28 января 2019 года участники XIV направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» ХХVII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Молодежь: свобода и ответственность», начали свою работу.
В этот день Божественную литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы возглавил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в богослужении приняли участие игумены и игумении монастырей Русской Православной Церкви, которые прибыли на монашеский форум, организованный Синодальным отделом по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви.
Первый день работы XIV направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» начался с пленарного заседания. В президиуме присутствовали: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель СОММ, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; митрополит Святогорский Арсений, наместник Успенской Святогорской лавры; митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь); архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; игумения Иулиания (Каледа), куратор направления, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы.
Открывая заседание, архиепископ Феогност передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и предоставил слово митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию.
Доклад владыки Георгия носил название «Монашество как призвание: от истоков до современности». Определив в начале выступления религиозное понимание призвания как Божественной воли, выраженной в отношении отдельного человека, Его Высокопреосвященство подчеркнул, что христианству чужд детерминизм, поэтому человек, обладая Богом данной свободой, не всегда деятельно отвечает на призыв Господа. При выборе же монашеского пути особенно важно понять подлинные причины влечения к иноческому житию. Митрополит Георгий назвал страсти, лежащие в основании ложных побуждений к монашеству: гордыню и тщеславие, желание выделиться, самоутвердиться или, напротив, спрятаться в монастыре от личных проблем, – а также иные внешние обстоятельства, при опоре на которые монашество для человека будет не только неполезно, но и опасно. В качестве примеров глубокого духовного понимания данного вопроса владыка привел высказывания святых отцов и цитаты из трудов современного наставника иночества архимандрита Лазаря (Абашидзе).
Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в своем выступлении «Свобода личности и ответственность в контексте христианского мировоззрения» обратил внимание участников пленума на необходимость вновь и вновь возвращаться к рассмотрению основных мировоззренческих понятий христианства, чтобы не допустить лукавой подмены свободы вседозволенностью, а ответственности − рабством. Такая подмена происходит, прежде всего, в сознании нецерковных людей, хотя известны случаи, когда и в церковной монашеской среде свободу и ответственность подменяют произволом и стремлением избежать всякой ответственности за свою жизнь.
В юном возрасте для человека особенно велика ценность свободы. Однако в сознании молодых людей Церковь становится одним из главных оплотов «несвободы», а монашество – местом, куда бегут, чтобы на всю жизнь отказаться от свободы и ответственности за свою жизнь. Как донести в мир красоту и высоту христианского понимания свободы? Отвечая на этот вопрос, архиепископ Феофилакт напомнил, что Церковь всегда говорит о свободе как об одной из главных ценностей человеческой жизни. Только свободный разум в состоянии сделать выбор между добром и злом. Христос говорил о свободе как о свободе от греха. Свобода, не «ограниченная» любовью страха Божия, приводит к духовной и нравственной деградации. Христианское понимание ответственности докладчик определил не как внешнее долженствование, а как внутренний акт любви к ближнему. Одним из движущих мотивов атеизма, особенно в его богоборческом проявлении, архиепископ Феофилакт назвал неприятие христианского понимания свободы и ответственности, презрительное отношение к страху Божию, желание свободы как неограниченного произвола. Помочь молодым людям привести в состояние гармонии столь дорогую для них свободу и столь необходимую для нашего общества ответственность через добрый пример жизни христиан – задача, которая стоит сегодня перед людьми Церкви.
Доклад «Современные молодые люди и монашеская жизнь: вопросы соотношения ожидаемого и действительного» митрополита Святогорского Арсения, наместника Свято-Успенской Святогорской лавры, также был посвящен преодолению молодым послушником трудностей, возникающих в первые годы монашеской жизни. Когда человек «поставляет для себя планку, несоразмерную с его духовными силами», примеряя советы совершенных и духовно преуспевших, это проблема не только послушника, но и духовника. И последнему предстоит вдохновлять послушника многое переосмысливать и возрастать духовно. Наставник должен советом и молитвой помогать новоначальному не впадать в уныние при созерцании подлинного состояния падшей человеческой природы. Духовникам необходимо понимать, из какого общества приходит в монастырь современный человек, и самым надежным средством помощи такому человеку, по мнению митрополита Арсения, была и остается молитва. Приобретению рассудительности у новоначального содействует частое общение с духовником.
Далее в своем выступлении наместник Свято-Успенской Святогорской лавры поделился практическими советами и привел положительные примеры духовного воспитания послушников из собственного опыта и опыта духовно близких Его Высокопреосвященству людей.
Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий представил аудитории доклад «Исполнение заповедей Христовых как главное содержание монашеской жизни (антропологический аспект)». Взяв в качестве основы размышлений о сути монашества христианскую антропологию, владыка Зиновий напомнил, что человек есть центральная тайна бытия в сотворенном мире, что он призван к развитию от образа Божия к Его подобию в богопознании и богообщении. Если задаться вопросом, что нужно предпринимать человеку, чтобы осуществить в себе свойства богообразности, то необходимо, прежде всего, вспомнить, что природа отношений его с Богом коренится в любви. А на любовь Бога человек может ответить, прежде всего, исполнением заповедей Божиих. В любви к Богу, таким образом, находится залог осуществления любви к ближнему, которая более всего реализуется в межличностном общении.
Митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь) в сообщении «Внешние и внутренние трудности молодых послушников» поделился своими размышлениями о том, насколько важно для монашествующих – как для игуменов, так и для послушников – иметь старцев и духовных друзей, у которых можно было бы получить совет. «Я рад, что такие отношения были и есть в моей жизни», – сказал владыка. Говоря о трудностях молодых послушников, Его Высокопреосвященство обратил внимание слушателей на особое значение испытательного периода для человека, стремящегося к монашеской жизни, так как это время дается, чтобы желание быть монахом окрепло. Не менее важно, по мнению митрополита Андрея, чтобы вместе с послушником искус проходил и его духовник. Также большое значение для молодого человека, пришедшего в монастырь, имеет чувство семьи, и если оно возникает в какой-то конкретной обители, то к нему имеет смысл прислушаться. Семья дает чувство защищенности и помогает понять, что нельзя не прощать своих братьев или сестер, нельзя ненавидеть их или соперничать с ними. Как в семье, так и в монастыре больше трудов несет тот, кто терпелив, но это не означает, что слабым здесь нет места.
Укрепиться в желании стать монахом помогает также отвержение помыслов против духовника. Суть монашеского подвига – это подражание Христу вплоть до крестной смерти. Именно это необходимо разъяснять молодым послушникам. Современные люди в большинстве своем не имеют привычки к физическому труду и навыка слушать своих родителей, но человеческая душа как раньше, так и теперь устает, болит, страдает, а соприкасаясь со Христом, чувствует потенцию, чтобы трудиться для вечности.
Среди трудностей, которые испытывают молодые люди, приходя в монастырь, митрополит Андрей также назвал возможность неограниченного контакта с внешним миром посредством новейших технологий.
После перерыва заседание монашеского направления Чтений продолжилось в формате семинара «Свобода и ответственность монашествующих в свете святоотеческих творений» под председательством епископа Воскресенского Дионисия, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси; куратор семинара − игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия.
Перед участниками выступил ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий с докладом «Почему монахам нужно образование». Его Высокопреосвященство начал с тезиса, что ученость монашества заложена в основание Предания Церкви и является добродетелью в святоотеческом понимании этого слова. Однако в наше время идеал древних отцов – абсолютная гармония между теорией и практикой, образование как реализация в своей жизни священных принципов добра (любомудрие) − объективно нельзя считать мотивом, обосновывающим необходимость получения монашествующими базового богословского и шире – гуманитарного образования.
На первый план нынче выступает такой аргумент, как возможность восполнить качественным образованием недостающий духовный и житейский опыт в ситуации, когда от современного монашества повсеместно люди ждут наставления, духовных советов и поддержки, а большинство монашествующих к такой миссии не готовы. Монахи могут принести много пользы приходящим в обители людям, но, как сказал владыка Амвросий, повторив слова митрополита Сурожского Антония, «для этого нужно быть либо святым, либо образованным», в частности не только глубоко знать христианскую традицию, но и уметь донести ее содержание до современников, особенно молодежи, на понятном им языке. Притом в наше время всё чаще этот язык не подразумевает упрощенность.
Дополнительной причиной получения образования становится необходимость вести монастырское хозяйство, взаимодействовать с государственными структурами, разбираться в юридических тонкостях и на хорошем уровне обладать множеством других специфических знаний. Владыка Амвросий привел мнение святителя Василия Великого, сформулировавшего в свое время принцип пользы светского образования для образования духовного. «Некогда монастыри были образовательными центрами, в настоящее время они могут стать центрами церковной науки», − сказал Высокопреосвященнейший Амвросий, напомнив, что существует огромная нужда в современных переводах творений отцов Церкви, научных комментариях к Писанию; необходимо также уметь отвечать на вызовы антихристианских идеологий и т.п. «Монастыри были и должны быть оплотами образованности, книжности, оплотами мудрости житейской и духовной», − этим утверждением подытожил свой доклад архиепископ Амвросий.
Архимандрит Максим (Кирицис), игумен монастыря преподобного Дионисия Олимпийского (Элладская Православная Церковь), в докладе «Кто ты: раб или свободный? Какую свободу дает монастырь современному молодому послушнику» напомнил участникам семинара, что одним из элементов богоподобия является свобода, которая по причине тварности самого человека тоже является тварной и неабсолютной. Подобно тому, как мы имеем одну природу с Богом, мы могли бы иметь и единую волю с Ним. Но после грехопадения зло получило возможность влиять на человека, нарушив естественные законные отношения человека с Творцом. Преподобный Максим Исповедник пишет, что простой разум человека разделился на многие мнения и представления и возвращение человека к состоянию Адама до грехопадения стало невозможным. Исцеление пришло от Всеблагого Бога. Посредством восстановленной связи с Богом человек приобретает и подлинную свободу, свободу во Христе. Монашеская жизнь – это отказ от собственных идей, стремлений и воли. Насколько монах приносит в жертву свою волю, настолько ему открывается воля Божия. Необходимо, чтобы монах нашел путь смирения, чтобы он как к отцу относился к игумену, старался понять мысли и волю братии. «Любить любовью Христовой означает пить Чашу Христову. Это блаженство и одновременно крестная смерть, после которой наступает вечная свобода», − сказал в завершение докладчик.
Игумен Дионисий (Шлёнов), преподаватель Московской духовной академии, в исследовании «Свобода во Христе и путь к ней: святоотеческие определения и наставления» представил вниманию собравшихся панораму использования понятия «свобода» в текстах древней греческой традиции. Все авторские переводы текстов, посвященные этому термину, прозвучали впервые. Всего в греческой литературе слово «свобода» с IV до XVIII века встречается 10,5 тысяч раз. 790 раз это слово использовалось в эпоху до Рождества Христова. Таким образом, на христианскую эпоху приходится наиболее частое его употребление. Чаще всего использовал это понятие святитель Иоанн Златоуст. В центральных регионах Византии слово «свобода» было употреблено в текстах рукописей 2,5 тысячи раз – чаще, чем в любом другом уголке земного шара в этот период. В Священном Писании есть несколько стихов − в Посланиях апостола Павла, апостола Иакова и апостола Петра, − где говорится о свободе. Из приведенных докладчиком апостольских и святоотеческих цитат очевидно, что свобода понимается авторами текстов как освобождение человеческой души от рабства греха. Формулировка «закон свободы» стала ключевой формулой христианской аскетики. Преподобный Марк Подвижник оставляет следующее определение: «Закон свободы научает всякой истине. Хотя многие прочитывают его согласно знанию, мало кто понимает его в соответствии с деланием заповедей. Не ищи его совершенства в человеческих добродетелях, ибо в них не найдется совершенства. Его совершенство скрывается в Кресте Спасителя».
Семинар завершился докладом епископа Ейского и Тимашевского Павла «"Время сеяния": о важности приобретения навыков в добродетелях в первые годы жизни в монастыре». Владыка Павел построил выступление на основании своего многолетнего опыта монастырской жизни и управления монастырем и обосновал многие положения доклада практическими же советами святых отцов и примерами народной житейской мудрости. Так, Его Преосвященство отметил, что приобретение навыков добродетели, действительно, крайне важно именно в первые годы монастырской жизни, но еще важнее сначала искоренить в себе злые навыки – об этом предупреждают как преподобный авва Дорофей, святитель Василий Великий, так и наставники монашества XIX столетия святитель Игнатий (Брянчанинов), преподобные старцы Оптинские. Приобрести благие навыки новоначальным могут помочь молитва и Псалтырь, чтение святоотеческих книг, исполнение устава конкретного монастыря. В то же время на первом этапе важно и освоение внешних правил поведения, правильных телесных навыков, которые ведут к правильному духовному устроению: «Оградивший себя правильными телесными навыками может накоплять душевное богатство с благонадежностию», − пишет святитель Игнатий.
Наряду с примерами из трудов известных наставников монашества владыка Павел поделился опытом окормления новоначальных, который приобрел в общении с приснопамятным старцем Наумом (Байбородиным). Отец Наум советовал молодым монахам в первые годы даже на краткое время не покидать монастырь, при этом он благословлял получать богословские знания и не переставать учиться практике монашеского делания у опытных насельников, посещать духовные беседы, не менее полутора часов в день отводить на чтение духовной литературы.
29 января участники направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» ХХVII Международных Рождественских образовательных чтений продолжат свою работу.
Посмотреть фото и скачать можно по данной ссылке.
Фото: Владимир Ходаков