Направление «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» XXIII Международных Рождественских чтений завершило работу

23 января 2015 года в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре Москвы направление «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» XXIII Международных Рождественских чтений завершило свою работу.

В президиуме присутствовали: митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, Председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; председатель направления архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря Москвы; епископ Тарский и Тюкалинский Савватий.

В этот же день в рамках секции «Внутренний устав монастыря: преемство традиции и современные реалии» выступили архимандрит Илия (Раго), духовник монастыря Преображения Господня (Терассон, Франция) с докладом «Обмирщение как враг монашества» и игумен Петр (Мажетов), настоятель Свято-Косьминской мужской пустыни Екатеринбургской епархии. Игумен Петр поделился с участниками секции размышлениями на тему «Молитвенная жизнь монаха при несении им значимых административных послушаний».

По окончании работы секции состоялся круглый стол на тему «Актуальные проблемы городских монастырей и пути их разрешения», в котором приняли участие: епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин; архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря Москвы; игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря; игумения Домника (Коробейникова), настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга; игумения Николая (Ильина), настоятельница Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря, г. Малоярославец; игумен Кронид (Карев), настоятель Свято-Преображенского подворья Данилова монастыря в с. Ланьшино Московской обл.; игумения Мария, настоятельница Свято-Елисаветинской обители г. Мюнхена (Германия) Русской Православной Церкви Заграницей; Е.В. Романенко, научный сотрудник ПНЦ «Православная энциклопедия».

В заключительной части мероприятия председатель направления архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, возглавляющий Синодальный отдел по монастырям и монашеству, поблагодарил организаторов и участников профильного направления Рождественских чтений и предложил направлять вопросы, отзывы и предложения по работе форума по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Ответственный секретарь направления игумения Иулиания (Каледа), Заместитель Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы, зачитала итоговый документ работы направления, который без возражений был принят участниками форума.


 

Итоги работы направления
«Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви»
XXIII Международных Рождественских образовательных чтений

22−23 января 2015 года в рамках Рождественских чтений в работе направления «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» приняли участие около трехсот монашествующих и мирян. За два дня работы  зарегистрировано  296  участников, в том числе 10  архиереев, 54 архимандрита и  игумена-наместника монастырей  и  68 игумений, 123  монашествующих, в том числе 17 в священном сане, 6 священников из «белого» духовенства  и  35 благочестивых мирян.  На заседаниях направления было заслушано 15 докладов. Среди участников и докладчиков − гости со Святой Горы Афон, из зарубежных стран − Франции, Великобритании, Германии, Швейцарии, США, представляющие  Русскую Православную Церковь Заграницей и  братские поместные Церкви − Сербскую и Константинопольскую. Русский народ, хранящий православную веру со времен равноапостольного князя Владимира, возрастил сонмы преподобных, и исконные монашеские традиции стали неотъемлемой частью народного сознания. Возрождение этих традиций и стало основной темой докладов в рамках направления.

В русле общей темы Рождественских чтений – «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» – прозвучали прекрасные доклады о богослужении как основном монашеском делании. Именно красота богослужения убедила послов князя Владимира в истинности православной веры. И во все века уставное богослужение, в особенности же – богослужение монастырское, обращает многие души ко Христу. Безусловно, огромное значение имеет богослужение и для самих монастырей. Как справедливо заметил в своем докладе епископ Борисовский Вениамин, весь уклад иноческой жизни сосредоточивается вокруг служб суточного круга, и поэтому так важно восстанавливать в наших монастырях уставное ежедневное богослужение. Именно в нем раскрывается смысл монашеской жизни как участия в жизни Самого Христа. При этом, как подчеркнул в своем докладе архимандрит Захария (Захару), особое значение имеет связь Иисусовой молитвы с литургической жизнью братства.

Многие доклады были посвящены внутренней жизни обителей, в частности, молитвенному деланию и монастырскому уставу. Преуспеяние монаха во многом зиждется на деятельном исполнении монашеского устава. Устав помогает преодолеть человеческие немощи и следовать Евангелию. Однако, как отметил архимандрит Мефодий Хиландарский, соблюдение устава дарует преуспеяние только в том случае, когда в монастыре существует подлинное духовное руководство со стороны игумена. Об этом же говорил игумен Петр (Мажетов): если игумен является духовным отцом братства и заботится о том, чтобы монастырь был настоящей духовной семьей, то в монахах укрепляется благоговение и любовь к монашеской жизни. Кроме того, отец Петр рассказал о традиции, которая также укрепляет монаха в ангельском чине и дает ему ревность о Боге: это личное предстояние Христу в еженощной келейной молитве.

Тому, как монастыри, находясь среди мира, могут противостоять духу обмирщения, были посвящены несколько сообщений, в частности, доклад архимандрита Илии (Раго) и игумении Марии, настоятельницы мюнхенского Свято-Елисаветинского монастыря. Эту тему можно назвать одной из самых острых и актуальных в наше время. Монашество, как евангельская соль, хранит Церковь от обмирщения. И поэтому чем более решительно мир стремится проникнуть в монастыри, тем более ревностно монахи должны хранить себя от излишнего общения с миром, рассеянности и стремления к комфорту.

На круглом столе «Монастырь в городе» также прозвучали доклады на эту тему. Безусловно, городским монастырям требуется особенное внимание и ревность, чтобы не поддаться духу обмирщения, но оставаться местами безмолвия и молитвы. Уединенное келейное делание, полный суточный круг богослужений, в котором участвуют все насельники, отеческая забота игумена о духовном состоянии братии – таковы основные условия для сохранения подлинной монашеской жизни в городской обители. Монахи и в городе призваны помнить прежде всего о своем монашеском призвании.

В нескольких докладах была затронута тема разделения монастырской территории на доступную и недоступную для мирян. Особенно подробно и доказательно эта традиция  представлена в докладе историка Елены Романенко. Исследовав исторические свидетельства о древнерусских монастырях, жития русских святых и различные документальные источники, она пришла к выводу, что эта традиция была глубоко укоренена в монастырях Древней Руси и весьма благотворно влияла на духовную жизнь монахов и богомольцев.

Особенный интерес и живой отклик вызвал доклад архимандрита Тихона (Шевкунова). В своих рассуждениях он глубоко и разносторонне раскрыл проблему оставления монашества и убедительно показал, что источник этой проблемы − в недостатке подлинной, живой веры. В рамках работы Комиссии Межсоборного присутствия группой специалистов во главе с архимандритом Тихоном было подготовлено глубокое исследование, посвященное каноническим вопросам, связанным с оставлением монастыря и монашества. В ближайшее время, после определенных дополнений и доработок, оно сможет быть представлено монастырям в качестве рекомендаций.

Но, несмотря на отмеченную проблему, русское монашество имеет огромный потенциал, поскольку, как отметил схиархимандрит Гавриил (Бунге), оно возрастает на той земле, которая веками хранила православную веру и где даже в советский период благодаря старцам-подвижникам не угасала монашеская жизнь.

В рамках работы направления проводилось обсуждение, посвященное проблемам ученого монашества. Его участниками были подготовлены содержательные и интересные сообщения об истории возникновения ученого монашества в Русской Церкви и его современном значении.

Подводя итоги работы направления, участники выразили глубокую благодарность  Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за  Первосвятительское благословение и неустанное попечение и отеческую заботу о монастырях; а также − сердечную благодарность организаторам данного мероприятия за предоставленную монашествующим возможность встретиться, обсудить вместе самые важные вопросы, поделиться опытом. Особенно радостно то, что в работе направления приняло участие большое число монашествующих из разных епархий, что говорит о желании утверждать монашескую жизнь в духе святоотеческого предания.

Если объединить выводы всех докладов, можно увидеть, что сами монашествующие считают своей первостепенной задачей  сохранение подлинного монашеского духа, духа безмолвия и молитвы. Это требует определенных условий, внутренних и внешних, особенно в наше время, когда все больше ощущается влияние мира на жизнь монастырей. Поэтому для современных обителей спасительна такая практика, при которой территория монастыря разделяется на доступную и закрытую для посещения. Также для монастырей желательно иметь отдельный братский храм или определенное место в храме.

В ходе обсуждения вопроса о статусе рясофорного (иноческого) пострига все присутствовавшие, выражая благоговение к высокому монашескому званию, единодушно высказались за традиционное для Русской Православной Церкви отношение к  иноческому  постригу как к начальной степени монашества.

Хотелось бы выразить надежду, что настоящее собрание,   молитвами  святого равноапостольного князя Владимира,  дало всем участникам новое вдохновение, которое они принесут  своим  обителям.

Фотограф: Владимир Ходаков


Материалы по теме

Новости:

Публикации:

Доклады:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь