«Наши обители развиваются, накапливают собственный опыт, им уже есть чем поделиться, указать пути разрешения проблем». Часть четвертая

Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»

В перерывах между заседаниями круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты», который проходил в Новодевичьем Воскресенском женском монастыре Санкт-Петербурга 2 – 3 июля 2018 года, участники согласились ответить на вопрос портала «Монастырский вестник», в чем они видят ценность таких мероприятий для современного монашества. Публикуем заключительную часть ответов монашествующих, представлявших на форуме монастыри разных епархий.  

Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин (Белорусский экзархат Московского Патриархата)

Прежде всего, обращает на себя внимание то, что с каждым годом докладчики в своих выступлениях все больше опираются на опыт монастырей. Это показывает, что наши обители развиваются, накапливают собственный опыт, им уже есть чем поделиться, кто-то уже может указать пути разрешения тех или иных проблем, встречающихся в монастырской жизни. Еще можно отметить, что на наших встречах разговор всегда бывает открытым и доверительным, после докладов поднимаются довольно острые вопросы. Но если на первых порах обсуждение имело некую горчинку или, точнее, оттенок печали – что, мол, всё трудно, тяжело, и даже безысходно, то сейчас начинает вырисовываться путь выхода из ситуации. И то, что не совсем еще хорошо и правильно устроено в нашей монашеской жизни, сегодня уже представляется в другом свете. Это хороший задел на будущее – видеть дальнейшее развитие и совершенствование современного монашества, и это лишь подтверждает важность пути, который определил Святейший Патриарх Кирилл, благословив проводить подобные встречи, делиться опытом, вместе находить решения... Нас не может это не радовать.

Игумен Матфей (Черевикин), настоятель Спасо-Преображенского мужского монастыря Колпашеской епархии Томской митрополии

Наша епархия из новообразованных – ей чуть более пяти лет. На территории этого северного края, политого людской кровью (сюда ссылали и раскулаченных, и священнослужителей, и просто неугодных советской власти людей), созидаются два монастыря. Мужской – Спасо-Преображенский и женский – Свято-Никольский. Женский уже построен, в нем подвизается порядка 60 насельниц, а братии мужского монастыря (нас пока 12 человек) предстоит еще очень много работы в этом плане. Преосвященнейший владыка Колпашевский и Стрежевский Силуан благословил поехать на круглый стол в Санкт-Петербург меня и представительницу Никольской женской обители инокиню Фотину. Так что из нашего региона нас двое.

Я на путь монашества вступил в 1992 году, а на должность игумена Спасо-Преображенского монастыря был поставлен в прошлом месяце. И тут же получил благословение участвовать в монашеском форуме. Осенью 2017 года скоропостижно скончался мой духовный отец – основатель и игумен нашего монастыря архимандрит Иоанн (Луговских), теперь мне предстоит с Божией помощью продолжить его труды на этой стезе. Поставляя меня в игумены обители, владыка Силуан отметил, что тяжесть, которая лежит на плечах игумена, особая. Он привел слова святых отцов, что игумен не должен давать в своем сердце место ни обидам, ни злопамятности, ни мстительности, но все должен покрывать любовью, потому что Господь заповедует нам любить друг друга любовью совершенной, любовью пренебесной, любовью Христовой. «И если кто и обязан в первую очередь являть такую любовь, то это, конечно, тот, кому в Церкви дается какая-то власть», – сказал епископ Силуан в напутственном слове.

Примеры такой любви игумена к братии я видел во время своих паломничеств на Святую Гору Афон. К слову, как раз на Афоне я проходил непродолжительную стажировку перед моим поставлением в игумены монастыря. И с удовлетворением говорю: на нынешнем монашеском форуме прозвучало немало того, что близко моей душе, тянущейся к тысячелетней традиции строгого святогорского иночества. Также радость доставило появившееся в эти дни чувство, что проблемы, которые у тебя возникают (а я много лет был помощником настоятеля монастыря, духовником обители), в других обителях как-то решаются. Надо только собраться, обсудить, сопоставить, поделиться опытом, что мы сейчас и видим. Словом, осознание того, что ты хотя и подвизаешься в далеком крае, но ты не один, придает силы. Как и знакомство с архипастырями, игуменами и игумениями на этом мероприятии. Из докладов, посвященных послушанию как проявлению воли Божией, многие заинтересовали. Но для себя я в первую очередь выделил доклад игумении Анастасии (Мордмиллович), настоятельницы Казанского женского монастыря города Калуги «Послушание – основной монашеский обет». По возвращении в епархию я подготовлю отчет Преосвященнейшему владыке о поездке, а затем будем решать, в какой форме можно донести до братии и сестер материалы круглого стола. Надеюсь, Господь нам поможет это устроить.

Игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия

В одном из докладов я обратила внимание на такую замечательную мысль: Господь Сам всё дает послушнику, а от того требуется только расположение воли. На самом деле это так и есть, это самое главное: всё, что мы имеем, нам дает Господь. Нужно только малейшее наше – по собственной воле – движение ко Христу, и мы получаем от Него просимое. Поэтому в монастыре, наверное, так легко спасаться.

Архиепископ Пятигорский и Черкессский Феофилакт привел высказывание старца Эмилиана (Вафидиса), которое очень хорошо объясняет, почему в монастыре невозможна и неуместна дружба двоих. Для меня это стало своеобразным откровением. В словах Христа где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20), – говорит старец, – двое – относится к браку, а трое – к монашескому братству. Дружба двоих эгоистична, она разрушает монастырь, – я часто пытаюсь донести это до сестер, и вот Евангелие и толкование старца подтверждают это правило.

Мне очень понравился доклад игумении Домники, настоятельницы Екатеринбургской Ново-Тихвинской обители, потому что он был направлен больше даже не на послушников, а на самих игуменов. В нем было сказано главное: в первую очередь мы сами, игумении и игумены, должны исправить себя. Пока мы сами себя не исправим, пока мы раздражаемся, пока мы не можем принять ни одного проступка своих сестер, пока мы находимся в рабстве у этой страсти, мы просто не имеем права ничего требовать от них. Как любит повторять владыка Феогност, – нельзя научить только словом, надо учить собственным примером.

Материал подготовили Екатерина Орлова, Нина Ставицкая

Фото: Владимир Ходаков

Материалы по теме

Новости

Публикации

Епископ Касимовский и Сасовский Дионисий
Митрополит Смоленский и Дорогбужский Исидор
Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»
Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт
Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»
Епископ Касимовский и Сасовский Дионисий
Митрополит Смоленский и Дорогбужский Исидор
Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»
Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт
Участники круглого стола «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»