От стражи утренния до нощи: особенности богослужебной жизни городского монастыря (на примере монастырей Твери)

Иеромонах Иаков (Стёпкин)

Доклад иеромонаха Иакова (Стёпкина), насельника Нило-Столобенской мужской пустыни на круглом столе «Особенности устроения монашеской жизни в городских монастырях» (Санкт-Петербург, 8–9 августа 2017 г.)

Без всякого сомнения, богослужения являются важнейшей сферой жизни монастыря в любую историческую эпоху и вне зависимости от того, где обитель расположена. Известно, что внешняя организация монастырского богослужения с момента своего возникновения и до настоящего времени претерпела значительные изменения. И кроме этого, на всем пространстве православного мира можно видеть существенные отличия в богослужении разных монастырей. Основными отличиями являются: время совершения отдельных частей богослужения, совмещение этих частей, некоторые обряды, сопровождающие монастырское богослужение.

На сегодняшний день одной из главных проблем при совершении монастырского богослужения является практическая реализация установок Типикона (Устава) относительно времени, места и последовательности частей богослужения. Существует несколько точек зрения на решение этой проблемы.

Первая: необходимо точно исполнять все указания церковного Устава о богослужении (этого мнения, скорее, придерживаются знатоки Устава и ученые-литургисты). Но при этом не учитывается погруженность русских монастырей в хозяйственные, социальные и иные проблемы.

Вторая: Типикон – некий недостижимый идеал, образец, обобщенная схема богослужебной жизни. В связи с этим монастыри часто начинают ориентироваться на приходскую практику: богослужения совершаются не ежедневно, появляются значительные сокращения. Как результат – богослужение перестает быть сердцевиной жизни монастыря и уступает свое место другим вопросам (прежде всего, материального плана).

Таким образом, перед городскими монастырями сегодня стоит проблема: с одной стороны, необходимо соблюсти требования Типикона относительно богослужения, а с другой – создать приемлемые условия для мирян – прихожан монастыря (на их пожертвования монастырь существует, некоторые из прихожан становятся насельниками монастыря, многие любят продолжительные, чинные монастырские службы)

Так возможно ли осуществление в жизни современного монастыря тех принципов, которые содержит Устав применительно к богослужению?  Попробуем ответить на этот вопрос, рассмотрев богослужебную жизнь монастырей города Твери.

Николаевский Малицкий мужской монастырь

Сегодня Николо-Малицкий монастырь [1] придерживается Афонского устава. Устав монастыря более всего соответствует уставам двух афонских обителей: сербского монастыря Хиландар и русского Свято-Пантелеимонова. Богослужения в монастыре совершаются ежедневно, и в общей сложности занимают у братии около семи часов. Местами совершения богослужений являются Покровский храм (кафоликон) и небольшой Никольский храм в братском корпусе (параклис). Обычно вседневные службы суточного круга совершаются в Никольском храме. В Покровском храме служат в праздники, имеющие бдения, а также в воскресные дни.

Порядок вседневных служб таков: в 16.45 начинается 9-й час (прочитывается в притворе храма), а затем – вечерня, которая заканчивается заупокойной литией (тоже в притворе). По окончании службы следует трапеза и сразу после нее – повечерие и молитвы на сон грядущим (совершаются в притворе храма). На повечерии поется молебный канон перед Ватопедской иконой «Отрада или Утешение» и акафист Божией матери (эти песнопения никогда не опускаются, за исключением бденных служб). По окончании канона совершается помазание елеем от лампады перед иконой Богородицы.

Утреннее богослужение начинается в 6.00 с утренних молитв и полунощницы (совершаются в притворе). По окончании полунощницы все переходят в храм, где служатся утреня и часы. На утрени читаются все положенные кафизмы, в случае полиелея избранные псалмы поются полностью. В будни употребляются обиходный или знаменный роспевы. 1-й, 3-й и 6-й часы читаются последовательно. Таким образом, вечернее и утреннее богослужения разделены.

Николо-Малицкая обитель открыта для прихожан. Однако, ввиду раннего начала богослужения, на нем присутствуют, в основном, только насельники монастыря. Богослужение же великих и престольных праздников, воскресных дней всегда совершается с учетом того, что на нем будет присутствовать большое число прихожан. В связи с этим, всенощные бдения начинаются в 17.00. Они состоят из совмещенных великой вечерни и утрени. Однако сокращений не производится (полностью исполняются «Блажен муж», полиелейные, избранные псалмы, степенные антифоны, положенные кафизмы).

На престольные праздники в Малицком монастыре совершаются бдения, подобные афонским. Они предваряются малой вечерней и начинаются около 22 часов. Продолжительность этих богослужений – около десяти часов (за счет византийского роспева: особенно долго исполняются 103-й псалом, «Свете тихий», «Богородице Дево», Полиелей, Славословие). В отличие от будней, в праздничные дни Божественная Литургия начинается позднее, в 9 часов.

В связи с малочисленностью братии, в богослужении монастыря обязательно, в разных формах, участвуют и миряне (пение, чтение, слежение за светильниками, возжигание и тушение свечей и т. п.). 

Христорождественский женский монастырь

Эта обитель [2], в отличие от Николо-Малицкой, окраинной, находится в самом центре города. Несмотря на то, что рядом находится кафедральный собор (в прошлом монастырский), монастырь посещает большое число постоянных прихожан. В настоящее время все богослужения суточного круга и Божественная литургия совершаются в Христорождественском соборе монастыря.

Порядок богослужений в обители следующий: в 6.00 совершаются утренние молитвы, полунощница, утреня,  молебный канон Богородице с акафистом (в обители находится чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери). Затем служатся 1-й, 3-й, 6-й часы и Божественная литургия. В течение дня монастырские священники совершают требы по просьбам прихожан (молебны, панихиды, исповедь и  проч.).

Вечернее богослужение начинается в 16.00 с чтения 9-го часа. Затем следует вечерня, к которой присоединяется и утреня (накануне воскресных и праздничных дней в это же время совершается всенощное бдение). Богослужебный день в обители завершается в 21.00 общей молитвой сестер в надвратном Спасском храме.

В воскресные дни порядок богослужений мало отличается от будничного: в 6.00 совершаются утренние молитвы, воскресная полунощница, канон с акафистом Божией Матери, часы и Божественная литургия.

Свято-Екатериненский женский монастырь

Эта обитель [3] находится в уединенном месте и окружена частными домами. В связи с тем, что монастырь посещает большое число прихожан, богослужения в нем отчасти ориентированы на их возможности. Службы суточного круга совершаются в храме святой великомученицы Екатерины. 

Богослужебный день в монастыре начинается в 5.30 с утренних молитв, полунощницы, канона с акафистом Божией Матери. Затем служатся часы и Литургия. В течение дня монастырские священники совершают требы по просьбам прихожан (молебны, панихиды, исповедь и  проч.).

Вечернее богослужение начинается в 16 часов и состоит из 9-го часа, вечерни и присоединяемой к ней утрени. Вечернее молитвенное правило сестры совершают келейно. 

В воскресные и праздничные дни богослужение начинается в 7 часов с утренних молитв, полунощницы и молебного канона Божией Матери с акафистом. Затем совершаются часы и Литургия.

В период между утренним и вечерним богослужениями и до 22.00 сестры совершают в храме чтение Псалтири.     

И в Христорождественской и в Свято-Екатерининской обителях все богослужения совершаются без сокращений, в соответствии с требованиями Устава.

Подводя итог, в целом необходимо отметить, что монастыри Твери достаточно открыты миру, и их богослужебная жизнь отчасти приспособлена к возможностям и потребностям мирян. Но вместе с тем, принципы и требования к монастырскому богослужению, заложенные в Типиконе, в этих обителях не нарушаются. Кроме того, монашествующие имеют и необходимое уединение, и время для келейной молитвы и отдыха.

В данном докладе мы не затрагиваем довольно обширную тему о просветительской и социальной деятельности названных монастырей, а она весьма разнообразна. Во многом благодаря интенсивной богослужебной жизни, просветительским и социальным трудам монашествующих  духовный климат в Твери, которая в советское время была «полигоном» антирелигиозной пропаганды, день ото дня изменяется.

Примечания

[1] Николаевский Малицкий монастырь имеет древнюю и интересную историю. Он был основан между 1584–1595 годами, в царствование царя Феодора Иоанновича на пустоши Шевякова. Названа обитель по имени речки Малицы, огибавшей монастырь с севера и впадавшей в реку Межурку –  приток Волги. Густой сосновый лес, частично сохранившийся и поныне, укрывал обитель со всех сторон.

В период Великой Отечественной войны линия фронта проходила по деревне Николо-Малица, здесь шли ожесточенные бои за Октябрьскую железную дорогу. Немецкой бомбежкой была уничтожена большая часть архитектурного ансамбля монастыря: две церкви, колокольня, трапезная, настоятельский корпус, сильно поврежден собор. Последний на территории монастыря Покровский храм был взорван в 1954 году. Восстановление обители началось в 1994 году.

(https://nikola-malica.ru/o-monastyre/istoriya/)

[2] Христорождественский женский монастырь основан в конце XIV  столетия по благословению святителя и чудотворца Арсения, епископа Тверского. В 1920 году монастырь закрыли. Спасский храм, монастырские келии, ризница, трапезный корпус, игуменские келии, больничный корпус –  всё было занято под жилье. В 1925–1930 годах разобрали колокольню,  снесли ограду с башнями. Многие годы главный храм обители – Христорождественский собор использовался варварски, не по назначению. Сначала в нем были склады, а в 1960-е годы некогда великолепнейший собор был приспособлен под спортзал. 1 апреля 1999 года на заседании Священного Синода было принято решение о возобновлении монашеской жизни в этой древней обители. В 2000 году, 7 января, на Рождество Христово, состоялась первая Литургия.

(http://tvereparhia.ru/mitropoliya/tverskaya-eparxiya/14-russkoj-pravoslavnoj-czerkvi/1242-xristorozhdestvenskij-zhenskij-monasty-r%60)

[3] Храм во имя великомученицы  Екатерины возник в 1620-х годах. Тогда он был деревянным. Рядом стоял тоже деревянный храм в честь святителя Николая. В отличие от Никольского, Екатерининский храм был «холодным», то есть не отапливался. К 1684 году Никольский храм обветшал, был разобран, а к Екатерининскому храму пристроили теплый Никольский придел. В 1732 году деревянный Екатерининский храм сгорел и был возобновлен. В 1773 году священнослужители и прихожане просили разрешения на строительство каменного храма. Строительство продолжалось с 1774 по 1786 год. В 1800 году вокруг храма была устроена ограда. В период до 1813 года был пристроен правый Предтеченский придел в честь Рождества Пророка и Крестителя Господня Иоанна. В 1824 году, по благословению правящего архиерея, престольным праздником Предтеченского придела стал день Обретения главы пророка Иоанна Предтечи. В 1835 году устроена новая паперть, а в 1852-м – перестроена колокольня. В 1901 году выполнены иконостасы в приделах храма. В 1906 году в правой башне ограды устроена часовня в честь преподобного Серафима Саровского.

В 1932–1933 годах, после ареста последнего настоятеля храма протоиерея Николая Вологодского, храм был закрыт. В 1960-е годы была разобрана колокольня, пострадавшая в годы Великой Отечественной войны. Богослужения в храме возобновлены 7 декабря 1989 года. В 1993 году при храме было открыто подворье Вознесенского Оршина женского монастыря.

15 июня 1996 года подворье Вознесенского женского Оршина монастыря при храме великомученицы Екатерины города Твери Указом правящего архиерея преобразовано в Свято-Екатерининский женский монастырь городаТвери.

(http://tvereparhia.ru/mitropoliya/tverskaya-eparxiya/210-blagochinie-monastyrej-arxierejskix-i-monastyrskix-podvorij/монастыри/1241-svyato-ekaterininskij-zhenskij-monasty-r)