Рождество Пресвятой Богородицы

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Начало нашего спасения, людие, днесь бысть… се бо Дева происходит от утробы неплодные ко спасению душ наших», – поется в стихирах на литии праздника.

Сегодня, возлюбленные о Господе братия и сестры, мы празднуем не только Рождество Матери Божией, но и рождение всего человечества для вечности.

Когда родилась по Промыслу Божиему Дева Мария, то было известно, что Она может стать Матерью воплотившегося Бога Господа Иисуса Христа, Который избавит от исчезновения в небытии людей, избавит от греха, проклятия и смерти и вернет им возможность Вечной жизни.

И хотя мы видим сейчас реальную смерть, но в то же время мы видим и реальное преображение человеческой души через слово Божие, через веру, через стяжание Духа Святого, через духовную жизнь. И это есть прообраз будущего Воскресения, когда нечестивцы делаются боголюбцами, когда разбойники становятся монахами, когда безбожники становятся истинно верующими людьми, когда беззаконники становятся ревнителями о святой, праведной, евангельской жизни.

Евангелие действительно и в нашей жизни, и в жизни наших родных и близких; мы видим, что тот человек, кто сердцем, душой, умом своим воспринял Его Законом, – это уже другой человек. Он уже живет, во всяком случае, старается жить духом, старается жить по заповедям, старается жить небом. И через это Вечная жизнь уже становится содержанием его повседневной жизни, несмотря на внешние обстоятельства. На обстоятельства, какие бы они ни были, сладкие, горькие, хотя, большей частью, в нашей жизни они горькие, потому, что нет искренней веры в то, что врачующая десница Божия не оставляет нас на пути спасения. Но если что-то и получаем плохое в жизни, то должны заканчивать свою молитву так: «Достойное, Господи, по делам моим приемлю, помяни меня, Господи, егда приидеши во Царствие Свое». Святые отцы и святой Арсений Великий говорили, что, если человек не пойдет путем самоукорения, он нигде и никогда не найдет покоя.

В Евангелии мало свидетельств о Матери Божией, но сказано главное: Она слагала слова Божии в сердце своем. Как это понять? Почему в сердце? Мы же чаще всего стараемся запомнить слова Божии. И мы думаем, что это есть область ума, познания, проникновения в самих себя и Божии тайны. Да, действительно, с этого все начинается. Как сказал апостол Павел своему ученику Тимофею, «вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим. 4, 16). Также апостол Павел заповедует христианам: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью... и все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа…» (Кол. 3, 16–17).

«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). Потому что слово Божие – это есть свет, который озарит тебя и судит помышления сердечные: они добрые или злые, они по Богу или нет, они душеполезные или душевредные. И нам святые отцы заповедуют, чтобы на каждое слово, на каждую мысль и на каждое дело мы должны иметь суждение Священного Писания. Как мы далеки от этого. Нам порой не хватает пяти, семи минут в день, чтобы прочитать одну главу Евангелия. Ибо столько занимает времени чтение главы Евангелия: пять, а длинная глава – семь минут. И мы этих минут не находим.

Оптинские старцы, которые нас окружают со стен нашего храма, с этих икон, заповедовали неукоснительно чтение каждый день – главы Евангелия и две главы Апостольских Посланий.

Почти у каждого из вас или у многих есть в кармане или дома мобильный телефон. И вы прекрасно знаете: если его регулярно не подзаряжать, то никуда позвонить вы не сможете. Вот так и чтение Священного Писания – это есть наша духовная подзарядка души и духа. Ибо, когда мы с вами молимся, мы беседуем с Богом. Когда мы читаем Священное Писание, Бог беседует с нами.

Порой бывают такие моменты, когда ничего в голову не лезет. Какая-то сухость, бесчувственность, не хочется молиться, читать – ничего, душа не лежит к духовному. Такое впечатление, что наелись. На самом деле это душевное и духовное искушение, и в этот момент, если не лежит ни к чему душа, если нет сил молиться, надо себя понудить взять в руки Евангелие, чтение одной главы из которого укрепит наш дух.

Как мы подходим в жизни к слову Божиему, так мы относимся к своему спасению… Один из святых сказал, что камень твердый, а вода мягкая, но, часто ударяя о камень, она может пробить и сам камень, если долгое время будет ударять по нему. Так и сердца наши, говорит он, жестки, а слово Божие – мягко. И если оно чаще будет ударять о наше сердце, то оно и сердце наше сможет сделать мягким, то есть сделать в нем некую расщелину, через которую может пробиться росток новой жизни, как часто пробивается растение через асфальт или через скалу, которое потом тянется к свету, и маленькая эта жизнь появляется на свет, казалось бы, через безнадежное каменное покрытие.

Вот так и нам надо находить время, и особенно, старец Амвросий Оптинский говорил, чтобы старались Священное Писание прочитать с утра. Почему с утра?

Во-первых, свежая голова, свежая память. И чтобы потом то, что было прочитано, потихоньку в течение дня вспоминать. И может быть так, что тот недоуменный вопрос, который возникнет в сегодняшний день, ты разрешишь, вспомнив, что говорилось в Священном Писании сегодня, и, может быть, это будет тебе ответом от Бога в твоей недоуменной и сложной жизненной или духовной ситуации.

Поэтому важно довести не только до ума, но важно довести и до сердца слово Божие и сохранить его там. Вспомним, что Матерь Божия слагала в сердце Своем все слова и дела Сына Божиего. Будем помнить и то, что Матерь Божия имеет всю полноту благодати, теплота которой умягчает и согревает наши сердца к принятию духовных даров: мира, радости, долготерпения, милосердия.

Вот и нам Отцы советуют: когда мы взяли в руки Священное Писание, прочитали одну главу и ничего не поняли, и ничего не тронуло – читай следующую; опять не тронуло – читай следующую. Обязательно через несколько глав что-то коснется не ума, а сердца, и ты почувствуешь, что это не простые слова – это слова Божии. И не просто когда-то, где-то и кому-то сказанные, а вот сейчас, сегодня Господь тебе лично говорит через эти строчки Священного Писания.

А о том, что слово Божие действительно способно преображать и изменять любого человека, кто с верой, преданностью слышит, слушает эти слова и не только слушает, но и верит этим словам, и живет по этим словам, рассказывает следующий случай.

Однажды корабль, это было в XIX веке, потерпел кораблекрушение. Спасся только капитан и был выброшен на какой-то остров. Его подобрали туземцы, обогрели, одели, накормили. Вождь этого племени принял его в своей хижине, они разговорились, и ему дали приют. И вдруг капитан увидел какую-то книгу в кожаном переплете. Он спросил у вождя:
– Что это такое?
– Это Евангелие, которое нам принесли белые люди с материка.
Капитан удивленно сказал:
– Евангелие? Так сейчас любой просвещенный человек в него не верит.
– Как не верит?
– А потому, что никакой практической пользы от него нет.
– Ты знаешь, больше не говори так, – возразил вождь. – Польза от него есть, ведь то, что мы сейчас говорим с тобой, – это благодаря Евангелию. Если бы не было Евангелия, мы с тобой поступили так, как поступали наши отцы, деды и прадеды с туземцами, которые попадали на наш остров, – мы их съедали во время ужина.

Так Евангелие преобразило жизнь дикарей, которые, казалось бы, были чрезвычайно далеки от слова Божиего.

Помните: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Мф. 7, 12). Поэтому постараемся с этого дня, с праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, с события, послужившего началом нашего спасения, с которого начинается весь богослужебный год, постоянно обращаться к слову Божиему… И слово Божие, живое и действенное, когда-нибудь, если мы дадим ему место в нашем сердце, будет способно и наше каменное сердце умягчить, преобразить, очистить, чтобы оно стало сияющим сосудом благодати Божией. И чтобы то благодатное, что будет в нашем уме, в нашем сердце, стало бы изливаться на тех людей, которые окружают нас, которые близки нам.

Пока только о Матери Божией, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, можно сказать: «…Богоматерь была тем единственным словесным сосудом, в который Бог вселился самым существом Своим».

Желаю нам, чтобы Евангелие стало живой благодатной водой, способной помочь и нам самим, и тем людям, которые вместе с нами. Чтобы мы действительно услышали слова апостола Павла: «…Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4, 6).

Также обратимся и к Пресвятой Богородице: «Радуйся, новый свет человеческого спасения, утро благодати, вечер греха…» Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Игумен Тихон (Борисов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Игумен Тихон (Борисов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Макарьева пустынь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь