Свято-Успенская Тетеринская женская пустынь Епархиальный женский монастырь

Адрес:
Костромская область, Нерехтский район, село Тетеринское
Телефон:
+7 (49431) 3-41-41
E-mail:
Pustyn.nerehta@mail.ru
Сайт:
Дата основания:
1993

История

Село Тетеринское, расположенное на горе близ города Нерехты, с XV века являлось вотчиной Горицкого мужского монастыря в Переславле-Залесском. В 1722-1725 годах здесь попечением и при личном участии настоятеля Горицкой обители архимандрита Льва (Юрлова, впоследствии епископа Воронежского; около 1678 – 1755) был возведен каменный храм в честь Успения Божией Матери с приделом во имя святителя Николая.

В середине XVIII столетия в истории тетеринского храма совершилось знаменательное событие – явление местночтимой чудотворной Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Возвращавшийся в село из Нерехты безногий калека, передвигавшийся на колясочке, утомился в пути, свернул с дороги к протекавшей рядом речке Бобровец и увидел на воде икону Царицы Небесной. Он добрался до села и рассказал собравшимся сельчанам о явлении образа. Народ со священниками вышел к месту обретения иконы, и она была принесена в храм. Впоследствии от иконы стали происходить чудесные знамения. Во время смертоносного поветрия в конце XVIII века ее обносили с крестным ходом вокруг села, и эпидемия не причинила вреда тетеринским жителям.

В 1805-1806 годах к Успенскому храму пристроили придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1815-1820 годах рядом с храмом воздвигли величественную колокольню по проекту итальянского архитектора Маричелли.

В ХХ веке Успенский храм не закрывался, однако к началу шестидесятых годов пришел в плачевное, запущенное состояние: постоянного священника здесь не было, храм не отапливался, местные власти запрещали проводить какой-либо ремонт. Ситуация полностью изменилась с назначением в октябре 1963 года на служение в Тетеринское иеромонаха (впоследствии архимандрита, духовника Костромской епархии) Поликарпа (Будаквы; 1926-1996). Насельник Киево-Печерской Лавры в 1951-1960 годах и постриженик этой прославленной обители, отец Поликарп возродил приход, провел масштабные работы по ремонту храма и поместил в его стенах привезенные им из Киева святыни – ковчег с частицами мощей Киево-Печерских угодников Божиих и венец со святых мощей великомученицы Варвары. При храме отцом Поликарпом была создана небольшая монашеская община.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 1993 года в селе Тетеринском был открыт женский монастырь – Успенская Тетеринская женская пустынь. Духовником новой обители до своей кончины в 1996 году оставался архимандрит Поликарп. Сейчас в Тетеринской пустыни завершено начатое еще отцом Поликарпом строительство сестринского корпуса, восстанавливается разрушенная в ХХ веке часовня на месте явления Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы.

Настоятельница

Игумения Феофания (Ложкина).


Храмы и Богослужения

Храм в честь Успения Божией Матери
1722 г.
По «челобитью» села Тетеринского церковного целовальника Семена Борисова, 5 июля 1722 г. Синодальным Приказом был «запечатан указ о строении церкви». Святейшим Синодом велено «в том селе вместо ветхой деревянной церкви построить вновь церковь каменную во имя Успения Пресвятой Богородицы, да в приделе с теплою трапезою во имя Николая чудотворца».

По получении синодального указа стали приготовлять необходимый материал для строения храма: дикий камень для основания, кирпич, известь, железо и прочее. Когда материал был приготовлен, архимандритом Львом южнее древней деревянной Никольской церкви был заложен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы с Никольским теплым приделом и колокольней. Заботы о постройке нового каменного храма принял на себя сам настоятель Горицкого монастыря Архимандрит Лев. Он был из рода дворян Юрловых. С малолетства был взят ко двору и служил при государыне Марфе Матвеевне, вдовствующей царице после царя Феодора Алексеевича. Молодость и дурные примеры придворных товарищей были причиною его поступка, который заставил Юрлова удалиться в монастырь. Однажды царь Петр I с Марфою Матвеевной был на вечеринке у голландского купца Гоппа. Со вдовствующей царицей приехал и паж Лаврентий Юрлов. После ужина, когда царь потребовал пива, хватились, что любимый царский серебряный кубок искусной работы пропал. Петр Великий поинтересовался – не выходил ли кто после ужина во двор. Один из присутствующих сказал, что Юрлов выходил к царской карете; где и действительно был найден спрятанный кубок. Царица Марфа Матвеевна, находившаяся в другой комнате ничего не знала о случившемся. После приема, когда царь попрощался с Гоппом, просил царицу Марфу на следующий день к 8 часам утра прислать к нему Юрлова. По прибытии в свои апартаменты царица спросила своего пажа, не сделал ли он чего дурного перед государем. Лаврентий, обливаясь слезами, во всем признался. Тронутая раскаянием добросердечная царица Марфа посоветовала пятнадцатилетнему Юрлову скрыться из Москвы. В ту же ночь Лаврентий бежал в Вологду, проходя разные послушания в монастырях. Потом принял монашество при Вологодском Архиерейском доме, и при постриге наречен Львом. Из Вологодского Архиерейского дома иеромонах Лев (Юрлов) был назначен настоятелем Переславского Горицкого монастыря, с возведением в сан архимандрита.

Архимандрит Лев желал поскорее увидеть совершенным начатое им строение храма. Каждое лето до конца 1725 года отец Архимандрит проживал в Тетеринском. «Кроме самоличного распоряжения работниками, кои большею частию были крестьяне, подчиненные Горицкому монастырю. Проходил редкий день, чтобы Лев не предварял их на работе и не разделял с ними оной. Из числа денег, коих всех было употреблено на постройку около полуторы тысячи рублей, большую половину Лев употребил свои. Местные иконы, украшения в олтарях, даже книги для служения и многие утвари до ныне служащие не последнею принадлежностию храма, заведены Архимандритом Львом на свой кочт». Он «ободрял трудящихся каменщиков в возвышении стен своими наставлениями, также и приходских людей поощрял к тому, чтоб они своими трудами вспомоществовали в созидании сего храма. Почему не только мужеский пол, но и женский помогал в строении сего храма подаянием или ношением кирпичей или другими трудами» . Заботами Горицкого настоятеля строительство храма велось по старым меркам очень быстро. К Покрову 1724 года каменные работы были завершены, а 13 октября того же года по Указу Его Императорского Величества и по благословению Святейшего Правительствующего Синода архимандритом Юрловым был освящен Никольский придел. Тетеринская церковь с колокольней «трудами и тщанием строителей Гавриила и Василия Степановых с приходскими людьми» была построена за три летних строительных сезона. Для сравнения можно привести Никольский (Богоявленский) храм г. Нерехты, по своим архитектурным близкий Успенской Тетеринской церкви и отличающийся от нее меньшими размерами. Освящались обе церкви Архимандритом Юрловым с разницей в один день, но строительство Нерехтской церкви продлилось пятнадцать лет. С западной стороны храма возвышалась шатровая колокольня. Первый ярус старой колокольни состоял из двух мощных столбов, образующих паперть, от которых арки перекинуты были на западную стену церкви. Второй ярус занимала квадратная палата, и лишь над ней была звонница. Эта колокольня существовала не долго. Пока велось строительство нового каменного храма, богослужения совершались в старой деревянной церкви великомученицы Параскевы Пятницы. 2 ноября 1725 года Успенский престол был освящен архимандритом Львом соборне с местным причтом. Простота и скромность декора, наряду с богатым внутренним убранством в целом соответствовали христианскому учению о внешней простоте и скромности последователей Христа, при богатом их внутреннем мире. Венчали каменную церковь современные ей ажурные кресты, не так часто встречающиеся на костромских храмах, проповедуя каждому, что славиться надо «разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа», которым для нас мир распят и мы для мира (Гал. 6. 14.).

В начале XIX века число прихожан выросло до 6000. Теплый Никольский придел стал тесным для молящихся, собирающихся в зимнее время. К тому же этот северный придел был темным, так как в зимнее время солнце не доходило до северных окон. По этим причинам Тетеринское духовенство с прихожанами 12 января 1805 года было подано прошение преосвященному Евгению, епископу Костромскому и Галичскому, чтобы «было позволено для большего пространства теплой церкви с полуденной стороны стены разобрать и пристроить еще один придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы». На то прошение по резолюции Его Преосвященства из Костромской консистории 8 февраля 1805 года был дан указ, которым дозволялось пристроить с южной стороны новый придел во имя Рождества Богородицы. Выбор этого праздника был неслучайным. Он был связан с явлением на речке Бобровец Боголюбской иконы Богоматери.

Когда в 1154 году Юрий Долгорукий стал великим князем Киевским, он дал своему сыну Андрею во владение Вышгород (под Киевом). Но Бог судил иначе. Однажды ночью летом 1155 года сдвинулась с места в Вышгородском храме чудотворная икона Божией Матери, написанная по преданию святым евангелистом Лукой, незадолго до того принесенная из Царьграда и названная впоследствии Владимирской. В ту же ночь с иконой на руках отправился из Вышгорода на север, к городу Владимиру, святой князь Андрей, тайно, без отеческого благословения, повинуясь лишь воле Божией. Великий исход на северо-восток князя Андрея имел величайшее значение для судеб России. Не Киев, А Владимир и затем основанная князьями Юрием и Андреем Москва становились отныне духовным центром Русской земли, столицей государственной, а затем и церковной. Чудеса от святой иконы, бывшие на пути от Вышгорода до Владимира, были записаны духовником князя Андрея священником Николаем. В десяти верстах от Владимира кони, везшие икону, вдруг остановились. Ночью князю Андрею явилась Пресвятая Богородица со свитком в руках и повелела поставить образ Ее во Владимире, а на месте явления основать храм и монастырь. В память об этом событии святой Андрей повелел написать икону Божией Матери, получившую именование «Боголюбская», а на указанном месте в 1159 году построил храм Рождества Богородицы и создал там впоследствии город Боголюбов, который стал его постоянным местопребыванием и где он мученически скончался. В память того, что Андрей Боголюбский на месте явления Богоматери поставил храм в честь Ее рождества, отец Петр решил в честь явления иконы на Бобровце новый придел посвятить так же Рождеству Пресвятой Богородицы. Праздник этот стал считаться «престольным» в селе Тетеринском и в стоявшей рядом деревне Векторово.

В 1922 году в Тетеринском была создана волостная комиссия по изъятию церковных ценностей из 3 человек. Председательствовал в комиссии А. Кочнев, членами были П. Солдатов и Ф. Леонтьев.
26 апреля 1922 года комиссия приступила к разорению храма . В присутствии отца Николая Рыболовского и церковного старосты Н. Колесникова были экспроприированы: серебренный оклад с большого напрестольного Евангелия, приобретенный строителем храма архимандритом Львом, весом 4 фунта 87 золотников , 17 серебренных риз с венчиками от икон общим весом 1 пуд 6 фунтов 80 зол.; 32 небольших серебренных ризы весом 14 фунтов 44 зол.; большой потир с прочими сосудами весом 1 фунт 84 зол.; 2 напрестольных креста весом 3 фунта; большое кадило – 1 фунт 8 зол. С икон Успения (храмовой) и Покрова, Владимирской и Смоленской икон Божией Матери были сняты 5 серебренных венчиков с камнями весом 4 фунта 24 золотника. Сначала все ризы были сняты с икон, но позже оказалось, что многие ризы медные с серебрением и большой ценности не имеют. Поэтому они были оставлены на месте. Для совершения богослужений комиссия оставила в церкви малый (150 г) серебренный потир и медные принадлежности к нему. Из храма же было изъято 1 пуд 36 фунтов 29 золотников позолоченного серебра. Изуродованные предметы роскошного убранства Тетеринского храма, собранные любовью и благоговением нескольких поколений, были погружены на телегу и отправлены в Нерехту. В Нерехте все изъятые ценности по описи были упакованы в номерные ящики и отправлены в Кострому в Губфинотдел.
Но в июле комиссия вновь стала описывать ценности в храмах г. Нерехты и нерехтского района.
Из Успенской церкви с. Тетеринского была изъята серебренная риза весом 3 фунта 32 золотника.

Здание самого храма принадлежало Советскому государству и общиной верующих Тетеринского прихода Костромской епархии Русской Православной Церкви использовалось на правах аренды, а церковная ограда, кладбище, колокольня, здание приходской школы и дома священников принадлежали Тетеринскому сельсовету. Часто менявшиеся настоятели не уделяли должного внимания содержанию церковного здания, препятствовала что-то делать и государственная администрация. В церкви ремонтов не было. Со временем дождем и талыми водами размыло известковый раствор бутового фундамента храма. Из-за смещения в сторону оврага слоев непрочной глинистой почвы церковь немного накренилась в южную сторону. В стенах холодного Успенского придела и алтаря образовались большие трещины. От деформации здания порвало древнюю кованную железную стяжку в главном алтаре. Кровельное железо за 150 с лишком лет без ремонта проржавело и крыша во многих местах протекала. За многие десятилетия на чердаке церкви скопился голубиный помет. Этот помет, размоченный дождевой и талой водой просачивался через своды и разрушал росписи храма. Особенно пострадал Никольский придел, в котором обвалилась штукатурка и были испорчены протекавшей водой каменные своды, росписи и даже богослужебные книги. Старая калориферная печь под храмом пришла в негодность. Специалиста для исправления неполадки не находилось. Для отопления здания церкви были построены печи в самом храме, но они не давали достаточного тепла. Приходилось отапливать помещение железными печками с рукавами. Но и эти печи не обогревали храма. Священникам приходилось совершать богослужения в валенках с «тремя подошвами» и рукавицах. Жилье, предоставляемое духовенству, было тесное и холодное, мало пригодное для нормальной жизни.
Назначенные на Тетеринский приход священники, пробыв недолгое время в таких тяжелых условиях, просили у правящего архиерея перевода в другое место. О нормальном содержании и ремонте храма никто не заботился. Очень часто менялись и церковные старосты – председатели церковного совета – по своему избранию обязанные следить за состоянием церковного здания.

25 марта 1993 года по представлению епископа Костромского и Галичского Александра постановлением Священного Синода под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при Успенской церкви с. Тетеринского был открыт женский монастырь . Первой настоятельницей обители стала монахиня Ксения (Смирнова).


Колокольня
1820 г.
восстановлен в 1993 г.
В 1813 году настоятель храма отец Петр Агриколянский решил построить новую отдельную колокольню. Была разобрана верхняя часть покосившейся от времени прежней колокольни и западнее ее в стене церковной ограды была заложена новая «воротня колокольня», вышиною в каменной работе 23 сажени ( 49 м) . 30 июня 1813 года колокольня была доведена до 15 саженей (32 м), но из-за ослабленных стен, в толще которых были устроены лестницы, рухнула.

Вскоре после того овдовевший священник Агриколянский, оставив место за своим племянником Михаилом Диевым, поступил в смотрители Духовных училищ при Луховском Тихоновом монастыре. Там он в 1815 году принял монашество с именем Платон, и был игуменом монастыря. «В 1829 году в звании архимандрита, Платон Агриколянский отряжен Святейшим Синодом к самоедам для построения им церквей. Кавалер Св. Анны 3 степени» - писал о нем протоиерей – краевед Михаил Диев.

В 1830-1839 гг. архимандрит Платон Агриколянский миссионерствовал среди самоедов по собственной инициативе. Он создал три полевых храма и пытался, правда без особого успеха, сделать самоедов оседлыми и приучить их к земледелию, но столкнулся с недовольством русских крестьян, которые не хотели отказываться от эксплуатации мирных самоедов. Миссия оказалась безуспешной и архимандрит Платон был назначен настоятелем монастыря в Архангельске. Но вскоре по слабости здоровья уволен на покой и последние дни своей жизни провел в Николо-Бабаевском мужском монастыре, где с миром почил в 1854 году. В 1814 году упавшая колокольня была разобрана, и на ее фундаменте в 1815 году заложена новая по тому же фасаду. Проект составлял итальянец из Турина Маричелли. Подрядчиком работ был сначала сам зодчий, а затем Ярославской губернии села Девы-Городища деревень Кочевок и Пятегинской крестьяне Василий Семенов и Иван Никитин.

