Итоги монашеских трудов будет подводить Господь

Игумения Нектария (Седова)

4 апреля 2022 года исполняется тридцать лет с момента официального учреждения первой в Кузбассе обители – Свято-Серафимо-Покровского женского монастыря в городе Ленинске-Кузнецком. Сам город вырос из села Кольчугино при реке Иня. Земли, на которых он сейчас расположен, до революции являлись так называемыми Кабинетными землями Императора Николая II. После того, как в этой местности были найдены мощные пласты каменного угля, Государь распорядился создать общество по его добыче – началась промышленная разработка залежей, что послужило поводом к основанию города. В 2017 году в центре Ленинска-Кузнецкого был открыт памятник Царю-страстотерпцу, который освятил митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх. Возвращаясь к монастырю: он был образован на территории прихода храма, построенного в 80-е годы прошлого века недалеко от разрушенной в советское время деревянной Покровской церкви. О становлении обители ее настоятельница игумения Нектария (Седова) рассказала порталу «Монастырский вестник» в интервью «Господь являет Свою благодать там, где Ему угодно». А накануне юбилея – совсем небольшого по земным меркам, но настолько значимого для новосозданного монастыря и всего Кузбасса – мы продолжили нашу беседу с матушкой.

Как батюшка Серафим раздавал воду у водокачки

Матушка, когда Вы, по благословению священноначалия, приехали сюда из –под крылышка своей духовной матери – настоятельницы Свято- Никольского Черноостровского женского монастыря в Малоярославце игумении Николаи, каково было Ваше первое впечатление?


После порядка и идеальной чистоты, к которой мы были приучены в Малоярославце, всё здесь, в шахтерском городке, поначалу мне казалось невзрачным. И монастырский храм тоже показался совершенно чужим. Конечно, я понимала, что строили и благоукрашали его в конце 80-х годов прошлого века из того, что было под рукой... А вот архитектура храма понравилась – она напоминала образцы в древнерусском стиле. Но в 2009 году, когда я приехала в Кузбасс, было видно, что храму требуется ремонт. Правда, мы решили прежде отремонтировать один из сестринских корпусов: поменяли и утеплили крышу; разделили комнаты так, чтобы сестры (хотя бы монахини и инокини) могли жить по одной в келье и иметь возможность для уединенной молитвы. Потом взялись за сам храм. В верхнем храме заменили иконостас, оставив лишь две иконы из предыдущего. Протоиерей Сергий Плаксин, духовник обители, строивший наш храм в непростой период, предварявший особенно трудные для страны 90-е годы, познакомил меня с новокузнецким художником-иконописцем Леонидом Ключниковым. Леонид разработал проект резного дубового иконостаса и написал для него иконы. За образец резьбы было взято фото, присланное мне матушкой Николаей из Малоярославца. Это благословение оказалось очень удачным: Леонид, как человек творческий, изменил по своему вкусу образцы резьбы, и в 2011 году в Новокузнецке нам вырезали иконостас. Не всё получилось, как нам бы хотелось, но в целом, надеюсь, новый иконостас украсил храм. Также мы поменяли пол – был деревянный, покрашенный коричневой краской, а мы сделали гранитный. Затем пришла очередь нижнего храма, который напоминает древний катакомбный, поскольку в нем нет окон. В этом храме очень хорошо можно сосредоточиться при молитве. Мы стараемся в нем совершать свое иноческое правило.

А почему нижний храм назван в честь преподобного Серафима Саровского?

История интересная. Точнее, есть даже две истории, которые поведал наш отец Сергий. Передаю с батюшкиных слов: жил там раньше, на кольчугинских землях, Михаил Константинович Прялин, который дважды сидел за веру. Как-то во сне ему привиделся преподобный Серафим Саровский. Была большая очередь за водой, люди шли с бидончиками. Стоял в той очереди и Михаил Константинович. Наконец подходит он к водокачке, смотрит: а воду-то выдает батюшка Серафим! От неожиданности Михаил Константинович просто остолбенел, но всё же спросил в своем тонком сне – думается, сне Божием: «Батюшка, Вы здесь?» Услышал в ответ: «Я всегда здесь. Я здесь всегда воду раздаю!» Вода – освященная вода! – конечно, это образ благодати... Вторая история тоже примечательная: когда копали котлован под новый храм, нашли там иконочку батюшки Серафима, после чего стало понятно, что в честь него нужно освятить престол. К тому же в старом Покровском храме был престол во имя преподобного Серафима Саровского, так что получилась историческая преемственность... С таким воодушевлением люди трудились, такой всеобщий подъем был, что огромный котлован вырыли за три дня. А храм построили всего за год, постоянно чувствуя помощь преподобного Серафима Саровского, которого мы считаем ходатаем и молитвенником этих мест.

Обитель в шахтерском городе полюбили. И рады, что она живет, развивается

Матушка, если в Ленинске-Кузнецком горожане так радостно встретили строительство дома Божия, значит, по логике вещей, они должны были полюбить и обитель, образованную на территории приходского храма?

Думаю, да. Действительно, многие рады, что в нашем небольшом городе появилась православная обитель, и люди всегда могут сюда приехать, прийти, просто помолчать или поплакать в храме. Вздохнуть о Небе, о нашем Отечестве Небесном. Любая чуткая душа тоскует о Боге и чувствует в храме Его присутствие... По воскресеньям у нас совершается молебен перед главной монастырской святыней – местночтимой чудотворной иконой Божией Матери Троеручица, которую подарил монастырю его строитель, его основатель отец Сергий Плаксин. В свою очередь батюшка получил эту икону в дар от одной рабы Божией из Новокузнецка, прятавшей ее у себя дома в советское время. Он посчитал, что святыня, написанная русскими монахами на Святой Горе Афон в 1878 году, должна принадлежать всем верующим, а не только его семье. Конечно, это очень дорогой, щедрый дар. У нашего батюшки – человека смиренного – широкая душа.

А чудесной помощи от святыни было очень много. По свидетельствам людей, это и рождение детей в семьях, где их подолгу ждали; и разные исцеления, начиная от болезней рук и ног и заканчивая онкологией. Или вот какой (скажем, своеобразный) случай произошел на одной православной выставке-ярмарке, куда сестра из нашего монастыря привезла масло от неугасимой лампадки, горящей перед Троеручицей. Посетили ярмарку 16-летний юноша с мамой. У юноши не росли ногтевые пластины, и никакие медицинские средства не помогали, даже прописанные профессорами. Юноша стеснялся этого «изъяна» – он поджимал пальцы, пряча их от посторонних глаз. Его мама, настроенная скептически, всё же взяла освященное масло у нашей сестры. Через несколько месяцев, когда эта сестра снова приехала туда, на православную выставку-ярмарку, в Калининград, женщина с сыном принесли ей огромный букет лилий в знак благодарности. Выяснилось, что у юноши отросли совершенно чистые и ровные ногтевые пластины. Для них это было чудом, свершившимся по милости Пресвятой Богородицы. Да и для нас тоже.

В обители ведь есть еще икона с Афона, перед которой совершаются молебны?

Уже в XXI веке на Афоне была написана другая наша святыня – икона Божией Матери «Всецарица» («Пантанасса»). Писали ее в греческом Ватопедском монастыре, где, как известно, хранится чудотворный первообраз «Всецарицы». Писалась икона по заказу московского благодетеля, больного раком. Работа длилась два года. Краски изготавливались на основе святой воды и вина. Монах-иконописец постоянно молился, при этом два года он хранил молчание. В 2012 году тот благодетель, заказавший, святой образ, передал его нашему монастырю. Выбор пал на Кузбасс, потому как регион находится в зоне наибольшего риска по заболеваниям онкологией. Молебен перед «Всецарицей» у нас совершается по средам, кроме Великого поста... Хотя наш монастырь на фоне российских обителей, корнями уходящих в далекое прошлое, совсем молодой, но в нем сегодня собрано столько святынь! И постоянно слышны молитвенные воздыхания перед ними. И у иконы преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей, и у иконы преподобных Оптинских старцев с частицами их мощей, и у многих других икон –тоже с частицами мощей святых угодников Божиих.

Рабы неключимые...

Для монастыря тридцать лет – это немного. А для его насельниц – довольно большой отрезок времени. Матушка, можно ли уже подвести какие-то итоги монашеских трудов в Свято-Серафимо-Покровской обители?


Наверное, итоги монашеских трудов будет подводить Господь. И как Он посмотрит на нашу жизнь – неизвестно. Что-то мы делаем, конечно: молимся, пытаемся украсить дом Божий, как можем. Пытаемся помочь нуждающимся. Но мы и должны это делать. Рабы Божие, неключимые, как сказано в Евангелии: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10). По человеческим меркам, мне думается, важным итогом можно назвать то, что наш монастырь стал, наверное, «родоначальником» многих монахов и священников Кузбасса. И появились другие монастыри... Несколько лет назад в Ленинске-Кузнецком открылся Иверский мужской монастырь, который возглавил игумен Тихон (Белякин), – духовное чадо протоиерея Сергия Плаксина. Отец Тихон служил в нашей обители, потом его перевели строить храм в другой части города, где Церкви было передано здание старого детского садика. А спустя годы получился целый монастырь! Как сказал в одном из своих интервью его игумен, «монастырь состоялся». В Кемеровской епархии это первый мужской монастырь. Также одна из наших сестер, совсем молодая, монахиня Стефания (Марченко), стала настоятельницей Свято-Успенского женского монастыря в селе Елыкаево, что в двадцати километрах от Кемерово. (Чуть более трех лет назад состоялось возведение ее в сан игумении). Свято-Серафимо-Покровский монастырь поделился: по благословению правящего архиерея митрополита Аристарха несколько сестер с воспитанницами нашего приюта для девочек «Серафимушка» переехали в Елыкаево, где при монастыре уже был православный детский дом «Покров».


Грустно было с девочками расставаться?

Знаете, мы за них (а это дети-сироты) от всей души порадовались, поскольку в Елыкаево чистый воздух, живописная природа, сосны, тогда как Ленинск – шахтовый город, экология тут не очень хорошая. Когда еще не стоял вопрос о переезде приюта «Серафимушка», мы выкупили несколько частных домов с участками, чтобы расширить территорию монастыря и построить для девочек новый корпус. Теперь мы в нем разместили классы для воскресной школы. Прежде она находилась через две улицы от монастыря, и было очень трудно следить за порядком, охранять ее, отапливать то здание. Пришлось его продать. Сейчас появилась возможность заниматься в новом здании не только детям, но и взрослым. В декабре прошлого года по инициативе наших замечательных прихожан при монастыре был открыт Духовно-просветительский центр «Покров». В этом мы тоже берем пример с Малоярославца: при Свято-Никольском монастыре вот уже который год действует Духовно-просветительский центр «София», где ведется всесторонняя социальная и духовная работа с детьми и взрослыми. Причем каким-то чудесным образом всё происходит не в ущерб монашеству (молитве, самому укладу жизни сестер, их устроению)! Еще в нашей обители появился кризисный центр «Надежда». Его история такова: несколько женщин (алко- и наркозависимых) попросили у нас помощи. Сказали: «Погибаем, не знаем, как выбраться из этой ямы». Какое-то время они пожили у нас как паломницы. Потом мы всё же рискнули принять их, испросив благословения у владыки. Сейчас получают помощь четыре женщины, которые проживают под контролем одной из сестер в монастырском, отдельно стоящем доме. Наши подопечные присутствуют на богослужениях, участвуют в послушаниях. Клирики монастыря и я, игумения монастыря, беседуем с ними – иногда сразу со всеми вместе, иногда с каждой в отдельности. В зависимости от обстоятельств. Одновременно принять большое число таких женщин мы не можем, потому как боимся не справиться...


«По милости Божией Святая Гора спустилась к нам»

Матушка Нектария, за рамками предыдущего нашего интервью осталась тема, которая, чувствовалось, Вам особенно дорога. Я говорю о большом почитании в сибирской обители святогорцев. Но у Вас оно зародилось еще на Калужской земле, в Свято-Никольском монастыре Малоярославца, куда приезжали афониты?

Действительно, они приезжали к нам и проводили замечательные беседы с сестрами – о послушании, о монашеском житии, о молитве. Если только перечислять, кто у нас побывал в Малоярославце, то получится длинный-длинный список! Мы осознавали, что эти люди, наши современники, выросли в монашеской традиции, в непосредственном послушании: старец – послушник. Они впитали всю суть, соль монашества, тогда как мы пытались понять из книг: что же это такое? Конечно, Господь Святой Дух Сам наставляет всех, кто искренне ищет Бога и жизни по Евангелию. Но всё же увидеть святогорцев, у которых никогда не прерывалась монашеская традиция, было очень важно и очень нужно для нас. Тем более, что мы – женского пола, и никогда не смогли бы сами посетить Афон. Как сказал теперь уже покойный архиепископ Георгий Людиновский, викарий Калужской епархии, по милости Божией Святая Гора спустилась к нам…


Здесь, в Свято-Серафимо-Покровском монастыре, скорее, слились воедино любовь к Афону митрополита Аристарха и любовь, привезенная мною, грешной, из Малоярославца. Ее я унаследовала от матушки-игумении Николаи и поделилась ею с сестрами... Родной дядя нашего владыки – игумен Никон (Смирнов) – святогорец. Он много лет возглавлял Афонское подворье в Москве, а сейчас служит на Афоне. (К слову сказать, отец Никон – родной брат не так давно почившего митрополита Евлогия, которого митрополит Аристарх очень любил и почитал). Когда афониты приезжали в Кузбасс, владыка старался пригласить их не только к себе в кабинет, на беседу – он приглашал гостей посетить и Свято-Успенский женский монастырь, чтобы мы, монахини, могли пообщаться с ними. Сам владыка не раз посещал Афон и признавался, что два места на земле произвели на него неизгладимое впечатление: Святая Земля и Афон. Афон особенно нравился ему тем, что там уклад жизни сохранился во многом, как в древности.


На монашеской конференции «Древние монашеские традиции в условиях современности», проходившей в конце прошлого года на базе вашего монастыря, Вы выступили с докладом «Значение Иосифа Исихаста в современном монашестве». Что Вам хотелось донести до собравшихся, какие аспекты осветить?

В Малоярославце на занятиях мы вместе с Матушкой читали (а потом и здесь, в Кузбассе, с сестрами прочли) книгу протоиерея Иоанна Журавского «Тайны Царствия Божьего». И крепко запомнились его слова, что монашество без умного делания – как тело без души. Жизнь старца Иосифа полностью была посвящена умному деланию. Преподобный Иосиф Исихаст – это святой наших дней, который распял себя ради Христа. Ради Его заповедей. Он стяжал суровыми подвигами бесстрастие. Чистоту тела, мыслей, чистую молитву. Он мог держать ум в сердце по шесть часов. Вот мы, например, пытаемся стяжать внимательную молитву – хотя бы просто внимательную, не рассеянную, и сколько минут способны удерживать внимание? Думаю, пять-десять, не больше. Ум улетает, парит. А старец мог шесть часов держать ум в тисках сердца – такая у него была любовь к Богу, Божественная ревность! Он победил зло в своем сердце. Это вдохновляет, хотя, конечно, понимаешь, что это мера избранных, святых Божьих людей, но не наша мера. Нам же схиархимандрит Михаил (Балаев) из Троице-Сергиевой Лавры, старец нашей матушки-игумении Николаи, говорил: «Молитва – это покаяние. В молитве надо идти только через покаяние». Для нас, современных людей, пораженных гордостью «до мозга костей», это очень важно понимать, чтобы не впасть в прелесть... Добавлю ко всему: мы с сестрами читали много творений современных афонских старцев, но это не значит, что забыли о великом духовном наследии Русской Православной Церкви. Нет! С сердечным вниманием мы читаем труды святителей Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадтского, Оптинских старцев, преподобного Силуана Афонского и других святых подвижников благочестия.


***

Первое интервью с игуменией Нектарией (напомню: оставившей учебу в Литинституте имени А.М. Горького в Москве, чтобы пойти по монашескому пути) заканчивалось ее стихотворением. Оно было посвящено родной обители, затерянной в Сибири. И есть там такие слова: «Обитель моя, с куполами небесными, Ты, будто маяк, будешь миру светить». Уже светит! Три десятилетия светит... Стихотворение «У распятья», написанное матушкой еще в Малоярославце, тоже полюбилось сестрам в Кузбассе.

У распятья в каплях воска
Ко Христу пролей две слёзки
Из глубин своей души:
«Боже, милостив мне буди,
Не причти меня к Иуде,
Пред Тобою согрешил»...

Здесь ты душу у канона,
Будто горницу Сиона
Перед Пасхой уготовь.
Что, поправ людей понятья,
Говорит тебе распятье?
Это – Вечная Любовь,
На Кресте раскинув руки
И предав Себя на муки,
Жертв не требует в ответ.

Это – Жертва на закланье,
И две слёзки покаянья
Ставит выше всяких жертв.


Беседовала Нина Ставицкая

Снимки взяты из архива монастыря и с сайта Кемеровской митрополии

Материалы по теме

Новости

Публикации

Монастыри

Свято-Серафимо-Покровский женский монастырь г.Ленинск-Кузнецкий
Россия, Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий, Советская улица, 187
Свято-Серафимо-Покровский женский монастырь г.Ленинск-Кузнецкий
Россия, Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий, Советская улица, 187

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Казанская Амвросиевская женская пустынь