Господь являет Свою благодать там, где Ему угодно

Игумения Нектария (Седова)

Вероятно, немалое число людей на просторах России даже не слышало про такой небольшой шахтерский город Ленинск-Кузнецкий в Кемеровской области, где проживает около 93-х тысяч человек, а в самом городе и его окрестностях находится шесть шахт. Заинтересованный человек может найти информацию и прочитать, что Ленинск-Кузнецкий стал первым населенным пунктом, названым в честь Ленина при его жизни и раньше здесь было много разных заводов и фабрик. Что касается Кузбасса в целом, то он в прошлом веке получил печальную известность из-за широкой сети особо крупных и менее крупных сталинских лагерей, называемых в 30-50-х годах исправительно-трудовыми лагерями (ИТЛ). Земля в этих краях – антиминс: очень многие репрессированные новомученики и исповедники российские были расстреляны или умерли от болезней, трудов и лишений.

И вот без малого три десятилетия назад в шахтерском городе с советским названием на улице Советской появился женский монастырь – первый тогда в Кузбассе. С его настоятельницей игуменией Нектарией (Седовой) мы беседуем о ее монашеском пути и ее духовной матери. Об устроении монашеской жизни в обители, расположенной в этом суровом крае, где зимы бывают с морозами под 45-50 градусов, и держатся морозы порой до двух месяцев. А отопительный сезон длится примерно девять месяцев в году...

Монастырь в Малоярославце покорил своей искренностью

Матушка, в одном интервью я прочитала, что Вы не любите говорить о своем прошлом, в котором были учеба в консерватории, затем в педагогическом институте, после чего Вы еще поступили в Литинститут имени А.М. Горького в Москве. Но простите: ведь без этого не понять, как человек из мира, с творческими задатками и устремлениями, пришел к монашеству. Самый настоящий переворот в Вашей жизни случился после знакомства со Свято-Никольским Черноостровским женским монастырем? Чем он Вас покорил?

Свой искренностью. Монастырь был практически разрушен. И архитектура этого стиля не была мне близка, я любила древнюю – типа Троице-Сергиевой лавры или Пафнутиева Боровского монастыря. Приехала туда навестить одну свою знакомую, с которой мы познакомились в Боровске. Решила причаститься (я только-только начала воцерковляться и где-то четыре месяца назад впервые исповедалась и причастилась). Я никогда не думала о монашестве, ничего о нем не читала, и если бы кто-то до этого мне сказал, что стану монахиней, в ответ рассмеялась бы! Но в Свято-Никольском монастыре я вдруг увидела совсем иную жизнь. В миру, мне казалось, все происходит как в театре. Как будто в масках люди – играют, пытаются изобразить из себя кого-то значимого. А в монастыре (я это увидела, и это действительно меня покорило) стараются не казаться, а стать лучше! Мне очень понравились Матушка и сестры. Их простота. Немногословная, но самая настоящая любовь. И душа почувствовала, что именно здесь то, что она пыталась найти прежде и не находила. Наверное, благодать Божию почувствовала. Общение с Богом ежеминутное. Ты мысленно к Нему обращаешься, а Он тебе отвечает через слова книг, которые Матушка с нами разбирала на духовных занятиях, и через саму Матушку, сестер.


Приехала я в Малоярославец на каникулы, на три дня, и... захотела остаться в обители навсегда. Но Матушка всё же отправила меня учиться. Две недели я в Москве пробыла, однако не смогла больше ни учиться, ни вообще находиться в миру. Убежала в монастырь. А следом за мной через несколько дней приехала моя подруга по Литинституту. И нас с ней потом вместе постригали и в иночество, и в монашество. Сейчас она – игумения Вольского Владимирского женского монастыря (Саратовская митрополия) Макария (Семенова). Матушка Николая (Ильина)– «оптинка», она туда ездила еще паломницей на восстановительные работы, когда Оптину только вернули Церкви. И когда ушла из мира в монастырь, это было Шамордино, то есть детище преподобного Амвросия Оптинского. Любовь к Оптиной пустыни, к просиявшим там старцам была вложена в нас, малоярославецких сестер, сразу. Очень многие сестры, в том числе и мы с игуменией Макарией, в постриге получили имена Оптинских старцев.

...До приезда в обитель я искала смысл жизни, но это было непросто, так как в детстве была атеисткой. Нас учили в школе: Бога нет. Я приходила домой и провозглашала, что мама ничего не понимает, что она «отсталая» (а папа тогда еще даже не был крещен). Демонстративно не ела крашенные яйца на Пасху и так далее... С семи лет я стала учиться играть на скрипке. Затем в Новосибирской консерватории окончила три курса и продолжила обучение в Дальневосточном государственном педагогическом институте искусств. Получив диплом, преподавала в музыкальной школе, но при всей любви к музыке и ученикам чувствовала внутри какую-то пустоту. Решила сменить профессию, уехать в Москву. Там – центр культуры (я думала – духовности). Поскольку писала стихи, то поступила на семинар Олеси Николаевой и Владимира Кострова.

Ставших лауреатами многих премий, в том числе и литературной Патриаршей премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия...

Да, педагоги у нас были замечательные, но я быстро поняла, что не нашла в Москве того, чего моя душа искала. К счастью, в Литинституте встретила нескольких девушек и юношей, которые говорили о Боге, о Церкви, о вере. На втором курсе я поехала в Пафнутиев Боровский мужской монастырь, причем без платка, в мини-юбке. Такое еще было сознание! Там к старцу Власию (Перегонцеву) попала, и он посоветовал исповедаться, причаститься. Меня стало сильно тянуть в монастырь. Не могу выразить словами, как я благодарна Господу за Матушку, за сестер, за монашество, хотя я его совершенно не достойна. Помимо отца Власия, через Матушку я узнала других святых людей, подвижников нашего времени: старцев Михаила (Балаева), Илия (Ноздрина), один раз была у архимандрита Кирилла (Павлова). Кроме того, многие афонцы к нам в монастырь приезжали, делились опытом духовной жизни... А за то, что двадцать два года из двадцати девяти, проведенных в миру, я посвятила музыке, я благодарна Богу, своим родителям и педагогам: потому что меня в монастыре в Малоярославце научили петь. Сейчас пытаюсь научить сестер, как могу (образование у меня инструментальное, а не дирижерско-хоровое, не вокальное). И у нас на клиросе нет «наемных» певчих, поем и читаем на службе сами. В меру своих скромных способностей, конечно.


До своего назначения в Кемеровскую епархию я о Ленинске-Кузнецком ничего не знала, хотя мой родной город Барнаул, по сибирским меркам, находится недалеко – в 300 километрах отсюда. А монастырь в Ленинске открылся почти в то же время, что и в Малоярославце: в апреле 1992 года. До чего удивительно: Господь мог бы, наверное, меня сразу в Ленинск, отправить, ведь это соседняя область. Но я точно знаю, что ни в каком другом монастыре, кроме Малого (так мы с любовью называем свою родную обитель в Малоярославце), я не осталась бы. Там я родилась духовно, там моя Матушка, которая научила всему. Если что-то доброе вышло, то во многом ей я обязана. Она вдохновила меня своей заразительной любовью ко Господу и к монашеству. Научила смирению и –немного видеть себя. Принимать все обстоятельства как от руки Божией... Если бы не Матушка, не монастырь, то всё могло бы закончиться для меня непоправимой трагедией.

«А сестер я полюбила, хотя это непросто, когда имеешь достаточно и своего эгоизма»

Матушка, духовник Свято-Серафимо-Покровской обители и ее основатель протоиерей Сергий Плаксин рассказывает тележурналистам, что Ваши предшественницы, возглавлявшие монастырь, были энергичными, деятельными, но опыта монашеской жизни не имели. А монашеской общине требовалась настоятельница, которая прошла бы хорошую монастырскую школу, многие послушания и досконально бы знала монастырский уклад. Батюшка с признательностью сказал: «И Господь нам прислал матушку Нектарию. Уже такую, какую мы долго-долго ждали и молились». Затем подытожил: «Она пришла, и всё ожило, всё встало на свои места...». Какая Вы здесь по счету настоятельница?

Пятая! Сестры, которые встретили меня здесь, они очень любят Бога и готовы были терпеть все трудности ради Него. Ведь это совсем непросто – привыкать к разным настоятельницам, открывать им свою душу. Это настоящий подвиг. Сначала ко мне отнеслись с любопытством. Я помнила мудрый совет Матушки и старалась ему следовать: «Ничего не ломай, пусть сестры говорят, что настоятельница у нас слишком мягкая, "тюха", а ты их люби, служи им, потом потихонечку будешь "гайки подкручивать"». Но почему-то быстро разнесся слух, что новая матушка чрезвычайно строгая. И в первый год ушли четыре сестры... А я сперва старалась сделать достаточной и разнообразной монастырскую трапезу, чтобы не было нужды есть в кельях и ходить в магазин. Каждый день мы читали святых отцов о монашестве, о духовной жизни. Разбирали, как нам поступать в ситуациях, подобных описанным в книгах. Через два месяца я предложила сестрам сдать мобильные телефоны. Практически все согласились. И только через два года постоянных убеждений я осмелилась стареньким нашим насельницам предложить сдавать пенсию. Тогда еще не было «Положения о монастырях и монашествующих», в котором всё это излагается как требование, как правило. Но, с помощью Божией, сестры согласились и на это. Через два года начали приходить новые сестры.


Была еще одна проблема, с которой мне довелось столкнуться. Начитавшись книг о подвижниках, сестры подвизались «кто во что горазд». Однажды мы построились на сход в конце Всенощного бдения, и я попросила одну сестру перейти на другую сторону. И услышала: «А Господь мне сказал стоять здесь! Бога надо слушаться паче, нежели человеков». Я удивилась и после службы стала ее расспрашивать, каким образом ей Господь сказал это. Она ответила: «Мужским голосом». Долго, не один день мне пришлось убеждать ее, подтверждая примерами из трудов святых отцов, что она должна слушаться настоятельницу, священноначалие. Это была уже пожилая сестра – несколько лет назад она отошла ко Господу в хорошем, смиренном устроении, за что я признательна нашим монастырским священникам, которые тоже приложили немало усилий к тому, чтобы убедить ее жить в послушании, и в итоге это нам всем вместе удалось. Вообще первыми, кто меня здесь поддержал, были наши священники...

А не возникала у Вас мысль: эх, вернуться бы мне назад, в Малоярославец?

Еще как возникала! И не раз. Когда Матушка сообщила, что отправляет меня в Кемерово старшей сестрой, я воскликнула: «Матушка, так я же тут у Вас под крылышком, как у Христа за пазухой!» – «Пусть молодые под крылышком сидят, а ты туда поедешь (мне исполнилось 43 года). Там и твои родные-знакомые почти рядом, ты ведь мечтала всех воцерковлять», – сказала мне Матушка. Затем повезла меня к старцам: отцу Михаилу в Лавру, отцу Власию в Пафнутиев Боровский монастырь, отцу Поликарпу в Шамордино и к отцу Илию в Оптину. Все благословили. Я отцу Илию говорю: «Батюшка, я боюсь, что это всё просто по моему тщеславию, и ничего хорошего у меня не получится». Он сказал, что это – призвание Божие. Но, конечно, одно дело любить «покомандовать», а другое – духовно руководить. Стать сестрам матерью, взять на себя ответственность не только за то, чем их накормить, во что и на что одеть-обуть-обогреть, но главное – за их души, за их спасение. Что очень и очень трудно, а я сначала этого не понимала совсем. Но потом прочувствовала. И если игумения Арсения (Себрякова), святая нашей Церкви, говорила про себя: «Сестры хотят видеть во мне жезл, а я трость надломленная», то что мне про себя сказать? Я быстро вкусила все тяготы игуменской жизни и стала просить у Матушки разрешения вернуться в Малоярославец. Жить в послушании, любые труды нести. В ответ услышала: «Мы с тобой не со крестом, мы с тобой на кресте. А со креста не сходят, с него снимают!» Поэтому сейчас я такие помыслы стараюсь гнать, как вражеские. А сестер я полюбила, хотя это непросто, когда имеешь достаточно и своего эгоизма. Вот так и помогаем друг другу спасаться.

Весной 2022 года будет тринадцать лет, как Вы руководите обителью в Кузбассе, которая в следующем году отметит свое 30-летие. Можете Вы назвать монашескую общину семьей и сколько за это время в ней постригов было?


Мне кажется, что можно так сказать – назвать нашу общину семьей. Конечно, нельзя говорить о совершенной христианской любви между сестрами, но, думается, в начатке она всё же есть. Какое количество постригов было? Помню четырнадцать постригов в иночество, семь – в малую схиму (в мантию), четыре – в великую схиму. А многие сестры были уже в постриге, когда меня сюда направили. Сорок процентов сестер имеют высшее образование. Мирские профессии у них самые разные: есть несколько педагогов – начальных классов, математики, иностранных языков. Кто-то работал в школе, математик преподавала в институте. Есть экономисты, медики, швеи, строитель. И вот они такие разные и по возрасту, и по характеру, и по воспитанию, и по образованию, но объединяет их одно – любовь к Богу. У нас сейчас 19 сестер и две кандидатки. К слову, всех сестер я по очереди посылала пожить на месяц-два в Свято-Никольский Черноостровский монастырь, поскольку «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Все возвращались оттуда, вдохновленные, святящиеся изнутри: «Мы тоже так хотим!»

Тридцать лет назад в Кузбассе был один монастырь – сейчас их четыре

Матушка, в новейшей церковной истории нередко такое встретишь, что обитель создается на территории приходского храма. Свято-Серафимо-Покровская обитель тоже была учреждена на территории Покровской церкви, расположенной на окраине города в районе частных домов и домишек. Почему именно здесь?


Это пример того, как Господь Сам избирает место для монастыря. Стоявшую на соседней улице Покровскую деревянную церковь, построенную около 160 лет назад, в 1961 году разобрали на бревна и увезли их. Когда нашего духовника отца Сергия назначили в Ленинск настоятелем прихода, под церковь приспособили небольшой домик, купленный на средства прихожан. Затем был выстроен новый Покровский храм – каменный. Строился он быстро, это целая история со многими знамениями! Престол верхнего храма освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а нижнего – в честь преподобного Серафима Саровского... На первом для меня епархиальном собрании, на котором я присутствовала, один из батюшек спросил: «Вы – новая матушка в монастыре? Я очень люблю эту обитель!» И поведал историю, сильно меня взволновавшую: «Мы с другом, пятнадцатилетние мальчишки, как-то гуляли летом в родном поселке Горняк, что через речку от города. Друг потом погиб в Чечне... Было уже темно, и вдруг мы увидели вдали, через речку Иню, столп зеленоватого света, от земли и до неба. Никакой прожектор не мог дать такого света, и в нем херувимы и серафимы опускались стремительно через центр, а потом по спирали поднимались вверх. На следующее утро я отправился в Ленинск, чтобы найти то место и понять, что это такое было. И увидел монастырь. Вошел в храм, сказал: «Я хочу быть священником!» (а был тогда некрещеным). Все вокруг засмеялись, но вышедший из алтаря отец Сергий Плаксин произнес: "Не смейтесь, он будет священником!" И вот: я – протоиерей». Удивительный рассказ! «Господня земля и исполнение ея...» (Пс. 23).

В прошлом месяце на базе вашего монастыря проходила монашеская конференция «Древние монашеские традиции в условиях современности». Хлопотно было принимать монашествующих из других монастырей? Сестры справились?


Несколько раз эту конференцию приходилось переносить из-за коронавируса, но радостно то, что она всё-таки состоялась. Конференция началась с молебна, Литургию мы отслужили без самих участников форума (добираться до нас больше 100 километров, а начался сильный снегопад). Потом все подъехали, пошли на трапезу, затем – на экскурсию по монастырю, после чего состоялось пленарное заседание, на котором прозвучали содержательные доклады. Все мы – и сестры, и братия – с радостью отмечали, что монахов в Кузбассе не так мало! Раньше в Кузбасской митрополии был один-единственный монастырь, а сейчас их четыре и, возможно, откроются еще, так как митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх уделяет развитию монашества в крае много внимания. А для наших сестер конференция явилась поводом проявить гостеприимство. Также она стала уроком и терпения, и христианской любви. Ну, и, конечно, уроком теоретических знаний о монашеском делании, что тоже очень важно.

***

Стихи матушки-настоятельницы легли на сердце сестрам Свято-Серафимо-Покровского монастыря. И не только им. Они понравились тем, кто снимал фильм, посвященный 25-летию монастыря, и многим, кто его посмотрел. Вот одно из них, лирически завершающее в фильме рассказ о монастыре:

Обитель моя, ты в Сибири затеряна,

Плывут в небесах перезвоны твои,

И видит Господь, как за этими стенами

За наше спасенье ведутся бои.

Ты город шахтерский с советским названием

Молитвой своей покрываешь от бед;

Ты нас наградила монашеским званием,

В святых этих стенах мы дали обет...

Обитель моя с куполами небесными,

Ты, будто маяк, будешь миру светить.

Сподобил Господь стать Христовой невестою

И Богу все силы свои посвятить.

Обитель моя, в этом мире мы – странницы.

Ты всех, приходящих к нам, благослови.

Какое же счастье быть Божьей избранницей

И жить здесь под кровом священной любви!


Беседовала Нина Ставицкая

Снимки представлены Свято-Серафимо-Покровским монастырем

Материалы по теме

Новости

Монастыри

Свято-Серафимо-Покровский женский монастырь г.Ленинск-Кузнецкий
Россия, Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий, Советская улица, 187
Свято-Серафимо-Покровский женский монастырь г.Ленинск-Кузнецкий
Россия, Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий, Советская улица, 187

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь