Духовные лики Свято-Введенского мужского Толгского монастыря до начала XX века

Инокиня Спиридона (Жевлакова)

Доклад на научно-практической конференции «Толгская обитель: 700 лет со дня основания» (10 апреля 2014 г.)

«Толгская обитель – редкость. Благоговение к Царице Небесной запечатлевает, кажется, каждый шаг; кажется, слышишь голос: "разуй сапоги". Эта величественная Волга, как будто для Сей Царицы катит свои волны; этот златый храм, как будто среди небес для Нея воздвигнут; эти огромные кедры, увенчанные царственными коронами, как будто Ея царственную возвещают славу, как будто от Ея имени проповедуют: Бога бойтеся, Царя чтите». Так воспевал в своих письмах древнюю обитель один из выдающихся её настоятелей архиепископ Ириней Нестерович. И мы, вслушиваясь в слова владыки, созерцаем красоту тишины и величия святого места. Мысль обращается так же и к людям, населявшим и созидавшим его, молитвенными и деятельными трудами которых держатся монастырские стены по сегодняшний день. Еще столетие назад, во время подготовки празднования 600-летнего юбилея, встречать теплоход с императором Николаем II выходили монахи экономически процветающего мужского монастыря. В ту пору никто из них не ведал, что 700-летний юбилей доведется встречать матушкам, насельницам первой женской обители, открытой после десятилетий гонений на Церковь. Перед нами на фотографиях братия, приписные монастырские крестьяне, паломники. Сейчас нам известно шестьдесят три имени настоятелей и около трехсот имен насельников. Но что мы знаем о них?

К сожалению, монастырские акты чаще упоминают о хозяйственной жизни обители: о том, какими вотчинами монастырь владел, кому и что продавал, какие налоговые суммы выплачивал в государственную казну. В этих описаниях не хватает главного – духовного облика насельников, внутренней жизни монастыря как «общего дома» и «врачебницы душ». Большую часть сведений данного исследования мы черпали из юбилейной книги Дмитрия Орлова «Ярославский первоклассный Толгский монастырь», посвящённой 600-летию Толгского мужского монастыря, сопоставляя факты с имеющимися списками монастырских описей, хроник и актов.

Духовный лик первых насельников обители раскрывается благодаря сказанию о чуде истечения мира от Толгской иконы в 1392 году: По прошествии семидесяти осьми лет от основания Толгской обители, при Игумене Германе, однажды, во время совершения братиею утрени, когда на 9-й песни священник возгласил: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», – внезапно от иконы Божией Матери, из правой руки истекло миро, которое наполнило весь храм великим благоуханием. После утрени братия пели молебен Пресвятой Богородице, и когда, в конце онаго, запели: «Владычице, приими молитвы раб Твоих», тогда от той же иконы, из левой ноги Предвечнаго Младенца также истекло миро. «Такая благодать, явленная благостию Божиею, более всего свидетельствует о строгой подвижнической жизни тогдашних иноков Толгских и их настоятеля» . Именно игумен Герман ввел запись чудес и исцелений, совершавшихся от святой иконы.

 

Современник Иоанна Грозного, Игумен Феодосий Харитонов (1578–1602 гг. управления Толгской обителью).

«Феодосий (Харитонов Феодот Харитонович), архиепископ Астраханский и Терский. Родился в с. Яковлевском, близ г. Ярославля, в семье священника.

На 20-м году жизни женился и был рукоположен во священника в церкви блгв. князей Бориса и Глеба в г. Ярославле. На шестом году священства овдовел и принял монашество в Толгском монастыре. В 1578 (по иным сведениям, до 1566 года) назначен игуменом этого монастыря, пробыв в этом сане 25 лет, постоянно заботясь о благолепии и благоустройстве его. Первым делом его настоятельства была забота об утверждении за монастырем приложенных в него деревень Чурово и Тихарево, о которых он довел до сведения самого Государя царя Иоанна Васильевича и получил от него «владенную» грамоту на обе эти деревни. Упоминается в грамоте царя Федора Иоанновича, которою утверждены были за Толгским монастырем деревни Косиково и Горка с пустошами. Игумен Феодосий замечателен своей деятельностью по благоустройству обители. При нем была построена первая каменная в монастыре церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. При Феодосии в обители выкопаны пруды, насажены знаменитые монастырские кедры, числом около 160.
В 1605 году возведен в сан архиепископа. Спустя несколько лет после назначения Феодосия на Астраханскую кафедру в Астрахани происходили большие смятения по поводу признания царем Григория Отрепьева. Феодосий мужественно, смело обличал самозванца и внушал это народу, за что едва не был убит. В 1606 году послан царем В.И. Шуйским и патриархом Гермогеном в г. Углич для перенесения в Москву мощей св. мученика царевича Димитрия. По пути в Астрахань святитель заболел и 18 декабря 1606 или 1607 года скончался. Тело его почивает под спудом в астраханском соборе, подавая исцеления всем с верою поклоняющимся. Святитель Феодосий был муж даровитый и строгий по жизни; энергичный, смелый и хозяйственный».

Игумен Адриан (1635–1640 гг. управления обителью). На первых порах его настоятельства случилось в монастыре чудо, имевшее поучительное значение и для всех последующих настоятелей монастыря. Вследствие засухи в 1636 году был очень скудный урожай, и в Ярославской стране наступил голод. Множество бедных стало являться на Толгу, чтобы воспользоваться монастырской трапезой, которая по древнему обычаю предлагалась всем богомольцам. Настоятель, видя, что при таком расходе хлеба не хватит годового запаса для содержания братии, велел затворить монастырские ворота и никому из приходящих не давать хлеба. Но случилось нечто необыкновенное, показывающее, что Господу не угодна была такая скупость, обнаруживающая маловерие иноков: всех монахов вдруг поразила несытость. Настоятелем было приказано увеличить вдвое порции монашеского обеда, но и после этого иноки вставали из за стола голодными и продолжали роптать на скупого настоятеля. Тогда настоятель, увидевши в этом наказание свыше за свое маловерие, раскаялся в своем грехе и распорядился отворить ворота для всех неимущих. И вот, как только начали снова являться в обители смиренные гости, исчезло чувство несытости у иноков, и они поняли, что терпели наказание за обуявшую их жадность. При игумене же Адриане совершилось и множество других чудес. Батюшке было некогда предсказано преподобным Дионисием, что он будет жить в Троицком монастыре, и предсказание прозорливца исполнилось. По воле патриарха Иоасафа, 1 августа 1640 г. Адриан был назначен настоятелем Троице-Сергиева монастыря и возведен в сан архимандрита.

Князь Алексей Михайлович Львов (монах Авраамий, ум. в 1653 г.). «Он был одним из сподвижников князя Д.М. По¬жарского во Втором ополчении, освобождавшем Москву. Участвовал в Земском соборе и подписался на грамоте об избрании Михаила Романова царем. В 1627 году Львов получил чин окольничьего, в дальнейшем служил в приказе Большого Дворца и возглавлял его до 1652 года. Потомства Алексей Михайлович не имел и неза¬долго до смерти принял постриг с именем Авраамия в Толгском монастыре» .
Игумены Иоиль и Гордиан (1641–1650 и 1673–1700 гг. управления монастырем) являют нам высокий пример христианского воспитания в семье. «Родные братья, родом из города Романова, происходили из благочестивого семейства, имея трех братьев и родителей: отца Самсона, прозванием Богомола и мать Неонилу. В течение 10 лет все пять сыновей Самсона, по предсказанному ранее, постриглись в монахи с именами Иоиль, Гордиан, Самсон, Акила и Макарий. При игумене Иоиле в 1657 году учрежден ежегодный крестный ход с чудотворною Толгской иконой в г. Ярославль. После смерти своего отца вскоре скончался и Иоиль и погребен, согласно его завещанию, в устроенном им Смоленском монастыре» . Игумен Гордиан с 1673 по 1700 год возглавляет Толгский монастырь с оставлением за ним звания игумена Смоленского монастыря и становится одним из самых выдающихся его игуменов. Гордиан являлся не только игуменом Смоленского и Толгского монастырей, но также строителем и живописцем. При нем и по его заказу была составлена 3-я, самая популярная, пространная редакция Сказания о Толгской иконе с 28 чудесами. При нем была завершена постройка святых монастырских врат и возведена Введенская соборная церковь, произведены фресковые росписи, трехъярусная колокольня и поднят колокол весом 200 пудов, отлитый на пожертвованные Никитой Львовым 1000 рублей. Игумен пользовался уважением и умел привлекать к себе людей. Скончался игумен Гордиан в 1700 году и погребен при северо-западной стене алтаря сооруженного им соборного монастырского храма».

Архиепископ Ириней (Нестерович) (в 1848–1864 гг. управлял Толгской обителью). О цитируемом нами в начале исследования архиепископе Иринее написано несколько книг. Этот человек оставил яркий след в истории Иркутской епархии, Вологодского края и нашей обители. Духовный портрет владыки раскрывает его удивительная биография и воспоминания о нем современников. Именно к владыке Иринею единственный раз за всю историю своего пребывания на Ярославской земле приезжал для духовной беседы святитель Игнатий (Брянчанинов).

«Внешность архиеп. Иринея производила сильное впечатление. "Ему было около 45 лет, – описывал один из знавших его уже в Иркутске, – среднего роста, сложен очень правильно; движения очень грациозные и выражали физическую силу и энергию; лицо мужественное, взгляд быстрый, проницательный, голос самый чистый – грудной мягкий тенор. Подражать владыке Иринею невозможно! Каждое слово его ловили. Уроки же его, или лекции его отличались необыкновенной простотой и тем, что мы могли его обо всем спрашивать и прямо, ничего не боясь, высказывать ему наши сомнения и беседовать"».

«Прибыл архиепископ Ириней в Иркутск 17 октября 1830 года, а уже в июле следующего года последовал императорский указ о лишении его архиерейства и ссылке в Спасо-Прилуцкий монастырь Вологодской епархии под бдительный надзор настоятеля монастыря и местного архиерея. В 1848 году он был определен в настоятели Толгского монастыря Ярославской епархии. Народ любил и уважал его, считая его мучеником, безвинно пострадавшим от своих врагов, прозорливым и юродивым. Известие о переводе преосвященного на новое место жители встретили с грустью. 25 мая под колокольный звон всех городских церквей преосвященный прощался с Вологдой, заехал в храмы, находящиеся на пути его следования, а при выезде из города благословил его в последний раз».

«27 мая 1848 года прибыл преосвященный Ириней в Толгскую обитель, которая произвела на него поражающее впечатление. Толгская обитель была благоустроена и украшена скончавшимся за 4 года перед прибытием преосвященного Иринея настоятелем архиепископом Авраамом, так что преосвященному Иринею не пришлось много заботиться об устроении обители. Впрочем, и в этом отношении он не мало сделал для монастыря.

Особое попечение его было обращено на чудотворный образ Богоматери. Для ношения его в крестных ходах в 1856 году устроен Владыкою большой серебряный киот, весом в три пуда, лучшей московской работы. Им же устроены для иконы Богоматери и копий с нее четыре ризы, из которых одна весьма высокой ценности, низанная жемчугом, украшена драгоценными камнями, в числе которых находящиеся в лучах венца Богоматери аметисты приложены им самим из имевшихся у него четок. Не мало забот приложены преосв. Иринеем для улучшения ризницы. Им устроены лучшие соборные священнические и диаконские облачения, а так же богатые облачения для архиерейского служения. Им же куплен в Ярославле каменный двухэтажный дом, прилегающий к монастырскому подворью.

Но главные труды архиепископа Иринея по управлению его Толгским монастырем состояли в другом. За 4 года от смерти архиепископа Авраама до прибытия преосвященного Иринея настоятелем Толгской обители был ректор Петербургской семинарии архимандрит Феогност. Он всё время жил в Петербурге, и при отсутствии непосредственного надзора монастырская дисциплина заметно упала. Богослужение совершалось не строго по уставу, в чтении положенных кафизм и канонов делались пропуски, и самое чтение было торопливое и невыразительное; правила монашеской жизни соблюдались не строго. Вот на эти недостатки преосвященный Ириней и обратил внимание. Он стал посещать все совершаемые в обители богослужения, сам читал кафизмы и канон, и своим чтением давал пример неукоснительного и точного исполнения церковного устава. Жизнь монастырской братии была строго распределена, и преосвященный настоятель своей подвижническою жизнью являл пример строгого исполнения иноческого устава. Вообще, учить и наставлять – было главной задачей преосвященного Иринея. Когда Ярославские архипастыри были вызываемы в Петербург для присутствования в Святейшем Синоде, то преосвященному Иринею поручалось совершение рукоположения ставленников в священные степени. Ставленников он заставлял жить в монастыре и за время пребывания их здесь заставлял их изучать тексты из Священного Писания. По несколько раз в день должны были они являться в келии преосвященного. Он выходил, прочитывал какой-нибудь текст из Священного Писания и заставлял их повторять его до тех пор, пока все не запомнят его. Тогда он делал изъяснение данного текста и выводил из него нравоучение.

Прирожденные черты характера, такие как твердость и воля, иногда сказывались в преосвященном Иринее. Он был по-прежнему строг и нелицеприятен в своих обличениях. Если он замечал разговаривающих в церкви, то во всеуслышание обличал виновных, не обращая внимания на их общественное положение. Это, конечно, нравилось не всем. Но простой народ любил преосвященного за его подвижническую жизнь, за его нравоучительные беседы, за его проницательные мудрые советы по вопросам духовной жизни, за которыми к нему обращался каждый желающий. Среди современников преосв. Ириней почитался за прозорливца. Главное же внимание преосвященного было обращено на жизнь братии, соответствующую иноческому званию. Строго и неизменно исполняя все правила иноческой жизни, архиепископ не отличался от простого инока. Пост и молитву он выполнял наравне со всей братией и большую часть своих доходов распределял на милостыню бедным и вспомоществование своим родственникам. Келейная жизнь иноков не оставлена была без внимания; на всё были установлены правила и изданы инструкции. Строго были преследуемы нетрезвость, сварливость и другие пороки. Иноки и послушники являлись к нему после каждого Богослужения. <...>

Года за два до своей смерти он устроил себе дубовый гроб и могилу возле Спасской церкви. Рассказывают, что когда могила была готова, он пришел посмотреть ее и, при виде этого последнего пристанища каждого человека, вспомнил всю свою прежнюю жизнь. Тихо скончался 18 мая 1864 года в возрасте 81 года и был погребен архиепископом Ярославским Нилом при громадном стечении народа» .

Архимандрит Пимен (Благово), 1827–1897 гг.

Пимен (в миру Дмитрий Дмитриевич Благово) – архимандрит Толгского монастыря, духовный писатель, настоятель русской посольской церкви в Риме. «Автор книги "Рассказы бабушки" (1878–1880), сочинений по истории Русской Православной Церкви, мемуарист и "исследователь дворянских родословий". Получив домашнее образование, в 1845–1849 юноша учился на юридическом факультете Московского университета. Среди студентов он выделялся образованностью и благонравием. По окончании университета он какое-то время служил в канцелярии московского генерал-губернатора, состоял директором богоугодных заведений в г. Дмитрове. Женился, но брак оказался неудачным – жена сбежала, оставив на его руках четырехлетнюю дочь Вареньку, умерла мать. В 1867 году он становится послушником подмосковного Николо-Угрешского монастыря и в течение тринадцати лет несет послушание при знаменитом архимандрите Пимене (Мясникове)» . После кончины своего наставника архимандрита Пимена в 1880 году писатель переходит послушником в Толгский монастырь. В 1882 году он наконец-то получил развод. Дочь Варвара к тому времени была уже три года замужем за известным историком, профессором Казанского университета Д.А. Корсаковым. Препятствий для принятия монашества у Д.Д. Благово больше не было, и в 1882 году он постригается с именем Пимен в память своего духовного наставника. В том же году его рукополагают в иеромонахи. А в 1884 году отец Пимен был возведен в сан архимандрита и определен настоятелем русской посольской церкви в Риме, где и прожил с 1885 года до конца жизни.

Архимандрит Порфирий (Кулаков), 1897–1910 гг.

Происходил из крестьян Нижегородской губернии. В миру – Петр Кулаков. «По обоюдному согласию с женою оба они ушли в 1876 году в монастырь – она в Серафимо-Понетаевский, а он в Павло-Обнорский, откуда через четыре года перешел в Толгский монастырь. Здесь он прожил тридцать лет, проходя все монастырские послушания, восходя от силы в силу. Скромный, удалявшийся от всякой суеты и тщеславия, со скорбью принял он на себя в 1897 году должность наместника Толгского монастыря, каковую с честью нес до гробовой доски. Отошел ко Господу 29 апреля 1910 года, после 34 лет своей жизни в обители и 13 лет управления Толгским монастырем.

Отличительной чертой о. архимандрита было его смирение, незлобие и молчальничество. Он первый шел на молитву и труд и этим побуждал иноков к спасительному для них послушанию. В последние годы жизни о. Порфирий стал прихварывать и еще более предался созерцательному образу жизни. Келья и храм стали постоянными местами его излюбленных молитвенных подвигов, и только по обязанностям службы отрывался он от последних для посещения братства и хозяйства монастыря. Весьма бережливый, о. Порфирий имел глубокую заботу о предстоящем юбилее обители, сохраняя свои сбережения к ремонту монастыря. При наместнике о. Порфирии выстроен храм при Толгском подворье в г. Рыбинске» . Два родных брата отца архимандрита также служили Богу в чине монашеском. Один из них подвизался вместе с отцом Порфирием на Толге, другой ныне прославлен Церковью как преподобный Филарет Ичалковский.

Начало XX столетия отмечено пребыванием в обители таких подвижников как игумен (впоследствии архиепископ Угличский, исповедник, священномученик) Серафим (Самойлович), 1910–1915 гг. управления обителью; будущий келейник патриарха Тихона схиархимандрит Анемподист (Алексеев), преподобномученики Иосиф и Никандр.
23 июня 1910 года иеромонах Серафим становится наместником Ярославского Толгского монастыря. В этой должности он вновь после Аляски трудится под началом владыки Тихона. Произвел сложный и основательный ремонт всех храмов и монастырских зданий, в том числе и на подворьях в Рыбинске и Ярославле. В 1913 г. им была устроена сельскохозяйственная пчеловодческая школа с приютом для сирот, в которой за счет монастыря и благотворителей обучалось до 25 учеников. С началом войны 1914 г. игумен Серафим учредил при Толгском монастыре лазарет для раненых. Как наместник, он деятельно участвовал в подготовке и проведении праздника 600-летия монастыря (август 1914 г.). Руководил торжествами архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел. Обитель во главе с ее наместником в дни юбилея приняла множество богомольцев. Были устроены навесы для ночлега и раздача хлеба. Паломники бесплатно получали образки, брошюры и листочки духовного содержания. В 1915 году отец Серафим был назначен настоятелем Угличского Алексеевского монастыря и возведен в сан архимандрита. Волей Божией впоследствии владыка Серафим стал заместителем Патриаршего Местоблюстителя. Владыка Серафим управлял Церковью до 30 марта (12 апреля) 1927 г. С освобождением из заключения митрополита Сергия, он передал ему свои заместительские права. Арестован, отбывал заключение в Соловецком лагере, где его посылали постоянно на тяжелые общие работы. Поднимая кирпичи на постройку двухэтажного здания, архиепископ Серафим упал с лесов и переломал себе ребра, которые неудачно срослись, что сделало его инвалидом. Осенью 1930 г. он был отправлен на строительство Беломорканала, затем 3 года ссылки. 9 ноября 1937 г. священномученик Серафим был расстрелян в лагере. Архиепископ Серафим был прославлен на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. День памяти –14 (27) ноября».

Преподобномученик Иосиф, иеромонах Толгский (†21.08.1918) родился в 1861 году в крестьянской семье. В тридцать лет ушел из мира в Толгский монастырь, затем был переведен в Ростовский Троице-Варницкий монастырь, где и принял монашеский постриг. В 1900 г. его в сане иеромонаха направили для исполнения пастырских обязанностей на флот. В июне 1901 г. возвращен в братство Толгского монастыря, где подвизался до Первой мировой войны. В качестве полкового священника находился в боях и военных походах. Награжден орденами Св. Анны 2-й и 3-й степени и наперсным крестом. В ноябре 1915 г. вернулся в монастырь. В апреле 1917 г. о. Иосиф был переведен в г. Рыбинск заведующим подворья Толгского монастыря. Будучи уведен ночью 20 августа 1918 года с подворья, иеромонах Иосиф на другой день был найден убитым на реке Черемхе. Преподобномученик Иосиф был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года, указом Священного Синода от 17 июля 2001 года» . Память 21.08. Преподобномученик Никандр (Никифор Дмитриевич Прусак), иеромонах Толгский (†1918) родился в 1865 г. в Каменец-Подольской губернии, в крестьянской семье. В 1896 г. был пострижен в монашество в Зеленчукской пустыни с именем Никандр, а на следующий год принял сан иеромонаха. Подвизался в Кавказском миссионерском монастыре, Болховском Троицком монастыре Орловской епархии, в 1916 г. переведен в Толгский монастырь. Убит 30 июня 1918 г. Память: 30.06.

К сожалению, многие сведения о монастырской братии утрачены и нам остается только представлять себе уклад жизни и образ мысли монахов, подвизающихся на Толге более ста лет назад. В начале 1990-х годов на территории монастыря происходила реконструкция, в результате которой были подняты и перезахоронены в общую братскую могилу многочисленные останки захороненных на монастырском кладбище монахов и благодетелей. Многие косточки отливали медовым оттенком, в каких-то захоронениях обнаруживались неистлевшие священнические и монашеские облачения. Эти факты свидетельствует о том, что многие насельники получили у Господа особую милость и их молитвами во многом стоит современная обитель.


Приложение 1.

Игумены Толгской обители:

1. Герман, упоминается под 1392 годом
2. Кассиан, упом. 2 февр. 1541 г.
3. Иона, упом. 1555 и 1556 гг.
4. Иоанн, упом. 1 дек. 1561 г.
5. Феодосий (Харитонов), 1578–1602 гг.
6. Иона II, 1606–1611 гг.
7. Макарий, упом. 1613, 1614 гг.
8. Серапион, 1618–1634 гг.
9. Адриан, 1635–1640 гг.
10. Иоиль, 1641–1650 гг
11. Мисаил I, упом. 1652, 1654 гг.
12. Филарет, упом. 1655, 1656 гг.
13. Мисаил II, упом. 1659, 60, 61.
14. Дионисий, упом. 1662
15. Мисаил III, упом. 28 июля 1663
16. Сергий, 1662–1666 гг.
17. Савватий, 1666–1671 гг.
18. Гордиан, 1671–1700 гг.
19. Филарет I, 1701–1705 гг.

Архимандриты:
20. Корнилий, упом. 1707 г.
21. Рафаил I (Казанович), упом. 25 дек. 1707
22. Иона I, 1711–1719 гг.
23. Даниил, 1719–1722 гг.

Игумены:
24. Афанасий (Коноиди), 02.03.1722–08.07.1723 гг.
25. Филарет II, упом. в янв. 1724 г.

Архимандриты:
26. Пимен (Савелов), 1729–1736 гг.
27. Рафаил II, 1736–1737 гг.
28. Иосиф I, 1737–1743 гг.
29. Иоанникий, 1743–1746 гг.
30. Гавриил I, 1746–1747 гг.
31. Иосиф II, 1747–1752 гг.
32. Иосиф III, 1752–1754 гг.
33. Вонифатий (Борецкий), 1754–1758 гг.
34. Пармен, 28.04.1758 – 03.08.1758 гг.
35. Илларион (Завалевич), 13.08.1758–10.09.1758 гг.
36. Киприан, 1758–1762 гг.
37. Иринарх I, 1762–1775 гг. (погребен (?))

Игумены:
38. Игумен Филимон (Терлецкий), 1775–1786 гг.
39. Игумен Иоанн (Терликов) 1786–1789 гг.


Архимандриты:
40. Порфирий, 1790–1795 гг. (погребен)
41. Анастасий, 1795–1797 гг.
42. Никон, 1797–1799 гг. (погребен)
43. Августин (Сахаров), 1798–1800 гг.
44. Моисей, 1800–1812 гг.
45. Иоанн, 29.03.1813–16.10.1813 гг.
46. Аполлос (Алексеевский), 1813–1816 гг.
47. Феофилакт (Протопопов), 1816–1820 гг. (погребен)
48. Гавриил (Розанов), 11.01.1821–18.09. 1821 гг.
49. Аарон (Нарциссов), 1821–1826 гг.
50. Иассон (Никольский), 1826–1830 гг. (погребен)
51. Иринарх II (Попов), 1831–1836 гг.
52. Авраам (Шумилин), 1836–1844 гг. (погребен)
53. Макарий, 1836–1838 гг.
54. Афанасий (Соколов), 1838–1841 гг.
55. Феогност (Лебедев), 1841–1848 гг.
56. Ириней (Нестерович), 1848–1864 гг. (погребен)
57. Флавиан (Остроумов), 1865–1867 гг. (погребен)
58. Владимир (Миловиднов), 1869–1877 гг.
59. Павел (Глебов), 1878–1892 гг.
60. Герман (Ханов), 1892–1897 гг.
61. Порфирий (Кулаков), 1897–1910 гг. (погребен)
62. Игумен Серафим (Самойлович), 1910–1915 гг.
63. Архимандрит Анемподист (Алексеев), 1917–1921 гг.

Братия, упоминаемая в монастырских актах, летописях и списках монастырского кладбища:
Схимонахи:
Епифаний
Иоасаф
Тихон (7162)
Карион (7173)

Иеромонахи:
Герасим
Авраамий
Варлаам
Иосиф
Александр
Дионисий
Петр
Виктор
Иоиль (1806)
Филарет
Иаков
Вассиан
Сергий
Алексий (1840)
Паисий (1845)
Палладий (1854)
Вениамин
уб. Феодосий
уб. Игнатий
уб. Савватий
уб. Иоасаф
уб. Киприан
уб. Варсонофий
уб. Гедеон
уб. Дионисий
уб. Адам
уб. Дамиан
уб. Гавриил
уб. Ферапонт
Агафангел (1836)
Паисий (1857)
Исаакий (1876)
Иринарх (1878)
Авраамий (1880-е гг.)
1913 г:
Амфилохий
Василий
Спиридон
Аполлинарий
Митрофан
Афанасий
Вениамин
Модест
Иосиф (Баранов)
Гедеон
Варлаам
Иосиф (Лукин)
Варсонофий
Иоанникий
Павел
Павел (1852)
Нектарий (1893)
Нил (1896)
Пантелеимон (1903)
Митрофан
Савва
Иоанникий
Михаил
Макарий
Алексий
Илларион
Арсений

Иеродиаконы:
уб. Варлаам
уб. Феофил
уб. Аверкий
Митрофан
Павел
Самуил
Димитрий
Нифонт
Феодор
Аркадий
Михаил
Мисаил
Савва
Нил
Николай (1895)
Паисий (1918)
Иоанн (1918)
Софроний

Монахи:
келарь Иоасаф
казначей Афанасий
Макарий
головщик Корнилий
головщик Филарет
канонарх Иосиф
псаломщик Марк
псаломщик Иаков
ризничий Епифаний
панамарь Исайя
панамарь Иаков
Корнилий
Макарий
Иосиф
Гавриил
Гурий
Матфей
Адам
Вавила
Филарет
Сергий
Панфил
Мина
Димитрий
Пафнутий
панамарь Кирилл
Иоанн
Илия
Илларион
Савватий
Филарет
Вассиан
Иоанн
Феодосий
Михаил
Давид
Харитон
Игнатий
Адам
Иона
Игнатий
Авраам
Корнилий
Филарет
Иосиф
Моисей
Авраамий
панамарь Филарет
казначей Иоасаф (1793)
Вавила
Мина
Нил
Марк
Самсон
Акила
Макарий
Михаил (1694)
Иероним
Игнатий
Феодосий
Аврелиан
Марк
Досифей (1890)
Георгий (1918)
Феофан (1918)

Иноки:
Ефрем
уб. Иоасаф
уб.Гурий
уб.Варфоломей
уб. Антоний

Послушники:
убиенные в 1609 г.:
Карп
Тимофей
Климент
Евдоким
Иаков
Дометий
Савва
Ермолай
Стефан
Павел
Иродион
Панкратий
Флор
Аверкий
Сергий
Афиноген
Иоанникий
Евсевий
Иоанн
Симеон
Калинник
Фотий
Евстафий
Иоанн
Онисифор
Игнатий
Кондрат
Послушники:
Николай
Феодор
Павел
Герасим
Павлин
Мартемьян
Геннадий
Гавриил
Павел

 

Приложение 2

Стихотворения архимандрита Пимена (Благово)

Человек яко трава, дни его.
Яко цвет сельный, тако отцветет.
Пс. 102, ст. 15

Когда я в раздумье гляжу на могилы,
Как грустно становится мне
Подумать, какие могучие силы
В себе поглотили оне:
И юности пылкой счастливые грёзы,
Надежды любви и отчаянья слёзы
Засыпаны той же холодной землёй;
И резвый младенец, и старец маститый,
Могучий вельможа и нищий с сумой –
Безмолвной могилой бесследно сокрыты,
Их ложе из тех же досок,
Лишь сверху здесь чудного мрамора плиты,
Там – просто сыпучий песок!

4 мая 1846, Москва

 

Вечность
(из Альбертини)

O Ewigkeit, Zeit ohne Zeit
J. Rist

Над развалинами света
Неподвижно время спит;
Здесь и там миры восходят,
Время жизнью их дарит;
Но и время сокрушится,
Пав на лезвие косы,
Только дух мой обновится
Вечным светом Божества!

1846, Москва

 

Ручей

В глуши лесов, в тени древесной,
С уступа гор течёт ручей,
И ток свой скромный и безвестный
Таит он там от всех очей.
Но если знойною порою
Случайно кто его найдёт,
Отраду светлою струёю
Он в грудь усталую вольёт...

Когда б по воле Провиденья
Во дни земного бытия
Дар благодатный облегченья
Скорбящих душ стяжал и я!
Не жажду я стяжаний ценных,
Не к ним стремлюся я душой:
Удел подвижников смиренных –
Да будет мой удел земной!

Вам власть и сила, чары злата,
Земли могучие сыны!
Мне – сердце любящее брата
И мир душевной тишины,
Вы, как моря, вы, как светила,
Вселенной можете служить:
Мне, как ручью, – пусть дастся сила
Добро неведомо творить!

16 августа 1846, село Горки

 

Тебе же, творящу милостыню, да не увесть
шуйца твоя, что творит десница твоя
Евангелие от Матфея, гл. 6, ст. 3

Коль ты богат, делись с собратом,
Хотя избытками делись,
Но что помог сребром иль златом,
Тем перед ним не возгордись;
Не возносись и пред собою:
Ты только долг исполнил свой,
И что ты дал одной рукою,
Пусть будет тайна для другой.

С любовью тёплой, со смиреньем
В нужде собрату помогай,
И что помог, с благодареньем
За то хвалу Творцу воздай!
Забудь свои все благостыни
И не кичись, как фарисей:
Творцу противен дух гордыни,
Не примет жертвы Он твоей!

Обижен сам ли ты судьбиной
И нет сокровищ у тебя –
В нужде хоть лептою единой
Ты помоги, но дай любя:
Богатых жертв и приношений
Господь не требует, не ждёт!
Он хочет милости, лишений,
Любви от тех, кто подаёт.

Но есть и нищие такие,
Которых бедность не видна,
И в помощь им дары иные
Твоя любовь принесть должна:
Есть в свете нищие душою,
Не ходят в рубищах они
И не скитаются с сумою –
Им только руку протяни.

Твоих сокровищ им не нужно;
Они вельможи, богачи:
Их сердце бедное недужно,
Им сиротство их облегчи.
Они горды, просить не станут,
Чтоб ты им милостыню дал:
Руки молящей не протянут, –
А ждут, чтоб ты их угадал.

И этим нищим подаянья
Не смей, не думай предлагать, –
Они не просят состраданья,
Им дар иной ты должен дать:
Душа их ждёт любви собратий,
Привета искренних друзей,
Любви святой, живых объятий –
Вот дар для нищих богачей!

1 ноября 1857, село Горки

 

Осенняя ночь

Всё оделось чёрной мглою;
Небо тускло; звёзды спят;
И над страждущей землёю
Ветры буйные шумят;
И деревья-великаны
Шлют свой ропот к облакам,
И поток, во гневе рьяный,
Пенясь, жмётся к берегам...

И сдаётся мне порою,
Будто зыблющийся бор
Начал с плачущей волною
Свой угрюмый разговор:
Жизнь и смерть возобновляют
Неоконченный свой спор;
То вдруг волны зарыдают,
То – застонет старый бор.

Бор ли старый и дремучий
Хочет волнам рассказать,
Что с него рукой могучей
Ветер стал убор срывать;
Иль волна, в тоске глубокой,
Бору жалобно гласит,
Что неволею жестокой
Ей мороз зимы грозит.

О, мечтатель, им внимая,
Посмотри ты на себя:
Ведь не та же ль скорбь живая
Гложет сердце у тебя?

Как у леса отнимает
Осень пышность и красу,
За листом листок срывает
В опечаленном лесу:
То же не было ль с тобою?
Вспомни, чем ты прежде был,
И мечту вслед за мечтою
В жизни все ты схоронил!

Как волна теперь тоскует,
Что зима её скуёт,
Так и ныне сердце чует,
Что нас то же в жизни ждёт.
Всё опять с весной проснётся,
Мир наряд свой обновит;
Льды растают, ключ польётся
И отрадно зажурчит...

Но для нас зима сурова:
Нас навек она скуёт;
Тем, кто отжил, – лета снова
Жизнь вторично не даёт!
Мы, как мир, не ожидаем,
Что пробудит нас весна.
Мы, как листья, увядаем,
Исчезаем, как волна.

Но коль людям обновленья
В жизни знать не суждено,
Им, взамен, от Провиденья
Благо высшее дано:
За пределами вселенной
Бог им вечность посулил,
Но смысл тайны сокровенной
Он премудро утаил.

Там, за далью бесконечной,
Та желанная страна,
Где луч солнца светит вечно,
Где всегдашняя весна,
Где нет бурь и непогоды,
Где жизнь вечность, а не миг,
Где сберутся все народы
Пред Владыкою владык!

В день всеобщий Воскресенья
Там должны предстать и мы,
Там весна и обновленье
После долгой лишь зимы.

1864

 

Истина

О, сколь ты, истина, прекрасна,
И непорочна, и чиста!
Блажен тот смертный, чьи уста
Не говорят другим пристрастно,
Не лицемерствуют, не льстят,
Не скроют правду из боязни
И, по вражде и неприязни,
На зло неправдою не мстят!
Блажен, кто к истине стремится
И неуклонно служит ей:
Тот в мире миром насладится,
Не омрачит души своей,
И отрешась от плоти тленной,
И в мире горнем, в небесах,
Где Правды Свет Всесовершенный, –
Он насладится вечных благ!

Но тот, кто правду не возлюбит,
Чьё сердце злобствует, кто лжёт,
Кто счастье брата словом губит,
Тот счастья в мире не найдёт:
Он сеет зло – он зло и жнёт!

23 ноября 1874, Угреша

 

Стократ блажен тот, кто умеет

Своим богатством обладать: –
Кто присно в Бога богатеет,
Не для себя его имеет,
Но любит ближним помогать, –
Тот волю Божью исполняет,
И что он ближним подаёт,
То в руку Божию влагает.
И Бог сторицей воздаёт.

23 ноября 1874, Угреша

 

Отдел рукописей РГБ. Ф. 548-8-79.

 

Библиография

1. Архиереи. Ириней (Нестерович) Серб // [Интернет-]публикация Благотворительного фонда «Русское Православие» (01.07.2011).

2. Гумеров А., свящ. Житие архиепископа Серафима (Самойловича) // Опубликовано на сайте Православие.ру от 05.02.2002 (01.07.2011).

3. Доржанский А.И. История Пензенской епархии. Исторический очерк. Пенза, 1999г. С.56 – 61. //[Интернет-]публикация сайта «Пенза Православная. Информационно-просветительский сайт Пензенской епархии» (01.07.2011).

4. Инок. Поэзия и искусство //Опубликовано на сайте (01.07.2011).

5. Интересное и необычное в русской литературе. Выпуск 92. (26.09.05) Забытые имена. Дмитрий Благово. // [Интернет]-журнал любителей русской словесности (01.07.2011)
6. Орлов Дм. Ярославский первоклассный Толгский монастырь. Ярославль, 1913.
7. Преподобномученик Иосиф, иеромонах Толгский // Опубликовано на официальном сайте Ярославской епархии

8. Пчелов Е.В. Монархи России. М., 2004. С.168.
9. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви СПб , 1877.
10. Руди Т.Р. Два Сказания о чудотворных святынях Смоленского, что на Бору, монастыря под Ярославлем // ТОДРЛ. СПб., 2001. С. 359–384.
11. Русский биографический словарь: В 25 тт./под наблюдением А. А. Половцова. 1896–1918.
12. Свято-Введенский Толгский женский монастырь. Опубликовано на сайте «Культурная эволюция» (01.07/2011).

13. Серафим (Самойлович) // Материал из Википедия – свободная [Интернет-] энциклопедия (01.07.2011).


Материалы по теме

Публикации

Свято-Введенский Толгский женский монастырь
Новоспасский монастырь
Свято-Введенский Толгский женский монастырь
Свято-Введенский Толгский женский монастырь
Свято-Введенский Толгский женский монастырь
Новоспасский монастырь
Свято-Введенский Толгский женский монастырь
Свято-Введенский Толгский женский монастырь

Доклады