Я за все благодарен Господу

Игумен Сергий (Куксов)

В Вознесенской Давидовой пустыни за пять с небольшим веков ее существования сменилось множество настоятелей. Основатель пустыни преподобный Давид Серпуховской, по преданию, был из рода князей Вяземских. Потом управляли обителью, строили ее, созидали представители самых разных сословий. Читаем о них в исторических документах: «сын дьячка», «сын шляхтича», «из тульских дворян», «из вольноотпущенных крестьян Нижегородской губернии», «из мещан Тверской губернии», «из семьи московских рабочих». Сегодня продолжает дело своих предшественников сын священнослужителя, принявшего священнический сан в богоборческое время советской эпохи. Как протекает жизнь в мужском монастыре Московской епархии, когда на дворе третье тысячелетие, об этом мы беседуем с игуменом Сергием (Куксовым).

Вслед за спасительной благодатью следуют испытания

Отец Сергий, в одном из интервью Вы сказали корреспонденту: «Мы знаем, в каком направлении двигаться». Можете рассказать, что это за направление?

В нынешнем году будет пять лет, как я несу послушание настоятеля обители. За время своего настоятельства мне довелось повстречаться, наверное, не с одной сотней людей, которые хотели прийти в монастырь и остаться здесь на всю жизнь или потрудиться в нем какое-то время. Исходя из этого опыта и опираясь на внутренний устав монастыря, на сложившийся здесь распорядок дня, я отчетливо вижу, как современный человек при желании может получить пользу от пребывания в обители, какую бы цель он ни преследовал. Испокон веков в монастыре главными были молитва и послушание, и это не изменилось. Однако сегодня появились свои особенности, связанные, в частности, с теми страстями, что наполнили современный мир. К винопитию прибавилась наркомания. Нынче существует множество разновидностей наркотиков, и особенно страшно, что приобрести их не составляет труда. Не обязательно даже выходить за монастырскую ограду: достаточно позвонить по определенному номеру телефона, тебе все доставят. Но если у человека вспыхнула в душе искорка и разгорелась, превратившись в желание кардинально изменить свой образ жизни, если он соблюдает монастырский устав и трудится, а со стороны игумена и старшей братии по отношению к нему есть немножечко терпения и любви – даже немножечко! – то он получает возможность оставить свои вредные привычки. А оставив их, этот человек непременно осознает, в каком греховном состоянии находится, и поймет, куда должен идти и с кем. Идти он должен к Богу. Раз в две недели у нас проходит исповедь насельников обители, трудников, что тоже является великой помощью, подспорьем на этом пути.

На сегодняшний момент Господь по молитвам преподобного Давида Серпуховского, чудотворца, дал возможность всем, кто подвизается в Давидовой пустыни, ощутить себя семьей. Все члены монастырского братства (оно у нас небольшое – вместе с трудниками чуть более 20 человек) почувствовали цель, ради которой они пришли в монастырь. Нельзя не заметить определенную цикличность того, как Господь посылает каждому из нас испытания. Если мы стараемся жить по евангельским заповедям, мы получаем благодать через Таинства, через послушания. Но проходит какое-то время, и наступает другой цикл. Святитель Феофан Затворник пишет, что это «подобно тому, как в видимом мире бывает то светло, то облачно; то тихо, то ветрено; то тепло, то холодно». И вот получившему за определенный период молитвы и трудов благодать Божию после радостного ощущения присутствия Бога, после ликования души предстоит встреча с испытаниями. Чтобы выдержать их достойно, нужно подключить не только молитовку, сердечко свое, но и ум, который должен разъяснять, что цель попущенных Господом испытаний и скорбей – сделать нас полезными. По словам одного афонского подвижника, как глиняный горшок не может содержать в себе воду, если он не пройдет через горнило огня, так и человек не сможет удержать в себе спасительную благодать и достичь того, ради чего он живет на земле, если ему не будут посланы испытания, искушения. В нашем монастыре, слава Богу, есть общее понимание этого вопроса. Поэтому насельники обители, трудники стараются поддерживать друг друга. Особенно – в трудные, решающие моменты. И милостью Божией те, кто страдал пороками (курение, сквернословие, наркомания, блуд, игромания и так далее), избавляются от них, стремясь достичь добродетелей. Господь даровал мне радость не единожды в этом убедиться.

Конечно, разные случаи были. Недавний – не с таким благополучным концом, как хотелось бы, и все же расскажу о нем. Мне позвонила мама и сообщила, что три парня из другого региона, страдающие от наркозависимости, хотят пожить какое-то время в монастыре в расчете, что это поможет им в дальнейшей их жизни. Ребята приехали поездом в город Чехов ранним утром, когда общественный транспорт до Давидовой пустыни еще не ходил. И вот один из них не стал сидеть на вокзале и ждать автобус, а пошел пешком. Преодолев 20 километров, появился у нас как раз перед началом правила. В обители молодые люди пробыли несколько дней, затем мы вынуждены были попросить их уехать. Выяснилось, что у них, помимо пристрастия к наркотикам, еще и ВИЧ-инфекция, а у нас нет условий, чтобы как-то их изолировать от братства. Приезжие с пониманием отнеслись к нашей просьбе. Вернувшись к себе домой, они позвонили в монастырь: поблагодарили за возможность увидеть его жизнь, его святыни и попросили молитв. Их имена занесены в синодик, который находится у жертвенника. А мы знаем, что все, за кого требный иеромонах вынимает частички, в это время незримо присутствуют в храме...

О послушаниях, общении с миром и стремлении к уединению

Наша первая встреча с Вами состоялась, когда прошло полгода, как Вы возглавили подмосковную обитель. Послушание водить экскурсии по монастырю было тогда одним из главных. Приезжали экскурсанты из Австралии и Америки, Китая и Японии, Сербии и Италии, Израиля и, конечно, из разных уголков России. Насельники знакомили их с историей монастыря, показывали храмы, рассказывали о святых, которыми богата Давидова пустынь. Ничего с той поры не изменилось?

Изменилось. Я прошу Господа, чтобы ошибки, которые я совершаю на посту игумена, проходили безболезненно для тех, кто исполняет данные игуменом послушания. Да, у нас есть четыре насельника, готовые в любой момент по послушанию провести экскурсию, однако на сегодняшний день я убедился окончательно: пусть этим лучше занимаются наемные сотрудники. И в наших церковных лавках пусть обслуживают паломников и экскурсантов светские люди, потому что общение с миром так или иначе сказывается на духовном состоянии монашествующего. Чистота его исповеди – она как индикатор показывает это довольно четко и ярко. Что касается Воскресной школы при монастыре, принцип тот же: стараемся находить хороших преподавателей среди мирян. Кроме вышеназванной причины, существует еще одна – и тоже веская. Не раз доводилось слышать: мол, вам, монахам, куда легче, потому что вы живете в монастыре и не знаете наших проблем, как одеть, обуть, накормить семью; как заработать деньги на отдых и образование детей. Поэтому когда нам удается найти в обществе, в миру людей, которым мы можем передать свои знания, убеждения, помочь им укрепиться в вере, то результат получается куда значительнее. За человеком «из своей среды» чаще пойдут, чем за монахом. В этом году была проведена церковная аккредитация Воскресных школ, давшая нам возможность увидеть среди прихожан, среди родителей воспитанников Воскресной школы новые силы для того, чтобы ввести новые предметы и обозначить новые горизонты. Мы подходим к этапу, когда православная гимназия, рассчитанная на 100 человек, окажется нам под силу. И она сегодня крайне необходима! Воскресная школа численно растет. Охотно занимаются ребята и в действующих при ней кружках и секциях, специально приезжая из Москвы, Чехова, Подольска, Серпухова. Так что создание православной гимназии – это наш следующий шаг.

Монастырь не удалился совсем от внешних послушаний. Я являюсь директором Воскресной школы и преподаю в ней. Наш послушник ведет музыкальные предметы. Другой насельник обители знакомит родителей учеников с богослужебным уставом и Литургикой. К внешним послушаниям относится посещение техникума, общеобразовательной школы, детского дома, детского сада, спортивных мероприятий, на которых бывает игумен и кто-то из братии. Но благословение на общение с мирянами есть только у тех монахов, которые имеют священный сан, исполняют Таинство исповеди.

Осенью прошлого года монастырь торжественно отпраздновал свой полувековой юбилей и 20-летие возобновления в нем монашеской жизни. Наверное, много сил и времени ушло на то, чтобы Давидова пустынь – удивительной красоты монастырский ансамбль – предстала перед гостями и прихожанами во всем своем великолепии. Но нет ли сейчас у братии чувства, что после напряженных трудов можно дать себе небольшую передышку, отдохнуть немного?

Отдыхать или расслабляться нам совершенно некогда, и это все понимают. После юбилея обители, на подготовку к которому, действительно, в предыдущие годы был сделан основной упор, мы решили заняться развитием сельского хозяйства. Согласно составленному плану собираемся завести на монастырском подворье в Талеже небольшой птичник-курятник. Сейчас договариваемся о том, чтобы нам выделили в безвозмездное срочное пользование участок земли, где можно было бы разводить гусей, часть которых собираемся бесплатно давать малоимущим жителям, а какую-то часть птицы продавать на ярмарках, чтобы иметь «живую копеечку». Также мы приступили к возрождению монастырской традиции пчеловодства, зная из архивных материалов, что в конце XIX века на международной выставке меда Давидова пустынь была удостоена золотой и серебряной медалей. В прошлом году мы с 50 ульев собрали рекордно много – тонну меда. Вот только зимой немало семей погибло, так что сейчас восстанавливаем пчелиное поголовье... Еще на повестке дня – благоустройство исторического липового парка, посаженного преподобным Давидом Серпуховским. По преданию, святой чудотворец, придя на Лопасненскую землю, высаживал у стен монастыря липы корнями вверх, чтобы расцветая, они являли живущим в окрестностях иноверцам силу и могущество христианского Бога и приводили людей в Церковь. Нам нужно в этом году, уповая на помощь Божию, завершить работы по ограждению парка (это почти тысяча погонных метров), где будет также зоопарк. На данный момент обитателями монастырского зоопарка, столь привлекательного, в первую очередь, для ребятишек, являются птицы и белки и еще живущие в пруду под открытым небом утки и лебеди. Совсем недавно нам енота подарили, так что в нашем мини-зоопарке пополнение!

Небольшим составом братии с участием людей, желающих потрудиться в монастыре, хочется сделать многое. Но, продолжая тему послушаний, замечу, что у меня свой подход к тем, кто изъявляет желание здесь потрудиться. Например, один человек во время нашей беседы говорит: «Батюшка, я хорошо разбираюсь в пчеловодстве»; другой сообщает, что он «спец» в ремонтных работах, а третий, имея водительские права, просит дать ему послушание водителя. И знаете, в большинстве случаев, слыша «это умею делать», «это смогу», я стараюсь не давать им послушания «по профилю». Ведь мы сюда приходим для того, чтобы увидеть свои немощи, свои недостатки и с помощью Божией их преодолеть. Как я в таких случаях поступаю? Одного ставлю, допустим, на кухню, другого – дежурным по корпусу в надежде, что они почувствуют: существует еще внутренняя монастырская жизнь, и в ней есть человек, который в определенном смысле несет тяготы всего монастыря в своем послушании. Нужно что-то приготовить, накрыть на стол, помыть посуду, протереть грязные следы на полу, убрать сор. Если трудник пройдет это со смирением и любовью, то в дальнейшем он может рассчитывать на послушание, в котором имеет опыт или какие-то навыки.

Чуть более пяти веков назад преподобный Давид Серпуховской по благословению своего духовника отца Пафнутия Боровского основал в тогда еще пустынной местности – среди леса на берегу реки – Вознесенскую Давидову пустынь. Сегодня монастырь, практически, находится в поселке. И, как мы уже говорили, людской поток неиссякаем: экскурсия за экскурсией. Иными словами, братия волей-неволей вынуждена целый день видеть мирян. Есть ли у насельника обители, помимо келии, место, где он мог бы спокойно подумать о важных вещах, почитать святых Отцов?

К сожалению, на сегодняшний день у нас нет такой территории, которая была бы отгорожена, благоустроена и где бы монах мог уединиться как, например, на Святой горке в Псково-Печерском монастыре или во внутреннем дворике какой-то другой обители. Наш внутренний дворик совмещен с хозяйственной частью. Но мы уже начали подготовительные работы, чтобы порядка гектара земли отделить от общей монастырской территории, куда не будет доступа посторонним, кроме братии. Там будут небольшой пруд, сад, дорожки, скамеечки. То есть насельники обители смогут не только в своей келии почувствовать, что они ушли от мира, но и на природе.

