В Архангельске прошел региональный этап XXV Рождественских образовательных чтений

8 декабря 2016 года в Архангельске открылись IV областные Рождественские образовательные чтения «1917–2017: уроки столетия для Архангельского Севера» (региональный этап XXV Рождественских образовательных чтений). На открытии форума с приветственным словом к участникам и гостям обратился митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.

Его Высокопреосвященство отметил, что тема чтений связана с событиями 1917 года, и ответил на вопрос, что нужно делать, чтобы история не повторилась. «Великим народ делает его внутреннее содержание. Русские люди всегда обращались к Богу и были велики, – сказал Владыка. – Однако за прошедшие сто лет они сильно изменились».

Далее митрополит Даниил напомнил о процессах, которые происходили в российском образовании в переломный для российской истории момент – 1990-е годы: «Тогда нашим преподавателям говорили, что не их дело воспитывать детей, – они должны передавать сумму знаний. И вот сейчас мы пожинаем плоды этой разрушительной политики». Архипастырь подчеркнул, что в самые трудные времена Россия спасалась молитвой, общением с Богом: «С Господом можно выдержать всё. Мы должны учить детей быть на связи с Творцом. Когда мы с Ним, то идем правильным путем, даже если не знаем дороги».

Завершая выступление, митрополит Даниил призвал участников и гостей Чтений быть патриотами и христианами, почитающими лучшие традиции своих отцов.

Участниками форума стали известные деятели образования и духовного просвещения: профессора Московской Духовной академии Алексей Светозарский и Владимир Кириллин; зав. кафедрой теории, истории культуры и этнологии Педагогического института Вологодского государственного университета Александр Камкин, а также настоятель московского храма Прп. Сергия Радонежского в Крапивниках протоиерей Александр Абрамов.

Кроме того, на чтениях были награждены победители регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя» 2016 года.

9 декабря Чтения продолжили свою работу.

В рамках секции «Стратегическая роль монастырей в освоении Русского Севера» протоиерей Александр Абрамов предложил совершить крестный ход Москва – Кий-остров с подлинником Кийского креста.

В своем докладе священник отметил, что даже большевики ясно и четко понимали значение кийской святыни как важнейшего оберегающего христианского символа на северных рубежах России.

«Крест был перемещен из закрытого в 1922 году Кийского монастыря на Соловки в антирелигиозный музей с тем, чтобы впоследствии тщанием П.Д. Барановского оказаться в Москве, – сказал отец Александр. – Газета "Карело-Мурманский край" отреагировала на существование на Соловках Кийского креста. За подписью некоего Иванова содержится такое сообщение: "Один из наиболее ценных экспонатов Соловецкого музея – это так называемый Никоновский крест, с тремястами частицами нетленных мощей". Дальше описывается, какие мощи входят в состав креста.

В 1990 году милостью Божией и силами Ю.М. Соломина, сейчас руководителя Малого театра, а тогда министра культуры России, крест был спасен от вывоза на Запад. Он был найден в коробке под лестницей разрубленным, в виде лома, подготовленным к списанию с целью продажи по цене серебра».

Завершил свое выступление отец Александр констатацией уникальности Кийской святыни: «Мне кажется, очень важным было бы во благовремении, как говорил Патриарх Алексий II, совершить крестный ход с подлинником Кийского креста из Москвы через Иверскую обитель и далее на Север таким же образом, как он шел 1656–57 годах с тем, чтобы на местах срубались копии и оставались как освященные напоминания не только о великой истории, но и о великом будущем».

Другой участник секции «Стратегическая роль монастырей в освоении Русского Севера» историк Сергей Шаляпин рассказал о расцвете монастырских центров Поморья в XV–XVII веках. По словам докладчика, беломорский монастырь устоялся как явление где-то к середине XVI века.

Также в работе секции принял участие профессор Московской Духовной академии Алексей Светозарский.

Участникам встречи был представлен фильм Максима Гуреева «История одного паломничества».

В завершение работы секции состоялись презентации журнала серии «Православные храмы России», посвященного Кий-островскому Крестовоздвиженскому монастырю, и книги протоиерея Александра Абрамова «Воскресение Христово видевше. Беседы на Воскресные Евангельские чтения». 

Материалы по теме

Публикации

Протоиерей Михаил Дудко
Протоиерей Михаил Дудко

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Константино-Еленинский женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь