«Путь ко спасению»

Свято-Успенский Вышенский монастырь

Успенский Вышенский монастырь, основанный в XVI–XVII вв., впервые упоминается в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Феодоровича Романова. С самого своего основания обитель вела миссионерскую работу, просвещая светом православной веры местное население – мордву. В 1827 году по повелению Самой Царицы Небесной в обитель была передана Казанская икона Божией Матери, которая впоследствии прославилась чудесными исцелениями от холеры жителей Тамбова, Моршанска, Шацка и других городов. Икону повсеместно стали почитать как чудотворную, а сам образ получил наименование Вышенской.

В XIX в. наряду с Оптиной и Саровской пустынью Вышенская пустынь становится признанным духовным центром России. В бытность настоятельства архимандрита Аркадия (Честоного) пустынь духовно окормляла многочисленных верующих, проводилась большая просветительская и образовательная работа, работа по строительству  и оснащению многих духовно-просветительских училищ, школ.

Известный подвижник и богослов Русской Православной Церкви святитель Феофан, Затворник Вышенский, провел на Выше последние 28 лет жизни, из них 22 года в строгом затворе. В многочисленных письмах святитель Феофан писал о необходимости укрепления духовно-нравственных основ общества. Самая известная его книга «Путь ко спасению» и сегодня многих приводит к вере, указывая путь к христианской жизни. Многие считают святителя всенародным пастырем и духовником, в трудах которого можно найти ответы на самые насущные вопросы духовной жизни.

Сегодня Успенский Вышенский монастырь, продолжая вековые традиции обители, возрождается как духовно-просветительский центр Рязанской митрополии. В основе жизни современных насельниц Вышенского монастыря лежит молитвенное служение, которое по силам сочетается со служением миру, в особенности в деле прославления памяти небесного покровителя обители – святителя Феофана, Затворника Вышенского, чей 200-летний юбилей отмечается в этом году.

Сейчас монастырь превратился в процветающий духовный центр. Активно ведутся ремонтно-реставрационные работы в зданиях, в которых еще совсем недавно располагалась  психиатрическая больница.

Отреставрирован  корпус святителя Феофана, в котором расположился музей и домовая церковь подвижника. Восстановлен и открыт для богослужений Казанский собор, в иконостасе которого размещена чудотворная икона Казанская Вышенская. В 2009 году в Казанский собор из Успенской церкви была перенесена рака с мощами святителя Феофана.

Проведены ремонтно-реставрационные работы в здании с историческим названием «Ледник». Оно приспособлено под трапезный комплекс, в который входят два трапезных зала, две кухни, просфорня. В главном зале установлен большой киот с иконами, а стены расписаны. В этом зале проходят все главные мероприятия монастыря, включая Феофановские чтения. Открыт административный центр, в котором находятся не только служебные кабинеты, но и церковная лавка, лавка «Дары подворья», ризница. Недавно открыт новый келейный корпус, в котором на первом этаже располагаются игуменские покои, а на втором  – келии сестер.

Сестер в монастыре немного – 16 человек. Проживают они по одной в келии. У всех насельниц есть келейное правило – чтение кафизмы Псалтири с помянниками. Сестры преклонного возраста имеют возможность выполнять правило в течение дня, а сестры, занятые на послушаниях, выполняют его  вечером.

Общее утреннее правило начинается в 05.30 в Казанском соборе. Читаются утренние молитвы, полунощница, Евангелие, Апостол, каноны. По окончании правила ежедневно служится молебен с акафистом Матери Божией и свт. Феофану Затворнику (акафисты чередуются через день). Присутствие сестер на утреннем правиле обязательно. По окончании молебна читаются часы и служится Литургия. Сестры, свободные от послушаний, остаются на службе, остальные расходятся по послушаниям. В воскресные и праздничные дни все сестры остаются на службе. 

Послушания в монастыре разные: в храме, в трапезной, в просфорне, в ризнице, в музее, в гостинице, на подсобном хозяйстве. Многие сочетают несколько послушаний: монастырь активно восстанавливается, и нужно очень многое успеть сделать.

Деятельность монастыря выстраивается согласно уставу. Основные вопросы по жизнедеятельности обители решаются игуменией, а в ее отсутствие благочинной. Каждая сестра имеет возможность общаться с матушкой игуменией непосредственно или по телефону.

В монастыре большой штат сотрудников, которые работают по найму. Те работы, квалификации которых не имеют сестры, распределяются между наемными работниками. Присутствие светских людей в монастыре достаточно обширно. Это и паломники, и сотрудники, представители административных, правительственных структур, а также местные жители, которые до сих пор проживают в зданиях монастыря. Обитель является градообразующим объектом, и благодаря активной деятельности монастыря удается решать вопросы, связанные с жизнедеятельностью поселка: построен новый детский сад, осуществлено благоустройство центральной части поселка Выша, отремонтированы дороги, установлено уличное освящение, установлена новая водонапорная башня и система водоснабжения. Созданы прогулочные детские зоны вокруг рождественской ели, установлен памятник св. Феофану. В одном из зданий монастыря организован медицинский центр, который будет предоставлять услуги населению. Также монастырь организовывает поездки детей на новогодние елки, экскурсии.

Монастырь имеет возможность принимать как трудников, так и имеющих намерение остаться служить Богу.

В этом году в праздник Успения Пресвятой Богородицы обитель отметит свое 390-летие.

Материалы по теме

Предстоятель

Доклады

Игумения Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга Домника (Коробейникова)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Свято-Троицкая Филиппо-Ирапская пустынь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь в Санкт-Петербурге
Игумения Ангелина (Нестерова)