко), один из первых насельников обители, ныне исполняющий обязанности ее наместника, прекрасно помнит, как батюшка – человек послушания, любящий церковь с детства – принялся за дело. Да, батюшка скорбел, что братии как таковой не было – были среди насельников, увы, и люди случайные. А вот недоброжелателей вокруг хватало! Но за каждую душу – монаха, послушника, трудника – отец Силуан боролся до конца своей земной жизни, завершившейся 6 июня 2011 года.

Третий – заслуженный пятигорский протоиерей Вадим Цаликов, совершавший первые труды и молитвы на месте будущей обители по благословению митрополита Гедеона.

Семена и всходы


Может, что-то важное, к чему стремился архимандрит Силуан, и не получилось у него так, как он этого хотел. Однако, спустя годы, духовные семена, которые он сеял, дали свои всходы! Сегодня, по словам отца Михаила (Гичко), в монастыре подвизаются только те, кто хочет здесь жить, потому что они обрели в обители духовную родину. «Это большой прогресс», – сказал иеромонах Михаил. О другом дивном плоде рассказал благочинный обители иеромонах Елевферий (Казаков). Первый настоятель возрождающейся обители архимандрит Силуан постоянно повторял важный для него постулат: жизнь в монастыре, созданном выходцами с Афона, должна соответствовать монашескому укладу на Святой Горе Афон. Прежде всего по молитве. Возродить традицию совершения суточного круга богослужения по Афонскому чину удалось около трех лет назад – после того, как архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (он же – Священноархимандрит Бештаугорского монастыря) в 2015 году впервые посетил монашескую республику Афон и был покорен ее духом и теми обителями, которые там увидел.

На духовном соборе монастыря братия приняли решение перейти на Афонский устав богослужений. «Но мы помним, что мы – русский монастырь, основанный русскими монахами, – подчеркнул отец Елевферий. – И не стараемся заменить свой устав греческим, а просто правильно совершаем тот круг богослужений, который описан в Служебнике: вечерня совершается вечером, утреня – утром. Также на духовном соборе постановили ограничить доступ паломников по понедельникам. Понедельник стал днём затвора».


Замечательные всходы дала и миссионерская деятельность. Особое место в ней с самого начала занимает работа с детьми и молодежью. Нынешним летом 15-й раз собирался в обители форум православной молодежи «Зеленый Афон». Что это за форум и как все начиналось? Педагоги воскресных школ региона Кавказских Минеральных Вод предложили отцу Силуану идею детского летнего форума при обители. Батюшка заинтересовался и предпринял практические шаги. Начиная с 2004 года, каждое лето на монастырской территории в лесочке стали разбивать палатки. Вначале сюда приезжало до 20 школьников. Сегодня цифры другие. В летние месяцы приезжает на неделю уже на благоустроенную обжитую территорию по 50-60 ребят. Смен за лето семь. Педагогов, которые практически все время проводят с детьми и подростками, десять. Плюс два старших вожатых и восемь помощников. Сделаем небольшое отступление: в биографии отца Силуана есть замечательный факт, связанный с яркой личностью митрополита Вениамина (Федченкова). В детстве Леня Хараим ходил в один ростовский храм, где служил владыка Вениамин, вернувшийся на Родину после изгнания длиной в четверть века. Потом у мальчика завязалась с ним переписка, и маститый архипастырь не жалел времени на то, чтобы со всей серьезностью отвечать на вопросы юного прихожанина. Вот и отец Силуан, дорожа таким удивительным примером, всю свою жизнь старался не оставлять без ответа ни один вопрос, заданный детьми, подростками или молодежью. И когда нес священническое служение как иерей, затем протоиерей. И когда принял монашество. Общение с молодым поколением было для него важным и интересным.

Если говорить о преемственности, то традиция искреннего общения с юными душами, родившаяся на начальном этапе возрождения обители, и сегодня поддерживается ее Священноархимандритом. На монастырском сайте среди недавно сделанных фотоснимков есть такой: архиепископ Феофилакт сидит посреди просторной заасфальтированной площадки на простеньком (кажется, пластмассовом) стуле, а напротив него полукругом разместились участники форума. Чуть поодаль видны современные зеленые палатки. В статье сообщается, что во время встречи владыка поведал собравшимся о выборе монашеского пути, о молитве, о жизни в обители, ответил на их вопросы. Из года в год монастырские каникулы у ребят до краев заполнены интересными мероприятиями, которые они потом тепло вспоминают, как вспоминают они и неформальное общение с архипастырем…

О паломниках и монастырском музее


Хотя экскурсоводов в этом крае, богатом древними святынями и имеющем статус всероссийской здравницы хватает, профессия востребованная, однако, как рассказал иеромонах Елевферий, по благословению Священноархимандрита было введено правило – на территории обители паломнические группы сопровождают только сами монашествующие, которые и рассказывают об истории, об укладе жизни на горе Бештау.

К тому же если гость – человек православный и история Церкви, ее подвижников ему близка, то его не оставят равнодушным экспонаты монастырского музея. Например, книга, подписанная святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским в 1827 году. Или личные вещи святого праведного Иоанна Кронштадтского, который благословил строить монастырь именно в том месте, где сейчас находится летний храм. Или (переходя к древним ценностям), нательные кресты, найденные при раскопках в Кабардино-Балкарии. Древние находки на той земле помогают совершить мысленное путешествие во времени – увидеть огромный пласт далекого прошлого, которое дает ответы на многие вопросы современности. Да и большинство музейных экспонатов не только обжигают горячим дыханием той или иной исторической эпохи. Часто бывает, что за ними встает в полный рост личность, рассказ о которой может тронуть сердца людей, прибывших на лечение практически со всех регионов Российской Федерации, из стран ближнего зарубежья, а также нынешних граждан Соединенных Штатов Америки, Австралии, приехавших посмотреть на свою «малую родину».

В одной из витрин представлены подрясник и личные вещи насельника обители иеросхимонаха Стефана (Игнатенко), подвизавшегося здесь до ее закрытия в 1927 году, а после сосланного в горы Абхазии. Затем последовало изгнание и оттуда отрядом НКВД. И не просто изгнание: в духе новой власти монахов гнали кнутами по горной дороге на Сухум. И дальше – тех, кто выжил, кого не расстреляли в пути – в Тифлис. Репрессии, скитания – типичная судьба монашествующего богоборческих лет. И в эту судьбу вплетено имя нашего современника, почитаемое огромной армией верующих людей. Архимандрита Матфея (Мормыля). Какое-то время после освобождения из лагеря отец Стефан жил у его родителей в станице Архонской на Ставрополье. Подросток, ставший впоследствии легендарным регентом братского хора Троице-Сергиевой лавры, получал от кроткого старца-молитвенника наставления и, быть может, дружба со старцем, его нерушимая вера и безграничная доброта вдохновили юного Льва на пастырское служение. А спустя десятилетия он, уже архимандрит Матфей (Мормыль), постриг отца Стефана в великую схиму. Вот какие прочные духовные нити связывают разные поколения, составляющие единое целое – нашу Церковь.


… Монастырский музей начинался с небольшой комнаты, когда в 2004 году отец Силуан с братией разместили там различные предметы церковной старины и старинные фотографии, часть которых была связана с историей обители. Однако серьезный масштаб музейное дело в стенах монастыря обрело недавно – в 2015 году – после ремонта здания административного корпуса. Теперь в церковно-историческом музее, тесно сотрудничающим с Пятигорским краеведческим музеем и его директором Сергеем Савенко (человеком верующим, членом епархиальной комиссии по канонизации святых), выставлены экспонаты, что дают представление не только об истории самого монастыря у подножия горы Бештау, но и об истории христианства на Кавказе, истории афонской монашеской традиции в этом крае. К слову, большой стенд посвящен памяти архимандрита Силуана, который всю жизнь собирал книги, иконы и свою личную коллекцию, завещал монастырю. Многое из того, что находилось в запасниках, заняло достойное место в музее. Этот музей, можно сказать, получил новый статус и стал важным звеном монастырской жизни.   

Он – один из братии


В наших беседах мы не могли не спросить, как ощущает себя братия в монастыре, где настоятель – архиерей, живущий здесь же. И получили ответ, что в монастырском уставе прописано: если настоятель сам в силах, он должен быть примером во всем – в молитве, в труде, в послушаниях. Именно такой пример являет братии владыка Фефилакт. Когда зимой, бывает, снег валит и валит, то абсолютно все насельники выходят чистить территорию. Даже немощные не хотят оставаться в стороне. Кому-то по немощи дается веничек, кому-то – небольшая лопата, а молодой архиерей трудится в поте лица. Потому что он – один из братии. Будучи настоятелем, владыка во многом доверяет своим помощникам. Но если возникают сложные вопросы, решает их быстро и мудро. И, конечно, самое главное – это совместная молитва с настоятелем-архиереем, ежедневно совершающим богослужения либо в домовом храме честь иконы Божией Матери «Не рыдай Мене, Мати» в игуменском корпусе, либо в храме великомученика Георгия Победоносца. После посещения Афона владыка стал еще больше уделять внимания духовной жизни монашеской семьи, в которую он влился после образования в 2011 году Пятигорской и Черкесской епархии. (В 2012 году Решением Синода Русской Православной Церкви архиепископ Феофилакт был назначен ее Священноархимандритом). Братия ценит отзывчивость своего настоятеля-архиерея, всегда откликающегося на просьбы о помощи. Медицинская помощь насельнику потребовалась? Вопрос решается безотлагательно. Социальная помощь нужна? (Например, брату надо проведать родителей или у родителей возникли проблемы материального плана). Тоже отказа не бывает! Исполняющий обязанности наместника обители иеромонах Михаил (Гичко) заметил, что и приснопоминаемый архимандрит Силуан, и архиепископ Феофилакт – постриженики митрополита Гедеона (Докукина), которого все знали, как монахолюбивого архипастыря. И свою любовь к монашеской жизни он им передал.


* * *

Сегодня Успенский монастырь у подножия горы Бештау выглядит красиво, благоустроенно. А об основах правильного устроения внутренней жизни братии заботятся Священноархимандрит обители и ее духовник. Интересно, что духовником монастыря (как и Свято-Георгиевского женского) является протоиерей Гермоген Лиманов, настоятель Крестовоздвиженского храма в Кисловодске. Во время обсуждения проекта «Положения о монастырях и монашествующих» широко развернулась дискуссия, кто больше пользы может принести, окормляя монашествующих: духовник-монах или духовник из белого духовенства. Разные высказывались мнения, описывались разные обстоятельства. Что касается отца Гермогена, то он убежден: если правящий архиерей назначает в монастырь священнослужителя из белого духовенства, последний должен быть в летах и при этом иметь духовный опыт, который вызовет чувство доверия у собратий. Сам отец Гермоген, сын священника советского времени, прошел большую жизненную школу. Господь призвал его к священству, когда он, выпускник вуза, работал инженером-электриком в Сибири на буровых, а Хрущев пообещал показать по телевизору последнего попа. Непростой был период. Но архимандрит Кирилл (Павлов) благословил молодого человека – сына своего однокурсника протоиерея Сергия Лиманова – сказал ему напутственные слова и подарил свою рясу. Молодой пастырь стал служить в кафедральном соборе Баку, где настоятелем был один из глинских старцев – архимандрит Павлин (Мищенко), принявший схиму с именем Гурий и последние годы своей жизни несший послушание духовника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в Москве. (Такие яркие судьбы новейшей церковной истории, как и тема духовничества в современных российских обителях представляют собой огромный пласт, заслуживающий отдельного разговора). Возвращаясь к Успенскому Второ-Афонскому монастырю, хочется привести признание батюшки, который вначале подумал: «Неужели владыка не мог найти духовника среди монахов?» Однако вскоре послушание, возложенное на него правящим архиереем, развеяло его сомнения и теперь он, вдовый священник, при каждой встрече с братией думает, как легко ему в этом святом месте. Постоянно чувствуя молитвенную поддержку монахов, отец Гермоген, стремится к тому, чтобы исповедь помогала им расчистить завалы, на месте которых нужно продолжать строить храм Духа Святого. «Я с радостью несу это послушание», – заключил батюшка.


Материал подготовили: Екатерина Орлова, Нина Ставицкая

Фотограф: Владимир Ходаков

Также представлены снимки из архива монастыря

Материалы по теме

Публикации

Иеромонах Нестор (Волков), архимандрит Павел (Кривоногов)
Протоиерей Михаил Дудко
Иеромонах Нестор (Волков), архимандрит Павел (Кривоногов)
Протоиерей Михаил Дудко

Монастыри

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Пензенский Троицкий женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк