Епископ Арсений совершил Литургию в Антониево-Леохновском монастыре Новгородской епархии

9 марта 2018 года, в пятницу 3-й седмицы Великого поста и в праздник обретения главы Иоанна Предтечи, епископ Юрьевский Арсений, викарий Новгородской епархии, совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Спасо-Преображенском Антониево-Леохновском мужском монастыре.

По окончании богослужения Его Преосвященство обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что во время Великого поста в храмах Православной Церкви совершается необычное по своей красоте богослужение. По средам и пятницам, в четверг пятой недели Великого поста («стояние Марии Египетской»), а также в праздничные дни (в честь обретения главы Иоанна Предтечи, в память 40 мучеников Севастийских или в случае храмового праздника в течение седмицы) служится Литургия Преждеосвященных Даров. Прообразом этого богослужения было Причастие верующих во время гонений, когда после Литургии в воскресный день диаконы относили Святые Дары тем, кто не мог присутствовать на Литургии, болящим или находящихся в узах, а по некоторым свидетельствам, и другие верующие могли хранить у себя дома Дары и ежедневно причащаться. Таким образом, воскресная Евхаристия словно простиралась для верующих на всю неделю.

Позднее эта практика сохранялась в монастырях Египта, Сирии и Палестины. Самые ранние свидетельства о совершении Литургии Преждеосвященных Даров в том виде, в котором мы ее знаем, относятся к VII веку – в Константинополе, и к VI веку – в Сирии и Александрии. Это восточное богослужение, которое свт. Григорий Двоеслов (так как его имя стоит в служебниках в надписании этой Литургии) мог видеть в Константинополе в то время, когда он, в сане диакона, был там представителем Римской Церкви, а потом, уже будучи епископом, Папой Ветхого Рима, он вводил многие восточные обычаи в богослужебную жизнь Римской Церкви. Благодаря этому богослужению мы вспоминаем имя этого великого святителя, в православной традиции именующегося Двоесловом по одному из главных его трудов – «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души». Греческое слово «диалог» и переводится как «беседа», или «собеседование», а по-славянски буквально будет «двоеслов».  Литургия Преждеосвященных Даров, как подчеркнул Владыка, позволяет нам прикоснуться к духу раннего христианства, к тому стремлению быть не только по воскресным и праздничным дням с Господом в Причастии. Мы имеем возможность, пусть и на неполной Литургии, но тем не менее стать причастниками Тела и Крови Христовых, получив тем самым благословение и укрепление в великопостном поприще.

На Литургии Преждеосвященных Даров и на других службах в будние дни Великого поста рефреном звучит молитва, авторство которой восходит к прп. Ефрему Сирину: «Господи и Владыко живота моего». Мы все ее прекрасно знаем, и она, как никакая другая, выражает дух великопостного времени. В этой молитве мы напоминаем себе о главном – о том, каких основных видов грехов мы должны, содействуя Богу, избегать: праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Но это будет только началом нашего постного, аскетического делания, на котором мы не останавливаемся, а должны идти дальше и принести Богу какой-то плод. Об этом говорится во второй части молитвы: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». Наконец, молитва завершается словами: «Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Мы обращаемся к Богу как к Царю, потому что Он не только Царь вселенной, но, что самое важное для каждого из нас, Он является Царем нашего сердца, поэтому мы имеем возможность смиренно и с благодарением обращать к Нему свои молитвы.

«Даруй ми зрети моя прегрешения», – говорится в молитве. Видение своего греха, по слову Владыки, это самое первое, необходимое условие покаяния, без этого невозможно сделать ничего доброго, нельзя продвинуться в духовной жизни. Если великопостное время является покаянным периодом, то покаяние начинается именно со зрения своего греха, хотя этим и не ограничивается. Это очень важный этап, важное начало, и как ни вспомнить слова Христа: «Не судите, да несудимы будете» (Мф. 7:1), – или другие Его слова: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7:3). Неосуждение ближних, о котором мы молимся, является тем более необходимым во время поста, когда мы пытаемся взять на себя какие-то молитвенные, аскетические подвиги. Мы чаще ходим в церковь, ограничиваем себя в той или иной пище, стараемся чаще молиться дома, и, чем больше мы стараемся прилагать какие-то усилия, тем больше враг подает поводов для осуждения. И уж тем более когда мы себя к чему-то побуждаем, очень легко психологически тут же переключиться на других: почему эти не постятся, он или она не ходят в храм, почему эти ходят в храм, а так себя ведут? И так незаметно мы теряем тот небольшой плод или тот необходимый великопостный настрой, с которым мы прошли первую седмицу и первую часть Великого поста.

Владыка Арсений отметил, что, развиваясь в осуждении наших ближних, мы вынуждены начинать всё с самого начала. Понимая, что суть великопостного времени заключается не просто в ограничении себя в пище, мы понимаем также, что это ограничение должно быть подчинено главной цели – совершенствованию себя, стремлению духовно возрасти. Но это невозможно без подлинного видения своего греха и принесения Богу достойных плодов покаяния. И вот достойным плодом покаяния будет освобождение от греха, когда мы к нему уже не возвращаемся, а, наоборот, делаем противоположное ему, какое-то доброе дело, устремляемся к какой-то добродетели. И мы молимся, чтобы Господь сподобил нас всех принести этот добрый плод, чтобы нам в течение этого времени сделать какой-то шаг навстречу Ему, пройти хотя бы одну ступень по лествице Небесного восхождения с тем, чтобы с чистым сердцем встретить день Светлого Христова Воскресения, паломничеством к которому и является Великий пост.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