Хвалите Бога и храните Бога!

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Дорогие боголюбивые паломники, отцы, братия! Всех вас сердечно поздравляю с великим и славным днем обретения мощей преподобного Амвросия, старца Оптинского. Как драгоценные жемчужины оставил нам Господь мощи преподобного Амвросия и всех святых Оптинских старцев, ибо, как сказано преподобным Иоанном Дамаскиным, «посредством ума и в телеса их вселися Бог».

Множество людей приходили в Оптину к старцу Амвросию с главным вопросом жизни: как спасаться, как переплывать это бурное море житейское… И старец Амвросий лаконично советовал: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». А чтобы спастись, говорил он, нужно быть или железным, или золотым. Золотым –значит, иметь большое смирение, а железным – большое терпение. И добавлял: «Чтобы спастись, в наше время надо терпения не воз, а целый обоз».

Удивительно, как созвучна из поколения в поколение жизнь святых отцов и подвижников  веры и благочестия. Недавно я вернулся со Святой Горы Афон. Там в Пантелеимоновом монастыре задал тот же вопрос одному старцу, который уже четверть века живет в обители: как спасаться, как подвизаться? И он ответил так: «Все цифровые технологии нашего времени в основе имеют двоичную систему счисления, использующую два символа – ноль и единицу; в комбинации этих знаков можно закодировать практически любую информацию. Вот так и у нас должны быть две основные добродетели, которые в разные моменты жизни в разных сочетаниях будут давать нужный результат. А какие это добродетели? Терпение и смирение…» То есть мы все время должны помнить, что без терпения и смирения в жизни ничего не бывает.

Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Пока есть в тебе стремление вперед.., цел твой кораблик и не надо бояться могущих случиться бурь!» Когда корабль плывет по воде, он не тонет. А начинает тонуть, только когда вода попадает внутрь. Поэтому то, что происходит в тебе, гораздо важнее того, что происходит вокруг тебя. Говорят: сейчас много зла в мире. Неправда! Добра в мире больше. Зло наглее и организованнее, но добра больше. Мы живем иногда среди зла, зло не может нас не касаться, но зло не должно исходить от нас.

Преподобный Исидор Пелусиот однажды сказал: наше сердце должно быть похоже на воду – если в воду бросить камень, вода сначала возмутится, поколеблется, а потом опять успокоится, и следа этого камня не будет видно. Иногда мы соприкасаемся со злом, недоброжелательностью, с осуждением или клеветой… но от всего этого нужно уйти, переключиться. Самое главное –  соблюдать своего внутреннего человека.

Мне иногда люди говорят: вот приедешь из Оптиной пустыни – неделю, две летаешь, как на крыльях, такой подъем, словно батарейка подзарядилась… Всё правильно. Наша духовная жизнь – это борьба и сочетание плюса и минуса.  Нельзя наесться на три дня вперед, нельзя лекарство принять на неделю вперед – мы едим несколько раз в день, таблетки пьем, если болеем, уколы делаем ежедневно. А если регулярно телефон не заряжать, – что будет? Надо срочно позвонить, жмешь на кнопку, а он не работает. Кто виноват, что не работает? – ты, прозевал время подзарядить.

Чтобы нам двигаться к Царству Небесному, «гайка» духовной жизни должна по миллиметру закручиваться, и не раскручиваться. «Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Пресвятая Богородица, спаси нас…» –  утренние молитвы прочитал, вечерние молитвы прочитал, Евангелие – гайка чуть крепче закрутилась. Один раз пропустил, два пропустил, три… и гайка потихонечку начинает ослабевать. Водители очень часто проверяют колеса и подкручивают гайки, потому что иначе может произойти катастрофа. Так устроена наша физическая жизнь: и в огороде сами по себе вырастут только лопух и крапива. А чтобы вырастить клубнику или картошку, их надо культивировать. И делать это ежедневно. Как однажды сказал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Правилу маленькому, но постоянно исполняемому нет цены».  Мы изо дня в день, через неохоту, должны это делать. Потому что Царствие Божие нудится и нуждницы (употребляющие усилие) восхищают Его(Мф. 11:12).

Самое страшное в духовной жизни – начать говорить самому себе: ничего,  обойдется, рассосется, потом покаюсь, исправлюсь… Когда? – Завтра… Поэтому надо следить  за своим внутренним человеком. Как нас учит апостол Павел, который говорит: дух желает противного плоти, а плоть желает противного духу, духом умерщвляйте дела плотские и живы будете (см. Гал. 5:16–24).  Значит, при внешней живости можно быть мертвым, и наоборот, при внешней мертвости можно быть живее всех живых.

…У нас в Оптиной пустыни был слепой старец Карп. Он был не только слепым, но и парализованным. Братия к отцу Амвросию приходили и сокрушались: «Батюшка, у нас отец Карп такой несчастный человек,  ничего не видит». А старец Амвросий говорил: «Карп хоть слеп, да видит свет». Приходили к Карпу утешать его:

– Мы тебе сочувствуем, жалеем, дай Бог тебе здоровья и терпения, несчастный ты человек.

– Чего-чего?

– Ты несчастный человек.

– Почему?

– Ну, ты все время болеешь, лежишь…

– Я хоть и лежу, да на Бога гляжу…

Вот этот стержень, этот фундамент духовной жизни, дай Бог, иметь всем нам. Потому что Бог и жизнь любят не тех людей, которые по мелочам ноют, а тех, кто умеет по мелочам – радоваться. А то, что мы сегодня в Оптиной пустыни, на престольном празднике, то, что мы на своих ногах, – это не мелочь, мы причастились, прославляем Бога – это не мелочь: мы с вами духовные богатеи, и нам вообще ныть не положено.

Однажды в молодые годы старец Амвросий, уединившись в лесу, услышал в журчании ручейка слова, вдохновившие его на монашество: «Хвалите Бога, храните Бога!» Вот и нам с вами в жизни надо хранить и хвалить Бога. С каких слов начинается святая Псалтирь? –  Блажен муж иже не иде на совет нечестивых… А чем заканчивается? – Всякое дыхание да хвалит Господа!

И мы должны начинать с того, чтобы не ходить на совет нечестивых, и прийти к тому, чтобы наше дыхание непрестанно славило Господа. Хвалите Бога и храните Бога!

 

Материалы по теме

Новости

Публикации

Митрополит Смоленский и Дорогбужский Исидор
Архимандрит Феофилакт (Безукладников)
Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Митрополит Смоленский и Дорогбужский Исидор
Архимандрит Феофилакт (Безукладников)
Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Монашество

Московское подворье Оптиной пустыни
Московское подворье Оптиной пустыни

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Архимандрит Алексий (Поликарпов)
Игумен Тихон (Борисов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Архимандрит Алексий (Поликарпов)
Митрополит Антоний Сурожский
Архимандрит Алексий (Поликарпов)
Игумен Тихон (Борисов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Архимандрит Алексий (Поликарпов)
Митрополит Антоний Сурожский