«...И всё готова отдать, и любыми муками заплатить за этот Отчий дом моей вечности...»

В этом месяце вспоминаются две даты, связанные с именем монахини   Марии (Скобцовой). 85 лет назад 16 марта она приняла монашеский постриг. А  31 марта 1945 года трагически оборвался ее земной путь в крупнейшем женском концентрационном лагере нацистов Равенсбрюк, находившемся в 90 километрах от Берлина. Ее жизнь была деятельной и яркой, наполненной событиями, творчеством, благими делами во имя ближних. Кончина – мученическая. Все это нашло отражение на сайте, который создала и ведет художник, публицист, прозаик Ксения Кривошеина, живущая в Париже.

Ксения, мы с Вами беседовали после выхода Вашей новой книги  в московском издательстве «Эксмо» –  «Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней». Интервью было размещено на сайте СОММ – «Мать Мария (Скобцова) – возвращение на Родину». Давайте теперь поговорим о сайте, посвященном  монахине Марии, – http://mere-marie.com/. Как Вам пришла идея его создания и сразу ли обозначились рубрики  или они постепенно «прорисовывались», в процессе работы?

К концу 90-х годов, когда в русском интернете только стали появляться первые сайты, у меня скопилось много материалов о матери Марии. Как я уже говорила, в 2000 году я задумала написать ее символическое изображение (парсунь), а в 2001 – возникла идея  устроить выставку  ее работ в «Русском музее». Нужно было  собрать воедино максимальное количество ее акварелей и икон, разбросанных по Европе, и привезти в мой родной город на Неве. Для предварительного знакомства зрителей с творчеством монахини Марии создание сайта было насущной необходимостью.  Многопрофильный специалист, знаток литературы и искусства Алексей Гринбаум стал  моим верным соработником, помощником в этом деле. И уже с первых месяцев появления сайта я начала получать письма от читателей и  биографов монахини Марии, писавших о необходимости  пополнения тех или иных разделов.

Основные разделы – «Жизнь», «Творчество», «Судьба», «Библиография», «Канонизация» дополняет раздел «Мученичество XX века». Здесь опубликованы материалы  «Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков (1918–1919)», отрывки из книг Павла Проценко «Мироносицы в эпоху ГУЛАГа» и  Михаила Вострышева – «Патриарх Тихон», интервью с настоятелем храма святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне протоиереем Кириллом Каледой.  Мне кажется, что раздел о мученичестве и «окаянных десятилетиях», в которые окунулась Россия после 1917 года, на таком сайте  логичен. Ведь  не только жизненный путь, но и кончина матери Марии, ее страшные месяцы  в Равенсбрюке, где  она помогала выживать солагерницам, провидчески описаны ею в статье «Рождение в смерти»: «И мы верим. И вот по силе этой нашей веры мы чувствуем, как смерть перестает быть смертью, как она становится рождением в вечность, как муки земные становятся муками нашего рождения» <…>  «потому что я хочу исполнить назначенное, потому что я хочу домой, к Отцу, и всё готова отдать, и любыми муками заплатить за этот Отчий дом моей вечности»...

В 2017-ом мы вспоминаем также и все этапы столетия, которые прошла многострадальная Россия. Мать Мария, ее жизнь и судьба являются   слепком того лихолетья. Уже сегодня о ней  широко пишут, публикуют ее тексты, изучают феномен  ее горнего пути от  «жизни мирской к святости». Возникновение сайта привело к настоящему взрыву интереса к ней. Информация,  доступная только в бумажных архивах, разбросанных по разным адресам и странам, стала теперь доступной для всех. Я с интересом отмечаю,  как возникают кружки и братства с ее именем, открываются выставки, проводятся конференции, снимаются фильмы. На сайте помещено много текстов, обложки книг, рецензии на французском, польском, болгарском, немецком, финском, английском языках. В разделе «Творчество» – огромный изоматериал, несколько документальных фильмов, рассказы о выставках в Риге (где она родилась), Санкт-Петербурге,  видео-интервью для французского телевидения. Недавно один из авторов документального фильма «Руфь» (студия «Неофит») признался мне, что создание самого фильма было бы невозможно без нашего сайта. В 25-минутной ленте   показаны графика, акварели, рисунки, иконы и вышивки – плоды художественного творчества матери Марии, а также звучат ее стихи и воспоминания о встречах и переписке с Александром Блоком (который, добавлю,  когда-то ей, пятнадцатилетней девочке-подростку, посвятил знаменитое стихотворение «Когда вы стоите на моем пути, такая живая, такая красивая...»). В разделе «Судьба» важное место занимают два уникальных номера «Вестника участников русского Сопротивления во Франции» (1946-1947годы). В 2015 году они вошли в раздел «Архивы»  в сборнике «Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней». Кстати, основным костяком самой книги стал именно сайт и публикации некоторых  из его авторов. Не могу не вспомнить о работе с архивами Колумбийского университета, которая постепенно свела меня с интересными людьми. Тексты и акварели матери Марии, хранящиеся в США, теперь можно увидеть и на сайте. Настоящей радостью после выхода в 2004 году моей книги «Красота спасающая», посвященной творчеству будущей монахини, стало знакомство с семьей санкт-петербургского врача Елены Николаевны  Ляпиной.  Эта семья сохранила акварели и рисунки, которые в 2010 году  вошли в фонд музея имени Анны Ахматой в Санкт-Петербурге. В 2016 году они были представлены на выставке «Я весть Твоя», посвященной 125-летию со дня рождения матери Марии. На  открытии выставки Елена Николаевна рассказала об истории коллекции.

В весьма обширном разделе  «Библиография» я увидела фамилию писателя, журналиста, публикации которого в «Комсомолке», «Литературной газете» о душе, ее бессмертии и вечности были откровением для тысяч и тысяч советских читателей. Благодаря сайту http://mere-marie.com/ я узнала, что, познакомившись с Вашим свекром, Игорем Александровичем Кривошеиным, Евгений Богат много сделал для того, чтобы в Советском Союзе услышали о русской монахине, погибшей в газовой камере концлагеря Равенсбрюк.  

Мой свекр, узник нацистских концлагерей Бухенвальд и Дахау (а позже – и советских концлагерей), став членом русского Сопротивления во Франции, начал активно работать с матерью Марией по оказанию помощи советским военнопленным и спасению евреев от вывоза их в Рейх. Его воспоминания были напечатаны в разных изданиях, в том числе и в «Журнале Московской Патриархии» (1970, № 5). Оба они всю свою жизнь «болели Россией», много думали о ее предназначении, ее будущем. Мать Мария  даже в лагере Равенсбрюк, находясь на краю смерти, мечтала, что если она выживет, то будет бродить по дорогам России. Игорь Александрович после объявления «амнистии белой эмиграции» в победившем фашизм Советском Союзе вернулся на Родину, приняв советское гражданство. Правда, здесь его судьба сложилась трагически, но это уже другая тема. А что касается встречи Игоря Кривошеина и Евгения Богата, то действительно благодаря ей многие в СССР узнали в далекие 70–80-е годы прошлого века о жертвенном подвиге любви монахини Марии (Скобцовой). Этой  талантливой русской поэтессы Серебряного века, оказавшейся в эмиграции и прошедшей сложный путь к монашеству. Процитирую отрывок из публикации Евгения Богата: «Существует несколько версий ее гибели, каждая из которых похожа на легенду. По одной из них, самой распространенной, 31 марта 1945 года, когда освобождение было уже близко, мать Мария пошла в газовую камеру вместо отобранной фашистами советской девушки. Она обменялась с ней курткой и номером, немногословно объяснив: "Я уже стара, а у тебя вся жизнь..." Было ли так в действительности? Несколько месяцев после разговоров с Игорем Александровичем Кривошеиным я искал бывших узниц Равенсбрюка, писал письма, читал ответы, беседовал с ними. Была у меня даже наивная надежда – найти ту спасенную ею девушку... Но, несмотря на все старания, мне не удалось отыскать очевидцев самого последнего часа матери Марии, зато я узнал много удивительного об этой необыкновенной женщине. В условиях, дьявольски рассчитанных на то, чтобы человек переставал быть человеком, она не утратила чудеснейшего человеческого дара – дара мыслить. И когда одна женщина горько пожаловалась ей, что уже ничего не чувствует и даже сама мысль закоченела, мать Мария воскликнула: "Нет, нет, только непрестанно думайте, в борьбе с сомнениями думайте, шире, глубже. Не снижайте мысль..."».


Другой известный журналист и прозаик Дмитрий Шеваров (сейчас он – обозреватель «Российской газеты») был 13-летним мальчишкой, когда прочитал книгу  Евгения Богата «Узнавание», выпущенную издательством «Детская литература». Рассказ о жертвенности  монахини Марии произвел на него сильное впечатление. Впоследствии он напишет, что для него, подростка, это книга стала книгой взросления: «...и с той непривычной высоты весь мир показался мне драгоценным, солнечным, исполненным таинственной гармонии и высокого замысла. И ничего чужого и случайного в том мире для меня не было, все родное...». Это признание – один из множества примеров того, как проросло зерно, посеянное людьми, для которых слова «долг памяти» были наполнены глубоким смыслом. И мы с моим мужем Никитой Игоревичем Кривошеиным продолжаем отдавать этот долг...

Полагаю, читатели сайта не пройдут мимо раздела «Канонизация»...

В нем сообщается, что 16 января 2004 года Священный Синод Вселенского Патриархата в Константинополе принял решение о канонизации монахини Марии (Скобцовой), протоиерея Алексея Медведкова, священника Димитрия Клепинина, Юрия Скобцова (22-летнего сына матери Марии, ее верного соратника в служении ближним, погибшего в немецком концлагере), Ильи Фондаминского. Основанием для канонизации стало прошение, направленное из Парижа Экзархом Вселенского Патриарха архиепископом Гавриилом, управляющим Архиепископией православных русских церквей в Западной Европе. Таким образом, Вселенская Патриархия впервые причислила к лику святых русских эмигрантов, оставивших яркий след в духовной жизни Западной Европы в прошлом столетии.

Думается, очень ценно, что тут же Вы поместили комментарий члена Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви (ныне ее секретаря) протоиерея Владимира Воробьева, в котором отец Владимир определенно сказал, что пока у нас есть единство с Вселенским Патриархатом, пока между нашими Церквами есть евхаристическое общение, святые, канонизированные Вселенским Патриархатом, являются и нашими святыми.

Хочу обратить внимание на еще один важный момент комментария. Протоиерей Владимир Воробьев подчеркивает, что есть одна сторона жизни  монахини Марии (участие в партии эсеров, второе замужество, сомнительные с богословской точки зрения высказывания и т.д.), но канонизирована она не за эту сторону жизни, а за мученический подвиг. Читаем: «Она отдала свою жизнь за други своя именно как монахиня, как христианка. Она прекрасно понимала, что ее деятельность по спасению ближних в очень страшный момент оккупации смертельно опасна. И, тем не менее, на это шла. Ее арестовали как участницу Сопротивления, но она ведь занималась не какой-то партизанской диверсионной деятельностью, а, будучи монахиней, просто всячески помогала людям, спасала людей и этим исполняла свой христианский долг. Именно поэтому ее страдания и ее мученическая смерть стали основанием для канонизации. Точно так же мы канонизируем очень многих новых мучеников и исповедников российских, не вникая особенно в обстоятельства их жизни. Потому что, по древнему учению Церкви, мученическая кровь смывает все грехи, и в истории Церкви известны случаи, когда некрещеные люди, исповедавшие веру во Христа и после этого претерпевшие мучения, почитались в Церкви как святые мученики. Про них говорилось, что они крещены своей кровью. Поэтому мы и сейчас принимаем мученический подвиг независимо от жизни человека как основание для канонизации. А в мученической кончине матери Марии нет никаких сомнений».


И настоятель Московского храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках протоиерей Александр Абрамов говорит ведущему радио «Вера»  в передаче «Светлый вечер» (процитирую): « Мы канонизируем тот подвиг, который в случае матери Марии сконцентрировался в образе ее монашеского жития и в ее кончине. Если Бог нам даст за какой-то добрый образ жизни увидеть Царствие Небесное, мы поймем, кто там есть кто. Но для меня несомненно, что мать Мария – там». Ксения, а есть ли у Вас обратная связь с читателями сайта? Каким образом Вы узнаете, что их особенно взволновало, что для них важно?

На сайте указан электронный адрес, и я получаю на него очень много писем. Стараюсь всегда отвечать. Именно благодаря обратной связи возникает переписка и знакомства. Конечно,  много просьб о перепубликациях материалов. Я почти никогда не отказываю, только прошу делать ссылку на сайт. Людей волнует вопрос о канонизации монахини Марии в Русской Православной Церкви. Не так давно я получила копию письма от большой группы верующих, в котором они выражают надежду  на положительное решение  Синода РПЦ  о возможности введения  имени матери Марии в святцы. Но, вероятно, этот животрепещущий вопрос нужно адресовать в Синодальную комиссию по канонизации святых. Сама я целиком поддерживаю эту инициативу. Надеюсь, что мученичество матери Марии, ее народное почитание, всемирная известность  и доброжелательное отношение  Церкви приведут к положительному решению вопроса.

И последний вопрос, Ксения. Скажите, как сегодня чувствуется народное почитание монахини Марии? 

Оно растет. А 2016 год был особенным в этом отношении. 31 марта прошлого года в Париже состоялась торжественная церемония открытия улицы имени матери Марии (Скобцовой). Церкви Пресвятой Богородицы, которая была переделана ею из большой конюшни на улице Лурмель в Дом Божий, больше не существует, поскольку старые дома в этом квартале снесены и на их месте построены новые. Но улица, названная ее именем, находится поблизости, в ее родном квартале, где проживало много русских эмигрантов, бежавших от революции в России и Гражданской войны. (Присвоить улице Парижа имя героической русской монахини предложила вице-мэр XV округа по вопросам культурного наследия и новых технологий Жислен Фонладосса. Муниципальный совет мэрии единогласно проголосовал за это решение). Далее: весной 2016 года в храме преподобного Серафима Саровского на улице Лекурб была проведена конференция, посвященная ее творчеству и монашескому  служению. В этой православной парижской церкви, в которой одной из главных святынь является икона батюшки Серафима с частицей его мощей, сложился своеобразный музей работ матери Марии. Экспонатами стали иконы, вышивки, облачения... Ко дню рождения матери Марии, который отмечается 20 декабря, на знаменитом французском кладбище Сент-Женевьев де Буа, где покоятся близкие монахини Марии (в их числе и ее мама Софья Борисовна, прожившая 100 лет), в прошлом году были отреставрированы крест, плита, памятные доски с надписями, а также установлена икона Божией Матери «Умиление», написанная монахиней. Молитвы преподобномученице, дополненные малыми делами, укрепляют и соединяют самых разных людей. Имя ее все больше на устах, она все больше нужна людям, а  это и есть замечательная укорененная традиция, объединяющая православных на Западе и в России.

…Настанет день на широту миров –
Во всём преодолев стихию разрушенья, –
Творца мы прославлять восстанем из гробов,
Исполнив заповедь и воскрешенья.

Так писала монахиня Мария (Скобцова) незадолго до своей гибели в концентрационном лагере Равенсбрюк. Она погибла в дни Святой Четыредесятницы, накануне Пасхи, когда в надежде Воскресения Христова обновляется и оживотворяется весь прекрасный Божий мир. И еще одно: постригал в монахини Елизавету Юрьевну (в первом замужестве она была Караваевой-Кузьминой, во втором – Скобцовой) один из самых выдающихся церковных деятелей XX  века, митрополит Западноевропейский Евлогий (Георгиевский), хорошо известный россиянам по книге «Путь моей жизни».  И нарек ее именем Мария – в честь преподобной Марии Египетской. До нас дошли слова Владыки, сказанные спустя какое- то время после того примечательного события: «Вот мать Мария постриглась и с тех пор все сияет».

Беседовала Нина Ставицкая

Снимки представлены из архива

Ксении Кривошеиной

Материалы по теме

Публикации

Протоиерей Михаил Дудко
Игумения Екатерина (Гаева)
Протоиерей Михаил Дудко
Игумения Екатерина (Гаева)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь