В Высоко-Петровском монастыре прошел круглый стол в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений

26 января 2017 года в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений в конференц-зале Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря состоялся круглый стол «Игры, геймификация и духовность. Религия и игровое пространство». В дискуссии приняли участие специалисты в области медиакоммуникаций, журналисты, писатели, священнослужители, разработчики компьютерных игр и геймеры.

«Уместно ли вхождение Церкви с проповедью в игровое пространство? Или же это территория вне христианства и мы можем обращаться к пастве лишь тогда, когда она находится за пределами этого пространства? Может ли Церковь внедрять интерактивные методы в сферу образования и если да, то как и какие?» – так тезисно обозначили организаторы дискуссии круг вопросов, обсуждение которых состоялось в формате круглого стола.

Свое мнение высказал Алексей Соколов, преподаватель МПИ св. Иоанна Богослова и обозреватель журнала «Фома». Алексей провел параллель проповеди в компьютерных играх с тем, как если бы больной человек обращался в «онлайн-больницу» за советом. «Всё, что связано со здоровьем – и духовным, и физическим, – это тема серьезных разговоров, где люди не ждут, что с ними будут играть». Алексей отметил, что геймификации в православной среде нет не потому, что православные люди настолько консервативные. «Там, где Церковь стремится научить и образовать, есть место для игры. Но в разговоре о глубоких смыслах пространство компьютерной игры - не совсем правильный инструмент для подачи данной темы. В "церковь" и "религию" играть не стоит», – считает Алексей.

Напротив, своим мнением по поводу возможности (точнее, невозможности) миссии в играх поделился основатель компании «Active Learning» Роман Мандрик: «Современные "большие" игры паразитируют на праздности, и поэтому, что бы мы туда ни добавляли, всё получится с привкусом траты времени впустую. Использовать развлекательные игры для внедрения в них глубоких вещей - это, на мой взгляд, утопично в силу того, что невозможно вытащить человека из праздности, переключить его сознание на то, что он в этот момент изучает серьезные вещи. Я этого себе не представляю. Более того, создается иллюзия того, что всё как бы в порядке, "я с Богом", хотя на самом деле происходит всё наоборот: человек в это время сидит и играет в "танчики"».

В продолжение круглого стола Елена Жосул, директор Центра медиакоммуникаций Московского Православного института св. Иоанна Богослова, один из модераторов круглого стола, привела пример создания удачных геймерских проектов в США, где существует уже около 10 лет структурированная отрасль христианских геймеров. С участием геймеров-христиан проходят научно-практические конференции, которые объединены одним посылом: «стремлением привнести свет и соль (дословный перевод) в одну из самых влиятельных индустрий нашего века». Елена Викторовна привела пример Запада в качестве иллюстрации того, как люди могут быть мотивированы миссионерской целью. «Перед ними стоит задача и вызов – изменить эту среду, насытить ее образами, смыслами и проблемами, которые заботят души христиан», – отметила Елена Викторовна.

В ходе дискуссии высказался также протоиерей Михаил Самохин, настоятель храма Покрова Божией Матери в г. Черкесске. Священник заострил внимание всех участников дискуссии на таком вопросе, как сложность определения границ между игровым и сакральным пространством, во что можно играть, а во что – нет, что для нас является игрой, а что – святыней. «Как с помощью игры "шутеров" (тренажеры для снятия страха убивать) вырастили профессиональных убийц, так с помощью игр соответствующей религиозной тематики можно вырастить фанатиков. У игры как у когнитивного общения с Богом, как мне кажется, нет будущего», – заключил протоиерей Михаил.

Евгения Жуковская, главный редактор интернет-портала «Приходы»: «Мы очень часто нашу просветительскую деятельность пытаемся "заиграть": мы играем в некую активность и по этой игровой активности измеряем эффективность развития церковной жизни – по каким-то акциям, балам, квестам и молодежным встречам. За всем этим мы забываем, что, может быть, игра вообще не свойственна христианину».

Один из гостей круглого стола писатель-фантаст Сергей Чекмаев привел примеры удачной, положительной пропаганды «полезной» информации в играх, например во всем известной игре «Worldof Тanks». (Суть ее не только в том, что игроки ездят на танках и стреляют друг в друга: разработчики уделили немало времени и на то, чтобы заинтересовать людей историей танкостроения, бронетехники, историческими победами наших танкистов и конструкторов). «Можно представить себе следующую игру в модном сейчас жанре "выживалок": игрок попадает на некую закрытую территорию, исследует ее, находит, к примеру, заброшенный северный монастырь и вместе с изучением этой территории изучает какие-либо монастырские тексты об истории возникновения монастыря, о насельниках и так далее. Это будет тем самым элементом, который заинтересует человека и который можно использовать». По мысли Сергея Владимировича чтобы «достучаться до молодого поколения», нужно использовать те самые инструменты, которые популярны в молодежной среде, а сейчас на первом месте – социальные сети, фантастика и компьютерные игры.

Дискуссия продолжалась в течение двух с половиной часов, на протяжение которых высказались не только специально приглашенные спикеры, но также и гости из зала: так, например, иерей Вячеслав Клименко (Краснодарская епархия) рассказал об удачном миссионерском опыте в голосовом чате игры «Worldof Тanks».

Организаторами круглого стола выступили кафедра филологии и журналистики Московского Православного института св. Иоанна Богослова и радио «ВЕРА». 

Материалы по теме

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пензенский Троицкий женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Константино-Еленинский женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Донской ставропигиальный мужской монастырь