Актуальность духовного наследия святителя Игнатия (Брянчанинова)

Митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон

Приветственное слово митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона на конференции «Святитель Игнатий (Брянчанинов): 150-летие со дня преставления» (Москва,  Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя,  27 мая 2017 года).

Уважаемые участники конференции!

Конференция, ныне проходящая в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, посвящена святителю Игнатию (Брянчанинову) и памятной дате – 150-летию со дня его преставления ко Господу, совершившегося на Ярославской земле в тихой монашеской обители.

В Русской Православной Церкви за многовековую историю подвизалось множество святых и подвижников благочестия, среди которых особое место принадлежит святителю Игнатию (Брянчанинову). Со времени его блаженной кончины о нем сказано и написано немало, но интерес к его личности, духовному опыту, литературному наследию все более и более возрастает, о чем свидетельствует и данная конференция. Конференция проходит в год столетия русской революции, уроки которой во многом еще предстоит осознать. Святитель Игнатий, осмысляя современную ему действительность, видел общую безнравственность и предупреждал о грядущей для России катастрофе.

Для Российской империи XIX век, в котором суждено было родиться и жить святителю Игнатию, был знаковым и во многом роковым. В первую очередь, необходимо отметить трагическую обособленность высшего общества от Церкви. Для дворянства авторитет Церкви был подорван в силу ряда причин, а православное духовенство практически утратило влияние на образованную часть общества.

Дворянство в своих религиозных исканиях обретало «светскую святость» и порывало с отеческой церковной традицией. Писатели и поэты становились «пророками» и «провидцами», они своими «творениями» волновали чувства, горячили умы и сердца. Мистицизм и различные западные философские учения пленяли своих адептов и увлекали их, как евангельского «блудного сына», на страну далече.

В свете вышесказанного, отставка военного инженера Дмитрия Брянчанинова и его желание стать монахом были делом совершенно необычным. Поступок молодого офицера, не обойденного монаршей милостью и вниманием высшего света, стал вызовом идеалам блестящего общества. Он – представитель древнего дворянского рода – предпочитает военной карьере службу Богу и Его Церкви. Искание высшего смысла жизни, следование заветам святых отцов, умное делание, покаяние, отречение от своего я – вот что влечет душу Дмитрия. Какой разительный контраст с устремлениями тогдашнего дворянства!

Проведем интересную параллель: в монашеском постриге послушник Дмитрий был назван в честь священномученика Игнатия Богоносца. В этом усматривается и провиденциальная сторона. Служение этих выдающихся архипастырей проходило накануне грозных событий: во времена Игнатия Богоносца – это гонения на христиан и кризис Римского государства, а в эпоху  святителя Игнатия – развитие революционных идей, приведших к русской катастрофе XX века, в которой подверглась страшным гонениям Церковь и рухнула Российская империя.

Будучи современником развития негативных тенденций в обществе, святитель Игнатий не был сторонним наблюдателем. Его духовный опыт, опыт пастырской деятельности чрезвычайно талантливо передан в произведениях, написанных простым, ясным, доступным языком. Человеку, ищущему спасения, открывается в них истинная красота Православия. Прозревая предстоящие грозные испытания Церкви и государства, святитель Игнатий предлагал обществу путь возвращения из страны далече в Отчий Дом. Его видение проблемы и пути ее разрешения актуально и сегодня.

Прежде всего, это доверие ко Христу и основанной Им Церкви. Обрести Истинного Бога возможно только в Церкви. Святые отцы опытным путем доказали непреложную истину – без Церкви нет спасения. Психологические приемы не могут уврачевать пораженные грехом людские души. Морализаторство «светских пастырей», как бы хорошо оно не было и какими бы не были правдивыми их слова, не может привести к Богу.

Святитель Игнатий, как хороший диагност, с поразительной точностью выявил ключевые симптомы духовных недугов общества. Он предлагает устраниться от пустой мечтательности и фантазии в духовном делании, считает, что следование Священному Писанию и творениям Отцов поможет искренне верующему человеку придти к Источнику всех Благ – Богу. «Велик Бог наш! Страшное дело – падение человека! Великое дело – искупление человека Богочеловеком! Необходимо изучить основательно все это и по правильному понятию о Боге и о себе направить земное странствование, чтоб не погибнуть навеки».

Он пишет, что Церковь является пристанищем Истины. И сегодня, когда мы видим нападки на Церковь, хулу на ее священнослужителей, мы еще раз убеждаемся в правоте его понимания духовной немощи человека, который один на один не может выстоять против напора враждебных духовных сил.

Церковь хранит Предание, и только в ее ограде, прибегая к спасительным Таинствам, человек может обрести спасение. С точки зрения святителя Игнатия, Таинства являются необходимыми и обязательными для нормальной религиозной жизни. Он вдохновенно говорит о церковных Таинствах и особенно – о Таинствах Покаяния и Святой Евхаристии.

Одним из ключевых процессов в XIX веке становится отход дворянства от идеалов служения Богу и Отечеству, принципов преданности и верности чести. По мнению святителя, европейское образование, которое в большинстве своем имели русские дворяне, не дает человеку правильные ориентиры, потому что в основе его лежит материальная составляющая. Он с горечью констатирует, что для современного человека деньги становятся Богом и житейские выгоды преобладают над моральными сокровищами.

Кроме того, в светском обществе происходили негативные изменения и в семейных отношениях. А ведь именно семья как малая Церковь должна строиться на жертвенном служении друг другу, из которого вырастает любовь. Уже тогда святитель отмечал, что каждый ищет своего. Кризис семейных и общественных отношений неизбежно влияет и на состояние государства. «Религиозные недуги человечества всегда отражаются на внешнем быте его. Свидетель этого – вся история», – считает святитель.

Все вышесказанное подтверждает и современная действительность: те же духовные недуги и болезни, которые, как и в XIX веке, приводят к упадку духовности, нравственности, семейных ценностей и патриотизма. Труды святителя, его учение и взгляды содержат в себе выход из нравственного кризиса, они актуальны и востребованы в наше время и могут послужить для пользы Церкви, общества и государства.

Желаю всем участникам конференции благодатной помощи Божией, молитвами Его угодника – святителя Игнатия (Брянчанинова).