В Задонском монастыре в праздник Воздвижения Креста Господня состоялось архиерейское богослужение

27 сентября 2017 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, во Владимирском соборе Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря Божественную литургию возглавили глава Липецкой митрополии митрополит Липецкий и Задонский Никон и правящий архиерей Павлодарской епархии епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава.

Богослужебные песнопения исполнил праздничный хор монастыря под управлением Сергия Погорелова и братский хор (регент – иеромонах Глеб (Мандзяк)).

После сугубой ектении насельники и паломники обители молились с архипастырями и духовенством о мире на земле украинской.

Проповедь перед Таинством Евхаристии произнес иеромонах Мефодий (Коблов), клирик Задонского мужского монастыря.

По завершении Литургии Высокопреосвященнейший Никон обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Ваше Преосвященство владыка Варнава! Дорогие отцы, братья, сестры! Сегодня мы совершаем память обретения Креста Господня, славим Честной и Животворящий Крест, на котором Христос "пригвоздил рукописание грехов наших" (ср. Кол. 2, 14).

Когда апостол Петр увидел Спасителя, идущего по воде, он воскликнул: "Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе" (см. Мф. 14, 28–31). Господь сказал: "Иди". Петр вышел из лодки, но, испугавшись сильного ветра, стал тонуть. Тогда он закричал: "Господи! спаси меня". И тотчас Христос простер руку.

Так должен вопиять ко Господу каждый человек, обуреваемый волнами житейского моря. Чувствуя приближение скорбей, нестроений, усиления греховных страстей, мы должны тут же молитвенно припасть к подножию Креста Господня. Только там наше спасение от всех зол и бед, воюющих на нас мира, плоти и диавола. Только Господь, принесший Себя в Жертву за грехи мира, может избавить нас от них.

Дорогие, в Кресте заключена великая сила любви Божией к роду человеческому. Для того, чтобы нам ближе понять величие искупительной Жертвы Христа, можно вспомнить такой рассказ. Мать шла с сыном вдоль дороги. Вдруг ребенок выбежал на проезжую часть, и мать с ужасом увидела, как на него наезжает огромный грузовик. Не помня себя, она подбежала к машине и руками подняла колесо. Высвободив сына, мать тут же скончалась, надорвавшись тяжестью, превосходившей человеческие силы.

А за нас на Кресте умер Богочеловек, над Которым смерть не имела власти. Взойдя на Голгофу, Спаситель освободил человека от насильства диавола, но, вознеся на Крест грехи всего мира, Господь под их тяжестью "преклонив главу, предал дух" (Ин. 19, 30).

Дорогие, возлюбив нас совершенной любовью, Господь ждет от нас ответной любви; ждет, когда мы придем к Нему и скажем: "Господи! Я грешный человек, но я чадо Твое. Помоги мне, спаси!" И Он подаст нам крепкую десницу Свою и укрепит нас на пути спасения.

Сегодня мы лобызаем святое распятие и благодарим Бога за Его великое милосердие. Освободив человека от власти первородного греха, Господь не только дал нам оружие, которого трепещет диавол, не смея даже взирать на крест, но и сам крестный путь соделал для нас путем спасения, даровав каждому спасительный жизненный крест, чтобы, неся его в терпении и благодушии, мы уготовили свои души к вечному блаженству.

А если кто-то начнет унывать, то пусть вспомнит такую притчу. Два человека несли кресты. Одному из них ноша показалась слишком тяжелой. Ему хотелось идти скорее, и он немного укоротил свой крест. Другой же шел медленно, не спеша, но не пожелал облегчить своей ноши. Когда они подошли к пропасти, то человек с «легким» крестом сорвался и упал в нее, потому что его крест оказался слишком коротким. А тот человек, который честно нес свой крест, легко перешел по нему на спасительный берег.

Так и мы в своей жизни зачастую ищем не того, что правильно, богоугодно, но того, что легче, удобнее, и тем самым удаляем от себя спасение. К сожалению, мы больше печемся о своей плоти, чем о спасении души. Поэтому, заболев, мы просим у Господа не терпения, не покаяния, а чтобы Он скорее освободил нас от этого креста, стараемся найти хороших докторов, лекарства, лишь бы избавиться от болезни.

Дорогие, не будем впадать в малодушие, встречая трудности и испытания на своем пути. Будем помнить, что Милосердный Господь дает каждому крест по силам. Постараемся же нести его с благодушием и крепким упованием на Бога, Который не посрамит нашей надежды ни в этой жизни, ни в будущей», – завершил Владыка и призвал на всех Божие благословение.

Преосвященнейший Варнава поблагодарил митрополита Никона за радость совместного совершения Божественной литургии, отметив, что настоящую молитву может иметь только тот человек, который познал свою немощь в борьбе с грехом. «Тот, кто осознал всю гибельность своего положения, не будет молиться рассеянно», – подчеркнул Его Преосвященство, пожелав православным хранить благоговение к святыням и часто взирать на святой крест, который будет сопровождать всех и в жизнь вечную.

Краткая справка

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено воспоминание о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из персидского плена.

В этот день за Литургией вместо Трисвятого хор исполняет «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...»

Апостольское чтение дня (1 Кор. 1, 18–24) напоминает, что премудрость домостроительства Божия можно постичь только очами веры: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1, 18).

Евангельское чтение праздника (Ин. 19, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35) обращает сердца молящихся к искупительной Жертве Христа: «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Ин. 19, 30).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь