Воскресенский Новодевичий монастырь Епархиальный женский монастырь

Адрес:
Санкт-Петербург, Московский проспект, 100к2
Телефон:
+7 (812) 252-11-66
E-mail:
VNMSPB@GMAIL.COM

История

Воскресенский Новодевичий монастырь был основан в 1748 году в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Первоначально монастырь располагался на месте Смольного дворца, но по разным причинам прочную монашескую общину создать в нем не удалось, и к 1797 году монастырь был упразднен.

В середине XIX века, несмотря на расцвет женского монашества, в Санкт-Петербурге не было ни одной женской обители. По просьбе великой княгини Ольги обер-прокурор Святейшего Синода граф Н. А. Протасов представил императору Николаю I доклад о пользе создания в столице женского монастыря. Предложение было поддержано государем.

Настоятельницей воссоздаваемой обители была избрана монахиня Феофания (Готовцева), бывшая личная пансионерка императрицы Марии Федоровны в Екатерининском институте, хорошо известная в Петербурге своим благочестием и активной деятельностью в Горицкой обители.

Судьба Воскресенского Новодевичьего монастыря была схожа с участью многих святых обителей, принявших на себя удар богоборческой власти.

Всю тяжесть обрушившихся гонений понесла Игумения Феофания (Рентель) (1918-1935 гг.), которая была заботливой матерью для сестер и твердым защитником обители.

Возрождение обители началось с приходом общины сестер в 1996 году. Сестры временно поселились в двухэтажном здании вблизи церкви во имя Казанской иконы Божией Матери. Здесь отсутствовали отопление, водоснабжение и канализация, протекала кровля, здание требовало капитального ремонта.

К настоящему времени проведена реставрация Казанского и Афонского храмов, церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, построена часовня во имя прп. Сергия Радонежского и св. равноапостольной Нины. Постепенно возрождается Воскресенский Собор.

При монастыре существуют богадельня, детский приют, успешно ведет свою работу Свято-Владимирская церковная школа, открыт благотворительный медицинский центр по диагностике женской онкологии «Белая Роза», швейные мастерские, церковная лавка. Обитель принимает многочисленных паломников.

Ныне, после полного разорения, Воскресенский Новодевичий монастырь вновь обретает свое прежнее значение. Под настоятельством игумении Софии ведутся восстановительные и реставрационные работы, налаживается традиционная монашеская жизнь. Обитель духовно расцветает – под ее покров приходят не только люди, ищущие монашеского подвига, но и люди, несущие свой жизненный крест в миру.

На территории монастыря находятся:

  • Монастырская лавка с большим ассортиментом православной литературы, икон, церковной утвари, сувениров, чая, медовой продукции и многого другого.

  • Текстильная лавка швейных мастерских, где можно приобрести церковное облачение(готовые и на заказ)

  • Пекарня и трапезная для прихожан, где можно выпить горячего чая, сбитня и монастырского кваса, поесть свежевыпеченных пирожков.


Игумения

Игумения София (Силина)

Святыни и святые источники

14 / 17 декабря Казанский храм
19 апреля / 2 мая, 23 февраля / 8 марта Казанский храм
4 / 17 апреля Казанский храм

Храмы и Богослужения

Собор в честь Воскресения Словущего
1849 — 1861 гг.
3 ноября 1849 года в присутствии императора Николая Павловича митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Никанором была совершенная закладка каменного соборного храма Воскресения Словущего.

Радость усугубилась прибытием из Казанского собора чудотворного образа Божией Матери. Собор строился по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и инженера Н. А. Сычёва. Главными благотворителями при строительстве собора были Василий Федулович и Прасковья Тарасьевна Громовы и подрядчик М. О. Конопов, который делал большие скидки при оплате выполненных работ, а также вносил денежные пожертвования. Сестры же Воскресенской обители помогали строительству собора, как личным трудом, так и значительными пожертвованиями унаследованных денежных средств.

Созидание Воскресенского собора окончилось в 1861 г. 2 июля того же года был освящен главный престол во честь Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме (другое название — Воскресение слову́щее), а затем — боковой в честь Успения Пресвятой Богородицы. Всего в храме было шесть престолов:

  1. Главный – в честь Воскресения Словущего.
  2. Южный – в честь Успения Пресвятой Богородицы.
  3. Северный – во имя святого Архангела Михаила и Сил Бесплотных.
  4. На южных хорах – во имя Всех Святых.
  5. На северных хорах – во имя святителя Николая Чудотворца.
  6. В подвальном этаже собора – во имя святителя Григория, епископа Нисского.

Воскресенский собор представляет собой яркий образец русско-византийского стиля на начальном этапе его развития. Здесь присутствуют такие черты классицизма, как строгость и сдержанность, но еще нет многообразия декоративного узорочья, расцветшего в архитектуре этого стиля в конце XIX в.

Пятиглавый собор был увенчан большим золотым куполом и четырьмя малыми на высоких барабанах. Двухэтажное здание собора, стоящее на высоком цокольном фундаменте, обращено к проспекту высоким арочным порталом.

Иконы для собора писали академик Г. И. Яковлев, а также монахини под его руководством. Первоначально на стенах были написаны изображения на сюжеты Священного писания. Во время ремонта в 1899 г. вся обветшавшая живопись была уничтожена. Свод главного купола выкрасили в синий цвет со звездами, стены окрасили масляной краской под мрамор. Интерьеры приобрели строгий классический вид.

В 1914 г. собор был расписан вновь. К сожалению, ни фотографий росписей храма, ни эскизов не сохранилось. До наших дней дошли лишь фрагменты декоративной живописи, относящиеся к ремонту 1914–1916 годов, в сводах южной и западной галереи собора. Они представляют собой золотые орнаменты, выполненные на голубом фоне.

До революции в соборе было несколько бесценных икон: Воскресения Христова с частицами Живоносного Гроба Господня; икона Казанской Божией Матери - родовая святыня Ушаковых; Нерукотворный Спас XVI в., которым Иван Грозный благословил своего сына Феодора.

13 января 1932 г. президиум Московского райсовета принял постановление ходатайствовать о сносе собора и использовании кирпича для нужд строительства района. Сносу собора помешала просьба потребсоюза о передаче храма для организации универмага. Храм был закрыт 10 июня, но универмаг там так и не открыли. Собор разграбили, колокольню взорвали.

Осенью 2001 года произошло чрезвычайно важное событие в истории монастыря – возвращены основные храмы и здания монастырского комплекса. Собор в честь Воскресения Словущего нуждался в полной реконструкции. Началась многолетняя, очень трудоемкая и дорогостоящая реставрационная работа. Храм стал постепенно возрождаться: были убраны все перекрытия, восстановлены оконные заполнения, устроена отопительная система.

30 декабря 2006 года произошло освящение малых куполов собора. В очень короткие сроки были сооружены центральные купол и крест, освящение которых произошло 3 марта 2007 года.

Заключительным этапом восстановления собора стали работы по его росписи. Внутреннее убранство храма целиком создается заново.

Храм в честь иконы Божией Матери «Казанская»
1907 г.
Казанский храм был построен по проекту архитектора Василия Антоновича Косякова. Он расположен на одной оси с Воскресенским Собором и главным входом на Новодевичье кладбище.

Своей величественной красотой Казанский храм напоминает собор святой Софии в Константинополе. В. А. Косяков пытался создать храм, который отражал бы многовековую историю христианства, соединяя в себе византийскую и русскую культуры.

Значительные средства на строительство храма, которое началось в 1907 г., внесли купеческие семьи Пантелеевых и Кашинцевых. Строительство здания закончилось в 1910 г. и в этом же году началась внутренняя отделка. К 1912 г. стены храмы были облицованы темно-зеленым мрамором и вскоре художник Ф. Р. Райлян с помощниками начал роспись храма в древнерусском стиле, используя мотивы фресок Ферапонтова монастыря. Однако в связи с резким ухудшением экономического положения в начале Первой Мировой войны, работы были приостановлены, храм так и оставался закрытым и неосвященным.

После того как в 1960-х гг. большая часть монастырских построек была передана ВНИИ электромашиностроения, церковь во имя Казанской иконы Божией Матери несколько десятилетий использовалась в качестве механического цеха. Огромный вред зданию был нанесен постоянной вибрацией работающих станков.

Возрождение началось в 1992 году, когда по распоряжению мэра Санкт-Петербурга помещение Казанского храма было передано епархии. Вот как вспоминал Святейший Патриарх Алексий П о своем первом посещении храма: «Перед тем, как я обратился к властям города с просьбой освободить Казанский храм, я посетил его, и здесь мало что напоминало о православном храме. Была мерзость запустения».

Первая Божественная Литургия совершена 15 марта, в день Торжества Православия, который совпал с днем отречения святого царя-мученика Николая от престола и явления Державной иконы Божией Матери.

Два года спустя Высокопреосвященнейший митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир подписал распоряжение о передаче Казанского храма монашеской общине.

12 декабря 1996 г. к открытию обители в храме во имя Казанской иконы Божией Матери появилась сияющая обновленная Казанская икона Божией Матери.

Пятикупольный Казанский храм облицован светлым, почти белым кирпичом, специально привезенным из Германии. Так же как и в Византии, сама кирпичная кладка является важным декоративным элементом в общем оформлении храма. Барабаны центрального и малых куполов украшены орнаментами и майоликой. Три портала декорированы изящной скульптурой, «вылепленной» из бетона, имитирующей резьбу по камню с использованием мозаичных вставок. Каждый фрагмент скульптурного убранства фасадов и орнамента интерьеров храма содержит христианскую символику: символические изображения Евангелистов, растительный орнамент с доминирующими виноградной лозой и пальмовыми ветвями, птицы в виде голубя, павлинов и фазанов, орнаментальные кресты, монограмма имени Христа, порой с буквами Альфа и Омега по бокам, вписанными в круг или равносторонний треугольник.

Внешний облик храма находится в полном единстве с характером решения его внутреннего пространства – сдержанного, но в то же время свободного и величественного.

Как и в храме Святой Софии в Константинополе, в храме Казанской иконы Божией Матери, боковые двухъярусные галереи расширяют площадь для молящихся. В центральном нефе, благодаря особой конструкции перекрытий, возникает ощущение связи двух миров – дольнего и горнего. Кажется, весь храм дышит особым воздухом и небесным светом. Сквозь окна в барабане купола проникают лучи света, в которых и рождается ощущение Великого Таинства.

Казанский храм имеет три придела: центральный - во имя Казанской иконы Божией Матери, слева - придел во имя Державной иконы Божией Матери и справа - придел преподобного Серафима Саровского.

Храм украшен тремя деревянными резными иконостасами, покрытыми позолотой. Иконы в нем выполнены преподавателями Санкт-Петербургской Духовной Академии В. Т. Ждановой и И. Н. Кусовым. Настенную роспись Казанского храма восстанавливали и создавали художники Санкт-Петербургской Духовной Академии и иконописной школы Московской епархии г. Дубна.

Храм в честь Афонской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение»
1850 — 1854 гг.
На данный момент храм вновь закрыт на реставрацию. Требуется капитальный ремонт барабана и купола.

1850 году Воскресенский Новодевичий монастырь посетил иеромонах Серафим Святогорец, в схиме Сергий, известный автор духовных сочинений. Общие знакомые и схожая судьба сблизили иеромонаха и старицу Феофанию. В знак расположения отец Серафим прислал в Новодевичью обитель список с Афонской Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».

На обороте иконы была сделана надпись афонскими старцами: «Господи! Ради молитв и ходатайства Твоей Пречистой Матери да будет благословение Св. Афонской Горы и старцев Русского Пантелеимоновского монастыря на месте, идеже волею августейшего монарха Николая Первого по благословению свыше, воздвижется тихое пристанище невест Христовых! Да от сего пресвятого лика Пренепорочной Твоей Матери, Господи, излиется благодать и спасение на царствующий град Св. Петра и на Державный Дом и на всю Россию от конец и до конец ее».

Игумения Феофания решила освятить в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» келейную церковь настоятельского корпуса. Храм по проекту архитектора Н. Е. Ефимова был заложен в июле 1850 г. и торжественно освящен 27 июня 1854 г. в присутствии членов императорской фамилии. Главной святыней церкви стала чудесная Ватопедская икона Божией матери. В монастыре особо праздновались и день ее прославления, и день ее помещения в обитель. В храме круглые сутки читалась неусыпающая Псалтирь.

После революции церковь во имя Афонской иконы Божией Матери дольше других монастырских храмов оставалась действующей. В обезображенной, лишенной куполов и крестов церкви велись службы. С началом «большого террора» в 1937 г. судьба храма была решена. 19 августа был арестован и 31 августа расстрелян протоирей Павел Карманов, а в декабре того же года был расстрелян протоирей Леонид Дьяконов. 7 марта 1938 г. был арестован и 18 марта расстрелян последний священнослужитель церкви во имя Афонской иконы Божией Матери протодиакон Владимир Беляев. Службы в храме прекратились, наступил длительный период упадка и разорения.

Известно, что после закрытия церкви чудотворная Ватопедская икона Божией Матери была сохранена послушницей Ксений. В 1980-х гг. в доме, где жила Ксения, случился пожар. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.

После того как осенью 2001 г. монастырю были возвращены основные храмы и здания, началось восстановление церкви. К осени 2006 г. была завершена реставрация интерьеров церкви во имя Афонской иконы Божией Матери. Разработку эскизного проекта иконостаса и настенных росписей возглавил протоиерей Виталий Шумилов, руководитель иконописной школы имени преподобного Алипия Киево-Печерского в городе Дубна. Поскольку храм посвящен иконе, находящейся на Афоне, интерьер его решен в византийском стиле. Иконостас и ограждение второго яруса выполнены из искусственного мрамора В. Соколовым. Фрески в технике «по сухой штукатурке» написаны преподавателями и учащимися школы преподобного Алипия. Все иконы для иконостаса написаны преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии В. Т. Ждановой.

В храме находится точный список с чудотворного образа, привезенный в 2010 году схиархимандритом Ефремом, настоятелем Ватопедского монастыря Святой Горы Афон.

Основные восстановительные работы в Афонском храме завершились к осени 2006 года. В праздник Воскресения Словущего, 13 сентября 2006 года, была совершена первая, после закрытия в 1937 году, Божественная Литургия в обновленном храме.

Храм в честь Трех Святителей

Храм еще не восстановлен.

Этот храм был устроен игуменией Феофанией (Готовцевой) на деньги пожертвованные крестьянином Василием Чижовым. Когда стены монастыря на новом месте стали возвышаться, Бог послал игумении Феофании неожиданное пособие. Одна простая, благочестивая женщина навещала иногда больного старика Чижова. Видя, что он силами ослабевает, она стала говорить ему, что надо подумать о смерти и позаботиться о распределении имущества, так как он был одинок, родных никого не было, а время близко.

«Чего тут заботиться, отвечал он: - умру, так полиция все опечатает и через газеты вызовет наследников, а охотники найдутся получить даровые деньги». -  «А что за охота оставлять тем, кто вас и не помянет,  говорила она: неизвестные наследники промотают деньги, доставшиеся без труда от неизвестного покойника. Деньги вы нажили честным трудом, так не лучше ли употребить их на пользу души вашей? Тело-то умрет, а душа вечно живет». – «Как же так? Научи меня!» - «Делайте добро, подавайте милостыню».  - «Я никого не знаю и никуда не выхожу». – «Так вот, что сделайте; здесь в Петербурге строится новый монастырь; игумения благочестивая, заботливая старица, но средств очень мало имеет. Отдайте деньги на построение церкви, - вот и будут поминать вас: каждый день все монахини будут молиться, чтобы Господь помиловал вас и упокоил вашу душу».

Чижову очень понравилась мысль о загробной молитве, и он немедленно просил добрую женщину отвезти его капитал, десять тысяч рублей, к игумении, чтобы она строила храм Божий и поминала бы имя его в молитвах. Женщина отвезла деньги и рассказала, как их получила, но игумения не взяла деньги и сказала, что если ее знакомый имеет желание дать на построение храма и на поминовение души, то должен или сделать духовное завещание или сам привезти их и пожертвовать на строительство храма. Добрая женщина долго просила и уговаривала игумению Феофанию взять деньги, но никак не могла склонить ее к тому, и вынуждена была отвезти их обратно. Старик изумился, что и деньги его не хотят брать! Он был болен и давно уже не выходил из комнаты, но ему так понравилась мысль, что душа его бессмертна, что молитва и милостыня всесильны, что он тотчас же велел нанять карету, взял с собою нескольких свидетелей и поехал в монастырь. С трудом довели его по лестнице к игумении и усадили в кресло. Отдохнув немного, он сам стал убеждать матушку не отказывать ему в просьбе молиться за его душу и принять его капитал, прося ее употребить эти деньги на устройство церкви во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, празднуемых в день его ангела. Совершенно успокоенный и утешенный словами игумении, он отправился домой. В скором времени последовала его мирная кончина: имя раба Божия Василия вечно живет в святой обители и ежедневно поминается за Богослужением.

Храм в честь происхождения честных древ Животворящего Креста Господня

Храм в поселке Лисино-Корпус Тосненского района был построен в 1862 году по проекту известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа для воспитанников и служащих учебного лесничества и учащихся егерского училища, располагавшегося в поселке.

Как принадлежавший ранее Лесному департаменту, храм был освящен в честь праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. На эскизе церкви, датированном 10 октября 1858 г., сохранилась авторская пометка: «Во время присутствия Государя Императора в Лисинском учебном лесничестве, вечером 20 октября 1858 г. Его Величеству по рассмотрении сего проекта благоугодно было сказать мне: «Церковь мне очень нравится». Арх. Бенуа».

Храм имеет в плане вид римского креста, высота каменной кладки до основания купола 18 сажен, длина 16 сажен, ширина 5-7 сажен. Вместимость 600 человек, имеет 3 входа, крыта железом, внутри выкрашена светло-голубой краской. Иконостас по рисунку Бенуа сделан петербургским купцом И.И. Николаи. Иконы Спасителя, Божией Матери, Тайной вечери и др. — работы академика В.В. Васильева. Пол в алтаре и большей половине паркетный, в остальной части — каменный. Бронзовые, вызолоченные люстры, подсвечники и канделябры украшали внутреннее убранство храма. Утварь и ризница куплены были в ювелирной фирме В.И. Сазикова Имелось 6 колоколов, самый большой — в 50 пудов. Всего министерство государственных имуществ затратило на постройку 40 тысяч рублей серебром. 

Освящение церкви состоялось 14 октября 1862 г. На современников она произвела исключительно благоприятное впечатление: «Храм этот, как в художественном, так и в техническом отношении построен с большим искусством. По указаниям талантливого архитектора производивший работы подрядчик И.О. Леднев с умением и усердием исполнил свое дело. Резной дубовый иконостас, паркетный дубовый пол, шпиль колокольни из английского кирпича, золотые грани и звезды купола церкви, вызолоченные главы, бронзовые, осмиконечные, вызолоченные через огонь, кресты, словом, все частности сделаны с безукоризненной отчетливостью и чистотой, и церковь поражает зрителя согласием целого с подробностями: изящному стилю соответствует чистота и тщательность отделки».

Храм в честь Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому

4 сентября 2014 года в рамках празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил храм явления Божией Матери преподобному Сергию.

В 1848 году на месте новоосвященного храма было возведено первое монастырское строение на Московском проспекте.  Это была деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. В нескольких десятках склепов церкви были погребены князь генерал-майор В.И. Козловский, генералы А.А. Евреинов, А.А. Максимов, А.Н. Ридигер, В.В. Сахаров, член Государственного Совета Э.Я. Фукс и многие другие. В советское время храм был уничтожен. На его месте было построено трехэтажное строение, в котором в советское время располагались помещения НИИ Электромашиностроения, а ныне находятся швейные мастерские Новодевичьего Воскресенского монастыря.

После передачи корпуса монастырю в одном из его помещений было решено основать домовой храм. 4 сентября 2014 года новый храм освятили в честь чудесного явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому (1314 — 1392 гг.), почтив тем самым память святого Сергия в год 700-летия его рождения. Первый престольный праздник 6 сентября 2014 г.  возглавил архиепископ Петергофский Амвросий. 

Иконостас новоустроенного храма составлен из дипломных работ выпускников иконописного отделения СПбДА под руководством преподавателя Валентины Ждановой. Храмовый образ написан сестрами монастыря.

Церкви с таким посвящением в Санкт-Петербурге больше нет. Это третий храм в Русской Православной Церкви, посвященный чудесному явлению.

Согласно житию святого Сергия, Пресвятая Богородица явилась ему ночью после усердной молитвы об основанной им монашеской обители и подвизавшихся в ней иноках. Божия Матерь пообещала, что не оставит Своим покровительством монастырь и учеников преподобного. В память об этом событии в XV веке на гробе святого была поставлена икона явления Божией Матери, которая почиталась как великая святыня. 

Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы
В 1895 году к школьному зданию был пристроен двухэтажный деревянный дом, где отвели помещения для домовой церкви. Церковь была освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Церковь была освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы - в присутствии обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева. Церемония освящения состоялась 19 декабря 1895 года. Стены храма были окрашены в голубой цвет, иконостас был выполнен по проекту академика архитектуры М.Т.Преображенского. Он представлял собой тонкую художественную резьбу по клену и своим видом напоминал слоновую кость. Легкая люстра богемского хрусталя украшала храм, изящная простота отделки интерьера располагала к молитвенному настроению. Вот что сообщили по поводу освящения новоустроенного храма «Церковные ведомости» за 1896 год: В Свято-Владимирской женской церковно-учительской школе в Санкт-Петербурге 19 минувшего декабря совершено преосвященным Антонием, архиепископом Финляндским, освящение вновь устроенного храма. Попечительницей школы состоит Е.А.Победоносцева. На торжестве присутствовали г-жа попечительница, г. Обер-Прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев, товарищ его В.К. Саблер, а так же городской голова В.А. Ратьков-Рожнов, другие почетные лица и все учащие и учащиеся. Очень красив и изящен иконостас в новом храме – белый, из заграничного клена, своим видом напоминающего слоновую кость”.

В 1898 году деревянная церковь была разобрана, и на ее месте отстроена каменная пристройка, в которой церковь была восстановлена в размерах бывшей деревянной.

Новый каменный храм школы стал настоящей достопримечательностью Санкт-Петербурга. В N 11 «Церковных ведомостей» за 1902 год дается его подробное описание: «20 декабря истекшего года для Свято-Владимирской церковной учительской школы было днем великого торжества: совершено освящение церкви при школе. Вновь освященная школьная церковь – уже вторая со времени основания школы… Новоустроенная церковь помещается во втором этаже. Церковь и сама по себе поместительна для школьной собственно братии; но непосредственно к ней примыкает ряд свободных помещений, в которых во время торжественных богослужений может поместиться значительное число и посторонних богомольцев. По своему внутреннему устройству церковь может поистине назваться достопримечательностью столицы. Живопись, исполненная Сафоновым под непосредственным руководством А.А.Новоскольцева, великолепна. При входе в церковь главное внимание привлекает большая запрестольная картина, работы самого Новоскольцева. «Мироносицы у гроба Спасителя и Ангел, сидящий на камне».

По боковым стенам, в небольших углублениях, обрамленных орнаментированных медальонах помещены иконные изображения святых детей рисунка художника А.В.Серебрякова, по правой стороне, начиная от алтаря к западным вратам, изображены: св. мученик Иоанн, св. мученицы - Любовь, Надежда, Вера. По левой стороне: св. мученик Кирилл, св. мученица Евдокия, св. мученица Феодотия, св. мученица Феоктиста.

Потолок лазурного цвета плоско-сводчатый, украшенный простым рельефным орнаментом (двойные диагонали, разделяющие все поле потолка на ромбы), усеян изображениями поющих ангелов (головки). Ангелы также изображены над карнизами стен (поясные изображения),на восточной – алтарной стене(с рипидами) и на западной – по сторонам изображения Доброго Пастыря.

Общее настроение всей живописи идиллическое, отличавшее, как известно, древнехристианскую живопись: цветы, деревья, обрисовывающиеся на голубом небе, плещущиеся о берег волны моря, дорога, пробегающая средь желтеющей нивы, зеленый луг, стадо овец, отдыхающее на чудной равнине, горы, синеющие на горизонте – вот основные фоны стенных картин школьной церкви.

Иконостас, сделанный по рисунку профессора архитектуры М.Т.Преображенского П.С. Абросимовым, кленового дерева, тонкой ажурной работы, кленового дерева, тонкой ажурной работы, отличается чрезвычайным изяществом. Над царскими вратами, опираясь на арки местных икон, возвышается центральная часть иконостаса в виде легкой сени, под которой образует над царскими вратами просвет; через него видна вся запрестольная картина. Вся утварь церковная, начиная с одежды на престоле с ангельскими изображениями (девятью головками), писанными известной художницей Е.М. Бем, и, кончая ковром, который тянется облачального до горнего места, гармонирует с прочей красотой храма, составляя одно художественное целое.

В храме устроена прекрасная вентиляция новой системы инженером Тимоховичем.

Освящение престола и антиминса и стен церковных торжественно совершено высокопреосвященным митрополитом Санкт-Петербургским Антонием в сослужении отцов В.А.Акимова, Г.С.Петрова, В.В.Белогостицкого и К.В.Ивановского – законоучителя.

Изящный орнамент обрамляет четыре картины работы художника Блазнова, Шарворока и Васильева, по две на каждой стороне, а именно: направо от входа – «Явление ангелов пастухам в ночь Рождества Христа Спасителя (Лук.2,9), 2) «Христос благословляет детей» (Мф.19,14), на левой – «Явление воскресшего Господа ученикам на море Тивериадском»(Иоанн, 21,4), «Христос с учениками Лукой и Клеопой на пути в Еммаус» (Лук.24,13).

Храм закрыт в апреле 1918, когда в здание въехал комиссариат здравоохранения, и 17 января 1923 ликвидирован. Вскоре здание заняла больница, а в 1932–1933 его надстроили тремя этажами и переделали, но помещение бывшей церкви сохранилось. В 1992 на могиле Победоносцева поставлен деревянный крест.

Летом 2001 здание возвращено Новодевичьему монастырю, и в церкви начат ремонт. 20 декабря 2001, спустя сто лет после освящения, в помещении церкви состоялся первый молебен.

Летом 2015 года, в год 1000-летия со дня преставления небесного покровителя школы святого князя Владимира, артелью иконописцев под руководством Якова Прокофьева в школьном храме были созданы четыре композиции, посвященные житию Божией Матери: на южной стене – «Обручение Иосифу», «Благовещение», на северной - «Рождество Божией Матери», «Введение во храм». Росписи выполнены в каноне, за основу взяты древнерусские образцы. 

По воскресным и праздничным дням в храме совершаются Богослужения, в которых непосредственное участие принимаю учителя и учащиеся Свято-Владимирской школы. Дети читают уставные молитвы, поют на к>лиросе и прислуживают в алтаре. Двери Введенского храма открыты для всех и помолиться на детском Богослужении может каждый.

Домовый храм в честь прп. Серафима Вырицкого

Храм устроен в игуменском корпусе Новодевичьего монастыря в 2012 году. 26 ноября протоиереи Константин (Смирнов), Андрей (Дьяконов) и Николай (Волков) совершили чин освящения храма и отслужили первую Божественную Литургию. В храме за богослужением молились благотворители и устроители церкви.

   Росписи домового храма преподобного Серафима Вырицкого

Росписи домового храма прп. Серафима Вырицкого  отражают основные события жизни преподобного, связанные с Новодевичьим монастырем, благодетелем которого он являлся во время своей мирской жизни. 

Все изображения написаны на лазурно-синем фоне. По левую сторону от иконостаса располагается композиция из трех сюжетов.

Первый сюжет — преподобный Серафим благословляет отроковицу Валентину и дает ей большую просфору в знак будущего игуменства. Впоследствии Валентина стала игуменией Варварой, настоятельницей Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря и духовной матерью игумении Софии (Силиной).

Рядом расположилась композиция, символически разделенная водным потоком Обводного канала—самого крупного канала Санкт-Петербурга — на две части. В левой части — совершение монашеского пострига преподобного Серафима (Василия Николаевича Муравьева). В правой — на фоне Воскресенского собора Новодевичьего монастыря совершается монашеский постриг супруги Василия Муравьева Ольги Ивановны Муравьевой. С преклоненной главой она подает ножницы священнослужителю для  пострижения власов. Над ними Христос — Эммануил, держащий в обеих руках монашеские схимы в знак особого Божия благословения на новопостригаемых.

Молитвенный подвиг преподобного Серафима изображен на стене напротив: старец, преклонив колени с воздетыми к небу руками, молит Пресвятую Троицу о спасении Земли Русской.

На противоположной от иконостаса стене — чудесное причащения Святых Христовых Таин матери Серафимы перед ее преставлением. Преподобный Серафим, будучи сам прикован к постели болезнью, самостоятельно встал, надел епитрахиль и причастил умирающую супругу и духовную сестру.  Справа от чудесного причащения изображено явление Божией Матери преподобному Серафиму в час его преставления.

В центре купольного пространства – «Души праведников в руце Божией». Справа – Ангел, свивающий свиток неба, слева – Ангел, трубящий при Втором Пришествии Спасителя. На противоположной стороне –  Божия Матерь в Райском Вертограде.

В алтаре, слева от престола — изображение Христа «Недреманное Око». На Царских вратах изображена сцена Благовещения Пресвятой Богородицы. Справа от Царских врат – Христос «Пастырь добрый», слева от них — Божия Матерь «Казанская». На южной дьяконской двери—прп. Варнава Гефсиманский, духовный отец семьи Муравьевых; на северной — прп. Серафим Вырицкий.

Иконографическая программа домового храма прп. Серафима Вырицкого была разработана иконописцами монастырской мастерской Екатериной Ивановой и Анной Сысловой.

Запрестольный образ Пюхтицкой Божией Матери «У источника» написан Екатериной Ивановой.

Завеса, облачение на престол и жертвенник выполнены рабой Божией Людмилой благотворительно.

Храм устроен усердием рабов Божиих Павла и Ларисы.

Часовня в честь Сергия Радонежского и святой равноапостольной Нины

В 1849 г. у северной и южной стороны ограды монастыря по проекту архитектора Н. Е. Ефимова были выстроены две одинаковые часовни. Время закрытия часовен не установлено, но известно, что снесены они были уже в послевоенное время.

25 сентября 2005 г. на историческом месте южной часовни состоялась торжественная закладка новой часовни, которая и была возведена по первоначальному проекту. Часовня освящена во имя покровителя монашества преподобного Сергия Радонежского и святой равноапостольной Нины просветительницы Иверии, в день памяти которой произошло освобождение города от вражеской блокады.

Существует предание, что когда для Новодевичьего монастыря была выделена земля за Московской заставой, на месте, где сейчас стоит часовня, была поставлена башня для сбора пожертвований на монастырь. В башне несла свое послушание странница Дарьюшка, хорошо известная и любимая среди богомольцев.В этой башне Дарьюшка познакомилась с обер-прокурором Святейшего Синода графом Н.А. Протасовым, ставшим впоследствии одним из благотворителей обители.

 Из книги Софии Снессоревой «Русская странница Дарьюшка»

«Золотая гора»

- Дарьюшка, а как это ты с познакомилась с графом, который после так любил тебя, как он с тобою познакомился?

- Раз в зимнее время сижу я подле Царицы Небесной за работою; красоты-то добрые люди много надовали, так все и ладила как бы получше. Игнатьюши-то не было, чтобы помочь мне да поскорее смекнуть да понарезать лоскуты как лучше – вот твоего-то любимого батюшки Сергиевского. Ох, уж больно он сметлив, да уж утешник какой убогих людей! Сядет это с тобою наземь, почнет кроить да резать разную красоту, словно ученый портной, а сам с тобою все таково весело гуторит, и не видишь, как уму-разуму поучает да слово Божие в душу насаждает.

Вот без него-то дело мое тянется, а время божеское летит без оглядки, глядь – а вот и ночь пришла. Худые-то руки заработались, а ум-то все ходит к матушкам своим на Васильевский остров и все-то передумает – сколько оне натерпелись горя и как бы Господь  милостивый подкатил золотую гору выстроить бы им обитель.

 Вдруг, словно гром загремел, подкатила каретина и с фонариками. Выходит оттуда генерал, что ли, прошел это мимо меня, поклонился и давай молиться. Помолился он и спросил:

- А что, старушка, ты одна здесь живешь?

- Все старицы-то живут на Васильевском острове, да здесь, на кладбище, четыре, а я одна с Царицей Небесною на башне живу.

- Много денег набираешь?

- Когды уж много, кормилец, иной день двугривенного не соберешь. Вон, глянь-ко на тарелку: ноне-то больше двугривенного набралось: шли светлолобые да и остановились помолиться. А я и выхожу с тарелкой да прямо к их старшому: «Не позволишь ли, кормилец, твоим светлолобым копеечку положить, чтобы святую обитель отстроить?»

- Уж где светлолобым лишнюю копеечку достать! А вот я двугривенный за всех положу.

Так и положил, а тут и солдатики кто копеечку, кто грошик – вишь, сколько медянок положили, почитай на полтинник будет… Колды тут много набирать;  никто не ходит и не ездит.

А он и почал все допрашивать: как и что в монастыре делается, велик ли доход, какова игуменья? Убогий человек и порассказал ему все как есть. А там и пришло мне на ум: уж не царь ли это? Поклонилась ему в ноги, да и спрашиваю:

- А что, родимый, уж не царь ли ты православный?

- Нет, старушка, не царь. А что, разве тебе хотелось его видеть?

- Колды не хотеть! Ведь царь от Господа поставлен, ему одному забота да жалость до всех своих человеков. Спаси его, Господи, и со детушками! Хоть бы одним глазком-то посмотреть на Божия посланника.

- А что же бы ты сказала ему?

- Сказала бы: что приказал он обитель строить, а строить нечем, так не строенное место и стоит; старицы сидят в духоте и тесноте, слезы льют и больно трудятся по его царскому велению… Да и то правда, когда захочет Господь подкатить матушке золотую гору, и царь рад будет помогать, так матушка и выстроит святую обитель.

Генерал-то (обер-прокурор Святейшего Синода граф И. О. Протасов) усмехнулся.

- Хорошо, - говорит, - старушка, ты молись Богу, а наш царь всегда рад помогать доброму делу.

После того матушка рассказывала, что генерал-то был у нее и говорил, как заезжал он в башню и разговаривал с бедной старухой. Генерал-то, вишь, был самый набольший над попами и монастырями.

- А золотую-то гору подкатил ли Господь матушке?

- Подкатил, Князь, да еще какую! Батюшка царь приказал выдавать по 25 000 в год, пока выстоят кельи с церковью и с больницею, а остальное там, собор и другие постройки, это уж человеки Божии помогали. Вот и вытроила игуменья Феофания обитель святую во славу Бога, все трудами да слезами, молитвою да любовью к каждой душе человеческой. Спаси ее, Господи! И с хорошими монахинями!

Как выстроили два большущие дома, так и отвели каждой сестре уголок светлый и приятный, и все-то кельюшки сходятся в церковь Божию, словно дороженьки в Царство Небесное, и все-то не нарадуются, хвалят Бога да за русского православного царя молятся.

Исидоровская колокольня
1892 — 1895 гг.

В 1892-1895 гг. по проекту Л. Н. Бенуа и В. П. Цейдлера на оси собора в честь Воскресения Христова была построена высокая колокольня, выполненная по образцу колокольни Ивана Великого в Москве и, в честь юбилея правящего архиерея, получившая название Исидоровской. Новая колокольня завершила формирование ансамбля Новодевичьего монастыря, привнесла в его линейную композицию объем и динамику.

В 1892-1895 гг. по проекту Л. Н. Бенуа и В. П. Цейдлера на оси собора в честь Воскресения Христова была построена высокая колокольня, выполненная по образцу колокольни Ивана Великого в Москве и, в честь юбилея правящего архиерея, получившая название Исидоровской. Новая колокольня завершила формирование ансамбля Новодевичьего монастыря, привнесла в его линейную композицию объем и динамику.

Колокола были отлиты на средства жертвователей и самих монахинь. Первоначальный набор составили десять колоколов весом от 18 до 104 пудов. Вскоре обители были пожертвованы еще два колокола: весом 250 и 563 пуда.

По традиции на колоколах отливались изображения небесных покровителей жертвователей и их родственников и соответствующие надписи. Считалось, что каждый удар колокола станет молитвой об упомянутых на нем.     

26 июня 1933 г. было принято решение о сносе колокольни обители. При этом была уничтожена и существовавшая в здании колокольни церковь во имя преподобного Исидора Пелусиота.


Богослужение в монастыре


Каждый день
время
богослужение
примечание
17 : 00
Вечернее Богослужение
По будням
время
богослужение
примечание
7 : 00
Утреннее Богослужение
По: суб.
время
богослужение
примечание
9 : 00
Утреннее Богослужение
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
9 : 30
Литургия

Служение

Свято-Владимирская школа Воскресенского Новодевичьего монастыря

Свято-Владимирская школа Воскресенского Новодевичьего монастыря – лицензированное православное образовательное учреждение с богатейшей историей и традициями.

Неотъемлемой частью учебной программы на всех отделениях являются Закон Божий и церковное пение, а учебный день начинается с утренней молитвы. По воскресным и праздничным дням все учащиеся вместе с родителями и педагогами собираются в домовом храме для участия в богослужении, на котором поет хор воспитанников школы и дети читают уставные богослужебные тексты. Кроме того, учащиеся участвуют в миссии среди сверстников, выступая на городских площадках в постановках школьного театра — студии. Духовно окормляют школу священники Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Свято-Владимирская школа – это община единомышленников, цель которой воспитать христианина, а значит дать Отечеству полноценного гражданина. Эта задача остается актуальной и сейчас, через тысячу лет после просвещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром, чье имя носит наша школа.  

Швейные мастерские Воскресенского Новодевичьего монастыря

Главное направление швейных мастерских изготовление облачений для священнослужителей (архиерейские, иерейские и диаконские), принадлежности для архиерейской службы (орлецы), храмовые убранства (антиминс, воздух, закладка, илитон, индития, катапетасма, литургический комплект, пелена на аналой, пелена на престол, плат для причащения, плащаница, покровцы, покров на раку, срачица). Изделия создаются по православным канонам. В разработке орнаментов для облачений за основу искусные художники берут старинные византийские узоры. Широкий выбор ткани и фурнитуры, подбор узора, разработка деталей изделия создает атмосферу постоянного праздника в работе. К каждому заказчику сестры находят индивидуальный подход. Особое внимание уделяется изготовлению повседневной одежды для священнослужителей и монашествующих (подрясник, ряса, мантия, схима, хитон, параман) и головных уборов (камилавка, клобук, куколь, скуфия), заботясь о том, чтобы изделия были удобны и практичны.

Самая кропотливая работа в вышивальном цехе. С помощью новейших компьютерных программ создаются узоры, которые вышивальные машины стежок за стежком вышивают на ткани, их  можно сравнить с созданием искусного иконописца или художника. Вышивка применяется на священнических облачениях, на изделиях для храмовых убранств, сувенирной продукции, на изделиях изготовленных для прихожан.

Наши прихожане так же не остаются без внимания. В мастерских изготавливаются наряды для венчания и крещения, рубахи для купания в святых источниках, различную сувенирную продукцию (сувенирные мешочки, салфетки, рушники).

Заказы могут быть как единичные так и массовые, до нескольких десятков облачений созданных в короткие сроки. Двери мастерских открыты для заказчиков, мы всегда с радостью встретим, поможем сделать правильный выбор ткани, подобрать рисунок, фурнитуру и изготовить Ваши изделия с молитвой и любовью.

Швейные мастерские: тел: (812)369-40-75, +7 964 365 72 01 Татьяна Владимировна (с 9 до 18 часов)

e-mail: Nov.dev-master@yandex.ru

e-mail: vishivka.vnm@mail.ru




Контактная информация

Возврат к списку