Не позволять тангалашке радоваться

Не помню, на сайте ли Вознесенской Давидовой пустыни или на ее странице в «Фейсбук», которая появилась у обители, было опубликовано письмо, где сообщалось, что после празднования 500-летнего юбилея монастыря Вы приболели. Его авторы пожелали Вам скорейшего выздоровления. Вы тогда ответили: «Тангалашка не дремлет». Процитирую старца Паисия Святогорца: «Злобный тангалашка борется с человеком, особенно с восприимчивым и от природы жизнерадостным, стремящимся проводить жизнь духовную. В этом и состоит его работа, он хочет видеть нас печальными и радоваться. Но с какой стати мы должны позволять тангалашке делать это? Разве радость не лучше грусти? И любовь не лучше ли злобы?» Скажите, отец Сергий, что предпринимается в монастыре, чтобы тангалашка не видел монашествующих печальными?

Мы понимаем, что человек состоит из души и тела. Страдает душа – страдает тело, все взаимосвязано. И враг рода человеческого – нечистый дух, тангалашка, – старается воздействовать на душу через тело. Как я уже ранее говорил, существует определенная закономерность в духовной жизни: Господь посылает радость и утешение, затем наступает пора испытаний. Когда в сердце приходит благодать, ее надо бояться, потому что не всегда мы можем правильно ею распорядиться. А благодать Христова – это самое главное богатство здесь, на земле, и для правильного его распределения нужны опыт и мудрость, которых порой не хватает. После празднования юбилея обители мы осознавали, что Господь порадовал нас единением, молитвой. Думается, что и митрополит Ювеналий, возглавивший праздничную Божественную литургию и благодарственный молебен на монастырской площади, тоже испытал чувство радости от того, как прошло это долгожданное торжество. Потом я, действительно, заболел. Но когда монах, инок, послушник, трудник заболевает, он видит, что мы в монастырской семье друг от друга неотделимы. Один заболел – переживают все, все за него молятся. В начале нынешнего года Господь снова попустил мне болезнь: на Крещение Господне я не смог послужить в храме, на Сретение Господа нашего Иисуса Христа тоже пропустил службу. Но, слава Богу, за это время и общение с братией было, и явно ощущалась сильная молитвенная поддержка братии – особенно перед операцией и во время нее. Я за все благодарен Господу.

Что касается провокационной «работы» тангалашки, его желания видеть нас печальными из-за физических болезней, то мы стараемся этому противостоять, прибегая в том числе и к медицинской помощи. У нас есть трудник с фельдшерским образованием, хороший специалист. Также мы обращаемся в медицинское учреждение, если состояние здоровья того требует. Недавно, к примеру, договорились с благочинным Чеховского церковного округа, что вместе с духовенством благочиния большая часть братии монастыря пройдет медицинское обследование в рамках акции, которую инициирует государство. Человек обязан заботиться как о душе, так и о теле. И пример в этом нам показывает наше чиноначалие, которое следит за своим здоровьем, потому что здоровье – это дар Божий. Вспомним слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху».

Сначала собирать богатства, затем их раздавать

Приближаясь к пятилетию своего настоятельства, что Вы можете сказать о пройденном за этот период пути? Вы ведь не были монастырским монахом, и, наверное, сложно пришлось на первых порах?

Да, я не был монастырским монахом: до этого более семи лет нес послушание эконома Московского епархиального управления. Две важные вещи помогли мне быстро освоиться на новом месте и полюбить его всей душой. Во-первых, братия Давидовой пустыни встретила меня тепло и радушно. Во-вторых, определенную роль сыграла моя привычка к послушанию, вошедшая в кровь и плоть с детских лет. Нас в семье было восемь детей. Не буду рассказывать, как относились к поповским детям в школе. О понимании, тем более поддержке одноклассников и учителей, говорить не приходится. Но, несмотря на это, я вместе со своими братьями и сестрами помогал отцу, прислуживая в храме. Когда его, протоиерея Геннадия Куксова, настоятеля сельского храма в Липецкой области, не стало (он отошел ко Господу на 51-м году жизни), мы продолжали оставаться дружной боголюбивой семьей благодаря нашей маме матушке Евгении, которая воспитывала нас с неослабной верой в Господа. Еще одна дата обязывает меня более пристально всмотреться в пройденный путь. В нынешнем году мне исполняется 40 лет. Часто вспоминаю, как митрополит Псковский и Порховский Евсевий (тогда – архиепископ Псковский и Великолукский), у которого я после окончания средней школы нес послушания иподиакона, а также другие умудренные возрастом и жизненным опытом архипастыри говорили, что до 40 лет нужно собирать, после 40 – раздавать. Понятное дело, имелось в виду не материальное богатство. Вот и пытаюсь сейчас проанализировать, что я успел за это время собрать и что смогу раздавать людям, чем смогу с ними делиться. В отношении моего игуменства: пять лет – срок небольшой. Только теперь начинаю более глубоко понимать и видеть ту или иную ситуацию, намечать эффективные или безболезненные пути ее развития. Безусловно, каждый день Господь будет открывать что-то новое, но какой-то фундамент монашеской жизни за это время появился. И в основе его – крепнущее с каждым годом чувство ответственности за братию и ее духовное преуспеяние.

Батюшка, чувство ответственности за вверенные Вам души крепнет, а как самому игумену спасаться?

Начну с того, что не каждый насельник обители имеет возможность совершать богослужения. А когда ты совершаешь Литургию, Господь по-особенному дает тебе благодать Святого Духа, сердце твое отзывается, ум озаряется. Второй момент: игумен – он ведь не игумен стен, он игумен того братства, которое имеет общие желания, общее стремление, то есть стремление к Богу. Если братия идет по пути спасения, она неминуемо будет «тянуть» за собой игумена. В каждом монастыре есть совместная братская молитва. У нас она начинается в 06.30 утра. Мое настоятельское место в Знаменской церкви (в XV веке иеромонах Давид пришел в эти необжитые места с иконой Божией Матери «Знамение) находится напротив раки с мощами преподобного и образа Божией Матери «Знамение». Когда стоишь и мысленно обращаешься к авве, основателю святой обители, то видишь, как через молитву братии он, имея дерзновение ходатайствовать перед Богом, посылает те или иные милости, что придает нам силы. Так и спасаемся все вместе.

И последний вопрос, отче. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в апреле в стенах Давидовой пустыни пройдет научно-практическая конференция, посвященная 1000-летию присутствия русских на Афоне, и монастырь серьезно к ней готовится. А Вам довелось побывать на Святой Горе Афон? Есть в этом плане личный опыт, какие-то особо запомнившиеся впечатления?

Господь сподобил меня еще до принятия монашества увидеть эту цитадель мирового Православия. В составе официальной делегации от Московской епархии мы отправились туда и, остановившись в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, смогли посетить все афонские обители. Конечно, сердце трепетало. Помню, как с отцом Петром (Дмитриевым), нынешним настоятелем подмосковного Бобренева монастыря, полтора километра поднимались по склону на вершину Святой Горы к храму Пресвятой Богородицы Панагии. Поскольку дело было к вечеру, там и заночевали, прямо на полу в храме. В памяти запечатлелся вид сверху на ночной Афон: огоньки монастырей просматривались сквозь взбитую перину облаков. Подходишь к обрыву и хочется прыгнуть на эту «перину», веря, что она тебя удержит. На Афоне мы увидели созданные Господом красоту и благолепие, прикоснулись к подвигу монашествующих. Лейтмотивом готовящегося мероприятия станет тема русского присутствия на Святой Горе Афон. Также прозвучат доклады, в которых будет отражена тема непростой истории многонациональной монашеской республики, подвергавшейся гонениям как со стороны разных правителей, так и омрачаемой порою внутренними разногласиями. Но поскольку молитва в этом святом месте не прерывалась, Господь потихонечку все устроил. И сегодня, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, роль Афона, через который мы получили наше монашество и обрели очень много с точки зрения духовного опыта, становится все более значимой.

Беседовала Нина Ставицкая

Фотограф: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Новости

Публикации

Доклады

Монастыри

Вознесенская Давидова пустынь
Московская область, городской округ Чехов, село Новый Быт
Вознесенская Давидова пустынь
Московская область, городской округ Чехов, село Новый Быт

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии