Святитель Димитрий Ростовский и преподобный Корнилий Переславский

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

«Монастырский вестник» уже освещал работу просветительской мобильной выставки «Жизнь, труды и эпоха митрополита Димитрия Ростовского», являющейся проектом Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря Ростова Великого. Путешествие выставки по городам Ярославской области продолжается. Плодами проекта становятся не только пополнение знаний и расширение исторического кругозора многочисленных посетителей из самых разных мест нашей страны и из-за рубежа, – сами устроители в этих поездках открывают для себя много нового, в том числе, связанного с биографией святителя Димитрия. Об этом – в материале референта по научной работе наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря Марии Рубцовой.

С 30 июня по 23 июля просветительская мобильная выставка «Жизнь, труды и эпоха митрополита Димитрия Ростовского» [1] пребывала в древнем Переславле-Залесском. Помимо встреч и бесед с посетителями, мы и сами открывали для себя места и связи святителя Димитрия с этим городом, который во времена святителя входил в состав Патриаршей области, а вовсе не Ростовской митрополии. Митрополит Димитрий оказался причастен к церковной жизни Переславля благодаря просьбе своего близкого друга – Местоблюстителя Патриаршего престола, митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского). Интересно, что у двух владык была договоренность, что в случае кончины одного из них, другой обязательно приедет на его погребение, а до той поры тело усопшего не будут предавать земле. Так и произошло по кончине самого митрополита Димитрия: когда он скончался, тело его находилось в кафедральном Успенском соборе Ростова в ожидании, когда сможет приехать владыка Стефан, загруженный делами, связанными с его высокой должностью. Участвуя в погребении друга, митрополит Стефан (Яворский) настоял на том, чтобы он был похоронен в Зачатьевском соборе Яковлевского монастыря – в том месте, которое еще при жизни Димитрий назначил для этой цели. А ведь священники и жители Ростова просили похоронить почитаемого ими владыку в кафедральном соборе. Митрополит же Стефан, произнося среди всеобщего плача нагробное слово, неоднократно повторял: «Свят Димитрий, свят!»

История дружбы двух известнейших церковных деятелей своей эпохи – Стефана (Яворского) и Димитрия Ростовского – может стать предметом нашего рассказа в дальнейшем. Сейчас же хотелось бы остановиться на том, как по просьбе митрополита Стефана святитель Димитрий оказался связанным с Переславлем-Залесским и стал участником значимых событий.

Среди неизданных проповедей святителя Димитрия совсем недавно было обнаружено и введено в научный оборот слово, произнесенное им 28 июля 1705 года при освящении Смоленско-Корнилиевской церкви Борисоглебского на Песках монастыря города Переславля-Залесского [2]. Но обнаружение ранее неизвестной проповеди святителя, сказанной в Переславле, – не единственное открытие в связи с пребыванием его в этом городе. Накануне освящения храма святитель участвовал в обретении мощей и прославлении в лике местночтимых святых переславского подвижника, практически своего современника. А было это так.

Широко известно о тесной связи Петра I c Переславлем-Залесским, о стоительстве здесь в 1688–1693 годах потешной флотилии, родоначальницы русского флота. Доживший до наших дней свидетель тех лет – знаменитый ботик «Фортуна», сделанный руками молодого Петра лично – центральный экспонат одноименного самого популярного переславского музея. Гораздо менее известно о том, что помимо молодого Петра в Переславль регулярно приезжали на богомолье его мать Наталья Кирилловна, сестры, супруга брата Ивана царица Прасковья Федоровна с тремя дочерьми, среди которых была и будущая императрица Анна Иоанновна.

С именем царевны Натальи Алексеевны, любимой сестры Петра, связана активная храмозданная деятельность в Переславле-Залесском в начале XVIII века. Так, в основном на ее средства в 1694–1705 годах строилась новая церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери в Борисоглебском на Песках монастыре. Руководил строительством духовник царевны, на тот момент архимандрит Троице-Данилова монастыря Варлаам (Высоцкий), бывший до этого пострижеником обители святых Бориса и Глеба на Песках. Еще до постройки новой каменной церкви Наталья Алексеевна живо интересовалась жизнью современного ей подвижника Корнилия Молчальника, скончавшегося в 1693 году и погребенного в старой Смоленской церкви Борисоглебского монастыря. Наталья Алексеевна хотела воспользоваться случаем освящения нового храма и приглашала Местоблюстителя Патриаршего престола Стефана (Яворского) для освидетельствования гроба Корнилия и переноса его в новую церковь. Митрополит Стефан, сославшись на нездоровье, не приехал, но «велел звать» ростовского владыку Димитрия, также хорошо знакомого Наталье Алексеевне и всем женщинам в большой царской семье.

Святитель Димитрий приехал, как нам кажется, охотно, так как он знал, что должен будет осмотреть гроб и останки не так давно умершего молчальника, почитаемого в Переславле. А ведь тема святости была для ростовского митрополита близка, как никакая другая. Он жил ею. Сыграло свою роль и то обстоятельство, что совсем недавно, в феврале 1705 года, он закончил свой более чем двадцатилетний труд над Четьими-Минеями, но продолжал собирать материалы о святых и святынях вверенной ему обширнейшей Ростовской епархии.

Так Димитрий Ростовский стал тем человеком, кому выпала честь освидетельствовать мощи святого угодника. Именно он распорядился почитать Корнилия как святого, написал ему тропарь, кондак и молитву, которые были начертаны на первой иконе преподобного, не дошедшей до нашего времени. Святитель Димитрий принял участие в переносе мощей из старого Смоленского храма в новый. Мощи были положены в новый же кипарисный гроб и поставлены за левым клиросом.

Преподобный Корнилий Переславский относится к числу малоизвестных русских святых. В миру Конон, он родился в Переславле-Рязанском в состоятельной купеческой семье. В совсем молодых летах, практически отроком, ушел в монастырь. Это была Лукианова пустынь недалеко от Александровской слободы, основанная еще одним не слишком известным русским подвижником – преподобным Лукианом. Прожив здесь некоторое время, Конон ушел из этого монастыря в переславскую обитель святых Бориса и Глеба на Песках. Это произошло в 1659 году. Согласно Житию преподобного Корнилия, на вид ему тогда было не более пятнадцати лет, поэтому настоятель монастыря какое-то время не принимал юношу, который, к тому же, не говорил, а изъяснялся знаками. На основании указаной даты прихода преподобного Корнилия в Борисоглебский монастырь вычисляется приблизительная дата его рождения – 1643 год.

Видя упорство юноши, поселившегося у монастырских стен, настоятель принял его в обитель, посчитав при этом немым и глухим. Через пять лет молодой человек, обративший на себя внимание настоятеля тем, что, исполняя тяжелые физические работы по монастырю, раньше всех приходил в храм и позже всех уходил из него, а питался при этом только остатками пищи с братского стола, был пострижен в монашество с именем Корнилий. Проведя еще три года в суровых подвигах, он знаками попросил построить для себя отдельную келью, чтобы жить в затворе.

Всего преподобный Корнилий прожил в Борисоглебском монастыре 35 лет, все эти годы храня молчание. И так бы считали его немым и глухим, если бы перед кончиной он не рассказал духовнику всю свою жизнь. Стало понятно, что молчание – это подвиг, который он нес большую часть своей жизни.

Скончался святой 22 июля/ 4 августа 1693 года. В этот день и празднуется его память.

Совсем недавно, 3 февраля 2016 года, определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви установлено общецерковное почитание преподобного Корнилия Переславского. Его мощи находятся в Никольском соборе Переславского Никольского женского монастыря.


Смоленский храм бывшей Борисоглебской на Песках обители, где исторически находились мощи преподобного Корнилия, пережил свою историю. После екатерининской реформы о секуляризации церковных имений сам монастырь был упразднен, а Смоленская церковь превращена в приходской храм. Благодаря тому, что в нем находились мощи святого Корнилия, храм стали называть Смоленско-Корнилиевским. Он был действующим до самой Великой Отечественной войны, но вот затем использовался и как склад, и как жилье. Люди жили здесь еще в 1970-х годах. В 1980-х началось разрушение храма, рухнула колокольня, остовы стен местные жители растаскивали на кирпич. Мощи преподобного Корнилия все это время покоились в церкви под спудом.


В середине 1990-х годов храм был передан находящемуся рядом Никольскому женскому монастырю. В настоящее время он в значительной степени отреставрирован, в нем проходят богослужения.

Архитектура комплекса Смоленско-Корнилиевской церкви необычна. Здание самой церкви типично для храмовой архитектуры стиля барокко конца XVII – начала XVIII века. Это восьмерик на четверике. Но вот пристройка к трапезной части храма келейного двухэтажного корпуса с колокольней – решение нестандартное.

Смоленско-Корнилиевская церковь – это всё, что осталось от существовавшей некогда на этом месте Борисоглебской обители, но не единственное сохранившееся известное церковное здание Переславля-Залесского, связанное с храмозданной деятельностью благочестивой царевны Натальи Алексеевны, ее духовника архимандрита Варлаама (Высоцкого), ставшего позже настоятелем Троице-Сергиевой Лавры, и хранящее память о святителе Димитрии Ростовском. Но это уже другие истории и, возможно, они будут рассказаны в свое время.

* * *

В Facebook на странице Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря недавно появилась рубрика «География и агиография», в которой организаторы проекта делятся впечатлениями от поездок и своими открытиями малоизвестных святынь: https://www.facebook.com/St.DimitryRostov/posts/1014994201997991

Мария Рубцова,

референт по научной работе наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря

 

---------------------------------------

[1] Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 апреля 2017 года № 93-рп.

 

[2] Федотова М.А. Слово на освящение Смоленско-Корнилиевской церкви: неизвестная проповедь Димитрия Ростовского // Сообщения Ростовского музея. Вып. XXI. Ростов, 2016. С. 46–75.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

О схимонахине Сарре (Потемкиной)
Свято-Покровский женский монастырь г. Верхотурье
Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь Луганской епархии
Подворье Покрова Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского мужского монастыря
Антониево-Дымский мужской монастырь
О схимонахине Сарре (Потемкиной)
Свято-Покровский женский монастырь г. Верхотурье
Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь Луганской епархии
Подворье Покрова Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского мужского монастыря
Антониево-Дымский мужской монастырь