Игумен монастыря апостола Варнавы архимандрит Гавриил Сиокурос (1923–2013): святое лицо кипрского монашества

Митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия

Доклад митрополита Тамасосского и Оринийского Исаии на Международной конференции «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи» (Республика Кипр, г. Никосия. 1–2 ноября 2018 года)

Для меня старец Гавриил был величайшим источником вдохновения в отношении того, как должен жить монах. Будь он в монастыре, в общежитии с другими отцами, или в скиту с особым распорядком, или в пустыне, или в городе… – его жизнь была настолько богата, что ему удалось пройти все эти этапы, и я бы сказал – очень успешно. К счастью, в последние годы своей жизни он был нашим духовником в Киккском монастыре, что, несомненно, оставило след в моей душе и повлияло на мое поведение.

Старцу очень не нравилось, когда его рассматривали в качестве замены Христу. Он всегда нам говорил, что нам надо не цепляться за него, но искать самим Христа, Которого он являл своей любовью. «Исаия, чадо мое, – говорил он мне, – в центре не духовник, но Христос, Который благословляет духовника, чтобы он говорил правильные слова, Который направляет верующего в его объятия. Хороший духовник – не тот, у кого много духовных чад, но тот, кому удается, пусть и немногих, отправить в рай, знакомя их с Иисусом Христом».

С раннего детства, еще до того, как я стал монахом, он был духовным руководителем моей семьи. Он был уникальным: одним умилительным и добрым взглядом он смягчал даже самого жесткого человека и превращал его в ручного ягненка. Перед моим испуганным взором ему подчинялись бесы, изгоняемые  из страдающих людей его молитвой и суровым повелением именем Христовым. Мой опыт, полученный с ним, невозможно измерить. Когда я стал епископом, главным его посланием для меня было, чтобы я был снисходительным к другим и строгим по отношению к себе. «Владыка, – говорил он мне, – Бог любит всех людей и всем желает спастись. Поэтому с терпением прощай их и ожидай, чтобы они вернулись к тебе, как и Он делал. Ты теперь, став епископом на месте и по образу Христа, должен следовать Его примеру».

Но давайте рассмотрим всё с самого начала.

Старец Гавриил был подобен небесному цветку, пересаженному на землю. Он распространял благоухание своего сердца, своей улыбки, своего смиренномудрия и незлобия на всех, кто к нему приближался. Старец ревностно подражал милосердию и прочим добродетелям своего предстателя – великого апостола Варнавы, святого покровителя возрожденного им монастыря и всей Кипрской Церкви. Отец Гавриил ни на минуту не переставал следовать его примеру. Он был безупречным человеком, который с детских лет стремился в горняя, и сердце его превратилось в чистый сосуд Утешителя Духа. Вот почему скверна греха никогда не пятнала его души, и всякий подступавший к его уму скверный помысел он от отгонял от себя раз и навсегда. Справедливо можно было сказать про старца Гавриила словами апостола Павла: Для чистых всё чисто (Тит. 1:15). Он был старцем, исполненным самопожертвования и веры, действующей любовью (Гал. 5:6). Безвестный человек Божий, он всего себя без остатка отдавал служению ближним. Это был старец с широкими объятиями, охватывавшими весь мир. Отец Гавриил не мог успокоиться, если знал, что хоть одна душа на планете страждет.

Не было такого времени, когда старец Гавриил не отворил бы дверей своей келии тем, кто стучался в них. К нему можно было прийти в любой час – он был готов послужить всем, искавшим его совета и духовного покровительства. Будучи беженцем из Лиси, он стал духовным исполином в монастыре апостола Варнавы. Сама Пресвятая Богородица Киккская приняла старца, прибегшего в Ее всечестную обитель, и поставила его пастырем Своих словесных овец. Сделавшись игуменом и поседев в трудах, он возродил забытый монастырь, посвященный сыну утешения (Деян. 4:36), и ныне эта обитель хорошо известна благочестивым православным киприотам. Старец много трудился, чтобы возобновить духовную жизнь в этом всесвященном месте.

Время, налагающее на всех свою печать, не охладило энергичности старца. Он по-прежнему сильно желал вернуться в монастырь апостола Варнавы, где находится гробница святого. Сердце старца билось от мысли о возвращении на эту освященную землю, к мироточивому гробу апостола [1]. Свидетельством того, что и в наши дни старец духовно общается с небесным покровителем Кипра и имеет дерзновение к этому апостолу-чудотворцу, стало исцеление парализованного и другие чудеса. Для наших русских братьев, не знающих житие старца, которое всем известно на Кипре, поясню: когда старец служил Литургию на гробнице апостола Варнавы, случилось великое чудо – парализованный человек по молитвам старца, на глазах многих удивленных паломников, встал и стал ходить.

Когда были открыты границы, старец Гавриил не упустил случая вместе с многочисленными своими духовными чадами прибегнуть к гробу апостола Варнавы, привести его в подобающий вид и совершить там Литургию, во время которой разливался невещественный свет и благоухание, и при этом ощущалось живое присутствие апостола близ своего гроба. (Говоря о границах, имею в виду заграждение, которое турки поставили на Кипре в 1974 году, разделив нашу родину на две части. Тому, кто хотел бы пересечь эту границу, грозила смерть, подобно тому, как это было у стены, разделявшей Восточную и Западную Германию. В 2003 году грекам-киприотам было разрешено пересекать границу территории, контролируемой турками.)

Старец знал, насколько больно для нас – посещать занятые оккупантами земли. Тем не менее, его любовь к своему монастырю была настолько велика, что он сразу же захотел, чтобы мы совершили там Литургию. Старец Гавриил был духовно очень близок с Христовым учеником, он был как бы вторым апостолом Варнавой – такую благодать святой апостол дал этому благоговейнейшему игумену монастыря, почтенному и радостному.

Миссионерская деятельность старца Гавриила, начавшаяся еще в юношеские его годы, его неугасающая апостольская ревность, любовь к каждой скорбящей душе, забота обо всех людях, способность путеводить народ Божий на пажити спасения и всегда радостное его слово – все это влекло к нему народ Божий, как магнит влечет к себе металлическую стружку.

Героический город Лиси, родина многих святых, хвалится пеленами старца Гавриила, старца смиренного и радостного. Здесь 12 января 1923 года Бог послал бедному дому Захарии и Харалампии Сиокуру великое благословение – не только для их семьи, но и для всей Кипрской Церкви, и даже больше. Он послал старца Гавриила, тогда еще новорожденного малыша Йоргоса, впоследствии ставшего духовным руководителем, сострадательным отцом, человеколюбивым и христолюбивым игуменом монастыря апостола Варнавы. Тогда светлая звезда сошла на нашу землю, чтобы осветить нам путь и изгнать всякую тень неведения и греха, привести нас к свету познания и спасения. На многострадальной земле Лиси процвела благоуханная лилия, чтобы развеять удушливую атмосферу скорбей, безнадежия, отчаяния, повседневных тягот и возрадовать нас благоуханием радости, надежды, вдохновения и душевного утешения. Это была лилия, от которой исходило благословение и благодать рая.

12 января 1923 года Кипрская Церковь восприняла небесный дар, который Господь послал, чтобы обогатить нас, духовно нищих, святостью, добротой, скромностью, благочестием, праведностью и добрыми делами и умножить число граждан Царства Небесного. Благоутробный Господь наш, видя, что мы сбились с пути, послал нам верного путеводителя и надежного руководителя, чтобы он привел нас к истине, то есть к Самому Богу, потому что именно Он есть Путь и Истина.

28 октября 1964 года старец Гавриил принял в монастыре своего покаяния великий ангельский образ от рук блаженнейшего архиепископа Кипра и этнарха Макария. Это произошло в тот день, когда совершается празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы Избавительницы, а также празднование в честь святого Ее Покрова. По этому поводу старец говорил: «Пресвятая Дева восхотела даровать мне великое крещение покаяния в Свой праздник, который я так полюбил. Я испытал благодать Божественного Ее Покрова. Живя в Афинах, я прибегал к Избавительнице и на Нее возлагал все свои надежды и чаяния. Так призрела Она теперь на меня, чтобы я возвеличивал Ее всю свою жизнь, и даровала мне имя архангела, который послужил великому таинству нашего спасения. Величаю имя Ее и славу Ее за то, что Она призрела на меня».

3 ноября 1964 года старец был хиротонисан в дьякона в храме святого Георгия в Паралимниосе. В этот день старец сказал: «Хиротония в священнодиакона состоялась в день моего первого ангела, всегдашнего моего заступника и покровителя, великомученика Георгия. Что воздадим Господу о всех, что воздал Он нам?»

11 июня 1971 года, в главный праздник монастыря, старец был хиротонисан в иерея Бога Вышнего. Этому священному служению, делавшему его посланником Бога на земле, он отдавал все жизненные силы до конца дней своих. После хиротонии он уподобился священной многоценной сокровищнице, черпая из которой он одарял своих духовных чад.

10 июня 2007 года, в канун праздника апостола Варнавы, в левкосийском храме, названном в его честь, по предложению блаженнейшего архиепископа Хризостома ΙΙ, главы Кипрской Церкви, и с единодушного согласия всех членов Священного Синода, старец был поставлен игуменом священного ставропигиального монастыря апостола Варнавы «в изгнании». Игуменство ничего не прибавило к его равноангельному жительству, к его духовному достоинству. Оно лишь запечатлело его подвиги, которые он подъял ради своего монастыря, оно стало знаком признательности за его отеческое попечение о богоизбранном братстве и благословенном народе Божием, которому он смиренно служил с усердием и нежной любовью.

5 декабря 2013 года старец оставил эту бренную плоть и переселился в небесное отечество, чтобы там, у небесного жертвенника, продолжать служение Литургии и предстательствовать перед Спасителем душ Господом за наш благословенный Кипр, за освобождение своего монастыря от турецкой оккупации и за спасение всех нас, подвизающихся добрым подвигом веры.

Здесь я хотел бы добавить, что вначале эти Литургии, которые мы служили в монастыре апостола Варнавы, с точки зрения оккупационных властей, осуществлялись незаконно. Мы ездили туда очень рано – в 4 утра, чтобы нас не заметили и не заподозрили, что мы собираемся что-то совершить в церкви. Мы входили в крипту с гробницей, где первоначально был погребен святой апостол, и поднимались оттуда, стараясь, чтобы нас приняли за туристов или простых паломников. Но поскольку мы делали это постоянно, турки поняли, чтó происходит, и однажды нас арестовали. Они прервали Божественную литургию и, угрожая оружием, вывели нас из храма. Мы, духовные чада старца, были очень возмущены (нас прервали еще до Херувимской песни), так что готовы были сопротивляться силой. Старец повернулся к нам с умиротворяющим жестом и сказал: «Успокойтесь, чада мои. Это тоже люди, которые должны выполнять приказ. Забирайте священные сосуды, мы уйдем и будем служить в первом храме, который встретим, перейдя границу». Мы, действительно, успокоились, вышли из храма. Нас продержали четыре часа под палящим солнцем. Старец, несмотря на возраст и плохое состояние здоровья, выдержал это мужественно и воодушевлял всех. В итоге нас отпустили, мы перешли границу и в первой же деревне на пути закончили служение Литургии. Если бы старца не было тогда с нами и мы одни совершали службу, всё могло закончиться вовсе не так благополучно. Но он одним взглядом своим, одним жестом мог успокаивать людей, вселять в души мир и уверенность, что все будет хорошо.

С 5 декабря 2013 года старец Гавриил пребывает в небесных скиниях, которых он возжелал с юности. Высочайший столп духа склонился под тяжестью лет, прожитых в нищете Иисусовой, скитаниях и самоотверженных трудах на пользу ближних. Тело его приняла мать-земля, а дух воспарил к неизреченной красоте, к лику светообразных святых ангелов. Как человек духовный и равноангельный, он не просто оставил нам духовное сокровище. Он сам стал сокровищницей и носителем истинной жизни, чтобы показать нам, каким должен быть человек, и подтвердить истинность изречения древнего мудреца Менандра: «Как прекрасен человек, когда он человек».

5 декабря 2013 года старец Гавриил, подобно налитому тяжелым зерном колосу, склонился под тяжестью подвигов и отошел в житницу Господню (не покидая наших сердец). До конца он служил всем, являя свое природное благородство, пламенный дух, искреннее усердие. Все помнят приятную сладость его речей, взгляд, исполненный бесконечного понимания и снисхождения, искренность, чистоту и любящее сердце. Он склонился к земле, чтобы возвыситься до неба, и теперь в радости пребывает со Христом нашим, чтобы молиться Ему о всех нас. А нас пророк ублажает за то, что у нас есть сродник в Горнем Иерусалиме – старец Гавриил: Блажен, кто имеет племя в Сионе и сродников в Иерусалиме (Ис. 31:9).

Старец Гавриил был ярко светящей звездой, образцом добродетели, нежности, любви, подвижнического духа, апостольской ревности и человеколюбия. Он в полноте выражал идеалы кипрского монашества, и не только. Это был человек Божий на земле.

Будучи истинным духовным отцом, старец знал, что отцовство не приобретается земными средствами. Оно есть дар Всесвятого Духа, результат действия благодати Божией, а не человеческого желания, силы или способности. Отцовство представляет собой некое знамение, и потому духовные отцы – это люди, носящие на себе особую печать Духа. Им дается способность с любовью давать советы своим духовным чадам, увещевать их и указывать им путь, выводящий от Симплегадских островов [2] этой жизни к простору вечности.

Старец Гавриил знал, что цель духовника – не только выслушать грехи человека и прочитать над ним разрешительную молитву. Цель духовника – постараться своим личным опытом, житейским и духовным, который есть у него самого, помочь человеку обрести Бога, встретиться с Ним и стать причастником Его благ. Не будем забывать, что духовный отец, будь то иерей или иеромонах, – это такой, по слову апостола Павла, человек, которого Божественный Промысл в какой-то момент нашей жизни поставил рядом с нами, чтобы привести нас к сознательной вере и истинной христианской жизни.

Дело духовного отца, как замечательно объясняет святой Григорий Богослов, – «окрылить душу, восхитить ее от мира и отдать Богу». Другими словами, духовник должен дать духовные крылья душе верующего, чтобы вырвать его из когтей грешного мира и поставить рядом с Богом. Все это требует многих забот, наставлений и молитв. И старец Гавриил трудился в этом, подобно апостолу Павлу, который был исключительным примером духовного отца, не прекращавшего со слезами учить каждого (см. Деян. 20:31), доколе не изобразится Христос (см. Гал. 4:19) в душах верующих.

Святые отцы уподобляют духовника врачу. Как мы отыскиваем хорошего врача и подробно рассказываем ему о случившейся с нами болезни, чтобы он назначил нам подходящее лекарство, так должны мы найти и хорошего духовника, чтобы он позаботился о здравии нашей души.

Святые отцы нашей Церкви также называют духовника «намастителем», то есть тренером, – на древних состязаниях по борьбе обычно атлетов намащали маслом, чтобы им было легче выскользнуть из рук противника. Именно духовник становится для христианина, призванного подвизаться духовно, подобным тренером, который помогает ему своими советами и увещаниями избежать нападок начало-злобного демона.

Все мы в этой жизни нуждаемся в духовном отце. Но что должны делать мы сами? Главное наше дело – это послушание. Духовник дает нам наставления, чего нам следует избегать и чему следовать. Мы должны его слушать, потому что он говорит, руководствуясь не личными интересами и своим мнением, но страхом Божиим и чувством ответственности, и цель его – помочь нам различить, какова воля Божия в каждом случае.

Святой Иоанн Лествичник говорит, что «тот, кто иногда слушается, а иногда ослушивается своего духовного отца, подобен человеку, который прикладывает к своим больным глазам иногда глазную мазь, а иногда известь. Какая от этого польза?» (Лествица. Слово четвертое; 60).

Старец Гавриил болезновал и молился о своих духовных чадах. Молился о том, чтобы они не прикладывали известь к своим духовным очам собственными руками и не становились слепыми добровольно. Молился, чтобы им были прощены их грехопадения. Но он не вмешивался в их жизнь, чтобы не лишать их свободы. Он обладал рассуждением и через это приобретал души, так что поистине он был вправе повторить слова Господа Иисуса Христа, обращенные к Богу Отцу: Господи, из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого (Ин. 18:9).

При всем том старец не был только духовником. Прежде чем достичь высоты духовного отцовства, он много лет провел в неусыпном бодрствовании и деннонощном подвиге, предаваясь непрестанной молитве и смиряя свою плоть. Он успешно прошел это поприще монашеской жизни и явился победителем в добром подвиге веры, образцом подлинного православного монашества, этого равноангельного жительства. На Кипре старец стал возобновителем подвигов древних преподобных отцов, которые сочетали в себе аскезу, миссионерство и дела милосердия. Старец Гавриил был настоящим выразителем идеалов кипрского монашества. Он показал всем превосходный пример строгости к себе и снисходительности к другим. Он никогда никого не осуждал, был приятен в общении, дружелюбен, его речь всегда была духовной, поучительной. Словом, это был настоящий отец. Он стал сосудом Утешителя Духа, гражданином неба, равноангельным человеком. Церковь Христова и Кипр, породивший многих святых, радуются, ликуют и хвалятся о всех этих его дарованиях, и в особенности о его смиренномудрии. Испросим же его богоприятных молитв о нас, восхищающихся его преподобным жительством, и потщимся, хоть и в малом, стать ему подражателями в подвиге стяжания добродетелей.


[1] Местность, где находится монастырь апостола Варнавы, была оккупирована турками, и монахи-киприоты были вынуждены покинуть обитель.

[2] Смежные островки у выхода Боспора Фракийского в Понт Эвксинский (Черное море), которые, по преданию, сталкивались друг с другом при прохождении между ними корабля и разбивали его.

 

Материалы по теме

Новости

Публикации

Милостиво-Богородицкий Кадомский женский монастырь
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Зачатьевский ставропигиальный монастырь
Милостиво-Богородицкий Кадомский женский монастырь
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Зачатьевский ставропигиальный монастырь

Доклады