«Сура для тебя, только не жалей себя»

Сурский Иоанновский женский монастырь

2 января, в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, знакомим наших читателей с жизнью обители, основанной отцом Иоанном на своей родине в самом начале XX века, а пять лет назад возрожденной во имя всероссийского пастыря и чудотворца.  

Сурский Иоанновский женский монастырь Архангельской и Холмогорской епархии – это молодая обитель, которой недавно исполнилось пять лет. Монастырь является наследником Сурского Иоанно-Богословского женского монастыря, основанного святым праведным Иоанном Кронштадтским на своей родине. В советское время Сурская обитель приняла страдания за Христа вместе со всем русским народом: в 1921 году она была закрыта, Никольский храм разрушен, скит сожжен, Успенский собор превращен в склад. Насельниц разогнали. По преданию, некоторых сестер утопили вместе с баржей в реке Пинега или в Белом море.

Возрождающийся монастырь теперь носит имя своего основателя – самого отца Иоанна Кронштадтского. В настоящее время проведено уже много работ по возрождению попранных святынь: восстановлены Никольская церковь, колокольня, часовня Илии Пророка, заново выстроен скит, отремонтировано церковное здание, в котором теперь расположились домовый храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского и музей. Построены два гостевых дома. Начинаются работы по восстановлению Успенского собора, строится Дом милосердия для пожилых вдовых священников.


Возрождается и монашеская жизнь обители. Пока здесь живет всего пять сестер во главе с матушкой – игуменией Митрофанией (Миколко). День сестер начинается с молитвы и кончается молитвой. Утреннее и вечернее правило насельницы читают вместе. Литургия в монастыре служится два раза в неделю. Все сестры обучены уставу, поэтому, когда нет Литургии, чередная сестра после утреннего правила читает службу мирским чином, а остальные идут на послушания – на кухню и на коровник: в хозяйстве есть две коровы, теленок и куры. Общая же канва дня такова: подъем, утренние молитвы, служба, завтрак, послушания, обед, чтение кафизм, послушания, вечерняя служба, чай, вечернее молитвенное правило, отбой. В монастыре читается Псалтирь, и за каждой сестрой закреплены определенные кафизмы, которые она читает в назначенные для этого часы.

В кельях сестры живут по одной, но это определено скорее количеством келий и не является правилом. Новоначальным матушка жить в отдельной келье не благословляет, поэтому, если в монастырь приходит новая сестра, ее на первое время поселяют к одной из насельниц. Малочисленность монастыря вносит свои коррективы в организацию и духовной, и хозяйственной жизни. Отношения в обители ближе к семейным, и каждая сестра имеет возможность обратиться к матушке игумении за советом в любой момент, когда есть необходимость.

В монастыре достаточно обширное хозяйство, поэтому каждая насельница одновременно и является старшей на своем послушании, и сама же его исполняет. Неотъемлемая часть жизни сестер – сельские работы: посадка, прополка, полив. Жители села Сура – монастырские прихожане и даже те, кто совсем не ходит в храм – с воодушевлением приходят на помощь и трудятся с большой отдачей. Они помогают на субботниках, в уборке, на полях, помогают свечнице в храме; прихожане ведут занятия в воскресной школе.


«Думаю, что это характерно для большинства современных монастырей, – рассказывает игумения Митрофания. – В том случае, когда объем работ хоть ненамного, но превышает возможности и силы сестер. И, полагаю, это тоже не без Промысла Божиего. Находясь в таких условиях, мы всегда взываем к Богу: “Господи, помоги, без Тебя мне здесь не справиться! Господи, пошли мне хоть кого-нибудь в помощь!” Таким образом, мы перестаем надеяться только на свои силы и всегда пребываем в воззваниях к Богу. И Господь не оставляет нас! День в монастыре начинается с молитвы игумении: “Господи, благослови нас на сей день, и не так, как мы хотим, а как Тебе угодно”. И понеслось… 

Конечно, общая канва есть, и общий план работ на день мы всё же составляем, но… – опять-таки,  думаю, как и во многих монастырях – Господь  в наши планы смело вносит Свои правки. Поэтому сказать, что послушания в монастыре  заканчиваются строго в определенный час, подобно рабочему дню в мирской организации, я не могу. Да так и не может быть. Есть известное понятие, что священник не работает – он служит. Это принципиально разные вещи. То же самое можно сказать и о послушаниях. Через них сестры служат Богу. Мы не можем сказать: “Простите, мой рабочий день закончился”. Послушания органично вплетаются в нашу жизнь и становятся ее частью. Возможно, на первых порах новой сестре будет  непросто. Нужно время, чтобы  перестроиться, понять и принять, что ты не хозяйка своей жизни и своего времени, что бывают дни, когда нужно потрудиться и после “отбоя”, после вечернего молитвенного правила. Но, милые сестры, поверьте, Господь за всё-за всё воздаст! Он утирает каждую слезинку! И на каждый вздох приуготовляет душе личное, только ей предназначенное утешение. 

Конечно, в нашем монастыре непросто. И немногие к нам доберутся, и еще меньше – останутся. Раньше говорили: “Кто суров – тому в Саров, кто упрям  – тому Валаам”. А мы можем продолжить: “Сура для тебя, только не жалей себя”. Нужно суметь отказаться от себя. Это и значит  посвятить себя Богу». 


Материалы по теме

Публикации

Протоиерей Михаил Дудко
Протоиерей Михаил Дудко

Монастыри

Сурский Иоанновский женский монастырь
Архангельская область, Пинежский район, село Сура
Сурский Иоанновский женский монастырь
Архангельская область, Пинежский район, село Сура

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Сурский Иоанновский женский монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь