«Монашество – это подражание Христу»

Митрополит Псковский и Порховский Арсений

Священноархимандрит Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря митрополит Арсений рассказал корреспонденту журнала «Монастырский вестник» об особенностях псковских обителей, духовной семинарии, знаменитых Богом зданных пещерах монастыря, ученом монашестве, традициях старчества и о том, что богослужение – главный источник духовных сил для архиерея.

Владыка, сегодня Вашему попечению вверена древняя обитель – Псково-Печерский монастырь, где Вы несете послушание священноархимандрита. Какие первостепенные задачи стоят перед Вами в качестве игумена Псково-Печерской обители? 

Основная задача каждого священнослужителя – проповедь Слова Божия, проповедь Евангелия. Что же касается моего служения в качестве настоятеля Псково-Печерского монастыря, то мне кажется, что самое главное здесь – быть достойным преемником и продолжателем многовековых монастырских традиций. Естественно, одной из главных задач является забота о древних храмах обители. Многие храмы требуют реставрации, которая и ведется в настоящее время.

Возможно ли простому паломнику попасть в Богом зданные пещеры, где покоятся псково-печерские подвижники? 

Конечно, любой паломник может посетить пещеры и в полной мере проникнуться молитвенной атмосферой и духовной наполненностью этого места. Пещеры Псково-Печерской обители притягивают множество паломников со всей России и не только. Вполне понятно желание верующих почтить память подвижников благочестия, погребенных в них, прикоснуться к захоронениям великих духовников ХХ века. Пещеры открыты для всех желающих. Каждый паломник может прикоснуться к истокам нашего монастыря и получить благословение великих старцев, покоящихся там. 

Надо учитывать, что посещение пещер контролируется экскурсионной службой монастыря, поскольку необходимо следить за температурно-влажностным режимом, который влияет на сохранность пещер. Так что можно посоветовать паломникам заранее записываться на экскурсии по монастырю и договариваться о времени посещения Богом зданных пещер. Важно помнить, что обитель является особенным, святым местом. Поэтому необходимо проявлять уважение и благоговение к существующим традициям и правилам поведения в монастыре.

Сколько монашествующих подвизается в обители? Какие основные послушания они несут? 

В братию Псково-Печерского монастыря входит 68 человек, не считая паломников и трудников, проживающих при обители. Они несут разнообразные послушания, важнейшими из которых являются богослужение и монашеское келейное правило. Также это работа на монастырских полях и в садах, коровнике, трапезной. Помимо этого, есть множество других послушаний. Например, труд в монастырском издательстве, окормление паломников в Паломническом центре, преподавание в Псково-Печерской духовной семинарии.

Монастырь всегда славился своими старцами и неотделим в сознании верующих от таких личностей, как, например, архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Продолжается ли традиция старчества в обители в настоящее время? 

В монастыре проживает множество очевидцев, сомолитвенников великих старцев ХХ века. Традиции духовничества передаются здесь от поколения к поколению. Сейчас в обители тоже есть опытные духовники, которые получили воспитание от старцев, в том числе и отца Иоанна (Крестьянкина). Люди, лично не видевшие старцев, приходя в монастырь, необъяснимым образом чувствуют их благодатное присутствие. Господь сказал: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых» (Лк. 20:38). Это абсолютно явно ощущается здесь. Присутствие подвижников не ограничивается временем их земной жизни, оно явно чувствуется и сегодня.

Какие святыни и святые Псковской земли Вам особенно дороги? 

Главной святыней, особенно почитающейся на Псковской земле, является, конечно же, сам Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, который, в свою очередь, исторически, а для меня промыслительно связан с Юрьевым Новгородским монастырем. Известно, что он первый вскоре после своего основания принял устав древнего Юрьева монастыря, наместником которого я был до недавнего времени.

В Псковской области прославился целый сонм святых подвижников благочестия, а также новомученников и исповедников. Особо почитается святая равноапостольная великая княгиня Ольга, предвозвестившая пришествие на Русь веры Христовой. Примером храбрости и верности своему служению являются святые благоверные князья Довмонт-Тимофей и Всеволод-Гавриил, которые всегда покровительствовали Псковской земле и защищали ее от враждебных сил. Сюда же можно отнести прославившихся своими подвигами преподобных отцов, таких как Никандр пустынножитель, Савва Крыпецкий, Иоасаф Снетогорский, вокруг которых образовалось множество монастырей, ставших очагами духовной жизни.

Наконец, ряд святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, составляющих небесную славу земли Псковской: Александр Гривский – пресвитер Подоклинский, Пантелеимон Богоявленский – пресвитер Порховский, Василий Триумфов – протопресвитер Бежаницкий, Гавриил Преображенский – пресвитер Новоржевский, Николай Дворицкий – пресвитер Дновский, Василий Розанов – пресвитер Опочецкий, Афанасий Кислов – пресвитер Себежский.

Владыка, на Ваш взгляд, в чем отличие псковских монастырей от обителей других регионов России? Есть ли в них особая специфика устроения монашеской жизни? 

Монастыри Псковской земли живут по монастырским уставам и традициям, которые веками в них не прерывались. Отличительной особенностью псковских обителей является их аутентичность, историческое и культурное наследие и значение. Псковская область богата сохранившимися памятниками древности, и монастыри занимают особое место среди них. Многие монастырские храмы сохранились в том виде, в каком были построены много веков назад, а сегодня являются уникальными духовными и культурными памятниками. Псковские монастыри славятся также своими традициями старчества – духовным богатством, которое привлекает паломников из самых удаленных мест. 

В православных обителях монахи и монахини посвящают свою жизнь «единому на потребу» (см. Лк. 10:42), служению Богу и ближнему – каждый на своем месте. Также монастыри активно несут и социальное служение: помогают нуждающимся, занимаются благотворительностью, миссионерским служением в первую очередь на своем личном примере.

Современные монашествующие, безусловно, отличаются от своих предшественников и будут отличаться от своих последователей. Владыка, а каким Вы видите монашество XIX и ХХI столетий? 

В определенном смысле монашество, как и Церковь в целом, всегда меняется вместе с обществом. Монахи в древних египетских пустынях, где оно зарождалось, в Византии, Древней Руси, в XIX и XXI веках – это, конечно же, разные люди. Притом, как Церковь на своей таинственной глубине неизменна, также неизменной остается сама суть монашеского делания. Прежде всего, это стремление жить по Евангелию во всей полноте. Монашество по своему замыслу является подражанием Христу. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, не имеет крыши над головой, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монах стремится в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, отказаться от всего, что мешает общению с Богом. 

Мне думается, что при всей важности соблюдения монастырских традиций и обычаев монашество ХХI столетия должно быть открытым и активным. В современном обществе монашеская жизнь должна служить примером горячей веры и искренней любви к ближнему, что, в свою очередь, будет служить самой убедительной проповедью о Боге для очень многих людей, которые не верят или не знают Его, но на самом деле тоскуют по Нему. 

На Всероссийском съезде ученого монашества, проходившем в 1917 году в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры, архимандрит Иларион (Троицкий) пожаловался, что церковная власть мало заботится о воспитании ученого монашества и, перегоняя ученых иноков с места на место, с назначением их на административные должности делает почти невозможной серьезную научную работу. В результате монашество из числа выпускников духовных школ оказывается отделенным от богословской науки, а сами монахи начинают относиться к науке как таковой «без должного уважения». Изменилась ли ситуация в наши дни? Есть ли будущее у ученого монашества? 

Ситуация с воспитанием ученого монашества в современной Церкви заметно изменилась по сравнению с 1917 годом. Сейчас церковное священноначалие уделяет особое внимание развитию и образованию монашества. Открываются образовательные центры, семинарии, академии, где способные к науке монахи могут свободно заниматься научной работой. Таким образом, сегодня у ученого монашества есть возможность проявить себя и в научной богословской деятельности. 

В Псковской епархии при Псково-Печерском монастыре открылась духовная семинария с особой пастырской направленностью. Семинаристы имеют уникальную возможность впитывать духовное наследие старцев и применять их богатый опыт в будущем пастырском служении. Некоторые из них по окончании семинарии планируют вступить в братию Псково-Печерской обители с возможным продолжением обучения в высших духовных учебных заведениях. 

В целом же, думается, ученое монашество в наши дни переживает период своего становления, и в будущем, Бог даст, монахи-ученые будут вносить еще более значимый вклад в развитие церковной науки, образования и духовного просвещения.

Настоятель любого монастыря вкладывает массу энергии, здоровья, труда в свое служение на благо Церкви и людей. Поделитесь, пожалуйста, где Вы черпаете силы на беспрестанные труды во славу Божию? Что вдохновляет Вас на этом нелегком поприще? 

Богослужение – главный неиссякаемый источник духовных сил. Божественная литургия, встреча с Богом в таинстве Евхаристии – все это придает сил для дальнейшего служения. Вдохновляют общение с братией, совместные молитвы, живое общение с людьми – как с близкими друзьями, так и со многими прихожанами и паломниками. 

Каждый архиерей чуть ли не ежечасно окружен людьми, у него почти не остается времени на уединение. Как сказал один из епископов, «архиерей отдыхает во время богослужения, молитва – лучшее отдохновение и утешение для монаха». Взаимодействие с людьми требует огромного терпения, такта, выдержки, мудрости – это целое искусство. Как овладеть этим искусством? Что лично Вам помогает на этом пути? 

Можно согласиться с вышеприведенной цитатой епископа. Постоянное взаимодействие со множеством людей требует в первую очередь особого внимания к себе самому, к тому, что говоришь, к своему духовному состоянию. Кроме того, важно иметь чувство искренней доброжелательности и стремиться находить общий язык с разными людьми. Старец Иоанн (Крестьянкин) напоминал братии, что самый главный человек в твоей жизни тот, который сейчас находится рядом с тобой. Об этом же часто говорил в своих проповедях и беседах митрополит Антоний Сурожский. 

Владыка Арсений, сердечно благодарим Вас за беседу и просим обратиться к нашим читателям, как монашествующим, так и мирянам, с душеспасительным словом или наставлением. Что бы Вы пожелали современным христианам? 

Прежде всего каждому из нас следует учиться доверять Богу и благодарить Его. Стараться все обстоятельства нашей жизни, каждый наш день, свою деятельность, свое служение приносить Богу как дар, искренний дар. Тогда вся наша жизнь будет наполняться Его присутствием, а значит – смыслом, радостью, любовью. 

Хотелось бы пожелать каждому христианину и особенно, может быть, каждому монаху никогда не забывать того, что Христос всегда с нами, как Он и обещал (см. Мф. 28:20). Он в нашей жизни, в жизни каждого из нас. Мы всюду можем встретить Его: в Причастии, в молитве, в жизни согласно слову Его. Наконец, мы встречаем Его в ближних наших, как в евангельской притче о Страшном суде. По-другому можно сказать, что мы всегда можем ощутить Его присутствие, ободряющее и исцеляющее. И как бы ни было трудно порой, будем помнить о том, что Свет истинный уже явился в этом мире и всякая тьма бессильна перед Ним (см.Ин. 1:5).

Беседовала Христина Полякова