Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь

Адрес:
Московская область, Истра, Советская улица, 2с3
Телефон:
Канцелярия
+ 7 (495) 994-61-70

паломническая служба
+7 (49631) 4-68-38
E-mail:
new-jerusalem@mail.ru
Сайт:

История

История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя Святейшего Патриарха Никона. Обитель эта была любимейшей из трех основанных Святейшим Патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.

Великое дело начатое Патриархом в 1656 году, еще во время его дружбы с Царем Алексеем Михайловичем, и продолжавшееся при его пособии даже в период охлаждения этой дружбы с 1658 по 1666 гг., почти на 14 лет приостановилось после  ссылки Патриарха в конце 1666 года, но возобновилось усердием Царя Федора Алексеевича и благодаря старанию его тетки Царевны Татьяны Михайловны в 1679 году. В его же царствование исполнилось и желание Патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель, он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути из ссылки и был погребен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора 26 августа/8 сентября 1681 года.

К большому сожалению в 30-е годы советские власти вскрыли гроб Патриарха Никона и местонахождение его останков до настоящего времени неизвестно. После смерти Царя Федора Алексеевича, при котором все здание Воскресенского собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при Царях Иоанне и Петре Алексеевичах и 18/31 января 1685 года собор был освящен Патриархом Иоакимом. В 1686 году державные ктиторы Воскресенского собора даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья. Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749-1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), скончавшегося в 1771 году в сане архиепископа. Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов. Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения Наследников: императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя Святого Благоверного Александра Невского (память празднуется дважды в году);  придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день Цесаревича Николая Александровича.

В XIX и в начале ХХ века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В 1913 году монастырь посетило около 35 000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании Императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу. К XIX веку относится начало научного изучения истории Нового Иерусалима, крупнейшим историком монастыря стал архимандрит Леонид (Кавелин), исследователь памятников христианского Востока, рукописей Нового Иерусалима, калужских древностей и надписей Троице-Сергиевой Лавры. Его фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», изданный 1874 году содержит не только исторический очерк, но и публикацию многих ныне утраченных ценных документов XVII века. Архимандрит Леонид основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря. В 1875 году архимандрит Амфилохий (Казанский) издает «Описание библиотеки Воскресенского монастыря», в котором описаны 242 рукописи XI-XVIII веков и 135 печатных книг XVI-XVII веков. В библиотеке Воскресенского монастыря хранились Воскресенская и Никоновская летописи, «Изборник Святослава 1073 года» - вторая по древности датированная русская рукопись. В 1907 году рукописные книги из монастырской библиотеки были переданы в Синодальную библиотеку, где составили особое Воскресенское собрание, в 1920 году Воскресенское собрание было передано в Исторический музей, где хранится и поныне.

В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт а его имущество национализировано. В фондах действующего Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» хранится музейная доска с таким текстом «Великая русская революция передала Ново-Иерусалимский монастырь и собор народу. Отныне, перестав служить делам культа, он является художественно-историческим памятником старины Всероссийского значения». В 20-х годах ХХ века наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату.

В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюрнбергском процессе.

Начиная с 50-х годов в Монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.

В 1994 г.  Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь вновь был возобновлён.  Возрождение святой Патриаршей обители «Новый Иерусалим» началось 18 июля 1994 года, когда Священный Синод Русской Православной Церкви постановил: «С благодарностью ко Господу принять весть о возрождении Ново-Иерусалимской обители под каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси. Утвердить архимандрита Никиту (Латушко) наместником ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря».

23 июня 2008 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил благочинного Всехсвятского округа Москвы игумена Феофилакта (Безукладникова) наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря.

23 июля 2008 года Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Д.А. Медведев. Они осмотрели сооружения обители и, убедившись в том, как много еще предстоит сделать для возрождения прежнего благолепия монастыря, приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и согласились стать сопредседателями его Попечительского Совета. В период с 2008 по 2016 года на всех объектах ансамбля Монастыря проводились крупномасштабные реставрационно-восстановительные работы по воссозданию исторического облика святой Патриаршей обители.

8 мая 2016 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения главного храма святой обители - Воскресенского собора и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Воскресенский собор ― уникальный памятник русской архитектуры, состоит из четырех взаимосвязанных частей: непосредственно к собору Воскресения Христа с восточной стороны примыкает подземная церковь святых Константина и Елены, с юга ― колокольня, с западной части собора ― ротонда, возведенная над часовней Гроба Господня.

Наместник

Игумен Феофилакт (Безукладников)

Храмы и Богослужения

Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим
Собор Воскресения Христова

Приделы:

- Церковь Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;

- Церковь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных;

- Церковь преподобной Марии Египетской;

- Заалтарные приделы в память о святых местах Страстей Христовых: в приделе Написания титла - храм мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни; в приделе Разделения Риз – храм Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа; в приделе Поругания Господня – храм в Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа;


- Придел святителя Андрея, архиепископа Критского;

- Подземная церковь святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены;

- Придел воспоминания явления на небе Креста Господня в Иерусалиме в 351 году;

- Придел Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии;

- Церковь мироносицы равноапостольной Марии Магдалины;

- Придел Сошествия Святого Духа на апостолов;

- Придел Зачатия праведною Анною Пресвятой Богородицы;

- Придел 12 и 70 апостолов;

- Церковь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца;

- Два придела благоверного великого князя Александра Невского;

- Придел пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи;

- Придел святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского;

- Придел святителя Павла, патриарха Константинопольского, исповедника;

- Придел равноапостольной Ольги, великой княгини Российской;

- Церковь апостола Иакова, брата Господня по плоти;

- Придел Тихвинской иконы Божией Матери;

- Придел Вознесения Господня;

- Придел Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;

- Придел священномученика Кириака, патриарха Иерусалимского;

- Придел во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали»;

- Придел преподобного Никиты, столпника Переяславского;

- Придел святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца;

- Церковь Всех Святых под Колокольней

Храмы в Трапезных палатах

- храм Рождества Христова с «Вифлеемскими» приделами – Обрезания Господня, Поклонения волхвов, Бегства в Египет, Мучеников 14000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенных;

- Придел преподобного Сергия, игумена Радонежского;

- Придел святой мученицы Татианы Римской;

- Церковь Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого;

- Домовой храм преподобного Иоанна Рыльского

Церковь свв. равноапп. Константина и Елены

отреставрированы и освящены придел Архистратига Божия Михаила и Всех Сил бесплотных, Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна Предтечи, придел Успения Пресвятой Богородицы.


Богослужение в монастыре


Каждый день (кроме праздников)
время
богослужение
примечание
23 : 00
Вечерние молитвы и полунощница
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
8 : 00
Утреня. Часы. Божественная литургия
По будням
время
богослужение
примечание
17 : 00
9-й час. Вечерня. Повечерие.
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
17 : 00
Всенощное Бдение
По: суб.
время
богослужение
примечание
12 : 00
Панихида
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
7 : 00
Ранняя Литургия
10 : 00
Поздняя Литургия
По окончании совершаются заказные молебны
По: вск.
время
богослужение
примечание
17 : 00
Вечернее богослужение
Молебен с каноном св. мц. Татиане у ее мощей (в Пасхальный период поется Акафист Славному Христову Воскресению, а в Великий Пост совершается Пассия)

Контактная информация

Возврат к списку