Послушание «о Христе братии»: что это означает в контексте монастырской жизни

Иеромонах Даниил (Константинов)

Доклад иеромонаха Даниила (Константинова), и.о. обязанности наместника Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы на круглом столе «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» (Воскресенский Новодевичий женский монастырь Санкт-Петербурга, 2-3 июля 2018 года).

Данная тема стоит несколько в стороне от распространенных понятий о добродетели монашеского послушания. Или точнее – является дополнением, причем, можно сказать, существенным дополнением к понятию о послушании монаха, инока, монастырскому начальству и духовнику.

Ее значимость определяется тем, что жизнь монаха-послушника проходит не только в соприкосновении с начальством, но по большей части среди такой же, как он, братии монастыря.

Известны слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «Следующим образом возлюби ближнего: не гневайся, не памятозлобствуй на него, не позволяй себе говорить ближнему никаких укорительных, бранных, насмешливых, колких слов; сохраняй с ним мир по возможности своей; смиряйся пред ним… во всем, в чем можно уступить ему, уступай…» [1].

Но святые отцы говорят нам еще, что нужно оказывать послушание даже равным по чину монашеской жизни братьям…

В основе послушания лежит смирение, а смирение, как учат святые отцы, имеет три степени:

1) смирение перед старшими;

2) смирение перед равными;

3) смирение перед младшими.

У преподобного Никона Оптинского есть следующее рассуждение, когда он говорит о необходимости борьбы с собой и стяжания добрых навыков. «Желающий стяжать послушание истинное должен стараться слушаться всегда, в самых простых, даже житейских делах, только нельзя… быть послушным на злое» [2].

То есть здесь говорится о стяжании послушания как такового, послушания – как добродетели, без которой, по словам преподобного Иоанна Лествичника, «никто из страстных не узрит Господа».

Теперь хотелось бы остановиться более подробно на добродетели послушания братии в монастырях между собою, прояснив это на примерах.

В житии преподобного Никона Оптинского описывается такой случай. Перед окончанием назначенного срока пребывания в концлагере у него был обнаружен далеко зашедший туберкулез легких. Врач советовал воспользоваться представившейся возможностью, чтобы по состоянию здоровья быть переведенным в другое место, более подходящее в климатическом отношении.

«Отец Никон, везде и во всем всецело вручающий себя воле Божией, привыкший с дней юности своей отсекать волю свою… обратился за разрешением этого вопрос к отцу Агапиту. Отец Агапит не посоветовал ему предпринимать что-либо в этом направлении. Выслушав его слова, как из уст Божиих, отец Никон покорно произнес: “Воля Божия да совершается”» [3].

Другой пример.

Однажды в монастыре игумен Исаакий Оптинский, еще не будучи настоятелем, был в приемной отца Амвросия. Взяв со стола книгу, он спросил у старшего келейника старца: «Отец Михаил, благословите мне почитать эту книгу». Отец Михаил ответил: «Сделайте одолжение, отец игумен».

Из жизнеописания родных братьев-старцев Оптинских Моисея и Антония известно, что последний, даже став уже известным старцем, повиновался брату с глубоким смирением.

Приведем несколько примеров из Жития преподобного Паисия Святогорца.

Старец опытно переживал Таинство Послушания; опытом познав, какие блага приносит эта добродетель, он стремился к ней, искал ее. Он говорил: «Знайте, весь секрет монашеской жизни заключен в послушании: в том, чтобы отсекать свою волю – если это возможно, то даже и перед тем, кто тебя младше; если, конечно, нет опасности ему повредить».

«Первое время, когда Старец переселился в “Панагуду”, до него стали доходить желчные комментарии некоторых монахов, кельи которых расположены на пути из Кариеса к его келье. Шедшие к старцу посетители беспокоили этих отцов, и те роптали. Старец задумал сменить келью. Но когда он подошел к одному из афонских духовников – иеромонаху Никодиму и спросил его об этом, тот ответил: “Если тебе не скажет об этом Священный Кинот, не уходи”. Так старец Паисий оказал послушание и остался в “Панагуде”» [4].

Когда один монах выразил несогласие с желанием Старца посадить во дворе «Панагуды» несколько виноградных лоз, чтобы приходившие к нему паломники сидели в тени виноградных листьев, Старец послушался и сажать виноград не стал [5].

Когда в «Панагуду» приходил служить Литургию иеромонах, Старец спрашивал его о том, что ему читать, пока тот совершает Проскомидию: Часы, молебный канон Пресвятой Богородице, правило ко Святому Причащению или же молитву Иисусову? «Я привык слушаться священника и делать то, что он мне говорит» – говорил Старец [6].

Несмотря на то, что старец Паисий имел просвещенный ум и духовное рассуждение, в серьезных вопросах, как сказано в его Житии, он получал особые извещения от Бога, прося или даже не прося Его об этом. Несмотря на это, если речь шла о вопросах, касавшихся только его самого, он, по многому смирению, не хотел следовать своей личной воле, но спрашивал, как ему поступить, других старцев, духовников, епископов и даже своих духовных чад, оказывая им послушание [7].

В подтверждение этих мыслей можно привести пример из Жития преподобного Антония Великого. Об этом говорит святитель Игнатий (Брянчанинов) ”:

«Наше современное иноческое жительство по Священному Писанию и совету отцов и братии освещено примером главы монашества прп. Антония Великого.   Он не был в послушании у старца, но в новоначалии своем жил отдельно и заимствовал наставления из Писания и от разных отцов и братии… старался усвоить себе добродетель каждого добродетельного инока, всем оказывая по возможности послушание и смиряясь пред всеми. Поступай и ты, новоначальный, таким образом».

Далее святитель Игнатий пишет: «Оказывай послушание всем отцам и братии в их приказаниях, не противных Закону Божию, уставу, порядку в монастыре и распоряжению монастырского начальства. Но никак не будь послушен на зло, если и случилось тебе потерпеть за нечеловекоугодие и твердость твою некоторую скорбь» [8].

Нужно, наверное, сделать определенный вывод о том, что оказание послушания равным по чину из братии имеет очень важную цель – отсекать свою волю.

Очевидно, что слова преподобного Паисия Святогорца и других святых, которые мы приводили выше, говорят об их ре́вности в исполнении во всей полноте воли Божией, ревности об отсечении своей воли. Их слова и действия преисполнены благодати Духа Святого, Который руководствовал ими.

Ревность в отсечении своей воли заставляла их «не полагаться на самих себя, не считая себя разумными, не верить тому, что могут сами управлять собой», – как говорит преподобный авва Дорофей, объясняя смысл слов из книги Притчей (11:14): Имже несть управления, падают якоже листвия; спасение во многом совете [9].

А преподобный Паисий Святогорец добавляет: «Насколько бы духовным не был человек, насколько бы хорошо он не умел сам раскладывать по полочкам касающиеся его вопросы, – он не может найти внутреннего покоя, потому что Бог хочет, чтобы человек получил помощь от человека и исправлялся через человека. Благой Бог устраивает это для того, чтобы человек смирился» [10].

Очевидно, что у святых понуждение себя на отсечение своей воли обратилось в навык и выразилось в насущную потребность, желание все делать не по своей воле…

Таким образом, рассмотрев опыт святых отцов, причины, которые руководили ими в отсечении своей воли в отношении всей братии монастыря, просто единомысленых с ними монахов или даже благочестивых мирян, мы можем сделать вывод, что такое послушание является проявлением их свободной воли, «ревности по Бозе» в исполнении во всей полноте слова Божия спасение во многом совете и святоотеческого предания об отсечении своей воли. К тому же такое произволение в некотором смысле является исполнением слов апостола Павла будьте братолюбивы друг ко другу, в почтительности друг друга предупреждайте, а по-церковнославянски – честию друг друга больше творяще (Рим. 12:10).

Опытно познав силу слов преподобного Симеона Нового Богослова, святые отцы уже не могли действовать по-другому. Преподобный Симеон говорит: «Кто ради страха Божия отсекает свою волю, тому Бог неведомо для него, так что он и не знает, как это бывает, дарует Свою волю и соделывает ее неизгладимой в сердце его, открывая при этом очи сердца его, чтобы познал волю Божию, и подавая силу исполнить ее. Творит же это благодать Святого Духа, а без нее ничего не бывает» [11].

Поэтому в Житии преподобного Паисия Святогорца есть такие слова – «опытно познав».

Если позволите, в подтверждение этих мыслей хотел привести довольно известный пример из Жития великого праведника, святого праведного Иоанна Кронштадтского:

«Однажды отец Иоанн сильно заболел, это было в начале Великого поста. Врачи объявили, что больному непременно надо принимать сытную скоромную пищу, иначе он умрет. Ему настоятельно рекомендовали есть мясо.

– Хорошо. Я согласен, но только спрошу позволения у своей матери, – ответил больной.

– Где же ваша мать? – спросили его.

– В Архангельской губернии, – ответил он. Напишите ей, как можно скорее.

По просьбе больного написали письмо, в котором сын просил благословение матери принимать скоромную пищу в пост. Прошла неделя, другая, больному становилось все хуже. Наконец пришло письмо. “Посылаю благословение, но скоромной пищи Великим постом вкушать не разрешаю, ни в каком случае”. Отец Иоанн равнодушно принял отказ и был даже, видимо, доволен им, есть мясо отказался, даже рыбы не ел. Ему объявили, что в таком случае он умрет.

– Воля Божия, – ответил батюшка. – Неужели вы думаете, что променяю жизнь на благословение матери, нарушу заповедь: Чти отца своего и матерь твою?

Вопреки предречению врачей больной поправился» [12].

-------------------------------

[1]     Игумен Марк (Лозинский). Духовная жизнь мирянина и монаха. По творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова). – М.: Благо, 1997. С. 78.

[2]     Преподобный Никон Исповедник. – Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2014. С. 355.

[3]     Житие Оптинского Старца Никона. – Введенская Оптина Пустынь, 1996. С. 379.

[4]     Исаак, иеромонах. Житие Старца Паисия Святогорца. Перевод с греч. иером. Доримедонта (Суханина). – М.: Изд. Дом «Святая Гора», 2006. С. 383.

[5]     См. Исаак, иеромонах. Указ. соч. С. 383.

[6]     См. Исаак, иеромонах. Указ. соч. С. 383–384.

[7]     См. Исаак, иеромонах. Указ. соч. С. 383.

[8]     Игнатий (Брянчанинов), святитель. Приношение современному монашеству / Полное собрание творений святителя Игнатия (Брянчанинова). Т. 5. – М.: Паломник, 2003.

[9]     Преподобного отца нашего Аввы Дорофея душеполезные и поучения. послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. – М.: Отчий дом, 2001.

[10]   Паисий Святогорец, преподобный. Слова. Т. 3. Духовная борьба. – М.: Орфограф, 2016. С. 288.

[11] Преподобного Симеона Нового Богослова деятельные и богословские главы. 110.

[12]   Горбачева Н. Праведный Иоанн Кронштадский. – Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2010.
Материалы по теме

Публикации

Доклады