У Бога все живы

Игумения Викторина (Перминова)
Беседа с сестрами перед Троицкой Родительской субботой.

Нередко большому церковному празднику предшествует или последует поминовение усопших, что имеет большое значение. Ведь живущие на земле и отшедшие ко Господу члены Церкви едины в Боге. Молитва, соединяющая всех нас и помогающая ощутить церковное единство, важна и для живых, и для усопших.

Правильнее будет сказать, что у Бога все живы. Но мы, находясь в мире и в собственном теле, имеем бесценную возможность трудиться и подвизаться ради Христа, приобретать добродетели и созидать в своем сердце Царствие Божие в терпении, в перенесении скорбей и страданий настоящей жизни, безропотно и с радостью принимая волю Господа. Жизнью во Христе и усердной молитвой мы помогаем и нашим усопшим, которые уже не могут принести плодов деятельного покаяния. А те из усопших, кто в своей жизни угодил Богу и имеет дерзновение перед Ним, могут помочь живущим. Молясь об упокоении их душ, мы тем самым приобретаем заступников перед Богом.

Тем усопшим, которые, к несчастью, находятся далеко от Бога, помогает ходатайство Церкви. Церковь по-матерински молится обо всех Своих чадах, и о тех, за кого некому помолиться. Но и для каждого из нас важно поминать усопших в храме. Во-первых, действенна и сильна общая церковная молитва, велика и спасительна благодать церковных Таинств. Во-вторых, мы имеем возможность духовно возрастать в любви. Ценно перед Богом, взирающим на человеческое сердце, когда кто-либо искренне, от всей души молится за другого человека – живого или усопшего, проявляя свою любовь к нему.

Наш духовник протоиерей Борис Николаев на просьбу помолиться о ком-либо всегда отвечал: «Я помолюсь, но вы молитесь и сами. Когда человек знает, за кого он молится, и приносит свою молитву искренне, с любовью, то Господь принимает такую молитву». Любовь и единение в Боге становятся основанием всего доброго в нашей жизни.

Наше внутренне состояние влияет на окружающий мир. Если мы стремимся к Богу и Его Царствию, очищая сердце и своими поступками выражая готовность творить волю Божию, то с нами соединяются Господь, ангельский мир и святые. Если же, напротив, удаляемся от Бога, то связываем себя с адом, который водворяется и в душе. Так мы созидаем свое будущее в вечности и помогаем, или, наоборот, доставляем скорбь нашим ближним.

Когда мы переживаем события церковных праздников, то поминаем тех, кто нам близок, поскольку связаны с ними союзом любви. Также мы поминаем и тех, кто враждовал против нас и досаждал нам, с кем мы смогли или, к сожалению, не смогли примириться. Ведь, если мы желаем иметь в сердце всеобъемлющую любовь, то в нем не должно оставаться места для вражды.

В нашей келейной молитве у нас всегда есть возможность поминать тех, кто нам дорог. Мы поминаем близких, когда приходим в храм на богослужение или между службами; молимся об усопших за панихидами, литиями. Но есть и особые дни поминовения. Субботы в течение года посвящаются Пресвятой Богородице – Всемирной Заступнице, а также и поминовению усопших. Перед Великим постом и в постное время, которое верующие стараются провести особым образом, есть дни поминовения – Родительские субботы. В Пасхальные дни мы стремимся поделиться радостью о Воскресшем Христе с ближними, и во вторник второй седмицы, на Радоницу, поминаем усопших. Для нашей обители особо памятна и осенняя Дмитровская Родительская суббота, установленная Русской Церковью по просьбе святого благоверного князя Димитрия Донского после Куликовской битвы.

Троицкая Родительская суббота предшествует празднику Святой Троицы. В этот праздник мы испытываем особую радость и полноту торжества: «Пятдесятницу празднуим и Духа пришествие, и предложение обещания, и надежди исполнение, и таинство елико, яко велико же и честно…» Мы ожидаем Святого Духа-Утешителя и желаем, чтобы Он вселился и действовал в нас, очищая от всякой скверны. В этот праздник, благодаря особым молитвам Церкви, перед нами раскрывается Всемогущество Господа, Своей любовью и всеблагим Промыслом объемлющего все создание. Родительская суббота как-бы предваряет и предначинает это торжество. Вновь всех нас собирает благодать Святого Духа. И мы переживаем церковное единство, которое возводит наши мысли и сердца к Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троице.