Устав Киево-Печерской Лавры как образец преемства монашеской традиции

Архимандрит Феофан (Меджидов)

Доклад архимандрита Феофана (Меджидова), преподавателя Киевской духовной академии на Международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. Москва, 17–18 ноября 2018 года)

Введение

Киево-Печерская Лавра, третий удел Пресвятой Богородицы на земле, является одной из величайших святынь всего православного мира. С самого своего основания в 1051 году [1] прп. Антонием Печерским она стала образцом устройства монашеской жизни на Руси. В ней были явлены все виды древних монашеских подвигов, она стала средоточием духовного образования, в ней впервые был принят устав, ставший впоследствии образцовым для всех других монастырей. Именно поэтому в свое время Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) сказал: «Архетипами Киево-Печерского монастыря были величайшие святыни христианства: Афон, Гефсимания, пещерные обители Палестины, Египта, Греции. Духовность Лавры созидалась на фундаменте всеправославного благодатного наследия и вобрала в себя все его непреходящее богатство: богословие, аскетику, культуру. Вместе с тем на этом базисе возрос новый духовный феномен, ни с чем не сравнимый. Лавра уникальна во всем. Уникален ее пещерный комплекс – подземная Фиваида. Неповторим фактор нетления и чудотворения столь многочисленного сонма мощей. Удивителен опыт ее исихии, ставшей академией подвижничества для всех последующих поколений иночествующих» [2].

Преподобный Антоний Печерский – основатель Киево-Печерской Лавры

Основатель Печерской обители преподобный Антоний Печерский родился в шумном городе Любиче и уже с ранних лет стремился к уединению. Имеются сведения о том, что он еще до путешествия на Афон ископал себе пещеру возле Любича и там упражнялся в подвижнической жизни [3]. Услышав о подвижниках Византии, он отправился в путешествие к великим святыням Востока [4]. В конечном итоге Антипа (мирское имя преподобного) достиг Святой Горы Афон, где в одной из обителей принял постриг с именем Антония. «Как известно, первое монашество на Афоне было пустынническое, отшельническое. Так, преподобный Петр Афонский, один из первоустроителей монашеской жизни на Афоне, жил в пещере, его последователи и ученики старались во всем подражать ему» [5]. Примечательно то, что первый анахорет на Руси принял имя родоначальника монашеского и, собственно, анахоретского жития преподобного Антония Великого. Преподобный Нестор Летописец в «Повести временных лет» также сравнивает преподобного Антония Печерского с великим отшельником египетской пустыни [6]. Это красноречивое сравнение как нельзя лучше подчеркивает преемство монашеской традиции будущего основателя Печерской обители с духовным наследием древнего Православного Египта.

По прошествии довольно продолжительного времени преподобный Антоний был отправлен своим духовником старцем Феоктистом обратно на Русь со словами: «Антоний, иди назад на Русь, чтоб и там быть на пользу и утверждение других, и да будет на тебе благословение Святой Горы» [7]. Придя в Киев, преподобный Антоний Печерский обошел все бывшие там монастыри и не нашел подходящего места для жительства. Этот факт, в сущности, был обусловлен как тем, что все тогдашние киевские монастыри были устроены князьями, так и тем, что в них не было стройного монашеского устава [8]. Преподобный Антоний, желая жить в соответствии с идеалами анахоретства, поселился близ села Берестова в варяжской пещерке, а позже в пещере, выкопанной будущим митрополитом Киевским Иларионом [9]. Подобный образ жизни связывает преподобного Антония Печерского с другим древним отцом – преподобным Павлом Фивейским, жившим в пещере в Египте. Вдумываясь в события из Жития преподобного Антония Печерского, нетрудно заметить очевидный парадоксальный факт: он сам жил отшельнически, однако собрал вокруг себя целые сотни монахов. Этот духовный феномен был также присущ преподобному Антонию Великому. Святитель Афанасий Великий по этому поводу отмечал следующее: «Хотя сами они (рабы Господа – Арх. Ф.) делают все тайно и желают быть сокрытыми; но Господь делает их видимыми для всех, подобно светильникам, чтобы, слыша о них, знали, как могут заповеди приводить к преуспеянию, и возревновали идти путем добродетели» [10]. Таким образом, по замечанию современного толкователя аскетических правил преподобного Антония Великого архимандрита Эмилиана (Вафидиса), «преподобный Антоний Великий, несмотря на то что был безмолвником, пустынником и имел вокруг себя многих подобных ему безмолвников, стал начинателем общежительного образа жизни: еще на заре существования в Церкви общежительных монастырей он советовал молодым людям вступать в них. Преподобный Пахомий составил для таких монастырей подробный и совершенный Устав, во времена святителя Василия Великого уже начала формироваться система киновиального монашества» [11].

Преподобный Феодосий Печерский – сооснователь Киево-Печерской Лавры

Жизнь преподобного Феодосия была исполнена духом древних отцов. Даже сам его приход к преподобному Антонию был подобен приходу в древности преподобного Павла Препростого к преподобному Антонию Великому в египетскую пустыню. После удаления преподобного Варлаама на игуменство в монастырь святого великомученика Димитрия братья Печерского монастыря попросили избрать им нового игумена. Преподобный Антоний ответил: «Кто из вас послушлив, кроток и смирен, тот да будет вам игуменом» [12]. Тогда братия избрала преподобного Феодосия как человека, действительно воплощавшего в себе все указанные добродетели. При нем Печерский монастырь стал развиваться не только количественно, но и качественно. Преподобный Нестор Летописец пишет, что, когда количество братии умножилось до ста человек, преподобный Феодосий «стал искать Устава монашеского» [13]. Действием Промысла Божия в то время на Русь приехали из Греции митрополит Георгий с монахом Михаилом, насельником Студийской обители. Преподобный Феодосий Печерский, весьма подробно расспросив монаха Михаила о Студийском уставе, решил ввести в употребление в Печерской обители именно этот устав. Для этого, как повествует Печерский патерик, «он послал одного из братии в Константинополь к блаженному евнуху Ефрему, который обходил святые места, чтобы тот, дошедши до святого Студийского монастыря, в точности узнал все порядки его и принес ему подробно списанный весь тамошний Устав: как воспевают песнопения, и читают чтения, и кладут поклоны, как стоят в церкви и сидят в трапезе, и какая в какие дни пища. Блаженный Ефрем исполнил приказание преподобного отца, списал в порядке весь Устав Студийского монастыря, которого был сам очевидцем, и принес к нему. Приняв это писание, преподобный Феодосий приказал прочесть его пред всей братией и с тех пор начал в своем Печерском монастыре устраивать все по Уставу святой Студийской обители. Потом от Печерского монастыря все русские монастыри приняли тот же, переданный преподобным Феодосием, Устав» [14]. Внедрение преподобным Феодосием Печерским стройного иноческого устава в Печерском монастыре роднит его с древним египетским отцом – преподобным Пахомием Великим, продолжателем дела преподобного Антония Великого. Собиратель древних иноческих уставов, святитель Феофан Затворник усматривает между древними уставами замечательную связь и единство в духе. Он говорит: «Наш образ иночествования согласен с первоначальным и с тем, в каком оно было держимо в Церкви во все время – от начала до нас. Да порадуются иноки, увидев, как древен иноческий род наш и да воодушевятся ревностью быть иноками, как следует им быть. Сколько у нас родоначальников и какое неисчетное родство!» [15] Возвращаясь к событию внедрения в Печерском монастыре устава древней Студийской обители, нужно сказать, что сам Студийский устав, по большому счету, базировался на уставных правилах святителя Василия Великого [16], которые, в свою очередь, уходили своими корнями к правилам преподобного Пахомия Великого. Говоря точно, следует заметить, что преподобный Феодосий Печерский заимствовал для своего монастыря устав Студийского монастыря в «алексеевой редакции» [17]. «Характерными особенностями Студийского Устава, – пишет архимандрит Амвросий (Вайнагий), – в отличие, например, от Иерусалимского, были: отсутствие всенощных бдений (кроме последования Великого Канона) и великого славословия на утрени, преобладание студийской гимнографии, а следовательно, и богослужебных указаний относительно самогласных стихир и подобнов» [18]. «Для более тщательного надзора за духовной жизнью братии у игумена появились помощники: доместик, отвечавший за церковное богослужение; экклесиарх, смотревший за церковной утварью и имевший у себя в подчинении пономарей; эконом, которому была поручена вся монастырская казна и имущество; келарь, заведовавший просфорней, пекарней и трапезной; вратарь, постоянно находившийся при вратах обители, и другие» [19]. Первым доместиком, по благословению преподобного Феодосия, стал преподобный Стефан [20], келарем – Феодор [21], экономом – Анастасий [22]. Имеется информация о том, что именно преподобный Стефан установил служение Божественной литургии во упокоение почившей братии и ктиторов на протяжении всего года и даже Великим постом [23]. Эта уставная особенность, сохраняющаяся и по сей день, указывает на то, что параллельно со Студийским уставом в Печерском монастыре стала вырабатываться и самобытная традиция.

История Киево-Печерского устава с XII по начало XX века

Трагичные страницы истории Киево-Печерского монастыря начались с XIII века и были связаны с вторжением монголо-татар. В 1240 году их орды разрушили монастырские стены, повредили Великую Успенскую церковь, умертвили множество монахов и разграбили монастырское имущество [24]. Нужно отметить, что не все насельники покинули монастырь, и его аскетическая жизнь вскоре возобновилась.

В XIV веке Печерский монастырь выстоял против литовской экспансии. В XV веке Устав Киево-Печерского монастыря, особенно в его дисциплинарной части, начал эволюционировать. В конце XVI века возникла новая угроза для Печерского монастыря – Брестская уния. Поэтому был предпринят ряд мер для защиты своей веры и своего устава. Исследовательница музыки Древней Руси Татьяна Владышевская пишет: «Борьба с польским католицизмом вынудила украинских певцов учиться пользоваться оружием своих противников. Защищая свою веру, они противопоставили “органному гудению” – игре на органе – свое партесное “органное” пение» [25].

Серьезную оппозицию униатской экспансии оказывал и святитель Петр Могила. В 1629 году он издал «Служебник», в котором была отражена обрядовая традиция Киево-Печерского монастыря. Также святитель Петр внедрил в монастыре чин великопостных Пассий, торжественное богослужение в день храмового праздника Успения Божией Матери и в дни основателей Лавры, а также постоянные проповеди за богослужением [26].

В 1822 году митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов) благословил совершать полиелейное богослужение в дни памяти преподобных Отцов Печерских, за исключением основателей Лавры [27].

В 1841 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) распорядился запечатлеть весь круг пения Киево-Печерской Лавры в нотном варианте [28]. В марте 1852 года митрополит Филарет на представленном ему Ирмологии написал следующее: «Божиею милостью смиренный Филарет, митрополит Киевский и Галицкий, Киево-Печерской Лавры Священно-архимандрит: установленное с древних времен преподобными отцами в Святой Великой Чудотворной Киево-Печерской Лавре пение, содержащееся в сем Ирмологионе, именем Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа и Пресвятыя Преблагословенныя Девы Богородицы и преподобных отец наших Антония и Феодосия и прочих чудотворцев Печерских, завещаю соблюсти и хранить во всей целости, без всякого изменения в роды родов, во славу Святыя Единосущныя Животворящия и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» [29]. В дальнейшем при митрополите Флавиане лаврский Обиход был дополнен незаписанными песнопениями и издан в 1910 году [30]. Нужно отметить, что в этом Обиходе содержится уникальная информация о суточном, седмичном и годовом круге богослужения. В частности, там говорится, что на Пасху, Похвалу Божией Матери, Неделю Ваий, на воскресной полунощнице, на Великом покаянном каноне и трипеснцах на Страстной Седмице каноны нужно не читать, а петь [31].

Говоря о особенностях устава Киево-Печерской Лавры в начале XX века следует сказать, что в это время в Лавре помазание елеем совершалось в соответствии с Типиконом, а именно не после полиелея, а непосредственно после 1-го часа. Что касается пения антифонов, то они пелись на ранней Литургии даже в воскресный день. Эта особенность роднит Устав Киево-Печерской Лавры с древней византийской традицией. Следует также дополнить, что в уставе Лавры существует и палестинское влияние: чин Погребения Божией Матери в точности соответствует практике совершения богослужения в Храме на Гробе Божией Матери в Гефсимании [32].

Бесценные воспоминания о лаврском богослужении начала XX века оставил профессор И.Н. Никодимов. Так, описывая уставные богослужения, он пишет: «Лавра встречала день молитвой очень рано. В час ночи раздавался благовест, зовущий к утрени. Эта служба продолжалась до половины четвертого. Уже в половине шестого начинались ранние Литургии. С девяти часов совершалась поздняя Литургия в Великой церкви, которая продолжалась иногда до часу дня. Наконец, в четыре часа в том же соборе и на Пещерах совершалась вечерня, а в других храмах вечерня с утреней. В кануны великих праздников и воскресений в соборе служили всенощную, которая начиналась в шесть часов вечера и кончалась около двенадцати, а то и позже» [33]. Также И.Н. Никодимов свидетельствует о том, что в Лавре «точно выполнялся Устав монастырской службы» [34].

Таким образом, в Киево-Печерской Лавре в начале XX века была в ходу практика совершения ночного богослужения, установленная еще правилами Тавеннисиотского устава [35].

Судьба устава Киево-Печерской Лавры в XX веке

После прихода к власти большевиков жизнь Киево-Печерской Лавры оказалась под угрозой. 25 января 1918 года был убит священноархимандрит Лавры митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). В 1925 году братия монастыря впервые была изгнана из Лавры [36]. В 1930 году советская власть добилась полной ликвидации Лавры [37]. Известно, что немцы, захватившие Киев в 1941 году, не устраивали препятствий для верующих. Поэтому монашеская жизнь в Лавре стала возрождаться на прежних основаниях. «Разрушенная, материально крайне стесненная и убогая, Лавра строго придерживалась устава, продолжала совершать службы и даже принимать богомольцев и паломников» [38]. После Второй мировой войны советская власть не дерзнула закрыть Лавру и даже были осуществлены проекты по ее восстановлению. Однако, в 1961 году при Хрущеве Лавра была опять закрыта.

В 1988 году жизнь Киево-Печерской Лавры вновь возродилась, возродился и ее устав. Помимо всего прочего, в Лавре опять стала читаться неусыпаемая Псалтирь [39]. Как известно, основателем данной традиции был в конце IV – начале V века преподобный Александр, в основанном им монастыре на берегу реки Евфрат. Позже ее перенял Студийский монастырь, устав которого был внедрен в Печерском монастыре. Нужно сказать, что большую провиденциальную роль для сохранения устава Киево-Печерской Лавры сыграл архимандрит Спиридон (Лукич) (1908–1991), в схиме – Дионисий. «Отец Спиридон, отличаясь прекрасной памятью, тонким художественным чутьем и ревностью к богослужебному уставу, с юности досконально усвоил древние традиции лаврского распева и монашеского благочестия прежней поры. Промысел Божий сохранил его в горниле тяжких испытаний, поскольку всему тому, что он знал, надлежало быть переданным грядущему поколению, которому через годы и годы предстояло облачиться в мантии» [40]. После открытия Лавры, ее наместник архимандрит Иоанафан (Елецких) пригласил насельника «старой» Лавры быть ее духовником [41]. Архимандрит Поликарп (Линенко), главный уставщик Лавры, характеризует наставления старца таким образом: «При почтенном, восьмидесятилетнем возрасте отец Спиридон имел светлый ум, его можно было слушать сутками, из его уст изливался обильный поток сведений по всем областям церковной жизни» [42].

На настоящий момент наместником Киево-Печерской Лавры является Высокопреосвященнейший Павел (Лебедь), митрополит Вышгородский и Чернобыльский, который во всей точности хранит древние лаврские традиции. Старший уставшик Лавры архимандрит Поликарп (Линенко) особенно ревностно относится к сохранению практически тысячелетней традиции лаврского распева и вообще всего лаврского устава. Что касается организационной и дисциплинарной части современного устава, то сейчас, как и прежде, в Лавре есть духовник. «Вопросы, связанные с порядком богослужений и послушаний, контролируются благочинным. Важнейшие вопросы монастырской жизни выносятся на обсуждение духовного собора, в состав которого, помимо наместника, духовника и благочинного, входят также казначей, эконом, блюстители Дальних и Ближних пещер и старшая братия» [43].


Выводы

Итак, исторически проанализировав связь Устава Киево-Печерской Лавры с древней монашеской традицией, можно сделать следующие выводы. Устав Лавры воплощает в себе все лучшее из древних монашеских традиций Египта, Палестины, Афона и Византиии. Общежительный устав Лавры, введенный преподобным Феодосием Печерским, был основан на отшельническом образе жизни преподобного Антония Печерского. Оба указанных вектора развития монашеского делания, вне всякого сомнения, находятся в полном соответствии с духовным наследием двух древних египетских отцов – преподобных Антония и Пахомия Великих. С течением времени устав Лавры подвергался серьезному давлению как со стороны внешнего врага – всевозможных нашествий, так и со стороны врага внутреннего – еретических и раскольнических группировок. Однако он выстоял в горниле испытаний и сейчас представляет собою гармоничное воплощение Типикона с элементами своеобразных уникальных особенностей в полном соответствии с духом древних подвижников и аскетов, стоявших в основании монашества.


[1] См. Серафима, игум. История Киево-Печерской Лавры: Историко-богословское исследование / По благословению Владимира, митрополита Киевского и всея Украины. Книга 1: XI – первая половина XIII в. – К.: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, «Мистецтво», 2001. С. 5.

[2] Цит. по: Серафима, игум. История Киево-Печерской Лавры… С. 5.

[3] Там же. C. 5.

[4] См. Патерик Печерский или Отечник. С. 9.

[5] Амвросий (Вайнагий), иером. Историко-литургическое исследование традиций и особенностей богослужения Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры в XVIII–XX ст.: Дис. ... канд. бог. – К., 2010. С. 22.

[6] См. Нестор Летописец, прп. Повесть временных лет. – К.: Киево-Печерская Лавра, 2016. С. 183.

[7] Патерик Печерский или Отечник. С. 9.

[8] См. Серафима, игум. История Киево-Печерской Лавры… С. 23.

[9] См. Патерик Печерский или Отечник. С. 10.

[10] Афанасий Великий, свт. Творения. В 4-х томах. Т. 3. Репр. – М.: Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный монастырь, 1994. С. 250.

[11] Эмилиан (Вафидис), архим. Трезвенная жизнь и аскетические правила: Толкования правил преподобных отцов Антония, Августина и Макария: пер. с греч. – Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря; М.: Паломник, 2016. С. 19.

[12] Патерик Печерский или Отечник. С. 15.


[13] Нестор Летописец, прп. Повесть временных лет. С. 186.

[14] Патерик Печерский или Отечник. С. 79.

[15] Древние иноческие уставы прп. Пахомия Великого, свт. Василия Великого, прп. Иоанна Кассиана и прп. Венедикта, собранные еп. Феофаном. Репр. – Рига: Паломник-Благовест, 1995. С. 7.

[16] См. Амвросий (Вайнагий), иером. Историко-литургическое исследование... С. 10.

[17] Там же. С. 11–13.

[18] Там же. С. 30.

[19] Серафима, игум. История Киево-Печерской Лавры... С. 47.

[20] Патерик Печерский или Отечник. С. 179.

[21]Там же. С. 85.

[22]Там же. С. 97.

[23] См. Амвросий (Вайнагий), иером. Историко-литургическое исследование… С. 31.

[24] См. Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Фотоальбом. С. 15.

[25] Цит. по: Амвросий (Вайнагий), иером. Историко-литургическое исследование… С. 37.

[26] См. Амвросий (Вайнагий), иером. Историко-литургическое исследование… С. 52.

[27] См. там же. С. 178.

[28] См. там же. С. 46.

[29] Цит. по: Амвросий (Вайнагий), иером. Историко-литургическое исследование… С. 48.

[30] См. Амвросий (Вайнагий), иером. Историко-литургическое исследование… С. 50.

[31] См. там же. С. 176.

[32] См. там же. С. 178.

[33] Никодимов И.Н. Воспоминание о Киево-Печерской Лавре (1918–1943 гг.). Изд. 3-е. – К.: Киево-Печерская Лавра, 2005. С. 44.

[34] Там же. С. 58.

[35] См. Древние иноческие уставы… С. 112.

[36] С этого времени берет свое начало традиция оканчивать 1-й час пением «Под Твою милость» с последующими запевами святым (см. Амвросий (Вайнагий), иером. Историко-литургическое исследование… С. 176).

[37] См. Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Фотоальбом. С. 33.

[38] Там же. С. 35.

[39]Там же. С. 41.

[40] Батюшки святы. Духовники и старцы Киево-Печерской Лавры XIX–XXI веков. – К.: Издательство «Горлица», 2018. С. 228.

[41] См. там же. С. 238.

[42] Цит. по: Батюшки святы. Духовники и старцы Киево-Печерской Лавры… С. 238.

[43] Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Фотоальбом. С. 43.


Материалы по теме

Новости

Публикации

Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Участники международной конференции «Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»

Доклады