Представление проекта “Положение о монастырях и монашестве”

Иеромонах Валериан (Кузьменко)

Доклад иеромонаха Валериана (Кузьменко), насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на международной научно-практической конференции «Монастыри и монашество: традиция и современность» 24 сентября в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,

отцы игумены, матушки игумении,

братия и сестры!

1. Разработка «Положения о монастырях и монашестве» началась в 2010 году после первого заседания комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. На нем была поставлена задача подготовки документа, содержащего основные понятия монашества и монашеской жизни, а также отвечающего на практические вопросы современных монастырей и монашествующих. В 2012 году Проект был представлен на рассмотрение Святейшему Патриарху.

30 мая 2012 года на интернет-портале «Богослов.ру» был помещен вариант Проекта, откорректированный редакционной комиссией. Он вызвал множество откликов, явившихся свидетельством актуальности вопросов, затронутых в «Положении», для современной монашеской жизни.

В связи с этим Архиерейский Собор 2013 г. постановлением № 25 поручил Синодальному отделу по монастырям и монашеству продолжить подготовку Проекта «Положения».

В разработке нового Проекта принимали участие члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству, члены комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, игумены и игумении ставропигиальных и епархиальных монастырей.

Нужно отметить определенное влияние на результат этой работы конференции «Святоотеческая традиция монашеской жизни в современном мире», прошедшей 25 января сего года в Новоспасском монастыре в рамках Рождественских образовательных чтений. В ней участвовали архиереи Русской Православной Церкви, игумены, игумении, более чем 150 монашествующих и 150 мирян из разных стран. В итоговом документе были сформулированы основные подходы к решению наиболее актуальных вопросов как внутренней жизни, так и общественного служения монастырей.

Кроме того, при работе над Проектом были приняты во внимание предложения и отзывы, опубликованные на портале «Богослов.ру» и в других СМИ, а также практический опыт современных монастырей.

Были добавлены по возможности полные канонические и богословские обоснования главных принципов монашества. Всего в Проекте насчитывается более ста пятидесяти ссылок на различные источники Церковного права, включая Священное Писание и святоотеческое наследие, постановления церковных соборов и труды современных канонистов.

В состав нового Проекта «Положения» вошли также документы о статусе иноческого пострига, о церковно-правовых последствиях оставления монастыря насельником и о приеме паломников в монастырях, разработанные Синодальным отделом по монастырям и монашеству для общецерковного использования. В результате общий объем «Положения» увеличился примерно в шесть раз.

2. «Положение» состоит из 12 разделов, включая введение и заключение, которые отличаются друг от друга по степени подробности изложения материала и полноте сформулированных выводов. Рассмотрим содержание каждого из них.

I. Введение.

В данном разделе обозначено место «Положения» в системе церковных документов, его цель и назначение. Основная идея: «Положение о монастырях и монашестве» отражает многовековой опыт монашеской жизни и традиции и вместе с тем современное состояние русского монашества и на этой основе определяет основные правила, которыми монастыри и монашествующие должны руководствоваться в практической жизни».

II. Общие положения о монашестве.

Подробно рассмотрены основания монашества, сформулировано определение монашества и цели монашеской жизни: главное «служение, которое монахи призваны совершать в Церкви, – сказано в Проекте, – это непрестанное пребывание в Богообщении и молитве за весь мир, непрестанное призывание благодати Божией и помощи Его».

III. Общие положения о православных монастырях.

Приводится определения монастыря как церковного учреждения и как духовной общины. Рассмотрены вопросы канонического подчинения монастыря и полномочия правящего архиерея, которым уделено особое внимание, поскольку они вызвали многочисленные дискуссии в интернет-пространстве после публикации первой редакции Проекта. Полномочия епископа определены в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви и общецерковными каноническими нормами. При подготовке данной главы были изучены традиции взаимоотношений епископов и монастырей других поместных Церквей и избраны положения, наиболее соответствующие исторической и современной ситуации в Русской Церкви.

В данном разделе изложены также задачи и функции Синодального отдела по монастырям и монашеству – коллегиального органа исполнительной власти Святейшего Патриарха и Священного Синода: «Основной задачей Отдела, – читаем в Проекте, – является содействие монастырям Русской Православной Церкви в устроении внутренней монашеской жизни в рамках главы XII Устава Русской Православной Церкви».

IV. Формы организации монашеской жизни в монастыре.

Описано, каким образом в современных монастырях могут осуществляться три исторически сложившиеся формы монашеской жизни: общежитие, скитское жительство и отшельничество. При этом подчеркивается, что «в современных условиях в Русской Православной Церкви общепринятой нормой организации монашеской жизни является общежительный монастырь». В данный раздел включены также главы о приписных храмах и часовнях, об открытии, преобразовании и упразднении монастырей.

V. Непосредственное (внутреннее) управление монастырем.

Достаточно подробно проработана глава об игумене в связи с большим количеством откликов в интернет-дискуссии и печатных СМИ, свидетельствовавших об особой актуальности данного вопроса для современной монашеской жизни.

Широкое обсуждение в интернет-пространстве получил вопрос о способе поставления игумена/игумении. В Проекте «Положения» указаны три исторически сложившиеся традиции определения игумена/игумении монастыря и порядок утверждение кандидата: «При поставлении игумена/игумении в монастырь правящий архиерей в соответствии со святоотеческой традицией и практическим опытом Церкви применяет один из трех способов определения кандидатуры:

1. Кандидат, предложенный правящим архиереем, по возможности, из числа насельников/насельниц обители.

2. Преемник/преемница, подготовленный предыдущим игуменом/ игуменией.

3. Кандидат, избранный братством/сестричеством монастыря».

VI. Принятие в монастырь.

Определяется порядок поступления в монастырь, раскрываются понятия «трудничество» и «послушничество», содержание трех степеней монашества.

Четко определены статус иноческого пострига как первой степени монашества и отличия инока (рясофорного монаха) от рясофорного послушника.

В отношении монашеского пострига подробно рассмотрен вопрос о восприемничестве, а также обстоятельства и условия, при которых возможен постриг вне монастыря.

В главе «Церковно-правовые последствия оставления монастыря насельником или отказа от монашеской жизни» содержится подробный анализ канонических прещений, применяемых к монашествующим, покинувшим монастырь. Рассмотрены различные случаи оставления монастыря монашествующими разных степеней, в том числе в священном сане, а также особые случаи оставления монастыря, не связанные с отказом от монашеской жизни. Основные выводы: принятие монашества канонически необратимо; оставление монастыря влечет за собой канонические прещения, которые налагаются правящим архиереем на основании церковных правил с учетом особых обстоятельств в каждом конкретном случае. Определяется также порядок возвращения в монастырь и перевода в другую обитель.

VII. Богослужебная жизнь в монастыре.

Подчеркивается важность наличия полного уставного суточного круга богослужений в обители для правильного устроения в ней духовной жизни и того, чтобы все монашествующие присутствовали на церковных богослужениях. Подробно описаны особенности священнического служения в мужских и женских монастырях. В отношении женских обителей изложены принципы взаимоотношений священнослужителей с игуменией и сестрами монастыря – также один из часто обсуждаемых в православном интернет-сообществе вопросов.

VIII. Духовное окормление в обители.

Основное положение: общее духовное руководство насельниками или насельницами монастыря осуществляет игумен или игумения. В разделе определяются и разделяются понятия исповеди и откровения помыслов, отмечаются некоторые особенности исповеди сестер в женских обителях.

IX. Внутренний уклад монастыря.

Описаны практически все основные стороны монастырской жизни. Объясняется смысл и содержание епитимий и других воспитательных мер. Большое внимание уделено молитве как наиболее важному деланию монашествующих, а также правильному исполнению послушаний, которые не должны препятствовать духовному деланию насельников. Рассмотрены особенности попечения о больных и престарелых насельниках монастыря. Глава о духовном образовании включает в себя как образование в специальных учебных заведениях, так и на занятиях, проводимых игуменом или игуменией, а также при самостоятельном чтении духовной литературы. В качестве следующей главы в «Положение» вошел отдельный документ «Рекомендации по развитию паломнической деятельности монастырей». В главе об отношении к имуществу говорится о недопустимости приобретения или получения монашествующими личного имущества и о том, что все оно должно считаться собственностью монастыря. В главе о выходах из обители подчеркивается важность неотлучного пребывания монашествующих в монастырях для сохранения должного внутреннего устроения.

X. О монастырском имуществе.

В данном разделе изложены положения Устава РПЦ о регулировании имущественных отношений монастырей.

XI. Об отношениях монастыря с внешним миром.

Раздел начинается с определения: «Основное служение монашества миру – это молитва» - и цитаты из писаний преподобного Силуана Афонского, – святого, память которого мы сегодня празднуем: «Благодаря монахам на земле не прекращается молитва; и в этом – польза всего мира». Затем перечисляются основные направления внешней деятельности монастырей – миссионерской, социальной, духовно-просветительской и образовательной.

XII. Заключение.

Отмечается, что требования, которые содержит «Положение», относятся к совершенному образу монашеского жития и не подразумевают ограничение существующего многообразия традиций иноческой жизни.

3. Таким образом, в докладе изложены история подготовки и содержание проекта «Положения о монастырях и монашестве» в связи с тем, что, как сказал при открытии конференции ее Председатель Высокопреосвященнейший владыка Феогност, одной из целей устроения данного форума является возможность обсуждения «Положения» и внесения в него уточнений и дополнений, необходимых для принятия «Положения» в качестве канонического церковного документа.


Материалы по теме

Новости:

Публикации:

Монашество:

архимандрит Савва (Фатеев) и архимандрит Венедикт (Пеньков).
Доцент Московской духовной академии игумен Дионисий (Шлёнов)
архимандрит Савва (Фатеев) и архимандрит Венедикт (Пеньков).
Доцент Московской духовной академии игумен Дионисий (Шлёнов)

Доклады: