13 декабря 2016 года в Троице-Сергиевой лавре состоялось празднование памяти святого апостола Андрея Первозванного.
Накануне всенощное бдение в Успенском соборе монастыря возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. На богослужение из Серапионовой палатки Троицкого собора обители был принесен ковчег с большой частицей мощей св. апостола Андрея Первозванного, к которому верующие прикладывались во время помазывания.
В сам день праздника в обители было отслужено три Божественных литургии. Среднюю Литургию в Троицком соборе совершил архиепископ Феогност в сослужении лаврской братии в священном сане.
Церковные песнопения исполнил монастырский хор под управлением благочинного Троице-Сергиевой лавры архимандрита Павла (Кривоногова).
По окончании богослужения владыка Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня Православная Церковь молитвенно воспоминает память святого апостола Андрея Первозванного. Первозванный – в этом слове два смысла: первый – его первого позвали, а второй – он с первого раза услышал и откликнулся.
В Евангелии Господь наш Иисус Христос обращается к одному из тех, кто говорит: "Господи, я иду за тобой". Господь ему говорит: "Птицы имеют гнезда, звери имеют норы, а Сын Человеческий не имеет где главы подклонити" (Мф. 8, 20). И отошел юноша... А другой сказал: "Господи, я иду за тобой, но дай прежде мне погрести своих близких". На это Господь ответил ему: "Оставь мертвым погребать своих мертвецов" (Мф. 8, 20–21). Другой же, которого позвали, сказал: "Подожди, Господи, я устрою свои домашние дела и тогда приду к тебе" (Лк. 9, 61). И на это господь ему ответил: "Никто же, взявшись за рало (т.е. за плуг) и обращшись вспять, управлен есть в Царствии Божиим" (Лк. 9, 62).
Каждого из нас призывает Господь, и притча о тех, кто был призван на пир Господень, но отказался, заканчивается такой горькой мыслью: "много званых, но мало избранных" (Лк. 14, 24). Избранные – это те, кто услышал и с первого раза откликнулся на призыв Господень.
Как часто мы взываем к Небу, и просим о чем-то, и не слышим ответа, и не понимаем почему. А потому, что когда-то Господь призывал нас, Он звал нас, но мы говорили: "Господи, подожди, я сделаю вот это и это сделаю, а потом я приду к тебе". И потому-то, когда мы взываем к Нему, после того, как не откликнулись на Его призыв, мы часто слышим молчание, но это молчание не отрицание, а выжидание. "Вы не услышали в первый раз Мой призыв. Я слышу вас, Я слышу, о чем вы просите, но вы просите от себя и для себя, и Я жду, когда вы, наконец, забудете о себе и будете просить о едином на потребу и о тех, кто рядом с вами, т.е. когда вы будете жить в законе Нового Завета. "Заповедь новую даю вам: да любите друг друга" (Ин. 13, 34).
И когда мы начинаем это понимать, тогда мы тоже становимся первозванными. Пройдя через полосу отчуждения и непонимания, мы вдруг начинаем осознавать свое преступление, то, что мы отказались когда-то прийти ко Господу. "Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы" (Мф. 11, 28). Мы пытались делать что-то сами, сами по себе и сами для себя. И только когда мы убедились в бесплодности этих попыток, ибо без благодати Божией, без помощи Божией мы ничего не можем, тогда обращаемся к Нему, уже смиренные и смирённые, но не потерявшие веры и надежды. И Господь не оставит призыв наш безответен, Господь не даст нам остаться в бедственном положении, и призовет нас вновь к Себе, и мы уже не отречемся, и, забывая о всем своем, скажем: "Вот я, Господи! Я иду к тебе".
В житии святых 40 мучеников Севастийских есть глубокая истина: 40 воинов, страдавших за Христа, были стойкими в своем исповедании и только один дрогнул и выбежал из воды, и страж, увидевший, что на месте одного есть Венец, но нет человека, сбросил свое оружение и встал под этот Венец. Он тоже был первозванный, потому что он с первого раза услышал и понял, что Господь призывает его, и он стал вместе с теми 39-ю свидетелем о Христе и наследовал Царствие Божие.
Находясь в храме, мы проникаемся Духом Благодати Божией. Господь просвещает нас, и нам кажется, что, выйдя из храма, мы не будем такими же, какими были здесь, но мы вновь и вновь забываем о призыве Господнем и увлекаемся суетой и тем, что не нужно на самом деле, потому что мы боимся: как же мы сможем жить здесь, на земле, если доверимся Богу? Вот здесь и есть разделение, та черта, которая отделяет тех, кто поверил Богу, от тех, кто Ему не доверяет. Каждый день мы проверяемся в том, живем ли мы по себе, и сами для себя. и собой или мы вверяем свою жизнь Ему. И да поможет нам Господь осознавать и понимать это и благодарить Бога, когда мы слышим Его призыв и идем к Нему, и каяться, и просить прощения, когда мы отступаем от Него и погружаемся в суеты бессмысленности и бесполезности внешних деяний.
Всех вас поздравляем с праздником! Молитвами святого апостола Андрея Первозванного Господь да поможет нам услышать призыв Божий и, откликнувшись на него, идти к нему, вверив себя бесконечному милосердному всемогущему Богу. Аминь».
Затем Высокопреосвященнейший архиепископ Феогност отслужил литию возле надгробия приснопоминаемого митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича, + 1961) в крипте Смоленской церкви Лавры.
Почтить память митрополита Николая собрались монастырская братия, прихожане и гости обители.
В завершение литии Его Высокопреосвященство произнес слово об усопшем Владыке:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Несть человека, иже жив будет и не согрешит. Един Господь без греха. Блажен человек, которого Господь призывает во время его свидетельства, когда он свидетельствует о Боге.
Через слова пророка Господь говорит: "В чем застану, в том и судить буду: согрешит праведник – не помяну праведности его; покается беззаконник – не помяну беззакония его. В чем застану, в том и судить буду".
Господь застал приснопоминаемого Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Николая, когда он свидетельствовал о Христе. Вся его жизнь была свидетельством о Христе, но это было особое свидетельство, когда безумный в своем богоборчестве генеральный секретарь коммунистов Хрущев обещал последнего "попа" показать по телевизору. В это время митрополит Николай возвысил свой голос в защиту Церкви Христовой. Он свидетельствовал о Ней и был умучен. И потому он причастен к тем первохристианам, Новомученикам Церкви Русской, которые свидетельствовали о Христе. И жизнь его – это пример милости Божией, особой благости Божией. Когда Господь призвал Владыку в его порыве свидетельства о Христе и Церкви Его Святой.
Верим: у Бога нет мертвых – у Бога все живы; верим, что там, в другом пространстве, другом измерении он вместе с Новомучениками и исповедниками Церкви Русской. и молится за нас, и радуется за нас, и огорчается, когда мы что-то делаем не так.
Господь да упокоит его душу, а нам да даст память о часе смертном. Наша молитва о том, чтобы Господь нас призвал в то время, когда мы свидетельствуем о Нем. Аминь».
В день преставления приснопамятного иерарха митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) на его могиле в крипте Смоленской церкви Троице-Сергиевой лавры совершаются панихиды.