Монастыри на Святой Земле: внутренний распорядок жизни

Игумен Леонтий (Козлов)

Доклад игумена Леонтия (Козлова), кандидата богословия, казначея Русской Духовной миссии в Иерусалиме, на монашеской конференции  «Организация внутренней жизни монастырей» (Полоцкий Спасо-Евфросиниевский ставропигиальный женский монастырь Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви;  21–22 июня 2018 года)

Досточтимые владыки, всечестные отцы, братья и сестры! Тема моего доклада достаточно конкретна и предполагает констатацию текущего положения с распорядком дня в монастырях Святой Земли. Для этого я собрал информацию по обителям, в которых этот распорядок расписан и соблюдается, расположив ее в виде двух таблиц: для трех мужских и для четырех женских монастырей (см. Приложение к докладу. – Ред.). Вначале я бы хотел сделать небольшое историческое вступление и затем попробовать описать и прокомментировать современную ситуацию. 

Монашеская традиция приходит на Святую Землю из Египта в лице ученика преподобного Антония Великого – преподобного Илариона, основавшего в начале IV века первые обители в районе Газы. В его время они представляли собой скопление в пустыне отдельных келлий отшельников, которых объединяло только духовное руководство великого аввы. Позднее там возник крупный монастырский комплекс, не переживший арабского нашествия начала VII века, который отождествляют с обителью аввы Серида. 

Монастыри вокруг Иерусалима, в Иорданской долине и Иудейской пустыне составляли одну историческую область распространения монашества, которая на соборах и в творениях святых отцов называется Пустыней Святого Града. Первым ее монахом считается преподобный Харитон Исповедник, основавший Фаранскую, Дукийскую и Суккийскую лавры. 

В византийский период, помимо отдельных отшельников-эрмитов (от греч. ἡ ἐρημία – одиночество. – Ред.), выделяют две основные формы монашества: лавра, где отшельники жили в отдельных кельях, заботились о средствах существования самостоятельно, духовно окормлялись у одного старца и собирались вместе лишь в церкви для совместной молитвы, и киновия, общежитие, где монахи имели общее попечение об обители и встречались ежедневно. В Пустыни Святого Града монастыри также делились на лавры и общежития, общая численность монахов которых достигала в период расцвета 10–14 тысяч. 

По причине такого множества монашествующих Иерусалимские Патриархи для поддержания порядка назначали особых предстоятелей над всей Пустыней Святого Града в сане архимандрита, отдельно для каждого типа монашеского жительства. Так преподобный Савва Освященный, ученик преподобного Евфимия Великого, бывшего учеником преподобного Харитона, стал настоятелем всех лавр Иудейской пустыни, а его друг преподобный Феодосий Великий – всех киновий. Тогда же появляется форма городского монашества, преимущественно в Иерусалиме, где служение святым местам и обслуживание паломников сочеталось с молитвой и трудом. 

Расцвет монашества Пустыни Святого Града приходится на V–VI века, но после арабского нашествия начала VII столетия наблюдается постепенное угасание монашеского жительства. Если в начале мусульманского владычества гнет иноверных не был непомерным, что позволяло монастырям еще несколько веков быть в силе, то периоды правления крестоносцев, мамелюков и, особенно, турок-османов привели к почти полному их исчезновению. Единственной обителью, непрерывно существовавшей все это время и донесшей до нас, хотя и со многими потерями, свой внутренний уклад, является Лавра преподобного Саввы Освященного, в которой сегодня подвизается всего 12 монахов. 

Задачей данного доклада является изложение современного положения монастырей Святой Земли в отношении их реального внутреннего уклада, и надо сказать, что современная ситуация далека от византийских образцов. Сегодня в Иерусалиме существует довольно много монастырей, принадлежащих Святогробскому братству (24 мужских и 3 женских), но, как правило, это храм с одним настоятелем и редкими службами. Такая же картина наблюдается и в большинстве других монастырей Патриархата (31 обитель). Из серьезных общежительных монастырей, где соблюдается строгий распорядок дня, на настоящий момент можно назвать только Лавру святого Саввы и монастырь святого Георгия Хозевита. 



Кроме них, ежедневное богослужение совершается только в храме Воскресения, на Гробе Божией Матери и в базилике Рождества, то есть в городских монастырях, где ритм жизни монахов задает служение Святым местам. Они не рассматриваются официально как монастыри, но их настоятели называются игуменами, а служат там монашествующие, живущие отдельным братством. Центром таких братств является храм святых Константина и Елены – центральная резиденции Святогробского братства. 

Это Братство, к которому относятся все монашествующие Иерусалимской Патриархии, считается идиоритмом (с греческого языка этот термин переводится как «собственный ритм»). То есть каждый, в буквальном смысле, трудится и живет в своем ритме, задаваемым послушанием. Вместе совершается только богослужение в храме святых Константина и Елены: в 5.00 полуночница, утреня с двумя кафизмами и Литургия. В 16.00 9-й час и вечерня с одной кафизмой. Присутствие обязательно только для служащих, для остальных по желанию. Пищу в трапезной берут готовой в 12.00 и едят каждый у себя, когда позволяет послушание. В квартале Патриархии живет большинство титулярных архиереев, братия, обслуживающая святыни, и игумены иерусалимских монастырей по имени. 

Что касается непосредственно братии храма Воскресения, ныне возглавляемой Хранителем Гроба архиепископом Исидором, то, по его словам, до 1945 года там была общая трапеза в храме, а после вечерни – ужин и повечерие, после чего храм Воскресения закрывался (примерно в пять вечера). Но затем храм стали закрывать только в девять вечера, послушания не позволяют иметь общий распорядок. Тем не менее, игумен планирует сделать общую трапезу в 14.00, потому что это объединяет братию, но для этого нужно найти повара. Живут они как в самом храме (4 человека), так и в помещениях древнего монастыря святого Авраамия (7 человек). 


Подобным образом жизнь братства базилики Рождества в Вифлееме (7 человек) протекает вокруг этой святыни, но у них есть особое время для монашеского правила, обязательное присутствие на службах, совместные молитвы и трапеза. Поэтому это братство я также поместил в таблицу примеров распорядка дня.


Если говорить о классическом монастыре со строгим внутренним уставом, круг обителей резко сужается, их можно пересчитать по пальцам одной руки. В первую очередь это древняя Лавра преподобного Саввы Освященного, монахи которой великими трудами донесли эстафету древнего жития вплоть до нашего времени. В монастыре фактически не используются электричество, связь и интернет, вся жизнь строится вокруг суточного цикла богослужения, 35 раз в году по праздникам совершается всенощное бдение. По заповеди преподобного Саввы вход в обитель для женщин воспрещен, а по средам и пятницам – для всех паломников; нельзя принимать в братию безбородых юношей. Выход для монахов за ограду возможен только по двое, им запрещена переписка с родственниками, даже с матерью; существуют и прочие строгости, которые, впрочем, соблюдаются в духе рассуждения и любви. 

Обитель живет по византийскому времени, соответствующему естественному природному циклу, когда окончание дня и начало ночи, то есть ноль часов, выставляются по закату солнца. Монашеское правило вполне традиционно для современных греческих обителей, состоит из земных поклонов и четок и совершается сразу после пробуждения ото сна, перед богослужением в храме. Игумен, а сейчас это всеми уважаемый архимандрит Евдоким, является отцом, единственным священнослужителем и духовником одновременно, решает все вопросы и сам задает пример в подвиге, труде и молитве. Практика причащения также вполне древняя и приближается к обычаям в монастырях святителя Василия Великого: три раза в неделю – по вторникам, четвергам и субботам, – а с праздниками получается еще чаще. 


Другой древней обителью со строгим распорядком дня является ныне монастырь преподобного Георгия Хозевита, «деревня святых», по слову его игумена архимандрита Константина, ибо с ним связано около трех тысяч святых, а первым аскетом, подвизавшимся здесь за 900 лет до Рождества Христова, был пророк Божий Илия. Правда, правильно организованная монашеская жизнь наладилась здесь всего пять лет назад, а до прихода нынешнего игумена в монастыре обычно жил один иеромонах, которому помогали нанимаемые местные жители. Сейчас там живет небольшая, но дружная братия из семи человек. Посетителей принимают каждый день, но только до часу дня. Все личное правило, состоящее из поклонов и молитв Иисусовых по четкам, совершается утром до богослужения. Вообще молитва, послушание и монашеское делание стоят на первом месте, а потом уже труд и служение приходящим. Послушания для братии меняются каждую неделю в субботу, так достигается взаимозаменяемость и предотвращается превозношение положением. Причащение частое, два раза в неделю; практикуется ежедневное откровение помыслов игумену, по праздникам совершаются всенощные бдения. 


Из других отдельных значимых монастырей вне Иерусалима можно упомянуть обитель преподобного Герасима Иорданского. Своему возрождению она обязана ее нынешнему игумену архимандриту Хризостому, пришедшему на ее развалины в 1975 году. Сегодня она представляет собой оазис в пустыне, источник жизни и утешения не только для приходящих паломников, но и для местных арабов, и даже для животных и птиц. Монашеской братии в монастыре немного, но с давних пор там подвизаются, сменяя друг друга, трудники из Греции и местная арабская молодежь, чада игумена, благодаря любвеобильной и харизматической личности которого все это и существует. Монастырь открыт для всех, как мужчин, так и женщин, – принцип, как в Эссексе: непослушные не приживаются, а смиренные трудятся все сообща. В жизни послушания стоят, скорее, на первом месте, поэтому распорядок дня не строгий: подъем в 5.30, завтрак и послушания: храм, алтарь (чтение имен), кухня, уборка, иконописная мастерская, уход за животными и пр. По праздникам утреня и Литургия (5.30 – 7.30), иногда упрощенное всенощное бдение (с 22.00 до 1.30). Трапеза в 12.30, в 19.00 ужин и повечерие для всех. Монастырь открыт с 7.00 до 20.00. Всех приходящих принимают с любовью, обязательно угощают плодами своих трудов, дают небольшие подарочки. Количество насельников обоих полов вместе с трудниками-волонтерами – 15–25 человек. 

Из женских греческих обителей наиболее традиционным представляется монастырь святых Марфы и Марии в Вифании. Этот монастырь раньше был мужским, пришел в запустение, а свою новую жизнь обрел в 1946 году, когда игуменом стал блаженной памяти архимандрит Феодосий (Макос). Он со своими духовными чадами устроил здесь женскую обитель, до сих пор живущую его заветами и наставлениями. Монашеский распорядок дня и регулярная молитва сочетаются здесь с ежедневным служением паломникам. Сестры, которых семь человек, совершают личное монашеское правило из двенадцати четок и поклонов по силам, регулярное богослужение, Литургию имеют по воскресеньям и праздникам. Исповедь бывает раз в месяц, когда к ним приезжает игумен Лавры преподобного Саввы архимандрит Евдоким. 


Русской Православной Церкви принадлежат на Святой Земле три женских обители: две на Елеоне от Зарубежной Церкви, Духовная Миссия которой располагается также на Елеоне, и Горненская в Эйн-Кареме от Русской Духовной Миссии Московской Патриархии. Елеонские монастыри, Вознесенский и святой Марии Магдалины в Гефсимании, являются общежительными, похожи друг на друга распорядком дня и строгостью монашеской жизни. Продолжительные и обязательные для сестер утреннее с Литургией и вечернее богослужения, строгий регламент жизни, доступ посетителей ограничен определенными часами. После утреннего и до вечернего богослужения – общая трапеза и время послушаний, ужина нет, но есть возможность поесть индивидуально. Вечером после 21.00 ходить по монастырю не благословляется. В монастырях нет регулярных молебнов и панихид, нет чтения Псалтири. В обоих монастырях примерно одинаковое количество насельниц, больше сорока, состав интернациональный, есть сестры из России, Украины, Румынии, Израиля, Палестины, Иордании, Македонии, Австралии, Франции, Германии, Америки; в Вознесенском приняли монашество арабки, которые учились в школе для девочек, находившейся при монастыре. 


Если говорить об отличиях этих двух монастырей, помимо незначительной разницы во времени и в доступе посетителей, можно отметить, что в Гефсимании больше интеллектуальной и творческой деятельности, есть иконоклейная, реставрационная, вышивальная, художественная мастерские, издательство; несколько сестер во главе с игуменией учатся иконописи. На попечении обители школа для девочек в Вифании, существующая уже более 80 лет, где обучаются более четырехсот воспитанниц. Также в монастыре проживает множество кошек, которые выполняют послушание по истреблению змей и пауков. В Вознесенском монастыре сестры попроще, послушания традиционные, на помощь привлекаются трудники и трудницы (до 25 человек). В обители проживают также два монаха и архимандрит, начальник Духовной Миссии Зарубежной Церкви. Если Гефсиманский монастырь полностью обеспечивает сестер всем необходимым, то в Вознесенском выдается небольшое денежное пособие на средства личной гигиены, деньги на одежду выдаются дополнительно игуменией по личной просьбе.  


Горненский монастырь также считается общежительным, но в отношении распорядка дня больше похож на идиоритмический. Устроитель обители архимандрит Антонин (Капустин) изначально видел его общиной состоятельных женщин, желающих провести старость в молитвах при святынях Иерусалима, и хотя по велению начальства ему пришлось дать им и игуменью, и устав, суть оставалась той же. Сестры до сих пор живут в отдельных домиках, построенных первыми насельницами на свои средства. Монастырь всегда находился в распоряжении Начальника Миссии, помогал в приеме и обслуживании паломников, что неизбежно наложило печать на его внутренний распорядок. Кстати, более двадцати сестер из 81 числящихся и вовсе не живут в монастыре, а несут постоянное послушание при Миссии (17 человек) и на ее участках. Около 15 монастырских сестер исполняют сегодня послушание гида. В монастыре пять гостиниц и строится шестая, которые надо обслуживать, паломников ежедневно кормят завтраком и ужином, а для внешних посетителей монастырь открыт ежедневно с 6 утра до 19 вечера. Также сестры ежедневно читают Псалтирь с поминовением имен и записки. 

Поэтому распорядок дня фактически отсутствует, его задает для каждой сестры послушание, которое, как правило, назначается на длительный срок. Общей является только трапеза после Литургии, когда сестры берут с собой еду на день. Богослужение совершается регулярно, утром и вечером, но присутствие на нем для сестер, чье послушание не связано с его совершением, не является обязательным. Сестры получают пособие; одежду же, обувь, средства личной гигиены, необходимые в быту предметы, хозтовары и питьевую воду покупают сами. 


Также стоит упомянуть о другом монастыре Русской Духовной Миссии – подворье Живоначальной Троицы в Хевроне. Братия там немногочисленна – иеромонах с Валаама и три послушника, но они больше года живут по уставу Ново-Валаамского монастыря: в 5:00 полунощница, утреня с чтением Евангелия дня и 1-й час, затем личное время, в 12:30 трапеза и послушания. После ужина в 17:00 вечерня с чтением житий святых и повечерие с Иисусовыми молитвами и поклонами (100), а в 22:00 отбой. Келейное правило состоит из трехсот Иисусовых молитв и двух кафизм. 


В самой Миссии ритм жизни монашествующих задается послушаниями, общее монашеское моление, если нет Литургии, ограничивается утренним молебном с чтением Евангелия и заупокойной литией. Также сестры согласованно вычитывают по кельям всю Псалтирь. 

Следует отметить, что если в древности в Пустыне Святого Града процветало, главным образом, мужское монашество, сегодня количество насельниц трех русских женских обителей значительно превышает численность всех святогробских монахов (122 человек). 

Таким образом, можно констатировать, что современные монахи, живущие сегодня на Святой Земле, подвизаются, главным образом, в служении паломникам и сохранении этих святынь, черпая от них силы и для собственного посильного монашеского подвига.


 Приложение 1. Мужские монастыри Святой Земли

Лавра св. Саввы

Монастырь прп. Георгия Хозевита

Монастырь Рождества в Вифлееме

Распорядок

- Подъем в 1:001, (послушание будильника – брат ходит по монастырю и ударами в било будит др. братьев);

- Индивидуально по кельям совершается часть мон. правила

- с 2:00 до 6:00 утреннее богослужение и Литургия

- чай и отдых

- в 9:00 3-й и 6-й часы и трапеза

- послушания

- в 14:30 вечерня и молебен с каноном Пресв. Богородице

- ужин (по сб., вс. и праздникам)

- келейное время

- в 23:30 повечерие и отбой

- Подъем в 2:00 – 2:30

- Индивидуально по кельям совершается все мон. правило (кто не успевает, встает раньше)

- с 4:00 и до 8:00 утреннее богослужение и Литургия

- завтрак

- послушания

- в 12.00 3-й и 6-й часы

- в 13.00 трапеза

- послушания

- в 18:00 вечерня и молебен с каноном Пресв. Богородице

- ужин

- повечерие и келейное время

- Подъем в 4:00

- Индивидуально по кельям совершается мон. правило

- с 5:30 до 8:00 утреннее богослужение и Литургия

- завтрак и послушания

- в 12:00 трапеза

- в 14:30 вечерня

- в 17:00 – 18:00 закрытие храма

Начало и состав утреннего богослужения

В 2:00 полунощница, утреня, 1-й час, Литургия (всего около 4-х часов)

В 4:00 полунощница, утреня, 1-й час, Литургия (всего около 4-х часов)

В 5:30 полунощница, утреня, Литургия

Начало и состав вечернего богослужения

В 14:30 вечерня и молебен с каноном Пресв. Богородице, после перерыва повечерие в 23:30 и отбой

В 18:00 вечерня и молебен с каноном Пресв. Богородице

По вел. праздникам всен. бдение. Тогда в 18:00 малая вечерня, фрукт со стаканом воды, молитва в кельях и с 21:00 бдение до 5:00

В 14:30 вечерня

Необходимость присутствия за богослужением

Все, кто не занят на особых послушаниях

Все

Все

Причастие

3 раза в неделю: вт., чт. и сб.

Примерно 2 раза в неделю

Примерно 1 раз в неделю

Исповедь

Раз в неделю, чаще – по потребности

Откровение помыслов каждый день, а то и чаще

Раз в месяц в лавре св. Саввы

Правило

12 четок (по 100) и 150 земных поклонов. Сейчас, когда начались споры с арабскими соседями, дополнительно 3 четки и 12 земных поклонов

Совершается только утром.

Послушники творят 60 земных поклонов и 12 четок, монахи примерно в два раза больше.

Схимник – от 200 поклонов.

Кто не может делать поклоны, читает каноны, Евангелие, Лествицу

Индивидуально

Трапеза

В 9:30, присутствие обязательно

После вечерни ужин только по сб., вс. и праздникам

В 13:00, присутствие обязательно

После вечерни ужин

В 12:00, присутствие обязательно

Послушания

Распределяются на постоянной основе, но по необходимости меняются

Меняются каждую неделю в сб после вечерни

Постоянные и только по храму, по монастырю - работники

Монастырь открыт для паломников

С 9 утра до захода солнца, кроме ср. и пт., когда Лавра для посещения закрыта

С 9 утра до 13:00 строго

(6 дней в году закрыт, напр., в первые три дня ВП)

С 5:30 до 17:00 или 18:00 (закрывают храм, а монастырь паломники не посещают)

Особенности

Вход для женщин по завету прп. Саввы закрыт, святыни им выносят за ворота.

По праздникам бывает всен. бдение (35 раз в году)

«Деревня святых», их насчитывается около 3000. Первый аскет на этом месте появился за 900 лет до РХ, св. пророк Илия

Количество насельников

12

6

1.      Время указано светское, но монастырь живет по византийскому времени, когда 12 часов выставляется раз в неделю по закату солнца.


 Приложение 2.  Женские монастыри Святой Земли

Марфы и Марии

в Лазарии

Марии Магдалины в Гефсимании

Вознесения

на Елеоне

Горненский

монастырь

Распорядок

- Подъем в 3:00, монашеское правило

- 4:00 утреннее богослужение

- Чай

- Послушания

- 12:00 трапеза, но если есть паломники, то позже

- 15:30 вечерня

- Подъем в 4:303, (послушание будильника – сестра ходит по монастырю и ударами в било будит др. сестёр);

- 5:003 утреннее богослужение

- Завтрак

- Личное время[1]

- Послушания с 9:003

- с 12:00 до 13:003 время обеда

- с 13:00 до 15:003послушания2

- с 15:00 до 16:303 личное время1

- 16:303 вечернее богослужение

- Общей трапезы не положено, по состоянию здоровья сестры могут принять пищу келейно; личное время1

- после 21:003 не благословляется ходить по монастырю

- Подъем в 5:003, (послушание будильника – сестра ходит по монастырю и ударами в било будит др. сестёр);

- 5:303 утреннее богослужение

- Завтрак

- Личное время1

- Послушания с 9:003

- с 13:00 до 13:303 время обеда

- с 13:30 до14:003 послушания

- с 14:00 до 16:00личное время[2]

- 16:003 вечернее богослужение

- Общей трапезы не положено, по состоянию здоровья сестры могут принять пищу келейно; личное время2

- после 21:003 не благословляется ходить по монастырю

Нет общего распорядка

(только одна общая трапеза после Литургии)

Начало и состав утреннего богослужения

В 4:00 полунощница, канон дня, часы, утреня. По вс и праздникам Литургия

В 5:00(в вс 7:00)

утр. молитвы, полунощница, часы, Литургия, примерно 2,5 часа по будням и 4 по вс.

5:303 (в вс 6:30, по праздникам в 7:00)

утр. молитвы, полунощница, часы, Литургия.

В 6:00 (в вс 6:30)3

утр. молитвы, полунощница, акафист, часы, Литургия.

Начало и состав вечернего богослужения

В 15:30 вечерня

В 16:30 [3] 9-й час, вечерня, утреня и 1-й час, примерно до 19.30

В 16:009-й час, вечерня, утреня и 1-й час.

В 14:459-й час, вечерня, утреня и 1-й час.

Необходимость присутствия за богослужением

+

+

+

-

Причастие

Раз в неделю

Два раза в неделю.

Один раз в неделю плюс праздники.

Один раз в неделю плюс праздники, не реже раза в месяц.

Исповедь

Раз в месяц (приезжает о. Евдоким из Лавры св. Саввы)

По необходимости

По необходимости

По необходимости

Правило

12 четок, поклоны по силам (все почти старицы) + четка за Святого дня

У каждой сестры свое.

У каждой сестры свое.

У каждой сестры свое.

Для монахинь обычно 3 канона, 1 кафизма, 1 глава Евангелия и 1 Апостола, 150 Богородицке Дево, радуйся, Иисусова молитва и дополнительные каноны и акафисты.

Трапеза

12:00

Общая трапеза два раза в день: после утреннего богослужения и обед в 12:003.

В воскресный день только одна трапеза, после Литургии.

Общая трапеза два раза в день: после утреннего богослужения и обед в 13:003.

Общая трапеза для сестер только после утреннего богослужения. 

После завтрака сестры берут с собой еду на день.

Послушания

Распределяются на постоянной основе, но по необходимости меняются.

Есть постоянные и есть по расписанию, которое составляется на неделю.

Есть постоянные и есть по расписанию, которое составляется на неделю.

Есть постоянные и есть по расписанию, которое составляется на неделю.

Монастырь открыт для паломников

С 6 :00 до 19:00

Во время богослужения. Группы в сопровождении. священника или гида ежедневно с 5:00 до 20:003

Монастырь закрыт для посещения в первую седмицу ВП до пятницы.

По вт и чт с 9:00 до 13:00. Группы в сопровождении священника или гида ежедневно с 5:00 до 19:003.

Монастырь закрыт для посещения по воскресеньям, а также в первую седмицу ВП до пятницы.

Ежедневно с 6:00 до 19:003

Количество насельниц

7

43

45

81



[1] Время на правило, чтение, уход за цветами и подметание рядом с кельей

[2] Время на правило и чтение

[3] Время монастыря не переводится на летне


Материалы по теме

Доклады