О работе Синодального отдела по монастырям и монашеству

Игумения Иулиания (Каледа)

Доклад заместителя председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельницы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы игумении Иулиании (Каледы) на межрегиональном совещании с участием монашествующих Нижегородской, Мордовской и Чувашской митрополий (Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, 22–23 ноября 2018 года)

В 2018 году исполнилось 30 лет с начала всеобщего возрождения духовной жизни, восстановления храмов и обителей в Русской Православной Церкви после семидесятилетнего периода гонений со стороны атеистической власти в российской стране. За этот период число монастырей увеличилось более чем в сорок раз – с 22 монастырей в 1988 году до 923 – в 2018 году. Всего на сегодняшний день в 151 епархиях Русской Православной Церкви действуют 923 монастыря (445 мужских и 478 женских). Из них в России мужских – 265, женских – 282; в других странах СНГ и Балтии – 172 мужских и 189 женских; в странах дальнего зарубежья – 8 мужских и 7 женских монастырей. Из монастырей 33 имеют статус ставропигиальных – (15 мужских и 18 женских).

Наибольшее число открытых монастырей наблюдалось в 1990-е годы, однако и сейчас ежегодно происходит прибавление в численности монастырей. На каждом заседании Священного Синода принимаются решения об открытии новых обителей.

В самом начале периода возрождения монастырей, в 1990 году, в целях координации вопросов, связанных с жизнью обителей, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II была создана Синодальная комиссия по делам монастырей, в 2012 году решением Священного Синода преобразованная в Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Основной задачей деятельности Отдела является оказание содействия монастырям в устроении внутренней монашеской жизни, согласно поручениям Святейшего Патриарха и Священного Синода.

Осуществление этой задачи на практике реализуется в двух основных направлениях работы Отдела, связанных с непосредственным общением членов Коллегии Отдела с руководителями и насельниками епархиальных монастырей:
1. Ознакомительные (инспекционные) поездки в епархиальные монастыри.
2. Общественно-церковные мероприятия (собрания, конференции) для монашествующих с участием игуменов, игумений, ответственных за работу с монастырями в епархиях.

Инспекционные поездки

С 2013 года по благословению Святейшего Патриарха члены Коллегии Отдела совершают поездки в епархии с целью ознакомления с жизнью епархиальных монастырей. Во время этих поездок происходит общение с руководителями и насельниками монастырей, выясняются особенности внешней деятельности и внутренней жизни обителей. Важно отметить, что эти поездки не являются «приездами ревизоров», но братскими встречами, взаимно обогащающими друг друга. Направляя членов Коллегии в ту или иную поездку, председатель отдела Высокопреосвященный архиепископ Феогност всегда напоминает, что они едут для установления братских отношений, при необходимости – для оказания помощи советом, рекомендациями, а иногда и конкретными действиями. Во время поездок члены Коллегии знакомятся с тем, как совершается суточный круг богослужений, существуют ли для этого необходимые условия, как живет и совершает келейное и молитвенное правило братия, каковы послушания в обители. Обсуждаются темы духовного руководства и духовного образования насельников. Не остаются без внимания и особенности административно-хозяйственной жизни обители, при необходимости затрагиваются юридические вопросы, проблемы восстановления архитектурных памятников и прочее.

Особое место занимают поездки в монашеские общины, желающие получить статус монастыря. В ходе таких поездок изучается наличие условий, необходимых для открытия монастыря, даются определенные рекомендации, составляется заключение. В течение двух-трех лет члены Коллегии продолжают посещение вновь открытого монастыря или монашеской общины, готовящейся к получению статуса монастыря, и оказывают необходимую поддержку. За прошедшие пять лет накоплен определенный опыт поездок, сформированы постоянные добрые отношения со многими епархиальными обителями.

В 2018 году по благословению Святейшего Патриарха силами Отдела предложен комплекс мер по поддержанию вновь открытых, малочисленных и особо нуждающихся в поддержке епархиальных монастырей. Среди предлагаемых мер и регулярное взаимодействие с опекаемыми монастырями с участием старших братий, ответственных за определенные послушания. Общение насельников друг с другом позволяет узнать те или иные особенности, традиции внутренней жизни, для взаимного назидания, а также, при необходимости, для оказания братского содействия.

Церковно-общественные мероприятия

С 2013 года ежегодно Отдел организует работу направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» в рамках регионального и международного этапов Международных Рождественских образовательных чтений, с проведением собрания с ответственными за монастыри в епархиях, а также проводит в течение года конференцию «Преемство монашеских традиций в современных монастырях» и заседание круглого стола. Конкретные темы этих мероприятий ежегодно определяются благословениями Святейшего Патриарха.

В 2018 году по благословению Святейшего Патриарха была реализована новая форма проведения конференций и собраний – с выездом делегации за канонические пределы Русской Православной Церкви. 1–2 ноября сего года в городе Никосии, на Кипре, состоялась международная конференция «Монашество России и Кипра – духовно-культурные связи», в которой приняла участие делегация Русской Православной Церкви из 57 монашествующих, в основном – ответственных за епархиальные монастыри, и вновь назначенных игуменов и игумений. Во время этой поездки участники получили уникальную возможность ближе ознакомиться с монашеской жизнью на Кипре, посетить монастыри, помолиться у древних святынь, узнать не только из докладов, но и из личного общения об опыте кипрского монашества.

8–12 ноября по благословению Святейшего Патриарха группа монашествующих в составе пятнадцати участников совершила паломническую поездку в Египет для поклонения общехристианским святыням и ознакомлению с монашеской жизнью современных египетских (коптских) монастырей. Данная поездка проходила с участием ОВЦС в рамках развития межцерковного диалога. Посещение египетских святынь принесло большую пользу участникам благодаря общению с руководителями, насельниками и насельницами шести мужских и трех женских обителей Египта и послужило практическим фундаментом для последующей конференции 17–18 ноября в Москве, посвященной теме духовного наследия египетских отцов.

Кроме организации церковно-общественных мероприятий, представители Отдела участвуют в различных епархиальных собраниях монашествующих, проводимых в рамках регионального этапа Рождественских Чтений или ежегодных тематических мероприятий. Отрадно заметить, что с каждым годом число проводимых в епархиях конференций и совещаний растет, подтверждением чему является и сегодняшнее братское собрание.

Содержание бесед и встреч, как во время инспекционных поездок, так и в рамках конференций и общецерковных собраний, формируется, прежде всего, теми приоритетами, которые определяет Святейший Патриарх для развития монастырей в своих обращениях к игуменами и игумениям обителей на общих игуменских собраниях, а также постановлениями Архиерейского Собора, решениями Священного Синода и другими резолюциями священноначалия.

Возрождение монашеской жизни неотделимо от следования церковному и монастырскому Уставу в русле святоотеческого предания, о чем неоднократно говорил Святейший Предстоятель. В 2014 году, на первом собрании игуменов и игумений под председательством Святейшего Патриарха в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, посвященном 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, Его Святейшество особо отметил, что «сегодня для дальнейшего возрождения подлинной иноческой жизни важно глубокое усвоение современными монастырями общежительных принципов. Общежительный монастырь предполагает общую трапезу, общие труды, общее имущество, послушания, получаемые от настоятеля, ежедневный круг богослужений, в котором участвуют, подчеркиваю, все насельники обители, и, естественно, одного духовного руководителя – игумена или игумению. Но даже эти характерные черты общежительного устава – не самые главные. Главное, чтобы у членов общежития, по слову Писания, были “одно сердце и одна душа” (Деян. 4: 32). А все, что я перечислил: общая трапеза, общее имущество, даже общая молитва, – это средства, направленные на то, чтобы формировалась монашеская община, живущая одной жизнью».

На следующем собрании, состоявшемся в храме Христа Спасителя в Москве в 2016 году, в рамках празднования 1000-летия русского присутствия на Святой Горе Афон, Его Святейшество определил направления монашеской традиции, служащие основой благоустроения внутренней жизни монастырей:
1. Богослужение, молитва.
2. Духовный авторитет игумена/игумении.
3. Дух отречения от мира.

По словам Святейшего Патриарха, игумены/игумении как руководители монастырей, прежде всего, несут ответственность за духовное делание и преуспеяние братства. «Сегодня в наших обителях нужно возрождать молитвенное делание, и прежде всего сами игумены и игумении призваны быть образцом молитвы, ибо именно в ней сила монашества. Главное достояние любого монастыря – это христолюбивое и добродетельное братство во главе с игуменом или игуменией. И наша основная цель – сделать так, чтобы современные обители были училищами подлинного благочестия и святости» (из слова Патриарха на собрании 2014 года).

Приведу еще одну цитату из слова Патриарха на Собрании 2016 года: «Мир сегодня жаждет истинного свидетельства о Боге, он смотрит на монастыри с надеждой, желая увидеть в монахах подлинных подвижников, он нуждается в живом свидетельстве о Христе».

В последние годы Его Святейшество особое значение придает теме духовного образования монашествующих. На заседании Священного Синода от 28 декабря 2017 года был принят документ, составленный с участием членов Коллегии Отдела, – «Положение о курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви», определяющий порядок создания и деятельности просветительских курсов для монашествующих и готовящихся к постригу в монастырях Русской Православной Церкви.

Положительным фактом является то, что в настоящее время в ряде епархий, в том числе в Нижегородской, данное решение уже начало воплощаться в жизнь. По итогам взаимодействия с епархиальными монастырями хотелось бы отметить положительные явления монастырской жизни, свидетельствующие о стремлении руководителей монастырей к следованию святоотеческому преданию и древним монашеским традициям, с учетом особенностей современных условий жизни монастырей:
– во многих обителях налаживается совершение суточного круга богослужений, уделяется внимание молитвенному правилу насельников;
– руководители заботятся о насущных нуждах братии, обеспечивая, по возможности, всем необходимым;
– игумены и игумении стараются регулярно проводить духовные беседы с братией, с чтением святоотеческих творений, а также знакомят насельников с содержанием докладов и сообщений монашеских собраний и конференций.

Однако остаются нерешенными ряд важных вопросов, которые хотелось бы обозначить.

1. Малое число молодых насельников, малое число новых братий и сестер, «вымирание» обителей, образовавшихся двадцать и более лет назад и не имеющих пополнения новыми послушниками. Эта проблема актуальна для многих епархий и требует серьезного внимания. В этой связи хотелось бы привести слова Святейшего Патриарха, сказанные на одном из поставлений в игумении (2016 г.): «Мы живем в непростое время. Особенно непростое оно для тех, кто отдает себя полностью служению Господу, кто уходит из мира в монастырь и сораспинает себя Христу через святое послушание. Мы знаем, что те, кто приходят сегодня в монастыри, это современные люди, которые получили образование и сформировались в этом самом мире. И многое, что является недобрым в этом мире, в той или иной степени прикоснулось к их сознанию и к их сердцу. Это ставит очень большую и важную задачу, в первую очередь перед игуменией, которая должна мудростью своей, духовным опытом превозмочь тяготение мира в сердцах, особенно юных послушниц и молодых монахинь».

2. Отсутствие духовников, духовно опытных наставников, духовного руководства. Эта трудность наиболее волнует женские обители и является большим препятствием для становления их внутренней жизни. Многие игумении (и даже игумены) ссылаются на невозможность или чрезвычайную сложность найти духовно опытного пастыря, духовника для духовного окормления сестер/братии, при этом как бы отстраняясь от ответственности за неустроенность этой важнейшей составляющей монашеской жизни. Действительно, не всегда и не везде возможно найти духовника для наставления сестер. Но следует помнить о том, что, прежде всего, дело духовного руководства и духовного попечения о сестрах является служением самой игумении, о чем говорится в молитве чина поставления во игумении, где ей прямо вручается «Богом собранная паства».

При этом, как было отмечено в итоговом документе по результатам международной конференции в Свято-Троицкой Сергиевой лавре в сентябре 2017 года, «неопытность игумена, осознание им своего несовершенства является лишь свидетельством необходимости личного духовного подвига, возрастания путем общения с духовно опытными игуменами и наставниками, поучения в святоотеческих творениях и, прежде всего, глубокой молитвы ко Господу, могущему управитъ все в обители Всеблагим Божественным Промыслом».

Игумену необходимо (по ответам еп. Даниила): 1) много молиться за братию, 2) находить время для каждого, 3) быть с братией на службах, трапезе.

Своеволие насельников /насельниц, непослушание

Этот недуг особенно болезнен в мужских монастырях, но и в женских обителях часто наблюдается уклонение от соблюдения общего устава.

Чтобы не дать этому недугу развиться и укрепиться в братии/сестрах, прежде всего, необходимо должное значение придать послушническому искусу, не спешить с решением о постриге принятого послушника. В настоящее время Патриархом определены минимальные сроки для пострижения в иночество – не менее трех лет со времени принятия в число насельников, для пострига в мантию – не менее пяти лет жизни в обители (и не младше 30 лет от рождения).

Для предотвращения распространения духа своеволия необходимо также постоянно обращаться к основам уклада общежительного монастыря. Именно общежительный уклад, по свидетельству святых отцов, наиболее способствует исполнению монашествующими обетов, данных при вступлении в монашество.

Зависимость от современных средств связи, Интернета

Вызывает серьезную обеспокоенность тот факт, что во многих монастырях, как в городах, так и в глубинке, у многих насельников – от молодых послушников до пожилых монахинь – есть мобильные телефоны, которыми они пользуются, то чтобы позвонить болящим родственникам, то попросить о чем-либо своих «благодетелей», а молодые – чтобы посмотреть «что-то очень нужное для исполнения послушания» в Интернете, даже если в этом нет необходимости.

Причина зависимости от технологий глубже, чем любопытство, увлеченность и даже некоторые страсти. Она – в том, что человек теряет связь с Богом и духовным наставником, у него внутри образуется пустота, которую он таким образом заполняет. Очень многое зависит от игумена. Главная задача игумена – помочь послушнику обрести связь с Богом. И эту задачу игумен решает с того момента, когда человек вступает в монастырь.

Святейший Патриарх на игуменском собрании в 2016 году отметил: «Современный человек, который привык пользоваться телефоном, компьютером, переступает порог монастыря и приносит хорошо известные обеты. А потом оказывается, что обеты соблюдать он может, а вот устраниться от мира, не используя мобильный телефон, – никак. Зависимость от Интернета такая, что никаких сил не хватает от него отказаться. Не иметь в личном пользовании сотовый телефон, не блуждать по миру с помощью Интернета и тому подобное – это нелегкая аскеза для современного человека. Но ведь она проникнута не пессимизмом, а оптимизмом, она исполнена света и надежды, она совершается ради раскрытия и возрастания личности, а не ради ее подавления. Цель такой аскезы – очистить сердце, чтобы оно соделалось обителью Божией».

Существуют и другие трудности как во внутренней жизни обителей, так и в обустройстве внешних условий существования монастыря. Не всегда возможно сразу найти верное решение, предложить путь решения той или иной проблемы, однако совместная молитва, совместный поиск практического выхода в свое время дают благие плоды, что является несомненным свидетельством действия Божьего Промысла, предстательства Пресвятой Богородицы – Небесной Игумении всех обителей, святых угодников – преподобных отцов, основоположников монашеского жительства и их последователей.

В завершение еще раз хотелось бы поблагодарить Высокопреосвященного владыку Георгия за приглашение, за возможность посетить Дивеево – Удел Божией Матери и Саровскую пустынь – место подвигов преподобного Серафима, и получить духовное утешение от поклонения святыням, участия в соборной молитве и братского общения.