16 апреля 2018 года в Московском Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре, в рамках проекта «Монашество в истории» состоялся очередной семинар.
Семинар провела кандидат филологических наук Мария Константиновна Кузьмина, специалист по древнерусской агиографии. Для своего выступления автор выбрала тему «Житие Кирилла Челмогорского. Реконструкция истории текста и логики его составителей».
Житие русского подвижника, преподобного Кирилла Челмогорского отличается своеобразием как структуры, так и содержания и до сей поры предлагает исследователю больше вопросов, нежели ответов.
Преподобный Кирилл подвизался на северо-западе Руси, сначала в Великом Новгороде, затем – избрав пустынный образ жительства – ушел на север и поселился близ Каргополя, на берегу Челмозера. Несмотря на стремление к отшельничеству, он прослыл «просветителем чуди» – финно-угорских племен, изначально населявших эти места. Данные о времени его жизни неоднозначны: некоторые считают его современником преподобного Сергия Радонежского; по другой версии, он жил в конце XV – начале XVI столетия.
Само Житие преподобного является довольно поздним памятником и относится, по-видимому, к концу XVII века, а до нас дошло в списках XVIII–XIX веков. Проблему для его изучения представляет то, что на сегодняшний момент не существует научного критического издания текста данного памятника, следовательно, невозможен анализ текстологических связей, и многие вопросы, как было отмечено в ходе семинара, остаются открытыми.
М.К. Кузьмина обратила внимание слушателей на интересный факт наличия в структуре Жития двух частей, заметно отличающихся друг от друга, что дало возможность исследователям, в частности, А.В. Пигину, говорить о причастности к созданию памятника, по крайней мере, двух, или даже трех агиографов.
Первая часть – это компилятивный текст, во многих фрагментах почти дословно повторяющий Житие преподобного Нила Столобенского. Вторая же часть практически целиком самостоятельна. Описываемые в ней чудеса, происходящие по молитвам святого, как утверждает М.К. Кузьмина, оригинальны и не встречаются в других русских житийных памятниках. По характеру это красочные образные повествования, исполненные психологически точных деталей. Преподобный Кирилл без какого-либо мистического ореола является людям и помогает отыскивать пропажи, пробуждает совесть у вора, воспрещает посторонним пользоваться монастырским имуществом и т. п.
Загадку представляют отношения святого с насельниками монастыря, созданного в его честь (устроенного уже после кончины преподобного): он является не им, а священнику Иоанну, клирику храма в селе Лядины, расположенном неподалеку (возможному автору литературного текста Жития). Иоанн имеет дар изографа, и ему преподобный Кирилл настойчиво предлагает написать его истинный образ – по-видимому, оспаривающий уже установившуюся иконописную традицию.
Венчает текст Жития история детей-озорников, сурово наказанных увечьями и в конце концов исцеленных Кириллом Челмогорским. Докладчица придерживается мнения, что этот эпизод прямо соотносится с похожей историей про озорничавших детей в Житии преподобного Нила, – что, таким образом, может подтверждать наличие некоего «третьего» агиографа, который пытался примирить противоречия в характере двух частей памятника.
В заинтересованном живом обсуждении, прошедшем по окончании выступления М.К. Кузьминой, было отмечено, что особенности Жития преподобного Кирилла побуждают к дальнейшим исследованиям сразу в нескольких направлениях. В частности, интересна перспектива помещения его в широкий контекст агиографической литературы XVII века, а также рассмотрение отдельных сюжетов как отражения реальных исторических коллизий этого времени.