В Новоспасском монастыре начало работу направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений

26 января 2016 года в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре Москвы Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност возглавил работу направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений.

Открывая пленарное заседание, Его Высокопреосвященство передал участникам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, поблагодарил всех докладчиков и слушателей Чтений и пожелал им плодотворной работы.

В президиуме присутствовали:  сопредседатель – епископ Воскресенский Савва, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, Председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества; митрополит Саратовский и Вольский Лонгин; митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Элладская Православная Церковь); митрополит Алавердский Давид (Грузинская Православная Церковь); куратор – игумения Иулиания (Каледа), Заместитель Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы.

В докладе «Монашеское делание как обретение внутреннего Царствия Божия» митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий напомнил, что Царствие Божие есть благодатное состояние души, пребывающей с Богом, ради Которого стоит отказаться от самых дорогих сердцу вещей и привязанностей. Наиболее решительное и определенное отречение предполагается в принятии монашества. Ради самого главного в жизни – Бога – инок жертвует наиболее ценным в глазах людей мира сего – своеволием, плотским наслаждением и материальным богатством. Его Высокопреосвященство подчеркнул, что монашеские обители призваны быть оазисами Царствия Божия на земле. Высокопреосвященнейший митрополит Георгий затронул актуальный вопрос о крайностях монашеской жизни: внутреннего подвига без деятельной любви, или внешней деятельности без сокровенной духовной жизни. «Попытка создать вокруг себя Царствие Божие без создания его прежде в самом себе неизменно обречена на неуспех… В то же время и самонадеянный уход в самого себя в поисках Царствия Божия без прохождения духовного научения под руководством опытного наставника в общежительном монастыре чреват самообольщением», − отметил Его Высокопреосвященство. Помочь избежать этих опасностей при прохождении монашеского поприща может лишь послушание игумену и следование монастырскому уставу. «Устав обители является для иноков благодатной защитой, нарушение же его ведет к риску потерпеть поражение в невидимой брани с врагом», − сказал в заключение своего выступления владыка Георгий.

monasterium.ru-23.jpgПо словам митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая, выступившего с докладом «Игумен и обретение “внутреннего Царства” братией», игумен является для своего братства духовным вождем; его основная роль состоит не в административном управлении, а в том, чтобы помочь братьям обрести Бога в своей жизни. И важно, чтобы монахи сами избирали себе игумена: своим выбором они показывают, что полностью ему доверяют, принимают его слово как волю Божию. А добровольное, свободное послушание монахов игумену – это одно из главных условий созидания Царства Божия в братстве. При этом сам игумен должен иметь опыт жизни в послушании и аскезе, смирении и безмолвии – чтобы он ощутил, прежде всего, внутри себя Царство Божие, тогда он способен и другим передать его.

Иерарх Грузинской Православной Церкви митрополит Алавердский Давид (Махарадзе) предложил аудитории доклад «Устав и внутреннее делание монашествующих», в котором поделился личным опытом и сказал о Евангельской основе монашеских правил. Основным положением доклада стала мысль о том, что, продолжая находиться на переднем фронте духовной борьбы, сегодняшнее монашество несет ответственность за сохранение духа войска Христова – духа монашества, полученного от богоносных Отцов через иноческие уставы, правила, назидания и законы. Все древние уставы в общих чертах передают одинаковый дух монашества, который ведет нас к Самому Господу Иисусу Христу.

Как и митрополит Георгий, Его Высокопреосвященство особое внимание уделил вопросу: будет ли способствовать внутреннему деланию монашествующих подчинение уставу и приводит ли монаха к совершенству в духовной жизни строгое исполнение заведенного в монастыре порядка? По мнению Высокопреосвященнейшего Давида, соблюдая все монастырские правила и порядки, монашествующие кладут камни фундамента для внутреннего делания.

monasterium.ru-15.jpgДоклад профессора А.Г. Шустрова «Внутренняя жизнь и духовная победа по учению Отцов Церкви» был посвящен стремлению человека к высшей цели – единению с Богом через победу над своеволием и страстями.

После перерыва секция «Духовная жизнь в современном монастыре» под председательством епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина продолжила работу направления Чтений.

В президиуме присутствовали: митрополит Саратовский и Вольский Лонгин; митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Элладская Православная Церковь); епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, Председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского Экзархата; куратор – игумения Иулиания (Каледа), Заместитель Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы.

Настоятель монастыря Ксенофонт на Святой Горе Афон архимандрит Алексий (Мадзирис) в сообщении «Практика откровения помыслов в святогорской традиции» подчеркнул значение этого спасительного делания. Отвержение всякого помысла о мире и непрестанная борьба с «ветхим человеком» составляют подвиг, через который монах становится добровольным мучеником. На этом пути действуют два фактора: Таинство Покаяния и духовное руководство. Отношения со старцем должны быть основаны на любви и доверии ему. Духовной опасностью является ситуация, когда монах ищет непосредственного руководства в текстах святых Отцов без совета и личных взаимоотношений со старцем.

monasterium.ru-22.jpgИгумен Авксентий (Абражей), исполняющий обязанности наместника Свято-Рождество-Богородицкого мужского монастыря Туровской епархии (Беларусь) в докладе «Исповедь в жизни монаха как Таинство воссоединения с Богом и братией» показал необходимость внимательного отношения монашествующих к исповеди, поскольку целью покаяния является единение кающегося с Богом и братией. Но исповедь должна быть правильной: для того, чтобы обнажить свою рану перед духовным отцом, не оправдывая себя и не перекладывая вину на других, требуется духовное мужество и сознание, что исповедь совершается силою Божией. Задача игумена и старшей братии монастыря – создать такие условия, чтобы помочь иноку раскрыться и начать доверять игумену откровение помыслов.

В завершение работы секции «Духовная жизнь в современном монастыре» иеромонах Пантелеимон (Королев) зачитал доклад игумена Кронида (Карева), настоятеля Свято-Преображенского подворья Данилова ставропигиального мужского монастыря: «Внутреннее делание в условиях новообразованной обители». Игумен Кронид выделил четыре основных составляющих повседневной монашеской жизни. Во-первых, это молитва, причем особое значение имеет молитва келейная. Во-вторых, взаимоотношения между братиями, основанные на терпении и снисхождении. В-третьих – труд, при организации которого необходимо изначально оценить все возможности монастыря: в обители должны быть организованы такие послушания, которые не станут для братий непосильными и не лишат их духовной жизни. Наконец, большое значение имеет удаленность монастыря от мира. По глубокому убеждению докладчика, основанному на монашеском предании, монастырь должен быть в определенные часы закрыт для посещений, чтобы у каждого монаха было время на пребывание в келье, которая, по словам отца Кронида, должна быть сладка и вожделенна для монаха, должна быть для него крепостью, свидетельницей подвигов и утешением.

Таким образом, в процессе обсуждения темы «Древние монашеские традиции в условиях современности» участники выразили согласие в том, что древние монашеские традиции, проникнутые Евангельским духом, полезно вводить и сохранять в современных обителях. Святоотеческие правила и традиции всегда остаются тем немеркнущим идеалом, к которому должны стремиться насельники обителей.

monasterium.ru-07.jpg

В рамках работы направления была также представлена презентация монастырских хозяйств.

В работе направления приняли участие представители Русской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Украинской Православной Церкви, Среднеазиатского митрополичьего округа, Православных Церквей Латвии, Эстонии, РПЦЗ, Элладской и Грузинской Православных Церквей и Святой Горы Афон – всего около 270 монашествующих и мирян, в том числе 15 архиереев, 93 архимандрита, игумена и иеромонаха, 62 игумении.

27 января 2016 года направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений завершит свою работу в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре Москвы.

Материалы по теме

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь