Смиряяй же себе вознесется

Игумен Тихон (Борисов)

Путь к Небу только один: «Боже! Милостив буди мне, грешному». И, кажется, что проще этой молитвы?! Что легче биения себя в грудь?!

Мы как-то привыкли думать о себе, что мы-то не фарисеи. Мы искренние, кающиеся, опустившие вниз глаза, биющие себя в грудь мытари. Но это далеко не так. До состояния мытаря нам еще очень и очень далеко. Мытарь – это совершенство! И сегодняшняя евангельская притча, такая до боли знакомая, – это некий очень важный критерий, пробный камень, лакмусовая бумажка нашей духовной жизни.

Две молитвы. Два устроения души. Два разных миросозерцания...

Самомнение фарисея настолько велико, что на самом деле ему и не нужен Бог. Евангелист подчеркивает, что фарисей молится сам в себе. То есть его молитва – это не беседа и общение с Богом. Это апофеоз самовлюбленности! Это поклонение идолу своего «Я». Кроме него нет нормальных людей: одни грабители, обидчики, прелюбодеи, воры, пьяницы, наркоманы. И он благодарит Бога, что он-то – не таков! А если прибавить еще, что он постится два раза в неделю и отдает десятую часть доходов – то портрет «святого» готов.

Трагедия этого человека состоит в том, что он слишком занят собой. Он хвалится лицом, а не сердцем, как говорит апостол Павел. Фарисей даже на секунду не способен понять, что он в очах Божиих со своей мнимой праведностью более отвратителен, чем все эти алкаши, бомжи, попрошайки. Он обезопасил себя внешней благочестивой скорлупой: ритуалами, предписаниями, формальными добродетелями. Он хочет откупиться от Бога своей праздничной свечкой; рублем, брезгливо брошенным в кепку нищего. Знанием Типикона, умением вставить в разговор мудрое словечко из умных книг. Но все это не работает, если нет: «Боже, милостив буди мне грешному». Если все люди для тебя так – тени, игрушки, винтики, инструменты. Если ты обращаешься к Богу с декларацией своих «добродетелей». Если ты побронзовел от своих духовных успехов. Преподобный Исаак Сирин говорит, что, «когда человек возлюбит гордыню, не знает уже сокрушения».

А мытарь стоит в темном углу храма, стоит, осиянный Божественным Светом! Ему нечем хвалиться. Он не подсчитывает свои добродетели, потому, что искренно считает, что их просто нет. И он пойдет домой более оправданным, чем фарисей. Потому что Сам Господь говорит: «Всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» – «Яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется» (Лк. 18,14)

Два пути. Два взгляда на жизнь. Два мировоззрения...

И все мы живем в этом диапазоне – между надменностью и кротостью, между гордостью и смирением, между фарисеем и мытарем. Что победит? Что пересилит? Куда склонится душа: «яко несмъ якоже прочий человецы» или «Боже, милостив буди мне, грешнику»?

Преподобный Ефрем Сирин говорит, что «покаяние есть зеркало, поэтому лукавый не оставляет его в нас, чтобы не увидели мы в нем себя и не смыли своих нечистот». Диавол всячески пытается разбить в нашей душе это спасительное зеркало покаяния. Чтобы вместо слез, вместо оплакивания наших бесчисленных прегрешений мы носились как с писаной торбой со своим «Я», со своей особенностью, со своей самосвятостью!

Покаяние не относится к какому-то определенному времени нашей жизни, мол, «это когда-то я воровал, блудил, обманывал, ходил в ночные клубы, а теперь все по-другому, теперь я уже не такой страшный, не такой ужасный... Я, конечно не Антоний Великий или Иоанн Кронштадтский, но в целом живу неплохо, можно сказать, благочестиво. Это там вот они колются, пьют, нюхают, курят... А я и ладаном кажу в комнате или келии, и акафисты читаю и посты все неукоснительно соблюдаю...»

Покаяние – это не порыв, это не успокоенность на том, что вместо концертов и рынков ты стал в воскресный день ходить в храм. Покаяние должно стать состоянием нашего сердца, деланием всей жизни, до гроба, до последнего вздоха, до исхода души! Замечательно говорит старец Софроний: «Надо удержаться в молитве и покаянии от одного сознания, что в нас еще живет смерть, и искать, как победить эту смерть». Мы должны победить эту смерть, которая гнездится в тайниках сердца, эту фарисейскую мораль, эту бесовскую успокоенность. Как говорит геронда Емельян, «разувериться в своей праведности». А старец Иосиф-исихаст призывает перестать «ободрять самих себя»!

Мы живем в бесконечно меняющемся мире. Мир не торопится навстречу к Богу. Он уже даже не прикрывает свою срамоту. Две вещи, два направления, два позыва стали основными мотивами поведения современного человека: жажда наслаждений и лихорадочное стремление избежать страданий и скорбей. Но человек впадет в страшную ошибку, в глубочайшее заблуждение, если начнет думать, что жизнь возможна без боли, без скорби, без тесноты, без страданий; что жизнь возможна без веры, без любви, без покаяния... Боль застанет его врасплох, если человек будет ожидать от жизни сплошного, яркого, непрекращающегося праздника, если он будет желать всю жизнь купаться в шоколаде.

Покаяние – это не несколько торопливых минут у аналоя. Покаяние – это состояние нашего сердца, это благоухание души перед вратами рая, как говорят святые Отцы. А пространство нашей молитвы – это не только пространство храма или келии, где пахнет благоуханным ладаном и где на нас смотрят с икон лики святых. Пространством нашей молитвы должна стать вся наша жизнь, где пахнет потом, слезами и кровью. Где на нас ежедневно смотрят тысячи усталых от жизни, измученных, вопрошающих человеческих глаз. Где вместо желанной любви и ласки нас зачастую окружает непонимание и злоба...

Отец Павел Флоренский говорит, что «вера – художница спасения и дело ее спасать. От чего же спасает нас вера? Она спасает нас от нас самих – спасает наш внутренний мир от таящегося в нем хаоса».

Без благодати Божией, без покаяния наш внутренний хаос просто раздавит нас! И если вместо плача, вместо «Боже, милостив буди мне, грешному» мы будем подсчитывать свои дутые добродетели – прочитал, не съел, пожертвовал, помолился, – то мы не преуспеем, мы не выйдем оправданными из храма, мы будем молиться сами в себе. Если мы захлебнемся своей праведностью и потеряем сочувствие, уважение, почтение к человеку, то тогда напрасны наши бороды, платки, посты и молитвы. Если мы не увидим своей гордыни, эгоизма, надменности, фальши, то Небо не откроется нам!

Фарисей опьянен вином самолюбия. Ему не нужен никто. И Бог не принимает его молитвы. Мытарь каждый день видит множество людей перед собой и понимает искренне, что он самый падший из всех. Он ни от кого не отворачивается. И Бог не отворачивается от него...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Игумен Тихон (Борисов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Игумен Тихон (Борисов)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Епископ Солнечногорский Алексий
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы