Основатели и молитвенные заступники Валаамской обители

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь

200 лет назад была составлена служба преподобным Сергию и Герману Валаамским для общероссийского почитания…

В 1817 году архимандритом Коневского монастыря Иларионом была составлена служба преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам. Текст службы был напечатан в Синодальной типографии с приложением поучительного слова на их память. Через два года, 20 октября 1819 года Святейшим Синодом было предписано общероссийское почитание Валаамских угодников и определены дни церковного празднования их памяти – 28 июня/11 июля и 11/24 сентября.

В 1906 году епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии Сергий (Страгородский) написал гимн преподобным, –  один из основателей обители был небесным покровителем будущего Патриарха Московского и всея Руси. Копия этой драгоценной рукописи доступна и находится в Финляндии, в архиве Ново-Валаамского монастыря.

Основатели Спасо-Преображенской Валаамской обители преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в X веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Исторические сведения об основателях скудны. В те времена монастырь подвергался частым нападениям врагов. По этой причине иноческие служения в нем прерывались порой на десятки лет. В нашествиях сжигались и разрушались церковные памятники, святыни.  Были сожжены и разграблены библиотеки монастыря и хранилище рукописей. Утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. Большие утраты письменных свидетельств произошли также в XVI – начале XVII века.

Ныне единственным написанным на Валааме историческим документом, где отражено подлинное знание о первоначальниках обители, является древний Валаамский синодик, который после разорения обители в 1611 году хранился в Староладожском Васильевском монастыре. В синодике в списке игуменов упоминаются преподобные Сергий и Герман. Свидетельством иноческого подвига преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. Смысл иноческого жития преподобных Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом православия в ранние века христианского просвещения.

Новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163–1164 годах:


«В лето 1163 поставиша Великому Новуграду архиепископа Иоанна Перваго, а прежде были епископы. Того же лета обретены были мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валаамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне...» («Poссийская летопись по списку Софейскому Великаго Новаграда»). Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии. Свидетельством их церковного почитания является наличие их в соборе Новгородских святых, упоминания в службе «Всем русским святым», составленной в XVIII веке, а также прориси и иконописный подлинник XVIII века. Текст подлинника гласит: «Сергий подобием сед, брада Александра Свирскаго, ризы преподобническия, схима на плечах»,.. Герман сед, брада покороче Влаасиевы, ризы преподобническия, схима на плечах… Сергий сед, брада аки у Александры Свирскаго, ризы преподобническия, на плечах схима. Герман сед, брада аки у Кирилла Белоезерскаго, риза преподобническая, на плечах схима». В начале XVIII века были известны иконы преподобных Сергия и Германа.

Напоминание об утраченном житии преподобных встречается в многочисленных списках «Валаамской беседы», памятника церковной публицистики XVI – начала XVII века. Зачало «Беседы», несомненно, является отрывком из сентябрьских Миней, где повествуется о перенесении мощей преподобных Сергия и Германа (Карельских чудотворцев) из Новгорода в монастырь Всемилостивого Спаса по утешении военной опасности, по-видимому, в 1182 году, что подтверждается новгородскими летописными источниками.

Первоначальное место подвигов преподобных Сергия и Германа указывается на Святом острове. Так говорит предание, известное при игумене Ефреме во второй половине XVIII века. Также данный факт подтверждает и шведский атлас, в котором на карте острова Валаама Святой остров именуется как Vanho Valamo – Старый Валаам, и на этом острове указан крест.
В грамоте Новгородского митрополита Варлаама, от 27 мая 1592 года, излагаются некоторые правила Валаамского общежития: «Жить по чину монастырскому благочинно, смирно, безмятежно, по преданию отеческому и по закону преподобных Валаамских первоначальников Сергия и Германа – общежительством. Закон и начало, изстари положенные в Валаамском монастыре, не разорять, но сохранить со всяким благоговением. Жить в согласии всей братии и слугам вкупе, единомысленно и меж себя в послушании. Монастырское содевать по совету, с сбора всей братии; без братского собора не должны действовать ни старец, ни слуга. Общину соблюдать по-прежнему: платье и обувь давать по старине, из монастырской казны как братиям, так и слугам. Казначея во всяком обиходе: приходе и расходе, считать в правду по спискам».

Чрезвычайно широкое распространение «Валаамской беседы», известной во множестве списков XVI, XVII, XVIII веков, свидетельствует о высоком духовном авторитете основателей Валаамского монастыря, так как именно их духовными устами изложена позиция нестяжателей в известной церковной полемике XVI века.

В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году в царствование великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных Сергия и Германа и надругаться над ними, но Господь молитвами преподобных вскоре послал на нечестивых великий недуг и расслабление членов; они устрашились, и над мощами устроили часовню. В этом же году архимандрит Тихвинского монастыря Макарий подал на имя Российских самодержцев следующее прошение: «Милостивые Государи и Великие Князи Иоанн Алексеивич, Петр Алексеевич, всея Великия и малыя и белыя России Самодержцы, пожалуйте нас, богомольцев своих; не дайте, великие государи, тех святых Германа и Сергия Валаамских, паче же и Российских древних, преславных чудотворцев их мощем у проклятых лютор в поругании быть: повелите, государи, те святые мощи с того Валаамского острова от их лютерского поругания пренести в свое царское богомолие монастырь, дабы оне, проклятые люторы, тем не возносилися и святым нашим поругания не чинили, и за сие бы от окрестных государств, которые ныне состоят в благочестии и содержат закон греческий, поношения и укоризны не было; паче же премудрый Господь Бог, за сие люторам на святыя наша попущение, на нас праведного Своего гнева не послал. Воистину великие Государи, тии Святые Герман и Сергий, Валаамские чюдотворцы, преславные, еще живи быша, и тогда прорицаху настоящая, будущая, яже о сем, великие Государи, сотворите прилежное радение, дабы тех святых Германа и Сергия
Валаамских, паче же Российских православных чудотворцев, много чудесныя их мощи от проклятых лютор в поругании не были. За сие же вашу государскую благую ревность и за прилежное тех святых Германа и Сергия чудотворцев о вас молитвы, подаст вам Господь Бог милость Свою и покорит вам вся враги, возстающия на Православную нашу Христианскую веру под ноги ваша, о сем молим вас милостивых и премилостивых великих государей. Мы богомольцы ваши, и милости просим великие Государи Цари смилуйтесь».

В 1764 году капитан Яков Яковлевич Мордвинов посетил Валаамский монастырь. В своих записках он описывает Святой остров, место первоначальных подвигов преподобных Сергия и Германа: «К святому острову пристали с западной стороны, а в других местах пристать невозможно, понеже все каменные горы на утес, а где пристали на берегу крест деревянный и – восход на гору весьма крут. В половине горы часовня деревянная и в ней образы. Часовня поставлена, и образы написаны при игумене Ефреме. Позади той часовни пещера в каменной горе, где преподобные спасались. Проход во оную тесен, и проходили на коленях. Вшед в пещеру, можно стоять двум человекам. В оной стоит деревянный небольшой крест и лежат небольшие два камня, а над входом в оную пещеру висят отломившиеся от горы каменья, и некоторые лежат при входе, и видно, что упали с верха и расшиблись. По выходе из пещеры восходили на самую высоту горы и проход весьма крутой, и над проходом висят каменья и деревья. Взошед на гору, площадь которой вся заросши лесом, и погуляв на той горе спустились к своему судну. Святой остров от Валаамского отделяется проливом широтою на одну версту».

В 1755 году игуменом Ефремом был выстроен новый деревянный соборный храм, в котором имелся придел преподобных Сергия и Германа. Тот же путешественник Мордвинов так описывает сам монастырь: «Монастырь построен на горе каменной, церкви, колокольня и ограда деревянные. И всему оному монастырю взят план, и на плане означено: Соборная церковь Преображения Господня, в ней приделы: с южной стороны – святых апостолов Петра и Павла, с северной – святого апостола Иоанна Богослова, вверху с юга – святого апостола Андрея Первозванного, с северу – святых праведных Захарии и Елисаветы, внизу с южной стороны – преподобных отец Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, где и мощи преп. под спудом, а сверху сделаны раки, и на раки их положены живописные их образы».

К 28 июня 1789 года был выстроен и освящен новый соборный храм преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев казначеем Иннокентием с братией, где мощи их почивают под спудом в Спасо-Преображенском Соборе Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной молитвенной помощи преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере просящих и молящихся.
Преподобные Сергий и Герман никогда не оставляли своего братства. Есть в Валаамской обители предание, идущее от старцев, современных игумену Назарию, что «когда сей благочестивый настоятель созидал Соборный Преображения Господня храм на Валааме, то при рытии под основание его рвов видимы были гробницы Преподобных Сергия и Германа, стоящие в склепе прикрытом каменною плитою. Богомудрый игумен несмотря на общее желание открыть сию Святыню, немедленно при себе велел заложить камнем, отверстие, чрез которое она была видима и запретил даже об этом говорить; а между тем изустно сообщил о сем открытии Высокопреосвещенному Гавриилу, Митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому и Святитель одобрил такое его распоряжение».


Так на протяжении тысячи лет преподобные Сергий и Герман продолжают свидетельствовать свое незримое присутствие, охраняя молитвенным предстательством Валаамскую обитель. Свидетельством их богоугодной жизни стало множество чудес и исцелений, подающихся по вере просящих о молитвенном предстательстве преподобных Сергия и Германа, которые продолжаются и в настоящее время. В монастырском архиве, находящемся ныне в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре, сохранился сборник «Чудеса преподобных Сергия и Германа». Составлен он был по благословению игумена Дамаскина.

В июне 1999 года на Валааме в Спасо-Преображенском соборе происходило мироточение иконы преподобным Сергию и Герману Валаамским, написанной в 1895 году и помещенной в алтаре верхнего храма в честь Преображения Господня. Эта икона с момента освящения всегда находилась в соборе, и не покидала острова. Позднее ее перенесли в нижний храм и установили около раки со святыми мощами.

«Мы благодарили Господа за Его изреченную милость к нам, за то, что Господь по молитвам преподобных вот так укрепляет нас, через такие знамения. Укрепляет нас в нашем монашеском пути для того, чтобы мы могли переносить все те трудности, которые у нас есть, безропотно, зная, что Господь с нами, что благодать Божия с нами», – говорит наместник Валаамского монастыря епископ Троицкий  Панкратий.

Материалы по теме

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Гродненский Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь
Тульский Богородице-Рождественский женский монастырь
Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь
Мария Сараджишвили
Дмитрий Анохин
Милостиво-Богородицкий Кадомский женский монастырь