Должны ли насельники монастырей иметь богословское образование - мнение участников богословской конференции

23-24 сентября 2013 года в Московской духовной академии прошла международная конференция «Монастыри и монашество: традиция и современность». В течение двух дней работы конференции ее участники высказались по наиболее актуальным вопросам, касающимся монашеской жизни.

Предлагаем Вашему вниманию подборку мнений участников конференции на тему: "Должны ли насельники монастырей иметь богословское образование?"

Савва, епископ Воскресенский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

Я считаю, что каждый монашествующий должен иметь богословское образование. Я столкнулся с проблемой, что те насельники, которые не имеют никакого богословского образования, ударяются в некоторые отклонения, в ереси, непонятные высказывания и соображения. Они порой пытаются в таком состоянии необразованности своей окормлять прихожан монастыря и, в общем-то, вести их по неправильному пути. А если бы было богословское образование, то была бы четкая самооценка и твердые мысли в отношении того или иного случая в жизни. Я имею в виду случаи, когда большое количество монашествующих, которые не имеют богословского образования, а начинают рассуждать о насущной проблеме ИНН, числа «666», электронных и различных средствах учета. Все это происходит в большей части именно в необразованных кругах, которые не читали отцов и не знают с чем сравнить.

В моем монастыре практически вся братия имеет духовное образование, только разного уровня. Большинство имеет среднее духовное образование, двое человек еще учится в духовных семинариях. И, конечно, меньшее количество – это те, кто закончил Московскую духовную академию. Но, думаю, со временем этот пробел мы постараемся восполнить. Более того, вчера на конференции говорил митрополит Иларион о специализации монастырей по каким-то определенным служениям. Так вот, мне показалось, что наш монастырь все-таки более будет специализироваться на образовании, поскольку сейчас у нас есть, по благословению Святейшего Патриарха, различные образовательные курсы. Я думаю, что со временем наберется необходимая братия, которая будет преподавать на этих курсах, самообразовываться и помогать другим братьям получать духовное образование.

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель подворья мужского монастыря Свято-Введенская Оптина Пустынь

В нашем монастыре Оптина Пустынь уникальное положение - более 90% братии закончила или учится в духовной семинарии и академии, в московской и калужской. Особое значение именно в нашем монастыре придается образованности. Мы помним слова одного из наших богословов, который сказал, что все последователи Христовы назывались не иначе, как учениками. И поэтому, если ты не хочешь учиться, то ты и не последователь Христов. Не для тебя приходили апостолы, не для тебя было Евангелие. Я не знаю, кто ты, только ты - не последователь Христов, если ты не хочешь учиться. Поэтому братия нашего монастыря имеет духовное образование, к этому стремится и это является основополагающим для дальнейшего принятия послушника в число братии. Сначала заканчивает семинарию, а потом принимается в наш монастырь. Потому что для общения с людьми требуется вникновение. Апостол Павел сказал своему ученику Тимофею: «Вникай в себя и учение. Поступай так и спасешь себя и слушающих тебя. Занимайся сим постоянно».

Варнава, епископ Павлодарский и Экибастузский

Вот, к сожалению, здесь очень большая проблема была. Сначала мы принимали, для того, чтобы возрождать обитель, людей ревностных, приходящих.Потом, когда последовало решение Церкви об обязательном образовании священнослужителей, братия священном сане стала поступать в различные семинарии на заочный сектор. В основном это были семинарии в Самаре, Нижнем Новгороде, Саратове. Все-таки получили очень много. Единственное, конечно, упущение в том, что этого не получают рядовые послушники, иноки, монахи. Как будешь говорить с человеком, если не имеешь элементарного образования, не знаешь всех основ Церкви? Часто бывает, что некоторые миряне более грамотные, они обучаются в различных духовных центрах. Одна женщина спросила: «У меня есть все: и средства, и досуг. Что мне благословите?». Я ей сказал: «Иди и учись в Свято-Тихоновском университете». Встретил ее через некоторое время и она мне сказала: «Поздравьте меня!». Я ей говорю: «С чем?». «Я по Вашему благословению окончила университет и мне это большую пользу принесло». То есть она уже может грамотно в своей обыденной жизни ответить человеку, потому что она прошла этот курс обучения.

Игумен Геронтий, настоятель Иоанна Милостивого мужского монастыря Тернопольской епархии

- Не принципиально.

- А в Вашем монастыре большое количество насельников имеют богословское образование?

- У нас небольшой монастырь, человек 10 братии. Из них трое учатся заочно в семинарии.

Игумения Феофила (Лепешинская), настоятельница Богородице-Рождественской девичей пустыни, с. Барятино Калужской области

Я считаю, что куда-то посылать учиться нельзя, ни в коем случае нельзя. У нас в обители с 1996 года проходит богословский семинар. Монастырь существует с 1993 года. Каждая сестра готовит какую-то тему, составляем программу. Начинали с Библейской истории, с минимума какого-то. А сейчас мы уже богословие изучаем. Сейчас составили программу на три года, вплоть до А.И. Осипова. То есть я считаю, что так надо, надо своими силами. Потому что неизвестно, как человек учится вне, в учебном заведении. Мы посылали учиться, но к нам больше не вернулись. Они повыходили замуж, причем в постриге уже. Нельзя! Человек, который прожил в монастыре, он очень уязвим для мирских соблазнов и ведется на все. Неграмотность – это проблема. Из истории мы знаем, что монастыри были рассадниками учености. Во всяком случае, на любой богословский вопрос монах должен был ответить. А сейчас монастыри стали рассадниками всяких суеверий. Какие-то тени монахов, какие-то ИНН. И впереди всех – монахи. Не знаю почему, но именно монахи, потому что у них на это направлены мозги. Вот я считаю, что тут сейчас раздали программу минимум – это очень хорошо. И это должно быть плодотворным. Хотя бы минимум богословских знаний все должны получить.

Игумен Парамон (Голубка), наместник Донского ставропигиального мужского монастыря

Я как окончивший Московскую духовную семинарию и академию считаю, что это для каждого необходимо. Причем, самым лучшим считаю, если человек прошел обучение на очном секторе, а не на заочном. Потому что только прошедший образовательную школу может глубже понять те процессы, которые происходят в современном мире.

Материалы по теме

Публикации

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Игумения Викторина (Перминова)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Игумения Викторина (Перминова)

Монашество

Московское подворье Оптиной пустыни
Московское подворье Оптиной пустыни

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