Тихая радость Божьего присутствия

Монастырь Святых царственных страстотерпцев на Ганиной Яме

Ганина Яма… место, известное ныне всем как Русская Голгофа.  Земля, принявшая тела страстотерпцев, убиенных в екатеринбургском доме инженера Ипатьева. С Ипатьевского монастыря началась династия, в Ипатьевском доме была перевернута последняя страница – наступил конец империи, которую – не будем мечтателями – уже никогда не вернуть. Но может быть, здесь и начало иной России – православной, кающейся, только без Царя…

Монастырь на Ганиной Яме был основан чуть более пятнадцати лет назад –   современная обитель, вобравшая в себя многовековые традиции русского монашества.    Здесь среди леса возведены деревянные храмы по числу святых царственных страстотерпцев, ежедневно совершаются богослужения. Каждый день – две Божественных литургии.

– Главное делание монахов – молитва за весь мир, – говорит наместник монастыря архимандрит Пимен (Адарченко). – К нам не так просто добраться, иногда бывает, что и богомольцев на ранних Литургиях нет… Но такие традиции сложились, и мы их продолжаем. Ведь хорошо, когда в монастыре всегда служба. В этом – наша действенная любовь к Богу и к людям.

Может быть, эта любовь и привлекает сюда тысячи и тысячи паломников со всех концов большой России и из-за рубежа. Место, которое обыденным сознанием воспринимается как место трагедии, является новой отправной точкой: через страдания, от смерти – к Воскресению.

Лик святых, связанных с царственными страстотерпцами, умножается: недавно Русская Православная Церковь канонизировала врача, друга царской семьи Евгения Боткина. Прославление было совершено в начале февраля в Екатеринбурге, в храме-памятнике на Крови, на том самом месте, где было совершено убийство.  

– На Ганину Яму надо приехать, чтобы узнать историю России, –  рассказывает Владимир Анатольевич Кузнецов, руководитель музейно-выставочного центра, устроенного прямо под храмом Державной иконы Божией Матери.

Музейный центр открылся не так давно, но уже гордится некоторыми цифрами посещаемости, пик которой случился в минувшем январе – здесь побывали более семи тысяч человек. Напомним, что монастырь расположен в отдалении от города, а на Урале зимы пока остаются похожими на зимы: и морозы крепкие случаются, и снега много…

В музее хранится малое число раритетов. Их передали в дар люди, те, кто  еще в советское время пытались спасти от уничтожения дом инженера Ипатьева. Они смогли вынести и сберечь некоторые предметы. Это они еще в конце 80-х годов прошлого века шли крестным ходом на Ганину Яму, не боялись ставить кресты и открыто молиться на месте русской катастрофы.

Да, предметный ряд не велик. В музее представлены балясины лестничного марша, что вел с первого этажа дома вниз, в расстрельную комнату.  Эти материализованные отголоски прошлого провожали царскую семью, их друзей, слуг в путь к вечности. В небольшой витрине находится и фрагмент обоев Ипатьевского дома...

– Мы рассказываем здесь о семье, о том, как они жили в эти последние месяцы… Вы не найдете в их дневниках ропота, стенаний, жалости к себе, как это порой свойственно нам. Мы размышляем здесь о любви и ненависти, о доброте и злобе – обо всем том, что свойственно сейчас нашей жизни и было тогда. Стараемся понять ситуацию, которая сложилась в стране на тот момент, и хотя бы отчасти ответить на вопрос: почему так случилось? Ведь сегодня большинство живет лоскутным мышлением, навязанными представлениями, и каждый посетитель сам для себя должен найти ответ на это неотступное «почему?», –  говорит руководитель музейно-выставочного Центра на Ганиной Яме.

Музеи и целые экспозиционные комплексы стали спутниками многих монастырей. Музейные технологии идут вперед. В этом смысле обитель на Ганиной Яме не исключение. Например, в музейном центре представлена реконструкция той страшной комнаты Ипатьевского дома, хранится огромный ряд фотографического материала, документов. Но ощущение священного пространства создается, в первую очередь, природой, храмами и людьми – теми, кто здесь подвизается, и кто сюда приезжает.

В царские дни в июле число паломников достигает пятидесяти тысяч человек. И монастырь должен всех принять, устроить, утешить, накормить. Не так давно рядом с обителью стал действовать современный паломнический центр с достойными условиями проживания, где предлагается и трапеза.

…В дневнике царя за 1917–1918 гг. неоднократно встречается имя повара Ивана Харитонова, также не оставившего царскую семью до смертного часа. Его кулинарные изыски в условиях дефицита продуктов становились поводом для дневниковых записей. Так, в последние месяцы жизни Николай II отмечал: 19 мая 1918 г.: «Ужин опять принесли за два часа – Харитонов его разогрел к 8 час.»; 29 мая: «К завтраку Харитонов подал компот, к большой радости всех»; 5 июня: «Со вчерашнего дня Харитонов готовит нам еду, провизию приносят раз в два дня. Дочери учатся у него готовить и по вечерам месят муку, а по утрам пекут хлеб! Недурно!»

Императрица Александра Федоровна тоже упоминала в дневниковых записях о Харитонове: 20 мая 1918 г.: «Харитонов приготовил нам картошку, салат из свеклы и компот»; 7 июня: «Харитонов приготовил макаронный пирог для других и меня, потому что совсем не принесли мяса»; 27 июня: «2-й день остальные не едят мяса и питаются остатками скудной провизии, привезенной Харитоновым из Тобольска…»

– Я в глубине души мечтаю о послушании повара, – говорит архимандрит Пимен. – Мне очень нравится кормить людей. Это важное и нужное дело, приносящее особенную радость тому, кто делает, и тому, для кого делается. У нас в монастыре всегда много заготавливается консервов, солений. Но, на мой неспокойный взгляд, мне всегда кажется, что будет мало, поэтому всем даю указания: покупайте всего побольше. Наши припасы может попробовать каждый паломник. У нас своя пекарня. И еще мы разработали рецепт щучьих котлет, которыми угощаем всех богомольцев. Это стало неким нашим брендом, как сейчас скажут. Бывая в разных монастырях, я стараюсь узнать тот или иной рецепт и использовать его. Монастырь Святых царственных страстотерпцев стал одним из главных участников фестиваля «Постной кухни», недавно прошедшего в Екатеринбурге по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла.

Еще одна забота наместника – небольшое хозяйство: коровы, козы, лошадки, куры. Монастырь живет своим подворьем. На радость ребятне в Ганиной Яме обитают и кролики.

– Но иногда они утешают и монахов, – рассказывает архимандрит Пимен. – Любой мир не без стресса. А придешь сюда к кроликам, к коровкам, – и невзгоды, недовольства, раздраженность отступают… И приезжающих богомольцев на Ганиной Яме стараются утешить. Всё бывает, но надо понять и принять любого человека, постараться его не осудить. В  жизни важно, чтобы тебя хотя бы выслушали – это сегодня стало такой редкостью. …А сюда надо приехать, не только чтобы понять противоречивость истории нашей страны, которую мы любим, но и ощутить особый ход времени. Ведь время в монастыре другое, здесь всё по-иному: и лес, и наши храмы, выросшие как из сказки, и тихая молитва иноков преображают это место страшной русской трагедии  тихой и светлой радостью Божьего присутствия.

 

Юлия Стихарева 

Материалы по теме

Публикации

Протоиерей Михаил Дудко
Протоиерей Михаил Дудко

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь