«О благостоянии святых Божиих церквей Господу помолимся». Беседа

Митрополит Афанасий Лимассольский

Мы продолжаем разбирать текст Божественной Литургии. В прошлый раз мы с вами рассмотрели первое прошение: "Миром Господу помолимся" и сказали о том, что Христос есть мир наших душ. Присутствие Христа в нашей жизни есть то единственное, что поистине необходимо нам, поскольку и молиться, и трудиться, и вообще жить мы можем лишь с помощью благодати Христовой.

В ответ на прошение диакона народ (сегодня это певчие) отвечает: "Господи, помилуй". Когда мы говорим: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя" или "Господи, помилуй", то подразумеваем: "Господи, дай мне то, в чем я имею нужду", то есть "помоги мне", "спаси меня", "сжалься надо мной", "будь милосерд ко мне", "просвети меня", "наставь меня", "исцели меня". Все наши нужды и потребности заключаются в одной фразе: "Господи, помилуй". Два слова объемлют собою все. Помните, в Ветхом Завете повествуется о том, как еврейский народ, странствуя по пустыне, питался манной, которая для каждого становилась тем, в чем его организм имел нужду. Подобным образом и молитва "Господи, помилуй" становится для каждого человека выражением того, в чем он нуждается.

Для нас гораздо полезнее говорить: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя", чем указывать Богу: "Слушай, дай мне то, дай мне это". Необходимо всецело предавать себя Богу и в жизни повседневной, и в наших отношениях с Богом. Конечно, мы можем попросить Бога о чем-то конкретном (подобное стремление вполне объяснимо по-человечески), но гораздо лучше иметь доверие Промыслу Божию и призывать Его милость. А Бог знает, в чем мы имеем нужду, чего нам не хватает, что нам требуется, когда и как нам это дать.

Далее диакон возглашает: "О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся". Иными словами, «давайте попросим Господа, чтобы Он дал нам небесный мир и спасение наших душ». Как видите, второе прошение ектеньи продолжает первое, и оба они говорят нам о том, что миром для души человека является Сам Господь.

Причащаясь Божественной благодати, этой энергии Божества, исходящей напрямую от Бога, человек тотчас обретает мир. Ведь первое, что благодать приносит нашей душе, ― это мир. Поэтому отцы Церкви, когда желают определить, находится ли человек под воздействием Божественной благодати или под влиянием сатаны, смотрят прежде всего на следующее: имеет ли он в душе мир или пребывает в смятении. Мир души является одним из первых признаков того, что происходящее с человеком от благодати. Если же душа полна смятения и беспокойства, сразу можно утверждать, что здесь действует лукавый.

Богу невозможно пребывать в человеке, который полон смятения и тревожного беспокойства. В сердце такого человека Бог никогда не обретет для Себя покоя. Когда человек мятется, когда в его душе все вверх дном, благодать оставляет его. Бог не имеет ничего общего со смятением, тревогой и суетой.

«Свышний мир» нисходит от Самого Бога Отца и не зависит от обстоятельств и событий здешнего мира. Мир Божий не зависит от того, что происходит вокруг нас, в семье, в обществе, в целом мире ― где угодно. Конечно, «свышний мир» не имеет ничего общего с нирваной индуистов, которые стремятся обрести бесчувствие и равнодушие ко всему вокруг. Нет, человек Божий разделяет людскую боль, сопереживает, сострадает всему творению. Христианин отнюдь не бесчувственен. Невозможно пребывать якобы в мире и спокойствии, когда вокруг тебя столько боли. Это не христианское состояние.

Что, однако, происходит с человеком Божиим? Несмотря на то, что он сопереживает чужой скорби и разделяет чужую боль, несмотря на то, что он находится в том же состоянии страдания, что и весь мир, тем не менее в глубине его души и сердца царит мир Божий. Он исполнен доверия Богу, он не сомневается, что Бог в конечном счете сделает то, что нужно, не оставит никого. Из уверенности в том, что Бог с нами и что Он не оставит нас до последнего мига нашей жизни, проистекает мир присутствия Божия.

Во втором прошении, кроме мира, снисходящего от Бога Отца, диакон побуждает нас молить Господа и о спасении наших душ. На это народ опять отвечает: "Господи, помилуй". Далее следуют прошения, скажем так, более земные по своему содержанию, касающиеся нашей повседневной жизни.

Третье прошение ектении: <"О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся". Иными словами, «давайте попросим Господа о мире во всем мире, о твердом стоянии святых Церквей Божиих и о единстве всех».

Мы молимся, во-первых, о том, чтобы на земле воцарился мир, под которым мы вместе с Церковью подразумеваем как внешний мир, так и внутренний — мир человеческих душ. Молясь о внешнем мире, мы просим, чтобы не было войн, катастроф, скорбных обстоятельств, трудностей — чего, конечно, в полной мере никогда не произойдет; что бы мы ни предпринимали, все равно в каком-нибудь уголке земли будет какое-нибудь зло, этого нам не избежать. И все-таки мы молимся о мире всего мира, просим у Бога, чтобы люди обрели мир, чтобы все у них было хорошо, чтобы они были счастливы, здоровы, спокойны, но главным образом — чтобы они имели благодать Божию.

Мир всего мира — это присутствие Христа в сердцах людей, в этом заключается мир мира. Этот мир Христос принес на землю, ибо Он Сам и есть Мир мира. Об этом пели ангелы в ночь Рождества Христова: "Слава в вышних Богу, и на земли мир". Пришел мир на землю. И, конечно, это был не внешний мир, потому что внешнего мира на земле не было никогда и, как показывают события, никогда не будет: всегда где-нибудь, к несчастью, будут войны. На землю пришел и явил Себя миру подлинный, истинный Мир — Христос.

Так что Церковь молится о мире во всех смыслах этого слова. И, обратите внимание, она молится о всем мире. Мы молимся не об одной какой-то группе людей, даже не за одних только православных или за одних лишь христиан, мы молимся за весь мир. Все люди — наши братья, все люди — чада Божии, все призваны в Царствие Божие, и мы должны молиться за всех людей, чтобы они имели мир Божий, присутствие Бога в своих сердцах.

Во-вторых, мы молимся о "благостоянии святых Божиих церквей", дабы святая Церковь Божия, рассеянная по лицу всей земли, стояла твердо, была крепка и непоколебима.

Церковь постоянно претерпевает разные нападки извне, испытывает брань и вражду от разнообразных соблазнов, скандалов, искушений ― чего угодно. Враждуют с Церковью и христиане изнутри, когда учиняют расколы и вводят ереси. Враждует с ней и сатана. Поэтому мы молимся, чтобы Церковь имела устойчивость, стойкость, чтобы она стояла крепко. К счастью, для самой Церкви нет опасности пасть и сокрушиться: Бог защищает ее, и она не будет сокрушена никогда. Но в человеческом плане, мы, люди, члены Церкви, имеем нужду крепко стоять на ногах и поддерживать наших братьев.

Знаете, какую большую ответственность несем все мы в этом отношении, хотя часто того вовсе не понимаем? Как члены Церкви Христовой мы несем отвественность за весь мир, за наших братьев, за наших детей, за наших ближних, за всех людей — и за тех, кто далек от Церкви, и за тех, кто близок к ней. И главным образом за тех, кто далек от Церкви. Ведь примером нашей жизни — если мы действительно с помощью Божией стали такими, какими Бог хочет видеть человека, — мы можем помочь этим людям в гораздо бо́льшей степени. К несчастью, наша немощь часто становится причиной духовной гибели других людей.

Нам необходимо осознать, что мы все составляем единое тело. Если здесь сейчас у нас все в порядке, это не означает, что происходящее в Церкви в целом не имеет к нам отношения. Церковь Божия рассеяна по всему миру, есть страны, где до сегодняшнего дня Церковь гонима. И непрестанно, вплоть до сегодняшнего дня, Церковь являет мучеников. Вчера, например, Синод Болгарской Церкви причислил к лику святых нескольких мучеников, пострадавших в годы гонений на Церковь. В России, Албании, Румынии, Сербии, Грузии ― тысячи новомучеников. Есть новомученики и в Китае, и в других странах. До сих пор есть страны, где Церковь гонима, где Христос гоним, где невозможно проповедовать о Христе, говорить о Нем. Одни христиане за принятое крещение заплатили своей жизнью, жизнь других находится в постоянной опасности, им приходится сталкиваться со множеством проблем. Равно как и сами Церкви в этих странах сталкиваются с неимоверными трудностями. Так, некогда в Индии существовала Православная Церковь, однако теперь православных там почти нет. Из Индии были изгнаны православные священники и миссионеры, осталось только несколько православных священников индийцев, которые тайно пытаются сохранить приходы, храмы. Сатана воюет против Церкви во всем мире. И потому мы молимся на Литургии о «благостоянии Божиих Церквей».

Некоторые спрашивают меня, чувствую ли я какую-либо разницу между моей жизнью на Святой Горе и моей нынешней жизнью на Кипре. Обычно я отвечаю так: когда я жил в пустыне на Святой Горе и был послушником у старца Иосифа, я на собственном примере знал, как дьявол борется с человеком. Я знал, что́ происходит со мной в этой борьбе. Когда я стал духовником, а впоследствии игуменом, то через исповедь узнал, какую борьбу дьявол ведет с другими людьми. Когда же я стал епископом на Кипре, то увидел, как дьявол воюет с Церковью. И свидетельствую перед вами, что самая жестокая брань дьявола — это брань против Церкви.

Всё, что мы планируем сделать для Церкви, по проискам сатаны выходит шиворот-навыворот. Самое простое дело, например, напечатать маленькую брошюру, невозможно исполнить так, чтобы было "раз, и готово". Непременно возникнут всякие препятствия и затруднения; брошюру напечатают вкривь-вкось, задом наперед. Все будет против этого дела. Чтобы что-то совершить, нужно преодолеть сильнейшее сопротивление. Или хотим мы построить храм. Вы и представить себе не можете, со сколькими трудностями и искушениями нам придется столкнуться! Так что когда храм все же будет построен, это будет восприниматься как чудо. Но пока его строят, проблемы и искушения всю душу из тебя вытянут.

Сколько дел решается в миру запросто, с легкостью, новые дома там как грибы растут! Сколько великолепных светских изданий выходит с типографского станка без малейших проблем! Тогда как в Церкви, за что ни возьмись ― исполняешь задуманное с пролитием пота и крови, преодолевая массу трудностей. Большая борьба, большое сопротивление — и от самого дьявола, и от людей с немощной душой. Требуется большой подвиг и большая молитва о Церкви Божией, дабы она имела силу, крепость, «благостояние», могла исполнять свою миссию и возвещать слово Божие по всему миру.

Далее диакон молится о единстве всех: "и соединении всех". В современном обществе слово "единство" в последнее время стало употребляться довольно часто. Но общество под единством подразумевает одно, а Церковь — другое. "Соединение всех" — это не какой-то салат оливье, когда все компоненты перемешаны в одной тарелке. "Соединение всех" означает обращение всех людей ко Христу и соединение с Ним в истинной вере. В этом заключается подлинное единство. Именно такого единства мы просим на Литургии: обращения всех людей ко Христу. Тогда как в обществе под единством часто понимают, скажем так, варку всех в общем котле. Но это не единство, а смешение, в котором люди и целые народы теряют свою индивидуальность. Возьмем, к примеру, пресловутый мультикультурализм [1]. Те, кто восхищались мультикультурализмом, в конечном счете поняли, что с этой политикой что-то не так, что каждому следует позаботиться немного и о своей собственной культурной индивидуальности.

В наше время часто можно слышать рассуждения экуменического характера о единстве Церквей. Но что значит единство Церквей? Прежде всего, нужно сказать, что единства Церквей не существует, поскольку Церковь Христова одна, и это — Святая Соборная Апостольская Церковь. Другой Церкви не существует. Что же тогда мы должны понимать под единством? — Возвращение в лоно Церкви тех, кто отпал от нее, называются ли отпавшие католиками, протестантами, иеговистами ― кем угодно. Все они должны вернуться в Церковь, соединиться с ней — вот о каком единстве всех молится Церковь. А вовсе не о том, чтобы нам объединиться в один "салат".

В тексте литургии святителя Василия Великого есть прекрасная молитва: "Прельщенныя обрати и совокупи Святей Твоей Соборней и Апостольстей Церкви". Церковь молится о своих чадах, которые отпали, отделились от нее, сбились с прямого пути, чтобы Господь вернул их обратно и они вновь соединились со Святой Божией Церковью. Вот о чем говорит святитель Василий, а не о том, чтобы Церковь потеряла свое лицо, став частью некоего безличного сборища, и пришла в состояние, которое губительно и для ее чад, и для нее самой. К счастью, Господь заверил нас в том, что и врата ада не одолеют Церковь.


[1] Мультикультурализм заключается в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. В современной Европе мультикультурализм предполагает включение в ее культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».

Перевод беседы выполнен сестрами монастыря.

24.10.2021