В 1820 году огромная колокольня в селе Тетеринском украсила окрестности Нерехты. С крестом ее высота составляла 29 саженей (62 м). Ныне тетеринская колокольня вероятно является единственной сохранившейся постройкой Мавричелли. Она отличается стройностью и разнообразием форм. Первый, квадратный в плане ярус был прорезан сквозным арочным проемом. Фасады этого яруса с трех сторон оформлены четырехколонными портиками дорического ордера с треугольными фронтонами. Второй ярус, квадратный в плане, но со скошенными углами, оформлен уже ионическими колоннами. Третий ярус – восьмигранный, с четырьмя арками, расположенными по сторонам света, оформлен колоннами коринфского ордера (капители не сохранили пышного убранства). Круглый в плане четвертый ярус окружен балюстрадой, украшенной металлическими вазами. Венчает колокольню прорезанный арками четырехгранный барабан с куполом и высоким шпилем.

К 1825 году на пожертвования прихожан был приобретен большой колокол в 300 пудов (4800 кг). Этот колокол был отлит на заводе купца Оловянишникова мастером Чарышниковым.

25 августа 1938 года Ярославский облисполком постановил всем райисполкомам произвести снятие всех колоколов с церквей. Колокольную бронзу от разбитых колоколов сдать в Ярославское областное отделение гостреста «ВТОРЧЕРМЕТ» Два дня православные прихожанки дежурили возле колокольни, препятствуя совершению злодеяния, но их отправили на полевые работы и Н. В. Коротков с товарищами сбросили с колокольни колокола. С северной стороны колокольни долго виднелась яма от сброшенных колоколов. Разбитые колокола были доставлены в Нерехту на склад Райфо и по железной дороге доставлены в Ярославль на переплавку.

В колокольне хотели устроить пожарный наблюдательный пункт,однако во время грозы от молнии начался пожар, расстроивший планы пожарников. 

Часовня в честь иконы Божией Матери «Боголюбская».
2010 г.
Возвращавшийся из Нерехты безногий калека, передвигаясь на колясочке, утомился в пути и свернул с дороги к протекавшей недалеко речке Бобровец и на воде увидел икону Божией Матери подобную «Боголюбской». Утолив жажду, он добрался до села и рассказал собравшимся сельчанам о явившейся иконе, увещая всех с молитвами поклоняться ей как особой покровительнице Тетеринского. Народ со священиками вышел к месту явления иконы, и она была принесена в храм. От неё стали происходить чудесные знамения. Так, во время смертоносного поветрия в конце восемнадцатого века икону обносили с крестным ходом вокруг вотчины, и эпидемия не причиняла вреда местным жителям. Икону стали почитать, и впоследствии на месте её явления была поставлена часовня, к которой с 1831 года ежегодно 18 июня (1 июля по новому стилю) был крестный ход из церкви.

Церковь в годы советской власти не закрывалась, а часовня была сломана.

В 2010 году на месте старой была построена новая часовня, внутри которой сейчас находится освященный источник.

Богослужение в монастыре


Каждый день
время
богослужение
примечание
6 : 00
Полунощница
8 : 30
Часы. Божественная литургия
18 : 00
Вечернее богослужение


Контактная информация

Как добраться?

Поезд до станции «Нерехта», далее рейсовым автобусом «Нерехта-Тетеринское».

На автомобиле:
из Ярославля – поворот с шоссе на Кострому. Не доезжая Костромы – правый поворот на Нерехту, далее 40 км. до указателя «Тетеринское». Колокольня обители видна с шоссе.

Из г. Костромы:
Автобус Кострома - Нерехта до ост. Добрищево, далее 2 км. пешком. Электропоезд до остановки «336км», далее 1,5 км. пешком.

Из г. Ярославля:
Электропоезд «Ярославль - Кострома» до остановки «334 км».

Возврат к списку